Урок математики "Окружность и круг"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Урок математики по программе "Перспективная гачальная школа", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_okruzhnost_i_krug.docx | 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №59
г. Тюмени
Урок по математике
на тему «Окружность и круг»
Автор: Камалова Лилия Фануровна
учитель начальных классов,
первая категория
2013-2014 учебный год
Урок математики по ФГОС во 2 классе по теме «Окружность и круг»
Провела: учитель первой категории МАОУ СОШ №59 г. Тюмени
Камалова Лилия Фануровна
1.Дидактическое обоснование
Математика 2 класс (2 часть), автор учебника А. Л.Чекин. УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Окружность и круг»
Дата проведения ; 28.02.2014г.
Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятиями «круг» и «окружность»
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Задачи урока:
-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем;
-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-фронтальная, парная, групповая
Средства обучения:
-ПК, мультипроектор, интерактивная доска
2.Технологическая карта занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) Слайд 1 2 МИН. | Включение детей в деятельность Настрой на работу в стихотворной форме - На уроке у нас присутствует много гостей, давайте улыбнемся им. Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 5 МИН. Слайд 2 | Определяет типичные недостатки - Посмотрите внимательно на геометрические фигуры (открываю доску) . - Как вы думаете, что вам предстоит сделать с ними? - Назовите, что это за фигуры? - Что еще видите? Как вы думаете для чего они? Где располагаются буквы? - Что объединяет эти фигуры и чем они отличаются друг от друга? – Какая фигура лишняя? - Почему? - Составьте 2 слова: 1) из букв, которые находятся на границе фигур; 2) из букв, которые находятся внутри фигур. - Попробуйте определить тему нашего урока . | ( ответы детей) - Треугольник, квадрат, круг, пятиугольник (Буквы) ( ответы детей) - Внутри, на границе. - Это все геометрические фигуры - У круга нет углов - Круг – Остальные многоугольники. - Окружность - Круг - «Окружность и круг» | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические- Анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи 1 МИН. | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации Работа в тетрадях. - Открыли тетради, записали число, классная работа (опереться на плакат «Сиди правильно») . - К доске попрошу выйти двух учеников. Один ученик нам нарисует окружность, другой ученик круг. - Вы ребята в тетрадях рисуете в первом квадрате: 1в. - поднимите правую руку – рисуете окружность, 2в. - поднимите левую руку – рисуете круг. - Были даны разные задания, а фигуры получились похожие. А вы сравните ребята свои работы с работой соседа. У вас тоже получились одинаковые фигуры? - Как вы думаете почему так получилось? Вы считаете, что круг и окружность это одно и тоже? - Что нам предстоит узнать сегодня на уроке? Какие важные открытия мы сделаем? - Посмотрите на доску и в тетради, а фигуры у вас получились ровные? А почему? Чему мы должны сегодня научиться? - А у вас есть предположение при помощи чего мы сможем с вами чертить ровные фигуры? Т. Е. мы познакомимся с вами сегодня с каким новым инструментом? - Давайте еще раз вспомним, как звучало задание? - У нас получилось разграничить эти два понятия? - Значит какая самая большая задача стоит перед нами сегодня на уроке? - Над какой проблемой мы с вами будем работать? | Ставят цели, формулируют тему урока Записывают дату и классная работа Выходят 2 ученика. Один рисует круг, второй – окружность. Остальные работают в тетрадях по вариантам. (ответы детей) - Узнаем, что такое окружность и что такое круг. - Научимся чертить эти геометрические фигуры. - Циркулем
- Нарисовать круг и окружность - Нет Чем круг отличается от окружности | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные Формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения Слайд 3 6 МИН. | Организация учащихся на исследование проблемной ситуации - Послушайте и отгадайте загадку: В дверь вошло животное, До того голодное: Съело веник и метлу, Съело коврик на полу, Занавески на окне И картину на стене, Со стола слизнула справку И опять пошло на грядку. - Посмотрите на экран. Вы видите козу Белочку, которую привязали к колышку. - Предположите, на какое расстояние она может отойти от колышка? - А как она будет передвигаться, будучи привязанной к колышку, как вы думаете? -Если она будет двигаться вокруг колышка и съест всю траву, до куда дотянется, как вы думаете, какую геометрическую фигуру она получит? - Чем тогда будет являться колышек? - Откройте учебник на стр.44. Там мы с вами встретимся с нашими старыми друзьями Мишей, Машей и козой Белочкой - Может ли Белочка пощипать все цветы внутри круга? Почему? Подведение к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога | Составляют план достижения цели и определяют средства - Коза - На длину веревки - Вокруг колышка - Круг - Центром круга Рассматривают рисунок на стр.44 и читают диалог Маши и Миши «Почему наша коза Белочка выщипала ровную площадку? Она же не знает геометрических фигур», - спросил Миша у сестры. «Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это - центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг», - объяснила Маша. - Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Физминутка 1 МИН. Слайд 4 | Снятие усталости с глаз Электронная физминутка «Облака» | Следят глазами за двигающимися по экрану фигурками | |
