Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_planirovanie.doc378 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Ардатовская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании МО

__________ /И.П.Силантьева /

«____» ____________2014г.

«Согласовано» 

Зам. директора по УВР

___________ /Е.В.Сергеева /

«____» ______________2014г.

«Утверждаю»

Директор школы

________ /М.А.Келяшова/

«____» ____________2014г.

Рабочая программа

предмета математики

в 4  –б классе

на 2014-2015 уч. год

по УМК «Начальная школа ХХI века»

Составитель: учитель

начальных классов

Силантьева И.П.

Ардатов  

Пояснительная записка.

        Календарно – тематическое планирование курса математики составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 г. № 373, Федеральной  программы по математике – Начальная школа XXI века (Под редакцией  Рудницкой В.Н. 3 кл, М.: Вентана-Граф, 2012г.)

Структура и содержание учебника соответствует содержанию тем, предложенных программой.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  • Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Рудницкая В. Н. Математика: рабочие тетради  № 1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  • В.Н.Рудницкая Математика — Программа — 1-4 классы, издание второе исправленное; М. Вентана-Граф, 2012
  • В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева Математика в начальной школе — Проверочные и контрольные работы; М. Вентана-Граф 2014
  • Л.А.Иляшенко Математика — Итоговая аттестация  3 класс— Типовые текстовые задания; М. Экзампен, 2010
  • Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова, О.А.Рыдзе Русский язык,  Математика, Чтение — Проверочные тестовые работы 3 класс; М. Венгтана-Граф, 2012
  • О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева Мои достижения — Итоговые комплексные работы 3 класс; М. Просвещение, 2011

Цели и задачи обучения математике.

 Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
  • предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
  • умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
  • реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Результаты изучения учебного предмета «Математика»

Личностными результатами обучения учащихся являются:

-самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

-готовность и способность к саморазвитию;

-сформированность мотивации к обучению;

-способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

-заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

-готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

-способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

-способность к самоорганизованности;

-высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

-владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

-владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

-понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

-планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

-выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

-создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

-понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

-адекватное оценивание результатов своей деятельности;

-активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

-готовность слушать собеседника, вести диалог;

-умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

-умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

-овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

-умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание курса    (4 ч в неделю; 136 часов)

Множества предметов.

Отношения между предметами и между множествами предметов

Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур).

Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты). Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).

Универсальные учебные действия:

-сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;

-распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);

-сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)

Число и счет.

Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =,<. Римская система записи чисел. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

Универсальные учебные действия:

-пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;

-сравнивать числа;

-упорядочивать данное множество чисел.

Арифметические действия с числами и их свойства.

Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •, : . Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное). Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.

Деление с остатком. Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора). Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и

без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями. Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств,

содержащих букву.

Универсальные учебные действия:

-моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

-воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;

-прогнозировать результаты вычислений;

-контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

-оценивать правильность предъявленных вычислений;

-сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

-анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

Величины.

Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин. Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года. Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление. Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, V ≈ 200 км/ч). Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения.

Универсальные учебные действия:

-сравнивать значения однородных величин;

-упорядочивать данные значения величины;

-устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Работа с текстовыми задачами.

 Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом. Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления

данных условия задачи. Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли- продажи, работы, движения тел.

Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).

Универсальные учебные действия:

-моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;

-планировать ход решения задачи;

-анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

-прогнозировать результат решения;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;

-выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

-наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.

Геометрические понятия.

 Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные). Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата). Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях. Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Универсальные учебные действия:

-ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);

-различать геометрические фигуры;

-характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

-конструировать указанную фигуру из частей;

-классифицировать треугольники;

-распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.

Логико-математическая подготовка.

Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме. Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации. Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний. Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и»,«или»,«если, то»,«неверно, что» и их

истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний. Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение. Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью

перебора возможных вариантов.

Универсальные учебные действия:

-определять истинность несложных утверждений;

-приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;

-конструировать алгоритм решения логической задачи;

-делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;

-конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;

-анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;

-актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).

Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации. Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной

информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.

Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач. Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5). Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).

Простейшие графики. Считывание информации. Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах. Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур,

составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.

Универсальные учебные действия:

-собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;

-сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

-переводить информацию из текстовой формы в табличную.

Планируемые результаты обучения по математике в 4 классе.

 К концу обучения в четвертом классе ученик научится:

называть:

— любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;

— классы и разряды многозначного числа;

— единицы величин: длины, массы, скорости, времени;

— пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);

сравнивать:

— многозначные числа;

— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

различать:

— цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;

читать:

— любое многозначное число;

— значения величин;

— информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

воспроизводить:

— устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;

— письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;

— способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);

— способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;

моделировать:

— разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

упорядочивать:

— многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);

— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

анализировать:

— структуру составного числового выражения;

— характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;

конструировать:

— алгоритм решения составной арифметической задачи;

— составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;

контролировать:

— свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;

решать учебные и практические задачи:

— записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;

— вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;

— решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);

— формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;

— вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.

К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:

называть:

— координаты точек, отмеченных в координатном углу;

сравнивать:

— величины, выраженные в разных единицах;

различать:

— числовое и буквенное равенства;

— виды углов и виды треугольников;

— понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);

воспроизводить:

— способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;

приводить примеры:

— истинных и ложных высказываний;

оценивать:

— точность измерений;

исследовать:

— задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);

читать:

— информацию, представленную на графике;

решать учебные и практические задачи:

— вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;

— исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;

— прогнозировать результаты вычислений;

— читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;

— измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,

— сравнивать углы способом наложения, используя модели.

п/п

Блок. Тема.             Тип урока.

Элемент содержания

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Специальные требования

Общеучебные требования

по плану

по факту

I четверть (36 часов)

1

Десятичная система счисления

Десятичная система счисления

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Фронтальная работа: объяснение значения каждой цифры в записи трехзначного числа с использованием названий разрядов: единицы,  десятки, сотни.

Ознакомление с особенностями построения десятичной системы счисления (на примере чисел в пределах 1000). Связь названия «Десятичная система счисления» со значением каждой цифры в записи числа.

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел.

Знать особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.

Уметь представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых

знать/понимать

последовательность чисел в пределах 1000 000;

уметь

читать, записывать и сравнивать числа в пределах    1 000 000;

Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

пользоваться изученной математической терминологией;

2

Десятичная система счисления

Урок закрепления знаний и способов деятельности.

3

Десятичная система счисления

Сравнение десятичной системы счисления с римской системой записи чисел

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

4

Чтение и запись многозначных чисел

Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Ознакомление с названиями классов и разрядов многозначного числа в пределах миллиарда.

Способ чтения многозначного числа путем разбиения его записи на классы    (справа налево) по 3 цифры.

Запись многозначного числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе.

Знать:

– название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000;

– классы и разряды.

Уметь:

– читать многозначное число путем разбивки его записи на классы;

– записывать многозначное число цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе.

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий.

-Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними.

-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

-Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия.

5

Чтение и запись многозначных чисел

Способ чтения многозначного числа

Урок закрепления знаний и способов деятельности.

6

Чтение и запись многозначных чисел

Запись многозначного числа

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

7

Чтение и запись многозначных чисел

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.  (Работа №1 тетрадь для к.р.)

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

8

Сравнение многозначных чисел

Сравнение многозначных чисел.  

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Поразрядное сравнение многозначных чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > и <.

Уметь

 сравнивать многозначные числа, записывать результаты сравнения с помощью знаков.

9

Входная контрольная работа

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

Пройденный материал

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

10

Сложение многозначных чисел

Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел ( в том числе поразрядное сложение).

Перенос умений складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда.

Коллективное обсуждение алгоритмов письменного сложения многозначных чисел и последующая отработка соответствующих практических умений (правильное подписывание чисел одного под другим, безошибочное  поразрядное сложение ).

Самоконтроль: выполнение проверки сложения перестановкой слагаемых.

Знать и уметь применять алгоритм письменного сложения многозначных чисел.

