Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ардатовская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО __________ /И.П.Силантьева / «____» ____________2014г.
| «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________ /Е.В.Сергеева / «____» ______________2014г. | «Утверждаю» Директор школы ________ /М.А.Келяшова/ «____» ____________2014г. |
|
|
|
Рабочая программа предмета математики в 4 –б классе на 2014-2015 уч. год по УМК «Начальная школа ХХI века»
Составитель: учитель начальных классов Силантьева И.П.
Ардатов Пояснительная записка. Календарно – тематическое планирование курса математики составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 г. № 373, Федеральной программы по математике – Начальная школа XXI века (Под редакцией Рудницкой В.Н. 3 кл, М.: Вентана-Граф, 2012г.) Структура и содержание учебника соответствует содержанию тем, предложенных программой. Программа обеспечена следующим методическим комплектом: - Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Рудницкая В. Н. Математика: рабочие тетради № 1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- В.Н.Рудницкая Математика — Программа — 1-4 классы, издание второе исправленное; М. Вентана-Граф, 2012
- В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева Математика в начальной школе — Проверочные и контрольные работы; М. Вентана-Граф 2014
- Л.А.Иляшенко Математика — Итоговая аттестация 3 класс— Типовые текстовые задания; М. Экзампен, 2010
- Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова, О.А.Рыдзе Русский язык, Математика, Чтение — Проверочные тестовые работы 3 класс; М. Венгтана-Граф, 2012
- О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева Мои достижения — Итоговые комплексные работы 3 класс; М. Просвещение, 2011
Цели и задачи обучения математике. Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Результаты изучения учебного предмета «Математика» Личностными результатами обучения учащихся являются: -самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; -готовность и способность к саморазвитию; -сформированность мотивации к обучению; -способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; -заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; -готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; -способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; -способность к самоорганизованности; -высказывать собственные суждения и давать им обоснование; -владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются: -владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); -понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; -планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; -выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); -создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; -понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; -адекватное оценивание результатов своей деятельности; -активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; -готовность слушать собеседника, вести диалог; -умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются: -овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; -умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; -овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры; -умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание курса (4 ч в неделю; 136 часов) Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты). Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов). Универсальные учебные действия: -сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам; -распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию); -сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)
Число и счет. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =,<. Римская система записи чисел. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Универсальные учебные действия: -пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом; -сравнивать числа; -упорядочивать данное множество чисел.
Арифметические действия с числами и их свойства. Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •, : . Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное). Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число. Деление с остатком. Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора). Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями. Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву. Универсальные учебные действия: -моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие; -воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий; -прогнозировать результаты вычислений; -контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; -оценивать правильность предъявленных вычислений; -сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; -анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.
Величины. Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин. Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года. Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление. Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, V ≈ 200 км/ч). Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения. Универсальные учебные действия: -сравнивать значения однородных величин; -упорядочивать данные значения величины; -устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Работа с текстовыми задачами. Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом. Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи. Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли- продажи, работы, движения тел. Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении). Универсальные учебные действия: -моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; -планировать ход решения задачи; -анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения; -прогнозировать результат решения; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера; -выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений; -наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.
Геометрические понятия. Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные). Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата). Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях. Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Универсальные учебные действия: -ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); -различать геометрические фигуры; -характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; -конструировать указанную фигуру из частей; -классифицировать треугольники; -распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
Логико-математическая подготовка. Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме. Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации. Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний. Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и»,«или»,«если, то»,«неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний. Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение. Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов. Универсальные учебные действия: -определять истинность несложных утверждений; -приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение; -конструировать алгоритм решения логической задачи; -делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных; -конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность; -анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания; -актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации. Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц. Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач. Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5). Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3). Простейшие графики. Считывание информации. Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах. Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности. Универсальные учебные действия: -собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; -сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах; -переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Планируемые результаты обучения по математике в 4 классе.
