Конспект урока математики во 2 классе по теме "Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Урок по своему типу комбинированный, включает много интересных заданий, которые носят практический, исследовательский характер и направлены на развитие познавательной активности детей. Урок построен как с использованием современных приемов (мотивационное начало урока, проблемная ситуация, рефлексия, обучающие структуры по сингапурской методике - это Инсайд – аутсайд сёкл, тэйк оф тач даун), так и уже хорошо известных (рассуждение, разъяснение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
математика 2 класс | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Князевская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Урок математики во 2-м классе на тему: «Квадрат»
Выполнила учитель начальных классов
I квалификационной категории
Хазиева Василя Закиевна
2014 г.
Технологическая карта
Структурные элементы урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Показатели реальных результатов |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) (2 мин.) | Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности. | Приветствие, эмоциональный настрой на урок. Устанавливает тематические рамки учебной деятельности. | Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Полная готовность класса к работе. Организация внимания учащихся. Эмоциональный настрой на урок. |
2. Актуализация знаний учащихся (4 мин).
| Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы. Создаёт проблемную ситуацию во время устного счёта. | Обсуждают способы решения задания. Выража- ют свою точку зрения, выдвигают свои версии. | Активизируются все мыслительные операции, познавательные процессы. |
3. Постановка учебной задачи (5 мин) а) разрешение проблемной ситуации; б) погружение в проблему; | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Разрешение проблемной ситуации, для подведения учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. | Анализируют проблему, делают выводы. Самостоятельно выделяют и формулируют тему урока. Формулируют конкретную для себя цель будущих учебных действий | Определяют базовый объем знаний для освоения новой задачи. Формулируют тему урока: квадрат.
|
4. «Открытие» детьми нового знания (8 мин.) а) практическая работа; б) работа по учебнику; в) чтение правила по учебнику. | Найти сходства и различия квадрата и прямоугольника. | Подводит детей к самостоятельному выводу: сходство и различие квадрата и прямоугольника. | Найти квадрат среди прямоугольников. | Выполняют задания из учебника в тетради, анализируют, устанавливают причинно – следственные связи. |
5. Физминутка (2 мин) | Выполнение упражнений для снятия утомляемости. | Проводит физминутку. | Дети выполняют упражнения для снятия утомляемости. | Снятие утомляемости. Поддержание эмоционального настроя на уроке. |
6. Первичное закрепление изученного материала (8 мин.) а) нахождение периметра; б) обобщение о квадрате и прямоугольнике. | Усвоить учащимися нахождение периметра квадрата по выведенной формуле. | Организует работу над выведением формулы нахождения периметра, подводит детей к самостоятельному выводу: любой квадрат может быть прямоугольником. | Находят периметр квадрата, делают вывод: любой квадрат – прямоугольник; называют предметы из жизни, имеющие форму квадрата. | Нахождение периметра квадрата. |
7. Включение в систему знаний и повторения. Составление задач по выражениям. (5 мин.) | Совершенствование умение составлять задачи по выражениям. | Организует самостоятельную работу по составлению выражения и решению задачи. | Учащиеся самостоятельно решают задачу. | Умение каждого обучающегося составлять задачи по выражениям. |
8. Физминутка для глаз. (2 мин.) | Выполнение упражнений для сохранения зрения. | Включает презентацию. | Выполняют упражнения. | Снятие усталости |
9. Итог урока. (7 мин.) | Проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока. | Учитель читает сказку о квадрате и треугольнике, через игру подводят итоги урок. | Выполняют предложенные учителем задания, делают выводы; соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. | Выявляет с обучающимися социальную и практическую значимость изучаемого материала. |
10. Рефлексия (2мин.) | Проведение самооценки учащимися своей деятельности. | Методика «Выбери слово». | Дети дают самооценку своей учебной деятельности | Рефлексия по поводу своего психо - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
Тема: «Квадрат».
Цель: систематизировать представление о прямоугольнике; дать представление о квадрате.
Задачи: познакомить с квадратом, с его свойствами, научить находить периметр квадрата; совершенствовать умение решать примеры, составлять задачи по выражениям; воспитывать интерес к урокам математики, чувство товарищества, культуру общения, умение анализировать свою работу, умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися свойств квадрата, нахождения периметра квадрата; умение составлять задачи по выражениям.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение оценивать результат своей деятельности; самоконтроль процесса и результата деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения; правильно планировать свою речь; отвечать на вопросы; взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы в парах.
Методы и приемы: объяснительные – иллюстративный, словесный метод, частично – поисковый метод, самопроверка, взаимопроверка, исследовательский метод.
Форма работы: фронтальная, индивидуальна, парная.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока:
- Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать.
- Актуализация знаний учащихся.
- Устный счет.
(на интерактивной доске игра «Вихрь» - примеры с ответами 66 и 84)
- Работа над задачей (на интерактивной доске).
-Турист отправился в Санкт-Петербург на поезде и затратил на дорогу 26 часов. А обратный путь он проделал на самолете и затратил 2 часа. Сколько часов сэкономил турист на обратном пути?
- На заводе за день выпускают 40 комбайнов, а тракторов – на 7 больше. Сколько тракторов выпускают на заводе за один день?
3) Логическая разминка.
(На столе геометрические фигуры – круг, треугольник, прямоугольник, квадрат)
- Какую фигуру вы считаете лишней? Почему? (убираем круг – нет углов)
- А теперь какая фигура лишняя? Почему? (треугольник – 3 угла)
- Назовите оставшиеся фигуры. (прямоугольник, квадр.)