5. Первичное закрепление Слайд 5 14 МИН. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Предлагаю самостоятельно прочитать задание №1 стр.44 и выбрать правильный вариант ответа: - Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то, как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки? (Работают в парах, с соседом по парте.) - Выберите вместе, как в считаете, правильный ответ и проиллюстрируйте свой ответ на листочке. - Давайте проверим. - Рассмотрите рисунки на слайдах: Светло-зелёным цветом на них обозначен первоначальный круг, где паслась Белочка. Темно-зелёным цветом обозначена новая область на лугу, на которой теперь Белочка может щипать травку. - Дети как вы думаете, какой рисунок 1 или 2 соответствует тому, что предложили ребята? - Кто еще выбрал такой вариант, поднимите руки. - А почему никто не выбрал, вариант укоротить веревку? | Проговаривают способ решения в громкой речи, выбирают рисунок и дают пояснение. 4. Задание № 1 стр.44 Дети выбирают и иллюстрируют варианты ответов. а) удлинить верёвку; Решают задачу №1 стр.44 на новый способ действий. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
Практическая задача. - Скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с геометрической фигурой- кругом? -Давайте посмотрим, с какой проблемой столкнулись Маша и Миша в задании №3 стр. 45? - Ребятам для игры нужно было обозначить круг на песке. Как им это сделать? ( Работа в группах) - А если нет верёвки? - А можно ли обозначить круг, если нет ни верёвки, ни палки? - Что нужно сделать для того чтобы начертить круг? - Что такое граница? - Что является границей прямоугольника? -А как может называться граница круга? -Правильно, ребята, эта граница называется окружность. - Один мудрый человек сказал: «Окружность – душа геометрии». - Почему окружность называют душой геометрии нам расскажет Мельников Данил (Данил выступает за кафедрой) . У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность, Она идет по краю круга И называется? … - Где в повседневной жизни вы встречались с окружностью ? (Демонстрируются пяльца для шитья) - Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом в повседневной жизни? (Демонстрируется тарелка) -Чем отличается окружность от круга? - Если воду налить в тарелку, она примет форму чего? - Если по краю не будет окружности, что произойдет с водой?. - Может быть круг без окружности? - А окружность без круга? Вывод: Чем же окружность отличается от круга? - Мы с вами чертили окружность в тетрадях и на доске . Почему фигуры получились неточные ? -Как удобнее и легче начертить окружность? _- Предположите, а как я получила шаблон? - Начертите в квадрате № 2 окружность при помощи шаблона - Лучше получилось? - Заштрихуйте окружность. Что получилось? - Послушайте загадку и узнаете при помощи чего еще можно получить окружность: Мой предмет – циркач лихой, Чертит круг одной ногой. Может он согнуть колено, Если выйдет на арену, А другой проткнуть бумагу, Уцепился и ни шагу! - Приготовьте циркуль. Посмотрите на него внимательно (у учителя большой циркуль) . - Предположите из каких элементов состоит циркуль? - Знакомо ли вам это слово? - Совершенно верно. Мы знаем, как нужно писать слово «циркуль». Какую букву пишут в корне после Ц? В каких случаях? - Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему? - Назовите правила как пользоваться циркулем. - Продемонстрируйте как нужно передавать циркуль соседу по парте - Какая ножка циркуля стоит в центре окружности ? - Почему? -Рассмотрите рисунок стр.46 и объясните, как с помощью циркуля проводят окружности.
| - «Кошки- мышки», «Третий лишний», «Пляжный волейбол», «Ловись рыбка» Решают задачу №3 стр.45 - Начертить круг можно с помощью веревки. Если один конец закрепить в центре, а с другим концом обойти вокруг, то получится круг. -Верёвку можно заменить палкой. - Да. Если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг него, то получится круг. - Нужно провести его границу ( ответы детей) - Стороны прямоугольника - Окружность Мельников Данил : «Окружность – замкнутая линия, все точки которой, равноудалены от центра. Окружность – удивительная фигура, древние греки её считали самой совершенной. Почему не бывает треугольных колес? Представьте себе, нашелся чудак, сделал велосипед с треугольными колёсами. Только нет таких чудаков, люди давно поняли, что колёса должны быть круглыми. Ось колеса находится в центре, спицы – радиусы, обод – окружность. Как ни повернётся колесо, расстояние между землёй и осью остаётся одинаковое, поэтому и катится колесо плавно. Колесо было изобретено давным – давно. С тех пор сделано много открытий и изображений, но и теперь в основе приборов и машин лежит круг. Окружность всегда привлекала к себе внимание художников и архитекторов. Арки, полукруглые окна придают торжественность. При использовании окружности получатся очень красивые узоры. Вот почему окружность – душа геометрии. - Окружность (ответы детей)
- Нам часто приходится встречаться с кругом в повседневной жизни. Форму круга могут иметь тарелка, блюдце, барабан… (ответы детей) - Круга - Она прольется - Нет - Да - Окружность – это граница круга. Круг – часть внутри окружности. (ответы детей) - При помощи шаблона (ответы детей) (ответы детей) - Круг - Циркуль - Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль. - На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и с его правописанием. - под ударением - Нельзя подносить к лицу, глазам; нельзя передавать циркуль соседу иглой вперёд; не играть; циркуль должен находиться в специальном футляре . (1в. передает, потом 2в., при этом сосед должен сказать волшебные слова) .