К концу обучения в четвертом классе ученик научится: называть: — любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке; — классы и разряды многозначного числа; — единицы величин: длины, массы, скорости, времени; — пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать: — многозначные числа; — значения величин, выраженных в одинаковых единицах; различать: — цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду; читать: — любое многозначное число; — значения величин; — информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; воспроизводить: — устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни; — письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами; — способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя); — способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать: — разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать: — многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения); — значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать: — структуру составного числового выражения; — характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать: — алгоритм решения составной арифметической задачи; — составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
контролировать: — свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи: — записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов; — вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий; — решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел); — формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях; — вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться: называть: — координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать: — величины, выраженные в разных единицах; различать: — числовое и буквенное равенства; — виды углов и виды треугольников; — понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить: — способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки; приводить примеры: — истинных и ложных высказываний;
оценивать: — точность измерений;
исследовать: — задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать: — информацию, представленную на графике; решать учебные и практические задачи: — вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры; — исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур; — прогнозировать результаты вычислений; — читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов; — измерять длину, массу, площадь с указанной точностью, — сравнивать углы способом наложения, используя модели.
|
№ п/п | Блок. Тема. Тип урока. | Элемент содержания | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Специальные требования | Общеучебные требования | по плану | по факту |
I четверть (36 часов) |
1 | Десятичная система счисления
Десятичная система счисления
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Фронтальная работа: объяснение значения каждой цифры в записи трехзначного числа с использованием названий разрядов: единицы, десятки, сотни. Ознакомление с особенностями построения десятичной системы счисления (на примере чисел в пределах 1000). Связь названия «Десятичная система счисления» со значением каждой цифры в записи числа. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. | Знать особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов. Уметь представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых знать/понимать последовательность чисел в пределах 1000 000; уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
| Осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия). производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. пользоваться изученной математической терминологией;
|
|
|
2 | Десятичная система счисления
Урок закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
3 | Десятичная система счисления
Сравнение десятичной системы счисления с римской системой записи чисел Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
4 | Чтение и запись многозначных чисел
Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Ознакомление с названиями классов и разрядов многозначного числа в пределах миллиарда. Способ чтения многозначного числа путем разбиения его записи на классы (справа налево) по 3 цифры. Запись многозначного числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе.
| Знать: – название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000; – классы и разряды. Уметь: – читать многозначное число путем разбивки его записи на классы; – записывать многозначное число цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе.
| Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий. -Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними. -При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.
-Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия. |
|
|
5 | Чтение и запись многозначных чисел
Способ чтения многозначного числа Урок закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
6 | Чтение и запись многозначных чисел
Запись многозначного числа Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
7 | Чтение и запись многозначных чисел Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. (Работа №1 тетрадь для к.р.) Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
8 | Сравнение многозначных чисел
Сравнение многозначных чисел.
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Поразрядное сравнение многозначных чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > и <.
| Уметь сравнивать многозначные числа, записывать результаты сравнения с помощью знаков. |
|
|
|
9 | Входная контрольная работа
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. | Пройденный материал | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
|
|
|
10 | Сложение многозначных чисел
Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел ( в том числе поразрядное сложение). Перенос умений складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда. Коллективное обсуждение алгоритмов письменного сложения многозначных чисел и последующая отработка соответствующих практических умений (правильное подписывание чисел одного под другим, безошибочное поразрядное сложение ). Самоконтроль: выполнение проверки сложения перестановкой слагаемых.