Уметь:

– переносить умение складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда;

– выполнять проверку сложения перестановкой слагаемых

выполнять  арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия.

производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

-Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия.

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Осуществлять самоконтроль, самооценку

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий

11

Сложение многозначных чисел

Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда

Урок закрепления знаний и способов деятельности

12

Сложение многозначных чисел

Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

13

Сложение многозначных чисел

Сложение многозначных чисел

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

14

Вычитание многозначных чисел

Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Устные и письменные приемы вычитания (в том числе поразрядное вычитание). Перенос умений проводить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда. Коллективное обсуждение алгоритма письменного вычитания многозначных чисел. Отработка соответствующих умений ( правильное подписывание чисел одного под другим, безошибочное поразрядное вычитание).

Самоконтроль: выполнение проверки вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью вычитания разности из уменьшаемого.

Знать и применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел

Уметь:

– переносить способ производить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда;

– выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью разности из уменьшаемого

15

Вычитание многозначных чисел

Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда

Урок закрепления знаний и способов деятельности

16

Контрольная работа 

Письменные приёмы  сложения и вычитания  многозначных чисел

(Работа №2 тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

17

Построение прямоугольников

Практическая  работа №1 «Построение на нелинованной бумаге прямоугольника  с помощью чертежных инструментов разными способами».

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Построение на нелинованной бумаге прямоугольника (квадрата) с помощью чертежных инструментов разными способами. Использование знаний и умений, полученных детьми при изучении вопросов о свойствах прямоугольника и квадрата.

Уметь строить прямоугольник с данными длинами сторон

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

 Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала).

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

18

Построение прямоугольников

Построение прямоугольников

Урок закрепления знаний и способов деятельности

19

Построение прямоугольников

Повторение

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

20

Скорость

Скорость

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Ознакомление с новой величиной – скоростью как характеристикой быстроты движения тела. Единицы скорости и их обозначения. Прибор для измерения скорости (спидометр).

Знать единицы скорости и их обозначения, формулу нахождения скорости.

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

 Уметь анализировать, сравнивать,

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. Выявлять сходства и различия предметов.

Устанавливать причинные связи и зависимости между объектами, их отношения в пространстве и времени.

Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.

21

Скорость

Скорость

Урок закрепления знаний и способов деятельности

22

Скорость

Скорость

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

23

Задачи на движение

Задачи на движение

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Решение трех основных видов задач на нахождение:

скорости, если известны путь и время,

пути, если известны скорость и время,

времени, если известны путь и скорость

Знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния, единицы их измерения.

Уметь находить скорость, время, расстояние, решать задачи на движение.

24

Задачи на движение

Задачи на движение

Урок закрепления знаний и способов деятельности

25

Задачи на движение

Задачи на движение

Проверочная  работа (Работа №3 тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

26

Задачи на движение

Задачи на движение

Урок коррекции знаний и способов деятельности учащихся.

27

Контрольная работа

За 1 четверть  (Работа в тетради для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

Материал 1 четверти

Знать материал 1 четверти.

Находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

.Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу,

Осуществлять самоконтроль, самооценку

28

Координатный угол

Практическая работа «Построение  координатной сетки»

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Обсуждение учебной ситуации, приводящей к необходимости указания месторасположения каждого конкретного предмета двумя координатами.

Построение  координатной сетки с использованием терминов: начало координат, оси координат ОХ и ОY, координатный угол, координаты точки.

Уметь строить координатный угол, точку с указанной координатой

Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин.

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу  это сделать, потому что я не знаю или не умею…)

Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия.

29

Координатный угол

Координатный угол

Урок закрепления знаний и способов деятельности

30

Координатный угол

Координатный угол

(Работа №4 тетрадь для к.р.)

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

31

Графики, диаграммы, таблицы

Практическая  работа         « Построение графиков»

(Работа в тетради для к.р., с.14)

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Коллективное рассмотрение конкретных графиков, диаграмм, таблиц, их чтение ( ответы на заданные вопросы). Объяснение их значения для передачи информации.