- С иглой. - Грифелем рисуем. Выводят алгоритм: Для того чтобы правильно начертить окружность нужно: 1. Карандашом отметит точку, в которой будет находиться иголка циркуля (это нужно для того, чтобы в случае если иголка циркуля соскочит с данной точки, можно было легко её определить) 2. Ставим точку на плоскости листа бумаги, обозначаем её О - центр круга. 3.совмещаем с точкой О конец иглы. 4. Совершаем круговое движение ножкой циркуля. | ||
Слайд 10 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | |||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 МИН. Слайд 11 | Организация деятельности по применению новых знаний - Как вы думаете для чего нам нужен циркуль, почему мы не можем чертить по шаблону? Задание №6 стр.46 Даём время на построение двух окружностей при разном растворе циркуля, оказывая необходимую помощь тем, у кого иголка циркуля соскакивает с данной точки. - Каждая окружность определяет круг. Больший круг закрасьте красным карандашом, а меньший - синим. - Итак, ребята для чего нужен циркуль? - Положите перед собой листочки. Перед вами 3 задания. Каждое задание стоит определённое количество баллов. 1з. – 2 балла, 2з. – 1 балл, 3 з. – 2 балла. Вы можете выполнить 1задание, 2 или все 3. Оценку можно будет легко вычислить, сложив баллы выполненных заданий. Все 3 – 5, 1 и 3 – 4, 1 и 2 – 3 - На работу вам 3 минутки. - Теперь сверьте свои ответы с ответами на экране. - Посчитайте, сколько баллов вы заработали. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. (ответы детей) Задание №6 стр.46 Дети выполняют построение и закрашивают круги. - Для того, чтобы можно было нарисовать круг нужного размера Дети выполняют задания. Сверяются с ответами на экране. Подсчитываю баллы. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение |
8.Физминутка 1 МИН. | Снятие мышечного напряжения «Ветер дует нам в лицо» | Выполнение упражнений под стихотворение | |
8.Обобщение и систематизация знаний 3 МИН. Слайд 12 Слайд 13 | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме -Ребята, а кто из вас был в цирке? -Как называется место, где выступают артисты? - А какую форму имеет арена? - Почему арена имеет форму круга? -Почему выбрана именно эта форма? -Каких размеров арена? (Видео «Галилео» Выпуск №127) -Возможно, вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. - Как называются эти виды спорта? Игра «Круг или окружность» (учитель демонстрирует предметы, дети хлопают если это круг, показывают кольцо руками, если это окружность) | Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей -Арена. -Арена имеет форму круга. (ответы детей) Дети называют виды спорта: вольная борьба, сумо, греко-римская борьба, самбо -крышка, -бублик, -тарелка, -баранка, -колечко, -браслет, - блин - зеркало | |
9. Рефлексия деятельности (итог урока) Слайд 14 2 МИН. Слайд 15,16,17 | 1.Организация рефлексии - Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой… - Граница круга… - Окружность можно начертить при помощи… - Если вам на уроке всё удалось - на полях нарисуйте зелёный круг, если у вас остались неразрешённые проблемы - жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь - красный круг 2.Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей. - Придумать образы животных, которые состоят только из окружностей и кругов | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности - Круг - Окружность - Циркуля, палки, верёвочки, рук Дети фиксируют на полях тетради свои ощущения. Записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуем для здоровья. Эмоциональное здоровье ученика.Урок творчества. Урок №1.Тема: Круги и линии.
Уроки творчества.Уроки творчества, своим происхождением обязаны одному из направлений современной практической психологии - арттерапии, или экспрессивной терапии. Для педагога важна в этих уро...
конспект урока по математике "Круг и шар" (Перспективная начальная школа)
- Сформировать представление о круге и шаре; -Развивать познавательные процессы- мышление (все виды): логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоц...
Конспект урока по математике "Круг и квадрат. Сравнение шара и куба"
Предложенный конспект урока предназначен для учащихся с умеренной умственной отсталостью...
конспект урока по теме: Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности
конспект урока математике во 2 классе по теме "Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности"...
Тема урока: «Узор из кругов и треугольников» – составление аппликации из цветной бумаги – украшение салфеток. Орнамент. Декоративно-прикладное искусство.
Конспект открытого урока в 1 классе по теме "Узор из кругов и треугольников"...
Конспект урока "Окружность и круг" 2 класс
2 класс ПНШ...
открытый урок по математике "Круг. Окружность" 3 класс
Предмет (направленность): математика, начальная школа.Возраст детей: 3 класс.Место проведения: класс.Тема Окружность и круг.(Неизвестное в известном)...