| Знать и уметь применять алгоритм письменного сложения многозначных чисел. Уметь: – переносить умение складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда; – выполнять проверку сложения перестановкой слагаемых выполнять арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
| Уметь принимать и решать учебную задачу. Практическая, неучебная (что делать) и учебная (как делать) задача и их различия. производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. -Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия. Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий). Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи. Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать. Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
Осуществлять самоконтроль, самооценку Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий |
|
|
11 | Сложение многозначных чисел
Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
12 | Сложение многозначных чисел
Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
13 | Сложение многозначных чисел
Сложение многозначных чисел Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
14 | Вычитание многозначных чисел
Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Устные и письменные приемы вычитания (в том числе поразрядное вычитание). Перенос умений проводить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда. Коллективное обсуждение алгоритма письменного вычитания многозначных чисел. Отработка соответствующих умений ( правильное подписывание чисел одного под другим, безошибочное поразрядное вычитание). Самоконтроль: выполнение проверки вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью вычитания разности из уменьшаемого. | Знать и применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел Уметь: – переносить способ производить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда; – выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью разности из уменьшаемого
|
|
|
|
15 |
Вычитание многозначных чисел
Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
16 | Контрольная работа
Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел (Работа №2 тетрадь для к.р.) Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
17 | Построение прямоугольников
Практическая работа №1 «Построение на нелинованной бумаге прямоугольника с помощью чертежных инструментов разными способами».
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Построение на нелинованной бумаге прямоугольника (квадрата) с помощью чертежных инструментов разными способами. Использование знаний и умений, полученных детьми при изучении вопросов о свойствах прямоугольника и квадрата.
| Уметь строить прямоугольник с данными длинами сторон
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала). Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.
|
|
|
18 | Построение прямоугольников Построение прямоугольников
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
19 | Построение прямоугольников Повторение
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
20 | Скорость
Скорость
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Ознакомление с новой величиной – скоростью как характеристикой быстроты движения тела. Единицы скорости и их обозначения. Прибор для измерения скорости (спидометр).
| Знать единицы скорости и их обозначения, формулу нахождения скорости.
| Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать. Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Уметь анализировать, сравнивать, Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. Выявлять сходства и различия предметов. Устанавливать причинные связи и зависимости между объектами, их отношения в пространстве и времени. Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации. |
|
|
21 | Скорость
Скорость
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
22 | Скорость
Скорость
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
23 | Задачи на движение
Задачи на движение
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Решение трех основных видов задач на нахождение: скорости, если известны путь и время, пути, если известны скорость и время, времени, если известны путь и скорость | Знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния, единицы их измерения. Уметь находить скорость, время, расстояние, решать задачи на движение.
|
|
|
|
24 | Задачи на движение
Задачи на движение
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
|
25 | Задачи на движение
Задачи на движение Проверочная работа (Работа №3 тетрадь для к.р.) Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
|
26 | Задачи на движение
Задачи на движение
Урок коррекции знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
|
27 | Контрольная работа За 1 четверть (Работа в тетради для к.р.)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся.
| Материал 1 четверти | Знать материал 1 четверти. | Находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. .Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, Осуществлять самоконтроль, самооценку |
|
|
28 | Координатный угол
Практическая работа «Построение координатной сетки»
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Обсуждение учебной ситуации, приводящей к необходимости указания месторасположения каждого конкретного предмета двумя координатами. Построение координатной сетки с использованием терминов: начало координат, оси координат ОХ и ОY, координатный угол, координаты точки.
| Уметь строить координатный угол, точку с указанной координатой | Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. Осознавать уровень владения тем или иным способом действия (я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…) Уметь ориентироваться на поиск необходимого (нового) способа действия. |
|
|
29 | Координатный угол
Координатный угол
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
30
| Координатный угол
Координатный угол (Работа №4 тетрадь для к.р.) Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
31 |
Графики, диаграммы, таблицы
Практическая работа « Построение графиков» (Работа в тетради для к.р., с.14) Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
Коллективное рассмотрение конкретных графиков, диаграмм, таблиц, их чтение ( ответы на заданные вопросы). Объяснение их значения для передачи информации. Построение простейших графиков (изменение температуры воздуха за данный промежуток времени и др.), а также несложных диаграмм. |
Знать что такое графики, диаграммы, таблицы. Уметь строить простейшие графики, диаграммы. |
Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала). пользоваться изученной математической терминологией; -Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия. |
|
|
32 | Графики, диаграммы, таблицы
Графики, диаграммы, таблицы
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
|
|
|
33 | Резерв |
|
|
|
|
|
34 | Резерв |
|
|
|
|
|
35 | Резерв |
|
|
|
|
|
36 | Резерв |
|
|
|
|
|
II четверть (30 часов) |
37 | Переместительное свойство сложения и умножения
Переместительное свойство сложения и умножения
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Обобщение представлений о переместительном и сочетательном свойствах сложения, о сложении с нулем.
