РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» в 3 классе разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).
Преподавание курса математики в 3 классе осуществляется в соответствии с:
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Программой основного общего образования по математике.
Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РСО-Алания
МКОУ СОШ №2 г.Дигоры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
Учитель: Дзотцоева Л.Б.
Дигора 2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» в 3 классе разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).
Преподавание курса математики в 3 классе осуществляется в соответствии с:
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Программой основного общего образования по математике.
Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения.
Основные задачи:
- формировать у школьников вычислительную культуру и развивать вычислительные навыки;
- учить решать арифметические текстовые задачи в три действия;
- совершенствовать алгоритмы выполнения разнообразных письменных вычислений в области целых неотрицательных чисел в пределах 1000;
- совершенствовать выполнение правил порядка арифметических действий в выражениях со скобками и без них;
- расширять представления младших школьников об измерении величин (точные и приближенные значения);
- развивать геометрические и пространственные представления (ломаная, прямая, отношения между фигурами, построение фигур).
В 3 классе продолжается формирование важнейших математических понятий, связанных с числами, величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии. Таким образом, содержание курса составляют пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерение, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры, элементы геометрии. Обучаясь математике, ученик учится называть и различать определенные математические объекты, сравнивать их, моделировать учебную ситуацию, воспроизводить по памяти нужные конкретные знания.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Элементы арифметики
Тысяча
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков < и > .
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.
Умножение вида 23 • 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век =100 лет, 1 год =12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Алгебраическая пропедевтика
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Примерное тематическое планирование курса «Математика»
№ | |||
1 2 3 | Числа от 100 до 1000 | Счет сотня ми до тысячи. Названия трехзначных чисел и их запись цифрами. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» Великий немецкий математик К.Гаусс. Понятие «арифметика» | |
4 5 6 | Сравнение чисел. Знаки <и > | Поразрядное сравнение трехзначных чисел. Использование знаков < и > для записи результатов сравнения чисел. | |
7 8 9 | Километр, миллиметр | Введение новых единиц длины ( расстояния ) и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах | |
10 11 12 | Ломаная | Ознакомление с новой геометрической фигурой – ломаной и ее элементами ( вершины и звенья ) на основе использования представлений детей об отрезке. | |
13 14 15 | Длина ломаной | Построение ломаной и вычисление ее длины. | |
16 17 18 | Масса. Килограмм, грамм | Введение новых единиц массы . Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом. Практические работы: измерение массы. | |
19 20 21 | Вместимость. Литр | Введение новой единицы вместимости. Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом. Практические работы: измерение массы и вместимости с помощью весов и мерных сосудов. Знать обозначения л, соотношение между 1 л воды и 1 кг. | |
22 | Контрольная работа | Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы. | |
23 24 25 26 27 | Анализ контрольной работы. Сложение | Поразрядное сложение в пределах 1000 (письменные и устные приемы вычислений). Перенос умений складывать двузначные числа на область трехзначных чисел. | |
28 29 30 31 32 | Вычитание | Поразрядное вычитание в пределах 1000 (письменные и устные приемы вычислений). Перенос умений вычитать двузначные числа на область трехзначных чисел. | |
33 34 35 | Сочетательное свойство сложения | Введение названия: сочетательное свойство сложения и его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действ ие сложения без скобок. | |
36 37 38 | Сумма трех и более слагаемых | Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. | |
39 40 41 | Сочетательное свойство умножения | Введение названия: сочетательное свойство умножения и его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие умножения без скобок. | |
42 43 44 | Произведение трех и более множителей | Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. | |
45 46 47 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление | Запись выражений, содержащих умножение или деление, заключенных в скобки, без скобок. Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и «слабое» (сложение, вычитание) действия. | |
48 | Контрольная работа | Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы. | |
49 50 51 | Симметрия на клетчатой бумаге | Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого формата. Подготовка к построению симметричных фигур на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов. Использование зеркала для нагляд-ного представления о расположении симметричных фигур на одном и том же расстоянии относительно оси симметрии | |