Построение простейших графиков (изменение температуры воздуха за данный промежуток времени и др.), а также несложных диаграмм.

Знать что такое графики, диаграммы, таблицы.

Уметь строить простейшие графики, диаграммы.

Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала).

пользоваться изученной математической терминологией;

-Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия.

32

Графики, диаграммы, таблицы

Графики, диаграммы, таблицы

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

33

Резерв

34

Резерв

35

Резерв

36

Резерв

II четверть (30 часов)

37

Переместительное свойство сложения и умножения

Переместительное свойство сложения и умножения

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Обобщение представлений о переместительном и сочетательном свойствах сложения, о сложении с нулем.

Знать переместительное свойство сложения и умножения.

Уметь применять свойство на практике.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

.Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий 

38

Переместительное свойство сложения и умножения

Переместительное свойство сложения и умножения

Урок закрепления знаний и способов деятельности

39

Переместительное свойство сложения и умножения

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

40

Сочетательное свойство сложения и умножения

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Обобщение представлений о переместительном и сочетательном свойствах сложения, о сложении с нулем.

Знать сочетательное  свойство сложения и умножения.

Уметь применять свойство на практике.

Знать сочетательное  свойство сложения и умножения.

Уметь применять свойство на практике.

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

-Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними

41

Сочетательное свойство сложения и умножения

Урок закрепления знаний и способов деятельности

42

Сочетательное свойство сложения и умножения

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

43

Многогранник

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Расширение теоретических знаний о пространственных фигурах: введение понятия о многограннике. Определения многогранника и его элементов - грани, вершины, ребра.

Практическая работа: рассмотрение различных моделей многогранников, показ его элементов.

Узнавание многогранника среди других пространственных фигур: обоснование выбора.

Ознакомление с изображением многогранников на чертежах, обозначение их буквами. Нахождение и раскрашивание указанных элементов многогранника на чертеже.

Практическая работа: выкладывание прямоугольного параллелепипеда из кубиков.

Уметь 

узнавать многогранник среди других пространственных фигур, обосновывать выбор.

Знать

определение многогранника и его элементов -грани, вершины, ребра.

пользоваться изученной математической терминологией

Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала).

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

44

Многогранник

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

45

Распределительные свойства умножения

Распределительные свойства умножения

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Обобщение представлений о распределительных свойствах умножения относительно сложения и относительно вычитания.

Использование переменных и обобщенных записях этих свойств.

Выполнение вычислений с использованием распределительных свойств умножения как основы для последующего введения алгоритмов умножения многозначного числа на однозначное число.

Знать

распределительное свойство  умножения.

Уметь применять свойство на практике.

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

46

Распределительные свойства умножения

Вычисления с использованием распределительных свойств умножения

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

47

Контрольная работа

Свойства арифметических действий.

(Работа №1, с.22, тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

Свойства умножения

Знать

свойства  умножения.

Уметь применять свойства на практике.

Осуществлять самоконтроль, самооценку

находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

48

Умножение на 1000,10000…

Умножение на 1000,10000…

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Фронтальная работа: самостоятельное формулирование правил умножения на 1000, 10000 и 100 000 по аналогии с изученными в 3 классе правилами умножения на 10 и на 100.

Выполнение тренировочных упражнений.

Знать и уметь применять правила умножения на 1000, 10000, 100000.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

49

Умножение на 1000,10000…

Умножение на 1000,10000…

Урок закрепления знаний и способов деятельности

50

Тонна. Центнер

Тонна. Центнер

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Введение новых единиц массы: тонна и центнер. Соотношения между единицами массы: тонной и центнером.

Знать 

единицы измерения массы: тонна, центнер;

Соотношения между единицами массы: тонной и центнером.

пользоваться изученной математической терминологией

Выявлять сходства и различия предметов.

Устанавливать причинные связи и зависимости между объектами.

Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.

51

Тонна. Центнер

Тонна. Центнер

Урок закрепления знаний и способов деятельности

52

Тонна. Центнер

Тонна. Центнер

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

53

Тонна. Центнер

Тонна. Центнер

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

54

Решение задач.