| Знать переместительное свойство сложения и умножения. Уметь применять свойство на практике.
| Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия). .Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий
|
|
|
38 | Переместительное свойство сложения и умножения
Переместительное свойство сложения и умножения
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
39 | Переместительное свойство сложения и умножения
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
|
|
|
40 | Сочетательное свойство сложения и умножения
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Обобщение представлений о переместительном и сочетательном свойствах сложения, о сложении с нулем.
| Знать сочетательное свойство сложения и умножения. Уметь применять свойство на практике. Знать сочетательное свойство сложения и умножения. Уметь применять свойство на практике.
| Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. -Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними
|
|
|
41 | Сочетательное свойство сложения и умножения
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
42 | Сочетательное свойство сложения и умножения Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
43 | Многогранник Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Расширение теоретических знаний о пространственных фигурах: введение понятия о многограннике. Определения многогранника и его элементов - грани, вершины, ребра. Практическая работа: рассмотрение различных моделей многогранников, показ его элементов. Узнавание многогранника среди других пространственных фигур: обоснование выбора. Ознакомление с изображением многогранников на чертежах, обозначение их буквами. Нахождение и раскрашивание указанных элементов многогранника на чертеже. Практическая работа: выкладывание прямоугольного параллелепипеда из кубиков. | Уметь узнавать многогранник среди других пространственных фигур, обосновывать выбор. Знать определение многогранника и его элементов -грани, вершины, ребра.
| пользоваться изученной математической терминологией Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала). Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).
|
|
|
44 | Многогранник
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
|
|
|
45 | Распределительные свойства умножения
Распределительные свойства умножения
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Обобщение представлений о распределительных свойствах умножения относительно сложения и относительно вычитания. Использование переменных и обобщенных записях этих свойств. Выполнение вычислений с использованием распределительных свойств умножения как основы для последующего введения алгоритмов умножения многозначного числа на однозначное число. | Знать распределительное свойство умножения. Уметь применять свойство на практике.
| Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий). Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи. Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.
|
|
|
46 | Распределительные свойства умножения
Вычисления с использованием распределительных свойств умножения
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
|
|
|
47 | Контрольная работа Свойства арифметических действий. (Работа №1, с.22, тетрадь для к.р.)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. | Свойства умножения | Знать свойства умножения. Уметь применять свойства на практике.
| Осуществлять самоконтроль, самооценку находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.
|
|
|
48 | Умножение на 1000,10000…
Умножение на 1000,10000…
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Фронтальная работа: самостоятельное формулирование правил умножения на 1000, 10000 и 100 000 по аналогии с изученными в 3 классе правилами умножения на 10 и на 100. Выполнение тренировочных упражнений.
| Знать и уметь применять правила умножения на 1000, 10000, 100000. | Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).
|
|
|
49 | Умножение на 1000,10000…
Умножение на 1000,10000…
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
50 | Тонна. Центнер
Тонна. Центнер
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Введение новых единиц массы: тонна и центнер. Соотношения между единицами массы: тонной и центнером. | Знать единицы измерения массы: тонна, центнер; Соотношения между единицами массы: тонной и центнером. | пользоваться изученной математической терминологией Выявлять сходства и различия предметов. Устанавливать причинные связи и зависимости между объектами. Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации. |
|
|
51 | Тонна. Центнер
Тонна. Центнер
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
52 | Тонна. Центнер
Тонна. Центнер
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
53 | Тонна. Центнер
Тонна. Центнер
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
54 | Решение задач.
Задачи на движение в противоположных направлениях
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Решение задач на движение в противоположных направлениях, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени.
| Знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния, единицы их измерения. Уметь находить скорость, время, расстояние, решать задачи на движение в противоположных направлениях | Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать. Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения. -При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать. Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
|
|
|
55 | Решение задач.
Задачи на движение в противоположных направлениях
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
56 | Решение задач. Задачи на движение в противоположных направлениях. Проверочная работа (Работа №2, с.24, тетрадь для к.р.)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
57 | Решение задач.