-Какой четырехугольник называется прямоугольником? (четырехугольник, у которого все углы прямые)
III. Постановка учебной задачи.
(На интерактивной доске автомобили)
- Из каких геометрических фигур они состоят?
- Какие фигуры имеют прямые углы? (прямоугольник, квадрат)
- Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? (они равны)
- Какие фигуры составляют кабины машин? (квадрат)
- Сформулируйте тему урока. (Квадрат)
- Тему урока вы назвали, а как вы думаете, что мы сегодня узнаем о квадрате? (О сторонах квадрата)
IV. «Открытие» детьми нового знания.
1) Практическая работа.
- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 стороны, 4 прямых угла, противоположные стороны равны)
- А как это доказать? (наложить противоположные стороны)
- А чем отличаются квадрат и прямоугольник? (у квадрата все стороны равны)
- Докажите это. (Дети сравнивают противоположные стороны с помощью перегибания, затем квадрат сгибают по диагонали и сравнивают смежные стороны.)
- Итак, сделаем вывод: у квадрата все стороны равны.
-Нам нужно начертить квадрат в тетради. Известно, что длина одной стороны 6 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (можем)
- Как? (У квадрата все стороны равны. Значит, все остальные стороны тоже равны 6 см)
(Дети чертят в тетради квадрат)
-Отгадайте загадку.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат).
2)Работа по учебнику.
Открываем учебники на странице 34. №1.
№2. –Что понадобится? (линейка). Самостоятельно выпишите номера квадратов. Взаимопроверка.
- Прочитаем правило.
- Итак, квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
- Физминутка.
(квадрат – приседание, прямоугольник – прыжок, круг – хлопаем в ладоши).
VI. Первичное закрепление изученного материала.
1) - У меня платок. Какой он формы? (квадрат). Я хочу обшить его по краям тесьмой, но не знаю, какой длины тесьму купить. Подскажите, как узнать?
- То есть надо найти… (периметр)
- Давайте выведем формулу периметра квадрата. Если сторона квадрата а, то его периметр? ( Р=а+а+а+а+а) Запишите формулу в тетрадь.
- В каких единицах будем измерять длину моего платка? (в см)
- Длина стороны платка 8 см. Как найти периметр?
(Проверка по интерактивной доске)
2) Обобщим наши знания о прямоугольнике и квадрате. Отвечайте «да» или «нет». Прямоугольник и квадрат:
- геометрические фигуры (да)
- многоугольники (да)
- имеют по четыре стороны (да)
- имеют по 4 угла (да)
- все углы прямые (да)
- Можно сказать, что любой прямоугольник является квадратом. (нет). Почему?
- А как вы считаете, любой квадрат можно назвать прямоугольником? (да)
4)Назовите предметы из нашей жизни, которые имеют форму квадрата (на интерактивной доске).
VII. Включение в систему знаний и повторения. Составление задач по выражениям.
1) №6 на стр. 34.
–Составить по выражению задачи о транспорте.
1 вариант – по 1 выражению. (Пример: В гараже было 100 автобусов. Сначала выехали 25 больших автобусов, а затем – 15 маленьких. Сколько автобусов осталось в гараже?)
2 вариант – по 2 выражению. (Пример: В одном гараже стояло 20 синих машин и 20 красных машин. Во 2 гараже было на 50 машин больше, чем в 1 гараже. Сколько машин было во 2 гараже?)
VIII. Физкультминутка для глаз.
IX. Итог урока.
- Послушайте сказку.
Жили - были два брата треугольник с квадратом. (показать)
Старший - квадратный, добродушный, приятный.
Малодушный – треугольный, вечно недовольный.
Стал спрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же все четыре »
Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я квадрат».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов,
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов».
Но на утро младший брат страшной мести был не рад:
Поглядел он, нет квадрата.
Онемел. Стоял без слов…
Вот так месть. Теперь у брата (СОГНУТЬ ВСЕ УГЛЫ)
Восемь новых уголков. (показать)
-Какая фигура получилась?
- Ребята, чему учит данная сказка? (быть добрыми, нельзя мстить, злиться и быть недовольными).
- А теперь ответьте на вопросы, написанные на доске. Будете обсуждать, и отвечать соседу по парте.
(вопросы на интерактивной доске)
1-ый вопрос для обсуждения: Что общего у квадрата и прямоугольника?
2-ой вопрос для обсуждения: Чем отличаются прямоугольник и квадрат?
3-ий вопрос для обсуждения: Какая фигура называется квадратом?
X. Рефлексия.
– Напишите в тетради «Я», и выберите одно слово с экрана:
- узнал
- удивился
- задумался
- запомнил
- научился
- засомневался
- повторил
- не понял
XI. Дом.задание
- № 3,4 на стр. 34.
Доп.задание
-Ёж не стал чертить многоугольник, заяц не выбрал треугольник, а лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и свое название. Какую фигуру начертила белка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Конспект урока математики 1 класс "Повторение изученного в 1 классе"
В папке содержится конспект урока, материал для учащихся, презентация по теме....
Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".
Конспект урока соответствует тебованиям ФГОС. Игровая форма и данные по теме "Космос" способствует активизации познавательной деятельности учащихся....
Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"
Конспект урока по математике выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.
Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...
Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)
Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...