Задачи на движение в противоположных направлениях

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Решение задач на движение в противоположных направлениях, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени.

Знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния, единицы их измерения.

Уметь находить скорость, время, расстояние, решать задачи на движение в противоположных направлениях

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

55

Решение задач.

Задачи на движение в противоположных направлениях

Урок закрепления знаний и способов деятельности

56

Решение задач.

Задачи на движение в противоположных направлениях.

Проверочная работа

(Работа №2, с.24, тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

57

Решение задач.

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени.

Знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния, единицы их измерения.

Уметь находить скорость, время, расстояние, решать задачи на встречное движение противоположных направлениях.

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок

58

Решение задач.

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях

Урок закрепления знаний и способов деятельности

59

Контрольная работа

за 1 полугодие

(Работа, с.28, тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

Материал 1 полугодия

Знать материал 1полугодия.

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

60

 Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний учащихся.

61

Умножение многозначного числа

Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Коллективное обсуждение на конкретных примерах письменного алгоритма умножения многозначного числа на однозначное. Актуализация приобретенных ранее знаний об алгоритме умножения трехзначного числа на однозначное с целью переноса соответствующих умений на область многозначных чисел в пределах миллиарда.

Выполнение тренировочных упражнений.

Умножение величины на данное однозначное число.

Самоконтроль: проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора. Взаимопроверка результатов.

Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Уметь выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами

Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Уметь выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числам

.Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий 

- Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

-производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между  ними

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

Осуществлять самоконтроль, самооценку

-производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

62

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на однозначное

Урок закрепления знаний и способов деятельности

63

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на однозначное

 Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

64

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на однозначное.

Проверочная  работа

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

65

Умножение

многозначного числа

Умножение многозначного числа на однозначное

Урок коррекции знаний учащихся.

66

Резерв

67

Резерв

III четверть (40 часов)-38ч

68

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на двузначное

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Коллективное обсуждение алгоритма умножения на данных конкретных примерах. Перенос умений выполнять умножение на двузначное число в пределах 1000 на область чисел в пределах миллиарда.

Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения.

Самоконтроль: проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора.

Работа в парах с последующей взаимопроверкой полученных результатов

Умножение многозначного числа на двузначное

Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное.

Уметь:

– переносить способ выполнять умножение на двузначное число в пределах миллиарда;

– выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения.

69

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на двузначное

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Ознакомление с письменным алгоритмом умножения на трехзначное число.

Коллективное обсуждение алгоритма на конкретных примерах. Сопоставление алгоритмов умножения на трехзначное и на двузначное число.

Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения.

Отработка алгоритма в ходе выполнения тренировочных упражнений.

Самоконтроль и взаимоконтроль полученных результатов умножения.

 

70

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на двузначное

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

71

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на двузначное

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

72

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на двузначное.

 

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

73

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на трехзначное

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

74

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на трехзначное

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Умножение многозначного числа

Знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния, единицы их измерения.

Уметь находить скорость, время, расстояние, решать задачи на движение в одном направлении.

75

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на трехзначное

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

76

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на трехзначное

Проверочная  работа

(Работа, с.32, тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

77

Умножение многозначного числа

Умножение многозначного числа на трехзначное

Урок коррекции знаний учащихся.

78

Умножение многозначного числа

Контрольная работа

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

79

Задачи на движение

Задачи на движение в одном направлении

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Решение задач на движение в одном направлении, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Осуществлять самоконтроль, самооценку

80

Задачи на движение

Задачи на движение в одном направлении

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Задачи на движение в одном направлении

81

Задачи на движение

Задачи на движение в одном направлении

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

82

Контрольная работа

Задачи на движение в одном направлении

(Работа, с.12, тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

83

Истинные и ложные высказывания. 

Высказывания со словами «неверно, что»

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Этап формализации в изучении элементов математической логики. Ознакомление с истинными и ложными высказываниями. Значения высказываний: И ( истина), Л ( ложь). Составление сложных высказываний с помощью связок «и», «или», «если,то», «неверно,что». Таблицы истинности составных высказываний.