Задачи на встречное движение в противоположных направлениях
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени.
| Знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния, единицы их измерения. Уметь находить скорость, время, расстояние, решать задачи на встречное движение противоположных направлениях.
| Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать. Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения. -При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок |
|
|
58 | Решение задач.
Задачи на встречное движение в противоположных направлениях
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
59 | Контрольная работа за 1 полугодие (Работа, с.28, тетрадь для к.р.) Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. | Материал 1 полугодия | Знать материал 1полугодия. | Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия). |
|
|
60 | Работа над ошибками. Урок коррекции знаний учащихся. |
|
|
|
|
|
61 | Умножение многозначного числа Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Коллективное обсуждение на конкретных примерах письменного алгоритма умножения многозначного числа на однозначное. Актуализация приобретенных ранее знаний об алгоритме умножения трехзначного числа на однозначное с целью переноса соответствующих умений на область многозначных чисел в пределах миллиарда. Выполнение тренировочных упражнений. Умножение величины на данное однозначное число. Самоконтроль: проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора. Взаимопроверка результатов.
|
Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Уметь выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами
Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Уметь выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числам
| .Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий
- Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий). Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи. -производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия). находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. Осуществлять самоконтроль, самооценку -производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.
|
|
|
62 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на однозначное
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
63 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на однозначное Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
64
| Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на однозначное. Проверочная работа
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
65 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на однозначное Урок коррекции знаний учащихся. |
|
|
66 | Резерв |
|
|
|
|
|
67 | Резерв |
|
|
|
|
|
III четверть (40 часов)-38ч |
68 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на двузначное
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Коллективное обсуждение алгоритма умножения на данных конкретных примерах. Перенос умений выполнять умножение на двузначное число в пределах 1000 на область чисел в пределах миллиарда. Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. Самоконтроль: проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора. Работа в парах с последующей взаимопроверкой полученных результатов Умножение многозначного числа на двузначное |
Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Уметь: – переносить способ выполнять умножение на двузначное число в пределах миллиарда; – выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения. |
|
|
|
69 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на двузначное
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
Ознакомление с письменным алгоритмом умножения на трехзначное число. Коллективное обсуждение алгоритма на конкретных примерах. Сопоставление алгоритмов умножения на трехзначное и на двузначное число. Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения. Отработка алгоритма в ходе выполнения тренировочных упражнений. Самоконтроль и взаимоконтроль полученных результатов умножения.
|
|
|
|
|
70 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на двузначное
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
|
71 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на двузначное
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
|
72 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на двузначное. Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся.
|
|
|
|
73 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на трехзначное
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
|
74 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на трехзначное
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
Умножение многозначного числа |
Знать формулы нахождения скорости, времени, расстояния, единицы их измерения. Уметь находить скорость, время, расстояние, решать задачи на движение в одном направлении. |
|
|
|
75 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на трехзначное
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
|
76 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на трехзначное Проверочная работа (Работа, с.32, тетрадь для к.р.)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
|
77 | Умножение многозначного числа
Умножение многозначного числа на трехзначное
Урок коррекции знаний учащихся. |
|
|
|
78 | Умножение многозначного числа Контрольная работа Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
|
79 | Задачи на движение
Задачи на движение в одном направлении
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Решение задач на движение в одном направлении, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени | Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения. -При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать. Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Осуществлять самоконтроль, самооценку |
|
|
80 | Задачи на движение
Задачи на движение в одном направлении
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
Задачи на движение в одном направлении |
|
|
|
|
81 | Задачи на движение
Задачи на движение в одном направлении
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
82 | Контрольная работа
Задачи на движение в одном направлении (Работа, с.12, тетрадь для к.р.)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
83 | Истинные и ложные высказывания.
Высказывания со словами «неверно, что» Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Этап формализации в изучении элементов математической логики. Ознакомление с истинными и ложными высказываниями. Значения высказываний: И ( истина), Л ( ложь). Составление сложных высказываний с помощью связок «и», «или», «если,то», «неверно,что». Таблицы истинности составных высказываний. Обозначения | Иметь представление об истинных и ложных высказываниях. | Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. пользоваться изученной математической терминологией Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними |
|
|
84 | Истинные и ложные высказывания.