52 53 54 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок | Формулировка правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и их использование при вычислениях. Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «∙»), не заключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения. | |
55 56 57 58 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками | Формулировка правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и их использование при вычислениях. Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «∙»), заключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения. | |
59 60 61 | Верные и неверные предложения (высказывания) | Понятие о верных и неверных высказываниях. Равенства и неравенства как примеры математических высказываний. | |
62 63 64 | Числовые равенства и неравенства | Ознакомление со свойствами равенства: равенство не нарушается, если к каждой его части прибавить ( из каждой его части вычесть) одно и то же число. Рассмотрение задач с использованием весов для иллюстрации этих свойств. | |
65 66 67 | Деление окружности на равные части | Практические способы деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 равные части. Формирование умений вписывать многоугольник в окружность; определять, является ли данный многоугольник вписанным в окружность (лежат ли все его вершины на окружности). | |
68 | Контрольная работа | Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы. | |
69 70 71 | Умножение суммы на число | Ознакомление с распределитель-ным свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства). Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. Представление числа в виде суммы двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых ) для облегчения вычислений | |
72 73 74 | Умножение на 10 и на 100 | Введение правил умножения на 10 и на 100 как результат наблюдения за компонентами действия умножения ( произведение можно получить, приписывая к числу, умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля). | |
75 76 77 78 | Умножение вида 50∙9, 200∙4 | Ознакомление со способом умножения числа на данное число десятков или сотен. Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения. | |
79 80 81 | Прямая | Формирование понятия о прямой как о бесконечной фигуре; принадлежность точки прямой. Пересечение прямой с лучом, с отрезком, пересечение двух прямых. | |
82 83 84 85 86 87 88 | Умножение на однозначное число | Письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное. Перенос умений, полученных учащимися при умножении двузначного числа на однозначное, на трехзначное числа. | |
89 90 91 | Измерение времени | Введение и обозначение единиц времени и соотношений между ними. Решение задач с единицами времени. Использование модели циферблата часов с подвижными стрелками. Использование календаря. | |
92 | Контрольная работа | Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы. | |
93 94 | Деление на 10 и на 100 | Рассмотрение случаев деления чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным частным. Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на 100. | |
95 96 97 98 | Нахождение однознач-ного частного | Нахождение однозначного частного с использованием приема подбора. | |
99 100 101 102 | Деление с остатком | Подготовка к введению письменного приема деления трехзначного числа на однозначное. Рассматриваются понятия: частное и остаток. Свойства остатка ( остаток меньше делителя). Свойства деления с остатком: делимое равно сумме произведения частного и делителя и остатка. | |
103 104 105 106 107 108 109 | Деление на однозначное число | Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. Формирование умения делить трехзначное число на однозначное. Подбор каждой цифры частного, начиная с 5, перебирая цифры через одну. | |
110 111 112 113 | Умножение вида 23∙40 | Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10. | |
114 115 116 117 118 119 120 | Умножение на двузначное число | Устные и письменные приемы умножения на двузначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий. | |
121 122 123 124 125 126 127 | Деление на двузначное число | Устные и письменные приемы деления на двузначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий. | |
128 129 130 131 132 133 134 135 | Повторение | Решение задач и примеров по основ- ным содержательным линиям курса. | |
136 | Итоговая контрольная работа | Проверка ЗУН |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
называть:
• единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
различать:
- знаки < и > ;
- числовые равенства и неравенства;
- прямую, луч и отрезок;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
воспроизводить по памяти:
• соотношения между единицами длины (1 км = = 1000 м, 1 см = 10 мм); массы (1 кг = 1000 г); времени: (1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век =100 лет, 1 год = 12 месяцев);
приводить примеры:
• числовых равенств и неравенств;
устанавливать связи и зависимости:
- между компонентами и результатами арифметических действий (суммой и слагаемыми, произведением и множителями и др.);
- между известными и неизвестными величинами при решении арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000;
- решать арифметические текстовые задачи в три действия (в различных комбинациях);
- применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...