Обозначения

Иметь представление

об истинных и ложных высказываниях.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. пользоваться изученной математической терминологией

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними

84

Истинные и ложные высказывания. 

Высказывания со словами «неверно, что»

Урок закрепления знаний и способов деятельности

85

Истинные и ложные высказывания. 

Высказывания со словами «неверно, что»

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

86

Истинные и ложные высказывания. 

Составные высказывания

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Постановка проблемной задачи о необходимости определения возможного порядка расстановки на полке трех книг. Совместный поиск решения этой задачи. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи -составлением таблицы логических возможностей расстановки книг на полке.

Коллективное, а затем индивидуальное решение практических задач способом перебора возможных вариантов расположения предметов в соответствии с текстами задач. Самостоятельное составление таблиц логических возможностей.

Уметь

Самостоятельно составлять таблицы логических возможностей.

пользоваться изученной математической терминологией

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий 

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества содин или несколько объектов, обладающих определённым свойством.

87

Истинные и ложные высказывания. 

Составные высказывания

Урок закрепления знаний и способов деятельности

88

Истинные и ложные высказывания. 

Составные высказывания

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

89

Истинные и ложные высказывания. 

Составные высказывания

Урок комплексного применения

знаний и способов деятельности

90

Истинные и ложные высказывания. 

Составные высказывания

(Работа, с.36, тетрадь для к.р.)

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

91

Решение задач.

Задачи на перебор вариантов

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Постановка проблемной задачи о необходимости определения возможного порядка расстановки на полке трех книг. Совместный поиск решения этой задачи. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи – составлением таблицы логических возможностей.

Коллективное, а затем индивидуальное решение практических задач способом перебора возможных вариантов расположения предметов в соответствии с текстами задач. Самостоятельное составление таблиц логических возможностей.

Уметь решать арифметические задачи, подбирать вариант решения задачи

Уметь решать арифметические задачи, подбирать вариант решения задачи

Уметь решать арифметические задачи, подбирать вариант решения задачи

Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок

Осуществлять самоконтроль, самооценку

92

Решение задач.

Задачи на перебор вариантов

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Коллективное обсуждение двух предложенных способов решения задачи, в результате которого учащиеся самостоятельно формулируют правило деления суммы на число, а затем применяют его при решении конкретных задач.

Знать правило деления суммы на число. Уметь использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

93

Решение задач.

Задачи на перебор вариантов

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

94

Задачи на перебор вариантов

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

95

Деление многозначных чисел.

Деление суммы на число

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

96

Деление многозначных чисел.

Деление суммы на число

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Самостоятельное формулирование правил деления на 1000, 10000, 100000 по аналогии с правилами деления на 10 и 100.

Использование соответствующих умений для упрощения вычислений вида 6000:1200 ( сокращение частного).

Знать и применять правила деления на 1000, 10000, 100000

97

Деление многозначных чисел.

Деление суммы на число

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

98

Деление многозначных чисел.

Деление на 1000, 10000, 100000

(Работа, с.40, тетрадь для к.р.)

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

99

Деление многозначных чисел.

Деление на 1000, 10000, 100000

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Материал 3 четверти

Знать материал 3 четверти

Осуществлять самоконтроль, самооценку

находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

100

Контрольная работа

за 3 четверть

(Работа, с.48, тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

101

Деление многозначных чисел.

Деление на однозначное число

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Перенос алгоритма деления на однозначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел.

Предварительная оценка результата деления: определение числа цифр в частном.

Коллективное обсуждение порядка выполнения алгоритма.

Тренировочные упражнения.

Самоконтроль: проверка правильности выполнения деления двумя способами ( с помощью умножения и с помощью    деления ).

Уметь выполнять деление многозначных чисел на однозначное число.

Знать способы проверки правильности вычислений

-производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

.Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий 

102

Деление многозначных чисел.

Деление на однозначное число

Урок закрепления знаний и способов деятельности

103

Деление многозначных чисел.

Деление на однозначное число

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

104

Деление многозначных чисел.

Деление на однозначное число

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

IV четверть (36 часов)-32ч

105

Деление многозначных чисел.