Высказывания со словами «неверно, что»
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
|
|
|
85 | Истинные и ложные высказывания.
Высказывания со словами «неверно, что»
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
|
|
|
86 | Истинные и ложные высказывания. Составные высказывания
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Постановка проблемной задачи о необходимости определения возможного порядка расстановки на полке трех книг. Совместный поиск решения этой задачи. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи -составлением таблицы логических возможностей расстановки книг на полке. Коллективное, а затем индивидуальное решение практических задач способом перебора возможных вариантов расположения предметов в соответствии с текстами задач. Самостоятельное составление таблиц логических возможностей. | Уметь Самостоятельно составлять таблицы логических возможностей. | пользоваться изученной математической терминологией Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества содин или несколько объектов, обладающих определённым свойством. |
|
|
87 | Истинные и ложные высказывания.
Составные высказывания
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
|
|
|
88 | Истинные и ложные высказывания.
Составные высказывания
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
|
|
|
89 | Истинные и ложные высказывания.
Составные высказывания
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности |
|
|
|
|
|
90 | Истинные и ложные высказывания.
Составные высказывания (Работа, с.36, тетрадь для к.р.)
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
|
|
|
|
|
|
91 | Решение задач.
Задачи на перебор вариантов
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
| Постановка проблемной задачи о необходимости определения возможного порядка расстановки на полке трех книг. Совместный поиск решения этой задачи. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи – составлением таблицы логических возможностей. Коллективное, а затем индивидуальное решение практических задач способом перебора возможных вариантов расположения предметов в соответствии с текстами задач. Самостоятельное составление таблиц логических возможностей. | Уметь решать арифметические задачи, подбирать вариант решения задачи
Уметь решать арифметические задачи, подбирать вариант решения задачи
Уметь решать арифметические задачи, подбирать вариант решения задачи | Уметь выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать. Уметь решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок
Осуществлять самоконтроль, самооценку |
|
|
92 | Решение задач.
Задачи на перебор вариантов
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
Коллективное обсуждение двух предложенных способов решения задачи, в результате которого учащиеся самостоятельно формулируют правило деления суммы на число, а затем применяют его при решении конкретных задач. |
Знать правило деления суммы на число. Уметь использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений
|
Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия). Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий). Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи.
|
|
|
93 | Решение задач.
Задачи на перебор вариантов
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
|
|
|
94 | Задачи на перебор вариантов Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся.
|
|
|
95 | Деление многозначных чисел.
Деление суммы на число
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
96 | Деление многозначных чисел.
Деление суммы на число
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
Самостоятельное формулирование правил деления на 1000, 10000, 100000 по аналогии с правилами деления на 10 и 100. Использование соответствующих умений для упрощения вычислений вида 6000:1200 ( сокращение частного). |
Знать и применять правила деления на 1000, 10000, 100000 |
|
|
|
97 | Деление многозначных чисел.
Деление суммы на число
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
98 | Деление многозначных чисел.
Деление на 1000, 10000, 100000 (Работа, с.40, тетрадь для к.р.)
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
99 | Деление многозначных чисел.
Деление на 1000, 10000, 100000
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
Материал 3 четверти |
Знать материал 3 четверти |
Осуществлять самоконтроль, самооценку находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.
|
|
|
100 | Контрольная работа за 3 четверть (Работа, с.48, тетрадь для к.р.)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
101 | Деление многозначных чисел.
Деление на однозначное число
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Перенос алгоритма деления на однозначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел. Предварительная оценка результата деления: определение числа цифр в частном. Коллективное обсуждение порядка выполнения алгоритма. Тренировочные упражнения. Самоконтроль: проверка правильности выполнения деления двумя способами ( с помощью умножения и с помощью деления ).
| Уметь выполнять деление многозначных чисел на однозначное число. Знать способы проверки правильности вычислений
| -производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. .Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий
|
|
|
102 | Деление многозначных чисел.
