Урок математики во 2 классе "Час. Минута. Определение времени по часам"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Филиппова Ольга Валерьевна

Урок проведен во 2 классе в теме  «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» по учебнику авторов Моро М. И. и др.  «Математика. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 » издательства «Просвещение».  Данный урок изучается в теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc58.5 КБ
Файл chas_minuta._opredelenie_vremeni_po_chasam.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Филиппова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов МОУ ООШ с. Кай

Сценарий урока математики на тему: «Час, минута. Определение времени по часам»

Место урока в теме: №5 в теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».

Цели:

1. Сформировать представление о единицах времени (час, минута), соотношении между ними, учить определять время по часам.

2. Развивать  умения ориентироваться во времени, оценивать работу себя и своих товарищей.

3. Воспитывать уважение друг к другу во время работы в паре.

Тип урока: комбинированный урок.

Технология: элементы технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения, использование ИКТ.

Методы обучения: словесный, демонстрационный, практический, постановка проблемного вопроса, упражнения.

Форма: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения:  учебник, рабочая тетрадь, модель циферблата, презентация учителя.  

Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

1

Оргмомент

Проверка готовности учащихся к уроку, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Учащиеся готовы к уроку

2

Мотивация и целеполагание

а) Постановка проблемного вопроса

б) Определение темы урока:

в) Рефлексия

 Происходила ли с вами такая ситуация: вы знали, что по телевизору в определенное время будут показывать интересный мультфильм, очень хотели его посмотреть, но опаздывали к началу, а то и вовсе пропускали показ? Почему это происходило? Что нужно знать и уметь, чтобы всегда везде успевать?

На экране появляются ребусы (сутки, ночь, минутка, час).

Какое слово лишнее? Почему?

Что объединяет остальные слова?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Учитель обращает внимание детей на технологические карты ученика (Приложение 1.)

Учитель уточняет цели урока.

Учащиеся анализируют ситуацию и приходят к выводу: «для того, чтобы не опаздывать, нужно знать единицы времени и уметь определять время по часам».

Разгадывают ребусы, находят лишнее слово, определяют тему, связывающую остальные слова, приходят к выводу о теме урока.

Учащиеся заполняют карты, выясняют, что они должны знать и уметь, отмечают, что они уже знают и умеют и чему должны научиться.

Таким образом, учащиеся определяют цели урока.

Презентация. Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

3

Ознакомление с новым материалом.

Звучит загадка о часах:

Что всегда идет, а с места не сойдет?

а) Учитель знакомит учащихся со старинными часами: солнечными, водяными, песочными. Удобно ли было пользоваться такими часами? Где вы видели песочные часы?

б) Знакомство со строением часов.

Почему длинную стрелку называют минутной, а короткую – часовой?

Одинаково ли двигаются по кругу минутная и часовая стрелки?

Какая быстрее? Какая медленнее? Какая единица времени больше, час или минута?

Кто знает, сколько минут проходит минутная стрелка за один час?

в) Знакомство с видами часов (наручные, карманные, настенные, напольные, электронные).

г) Практическая работа с моделью циферблата.

Учитель показывает, как определять время.

Дает задания учащимся:

Покажите 2 часа, переведите минутную стрелку на число 1. Сколько минут прошла стрелка? Сколько времени на ваших часах?

Как показать на часах без 5 минут восемь?

Сколько минут длится урок? Урок начался в 9 часов. Покажите это время. Покажите, когда закончится урок.

д) Выполнение заданий: определить время по часам, найти ошибки, найти одинаковое время на механических и электронных часах.

е)  Знакомство с временным интервалом 1 минута (учебник с. 27 № 1)

Учитель засекает время.

Отгадывают загадку, отмечают назначение часов.

Рассматривают изображения старинных часов, отмечают их неудобство.

Рассматривают изображения часов, модель циферблата и настоящие часы. Отмечают назначение минутной  и часовой стрелок.

Выясняют, что за один час минутная стрелка пройдет 60 минут.

Рассматривают изображения разных видов часов, выясняют сходство и различие, назначение разных видов часов.

Учащиеся повторяют действия учителя на своих моделях.

Выполняют задания учителя, выполняя практическую работу с моделями циферблатов.

Выполняют задания.

В течение одной минуты считают, обводят клеточки, пишут цифры

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд  8 – 10.

Физкультминутка

4

Усвоение нового материала. Работа с учебником.

 Организует выполнение №2. Определение времени по рисункам часов, определение того, на сколько спешат часы.

Устно выполняют № 2.

5

Первичное закрепление. Практическая работа в парах.

Организует и контролирует работу учащихся

Задают друг другу задания на определение времени по модели циферблата.

6.