Деление на двузначное число

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Перенос алгоритма деления на двузначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел.

Предварительное определение числа цифр в частном. Определение каждой цифры частного способом подбора ( перебор и проверка цифр через одну, начиная с 5).

Коллективная и индивидуальная работа по формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Знать алгоритм письменного деления на двузначное число. Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное.

Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

Осуществлять самоконтроль, самооценку.

106

Деление многозначных чисел.

Деление на двузначное число

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Выполнение учебных действий по аналогии с теми, которые использовались при делении многозначного числа на двузначное число: предварительное определение числа цифр в частном, подбор каждой цифры частного.

Тренировочные упражнения. Действия самоконтроля и взаимоконтроля.

Знать алгоритм письменного деления на трехзначное число. Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Знать алгоритм письменного деления на трехзначное число. Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

-Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия.

Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий).

Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.

производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

Осуществлять самоконтроль, самооценку

107

Деление многозначных чисел.

Деление на двузначное  и однозначное число

Проверочная работа

(Работа, с.44, тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся

108

Деление многозначных чисел.

Деление на двузначное число

Урок коррекции  знаний и способов деятельности

109

Деление многозначных чисел.

Деление на трехзначное число

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

110

Деление многозначных чисел.

Деление на трехзначное число

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Деление многозначных чисел

111

Деление многозначных чисел.

Деление на трехзначное число

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

112

Деление многозначных чисел.

Деление на трехзначное число

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

113

Деление многозначных чисел.

Деление на трехзначное число

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

114

Контрольная работа

Деление многозначных чисел

(Работа, с.52, тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

115

Отрезок

Деление отрезка на равные части

 

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Постановка проблемной задачи: как разделить отрезок пополам, используя циркуль и линейку без шкалы.

Рассмотрение и оценка трех предложенных решений, из которых только одно верно. Анализ выявленных ошибок.

Формирование алгоритма построения точки, являющейся серединой отрезка. Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две равные части. Самоконтроль: проверка правильности построения середины отрезка ( точки) с помощью линейки со шкалой. Применение изученного алгоритма в случаях деления отрезка на 4 и 8 равных частей.

Уметь измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины, делить отрезки на равные части.

-Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия.

Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала).

Выполнять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценку выполнения каждой операции.

116

Отрезок

Деление отрезка на равные части

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7,

 х · 5=15,

х-5=7, х:5=15 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7,

 х · 5=15,

х-5=7, х:5=15 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7,

 х · 5=15,

х-5=7, х:5=15

Знать правила нахождения неизвестного компонента в равенствах вида

х+5=7, х · 5=15,

х-5=7, х:5=15

Знать правила нахождения неизвестного компонента в равенствах вида

х+5=7, х · 5=15,

х-5=7, х:5=15  

Знать правила нахождения неизвестного компонента в равенствах вида

х+5=7, х · 5=15,

х-5=7, х:5=15  

-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок

пользоваться изученной математической терминологией

.Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий 

Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством.

производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

117

Неравенства

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15,

х-5=7, х:5=15

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

118

Неравенства

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15,

х-5=7, х:5=15

2Урок закрепления знаний и способов деятельности

Постановка проблемной задачи, приводящей к необходимости введения обозначений углов буквами. Введение обозначения угла и чтение обозначения двумя способами.

Практическая работа: сравнение углов наложением.

Введение единицы величины угла –градуса -и ее обозначения знаком. Измерение величины угла в градусах с помощью транспортира. Построение угла заданной величины с помощью транспортира.

Сравнение углов по их градусным мерам.

Уметь

 распознавать и изображать угол, сравнивать углы наложением.

Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала).

Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий 

Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними

119

Неравенства

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15,

х-5=7, х:5=15

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

.

120

Неравенства

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15,

х-5=7, х:5=15

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

121

Неравенства

Нахождение неизвестного числа в равенствах . Проверочная  работа

(Работа, с.62, тетрадь для к.р.)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

122

Угол

Угол и его обозначение

 «Сравнение углов наложением»

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

123

Угол

Угол и его обозначение

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Классификация углов по их величинах в градусах: острый, прямой, тупой.