Деление на однозначное число
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
|
|
103 | Деление многозначных чисел.
Деление на однозначное число
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
104 | Деление многозначных чисел.
Деление на однозначное число
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
IV четверть (36 часов)-32ч
|
105 | Деление многозначных чисел.
Деление на двузначное число
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
| Перенос алгоритма деления на двузначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел. Предварительное определение числа цифр в частном. Определение каждой цифры частного способом подбора ( перебор и проверка цифр через одну, начиная с 5). Коллективная и индивидуальная работа по формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное. Самоконтроль и взаимоконтроль. | Знать алгоритм письменного деления на двузначное число. Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное.
| Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий). Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи. Осуществлять самоконтроль, самооценку. |
|
|
106 | Деление многозначных чисел.
Деление на двузначное число
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
Выполнение учебных действий по аналогии с теми, которые использовались при делении многозначного числа на двузначное число: предварительное определение числа цифр в частном, подбор каждой цифры частного. Тренировочные упражнения. Действия самоконтроля и взаимоконтроля.
|
Знать алгоритм письменного деления на трехзначное число. Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число
Знать алгоритм письменного деления на трехзначное число. Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число |
Постепенно переходить от итогового самоконтроля (что сделано) к пооперационному (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия). -Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия. Знать последовательность учебных операций (соответствующих алгоритмов действий). Постепенно переходить к полному самостоятельному решению учебной задачи. производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. Осуществлять самоконтроль, самооценку |
|
|
107 | Деление многозначных чисел.
Деление на двузначное и однозначное число Проверочная работа (Работа, с.44, тетрадь для к.р.)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся
|
|
|
108 | Деление многозначных чисел.
Деление на двузначное число
Урок коррекции знаний и способов деятельности |
|
|
109 | Деление многозначных чисел.
Деление на трехзначное число
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
110 | Деление многозначных чисел.
Деление на трехзначное число
Урок закрепления знаний и способов деятельности
|
Деление многозначных чисел |
|
|
|
|
111 | Деление многозначных чисел.
Деление на трехзначное число
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
112 | Деление многозначных чисел.
Деление на трехзначное число
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
113 | Деление многозначных чисел.
Деление на трехзначное число
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
114 | Контрольная работа
Деление многозначных чисел (Работа, с.52, тетрадь для к.р.)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
115 | Отрезок
Деление отрезка на равные части Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Постановка проблемной задачи: как разделить отрезок пополам, используя циркуль и линейку без шкалы. Рассмотрение и оценка трех предложенных решений, из которых только одно верно. Анализ выявленных ошибок. Формирование алгоритма построения точки, являющейся серединой отрезка. Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две равные части. Самоконтроль: проверка правильности построения середины отрезка ( точки) с помощью линейки со шкалой. Применение изученного алгоритма в случаях деления отрезка на 4 и 8 равных частей. | Уметь измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины, делить отрезки на равные части. | -Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой учебной операции, оценивать свои учебные действия. Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала). Выполнять развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценку выполнения каждой операции. |
|
|
116 | Отрезок
Деление отрезка на равные части
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий.
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий.
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15
|
Знать правила нахождения неизвестного компонента в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15
Знать правила нахождения неизвестного компонента в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15
Знать правила нахождения неизвестного компонента в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15
|
-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок пользоваться изученной математической терминологией .Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. |
|
|
117 | Неравенства
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
118 | Неравенства
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15 2Урок закрепления знаний и способов деятельности | Постановка проблемной задачи, приводящей к необходимости введения обозначений углов буквами. Введение обозначения угла и чтение обозначения двумя способами. Практическая работа: сравнение углов наложением. Введение единицы величины угла –градуса -и ее обозначения знаком. Измерение величины угла в градусах с помощью транспортира. Построение угла заданной величины с помощью транспортира. Сравнение углов по их градусным мерам.
| Уметь распознавать и изображать угол, сравнивать углы наложением.
| Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала). Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними |
|
|
119 | Неравенства
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности . |
|
|
120 | Неравенства
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х · 5=15, х-5=7, х:5=15
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
121 | Неравенства
Нахождение неизвестного числа в равенствах . Проверочная работа (Работа, с.62, тетрадь для к.р.)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
122 | Угол
Угол и его обозначение «Сравнение углов наложением»
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
123 | Угол
Угол и его обозначение
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
Классификация углов по их величинах в градусах: острый, прямой, тупой. Умение находить на чертеже каждый вид угла и давать обоснования. |
Уметь распознавать и изображать угол, сравнивать углы наложением. |
Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнивать различные предметы (объекты), выделять из множества один или несколько объектов, обладающих определённым свойством. пользоваться изученной математической терминологией Выделять этапы собственной работы и их последовательность, оценивать меру освоения этих этапов. |
|
|
124 | Угол
Виды углов Практическая работа (Работа в тетради для к.р., с.54) Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
125 | Угол
Виды углов
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16, 8 · х=16, 8 - х=2, 8 : х=2 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16, 8 · х=16, 8 - х=2, 8 : х=2 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий
Нахождение неизвестного числа в равенствах
|
Знать правила нахождения неизвестного компонента в равенствах вида х=16, 8 · х=16, 8 - х=2, 8 : х=2
|
-При решении различных учебных задач выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок пользоваться изученной математической терминологией Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. .Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий Выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними
Осуществлять самоконтроль, самооценку производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. |
|
|
126 | Неравенства.
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16, 8 · х=16, 8 - х=2, 8 : х=2
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
|
|
127 | Неравенства.
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16, 8 · х=16, 8 - х=2, 8 : х=2
Урок закрепления знаний и способов деятельности |
Материал учебного года |
Знать материал учебного года
|
находить собственные, нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок. Осуществлять самоконтроль, самооценку |
|
|
128 | Контрольная работа за 4 четверть. (Работа в тетради для к.р., с.72)
|
|
|
129 | Неравенства.
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16, 8 · х=16, 8 - х=2, 8 : х=2
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
|
130 | Неравенства.
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16, 8 · х=16, 8 - х=2, 8 : х=2
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
|
|
131 | Годовая работа. (Работа в тетради для к.р., с.76)
Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся. |
|
|
132 | Треугольник.
Виды треугольников Практическая работа №8
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
| Определение вида треугольника с помощью чертежных инструментов. | Уметь распознавать и изображать треугольники | Выявлять сходства и различия предметов. Устанавливать причинные связи и зависимости между объектами. Выявлять особенности (качества, признаки) объектов изучения. Объединять объекты в группы по существенному признаку; высказывать доказательства проведённой классификации. пользоваться изученной математической терминологией Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей. |
|
|
133 | Треугольник.
Виды треугольников
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. | Классификация треугольников: А) по величинам их углов (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный); Б) по длинам их сторон (разносторонний, равнобедренный, равносторонний).
|
Знать единицы дины, массы, вместимости, времени. Уметь соотносить между собой единицы измерения
|
Осуществлять контроль и оценку действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом., Выделять общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними
|
|
|
134 | Точное и приближенное значения величины
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | Расширение знаний об измерениях величин. Введение понятия о точности измерений с помощью различных приборов и инструментов. Сравнение результатов измерения массы одного и того же предмета с помощью безмена, торговых весов со стрелкой, электронных весов. Источники ошибок при измерении величины. Вычисление ошибок, допущенных при измерениях. Понятие о приближенных значениях величины. Выполнение записи приближенного значения величины с использованием знака. |
|
|
135 | Точное и приближенное значения величины
Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности |
Обсуждение и решение проблемной задачи; как, не измеряя длину отрезка, построить отрезок, равный данному, с помощью циркуля и линейки (без шкалы). Усвоение алгоритмов, тренировка. Самоконтроль: проверка правильности построения фигур измерением длины отрезка. |
Уметь строить отрезок, равный данному. |
.Решать учебные и практические задачи: -Осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий Уметь работать с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала). Выделять этапы собственной работы и их последовательность, оценивать меру освоения этих этапов.
|
|
|
136 | Отрезок
Построение отрезка, равного данному.
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
|
|
|