Повторение пройденного материала

а) Формирование вычислительных умений и навыков.

Засекает время (1мин)

Организует проверку, показывая правильные ответы на экране.

б) Формирование умения решать текстовые задачи (с. 27 №3)

Организует решение задачи: помогает проанализировать, изменить вопрос.

Контролирует деятельность учащихся.

Даёт дополнительные задания сильным учащимся: рабочая тетрадь с. 30 № 14 – 16.

В течение 1 мин решают числовые выражения по карточкам (Приложение 2), записывая только ответы.  Взаимопроверка в парах.

Читают задачу, анализируют, изменяют вопрос.

Сильные учащиеся решают самостоятельно, слабые – с карточкой-опорой  (Приложение 3.)

Сильные учащиеся выполняют дополнительные задания.

Слайд 11.

7

Домашнее задание.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания

1. Для всех: учебник с. 27 № 4, 5

2. Для слабых: карточка-опора (Приложение 4)

3. Для сильных: дополнительно задачи на смекалку (Приложение 5).

Выбирают и записывают домашнее задание.

Слайд 12.

8

Выводы по уроку.

Рефлексия

Анализирует и оценивает работу учащихся

Проверяет технологические карты учеников

Заполняют технологические карты, анализируя свою работу на уроке. Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Приложение 1.

Надо знать

Знаю

Надо уметь

Умею

В начале урока

В конце урока

В начале урока

В конце урока

Час, минута – единицы времени.

Определять время по часам

Сколько минут в одном часе?

Показывать заданное время по модели часов

Таблицу сложения и вычитания в пределах 20

Работать в паре

Приложение 2.

Найдите значения числовых выражений

14 – 10                4 + 6 + 3                18 – 8 + 5                4 + 2

17 – 7                 2 + 8 + 5                1 + 9 + 4                9 + 1

19 + 1                        18 – 8- 3                14 – 4 – 8                3 + 6

10 – 5                        11 – 1 – 8                17 – 7 -2                5 + 3

Приложение 3.

1 партия – 30 мин                              ? мин 2) +

2 партия - ? на 10 мин меньше

               1) –

1) 30 -   10 =         ( мин) – длилась вторая партия.

2) 30 +        =         (мин)

Ответ:         минут заняли обе партии.

Приложение 4.

Кино

7

Театр

5

Всего

?

Приложение 5.

Задачи на смекалку

1. Света, Аня и Галя пошли в кино: двое – утром, одна – днём. Света и Аня, Света и Галя пошли в разное время. Кто пошёл утром?

2. Гена и Дима принесли из магазина овощи: Гена – огурцы и кабачки, а Дима – только огурцы. Гена принес столько же штук, сколько Дима. Чего ребята принесли больше?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

, С + ЧЬ ЧАЙ С НОЧЬ СУТКИ МИНУТКА ЧАС Н

Слайд 2

Час, минута. Определение времени по часам Математика 2 класс

Слайд 3

Цели урока: Получить представление о единицах времени (час, минута), соотношении между ними, научиться определять время по часам. Развивать умения ориентироваться во времени, оценивать работу себя и своих товарищей. Воспитывать уважение друг к другу во время работы в паре.

Слайд 4

Что всегда идёт, А с места не сойдёт? Часы

Слайд 5

Часы бывают разные. Сначала появились солнечные часы, потом водяные, песочные.

Слайд 6

У часов есть короткая стрелка и длинная. Короткая показывает часы, а длинная – минуты.

Слайд 7

Сейчас в основном пользуются механическими и электронными часами. Рассмотрите внимательно разные часы. Скажите, как они называются.

Слайд 8

12 12 12 12 12 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11 Определите время по часам. 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11

Слайд 9

Что здесь нарисовано неправильно? 12 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11 12 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11 25 : 10 23 : 10

Слайд 10

Найдите одинаковое время на электронных и механических часах. 10 : 30 12 12 12 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11 6 3 9 1 2 4 5 7 8 10 11

Слайд 11

4 13 15 6 10 15 14 10 20 10 2 9 5 2 8 8

Слайд 12

Домашнее задание Для всех: учебник с. 27 № 4, 5 Для сильных: дополнительно задачи на смекалку

Слайд 13

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Час. Минута. Определение времени по часам."

Конспект разработан для УМК "Школа России" с подробным описанием формируемых универсальных учебных действий по ФГОС. Конспект содержит занимательные задания, помогающие учашимся 1 класса в игровой фор...

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.

Конспект урока по математике на тему  "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.  2 класс...

Технологическая карта урока математики во 2 классе Тема урока: «Час. Минута. Определение времени по часам»

Технологическая карта урока математики во 2 классе Тема урока: «Час. Минута. Определение времени по часам»...