Умение находить на чертеже каждый вид угла и давать обоснования.

Уметь

 распознавать и изображать угол, сравнивать углы наложением.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. пользоваться изученной математической терминологией

Выделять этапы собственной работы и их последовательность, оценивать меру освоения этих этапов.

124

Угол

Виды углов

Практическая  работа

(Работа в тетради для к.р., с.54)

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

125

Угол

Виды углов

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида  8 + х=16, 8 · х=16,

8  - х=2,  8 : х=2 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий

Нахождение неизвестного числа  в равенствах вида  8 + х=16, 8 · х=16,

8  - х=2,  8 : х=2 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий

Нахождение неизвестного числа в равенствах

Знать

правила нахождения неизвестного компонента в равенствах вида

х=16, 8 · х=16,

8  - х=2,  8 : х=2

-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок

пользоваться изученной математической терминологией

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

.Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий 

Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними

Осуществлять самоконтроль, самооценку  производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

126

Неравенства.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида  8 + х=16, 8 · х=16,

8  - х=2,  8 : х=2

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

127

Неравенства.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида  8 + х=16, 8 · х=16,

8  - х=2,  8 : х=2

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Материал учебного года

Знать

материал учебного года

находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

Осуществлять самоконтроль, самооценку

128

Контрольная работа за 4 четверть. (Работа в тетради для к.р., с.72)

129

Неравенства.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида  8 + х=16, 8 · х=16,

8  - х=2,  8 : х=2

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

130

Неравенства.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида  8 + х=16, 8 · х=16,

8  - х=2,  8 : х=2

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

131

Годовая работа. (Работа в тетради для к.р., с.76)

Урок проверки и оценки  знаний и способов деятельности учащихся.

132

Треугольник.

Виды треугольников

Практическая  работа №8

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Определение вида треугольника с помощью чертежных инструментов.

Уметь распознавать и изображать треугольники

Выявлять сходства и различия предметов.

Устанавливать причинные связи и зависимости между объектами.

Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения.

Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации.

пользоваться изученной математической терминологией

Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей.

133

Треугольник.

Виды треугольников

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Классификация треугольников:

А) по величинам их углов (остроугольный,                прямоугольный, тупоугольный);

Б) по длинам их сторон                             (разносторонний, равнобедренный, равносторонний).

Знать единицы дины, массы, вместимости, времени.

Уметь соотносить между собой единицы измерения

Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.,

Выделять общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними

134

Точное и приближенное значения величины

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Расширение знаний об измерениях величин.

Введение понятия о точности измерений с помощью различных приборов и инструментов.

Сравнение результатов измерения массы одного и того же предмета с помощью безмена, торговых весов со стрелкой, электронных весов.

Источники ошибок при измерении величины.

Вычисление ошибок, допущенных при измерениях. Понятие о приближенных значениях величины. Выполнение записи приближенного значения величины с использованием знака.

135

Точное и приближенное значения величины

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Обсуждение и решение проблемной задачи; как, не измеряя длину отрезка, построить отрезок, равный данному, с помощью циркуля и линейки (без шкалы). Усвоение алгоритмов, тренировка.

Самоконтроль: проверка правильности построения фигур измерением длины отрезка.

Уметь

строить отрезок, равный данному.

.Решать учебные и практические задачи:

-Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий 

Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала).

Выделять этапы собственной работы и их последовательность, оценивать меру освоения этих этапов.

136

Отрезок

Построение отрезка, равного данному.

Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Материально-техническое обеспечение   учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) для  1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)

К

 

Печатные пособия

Демонстрационный материал  (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Карточки с заданиями по математике для  1-4 классов

Д П

Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории  (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование и др.)

П

 

Технические средства обучения

Классная доска  

Магнитная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Д

Д

д

д

 

Демонстрационные пособия

Объекты,  предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки).

Демонстрационные пособия для изучения  геометрических величин  (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.

д

д

д

д

   Магниты

 

  Демонстрация (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...