РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

 Дзотцоева Люся Борисовна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса «Математика» в 3 классе разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

Преподавание курса математики в 3 классе осуществляется в соответствии с:

Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

Программой основного общего образования по математике.

Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

                               

         

Министерство образования и науки  РСО-Алания

МКОУ СОШ №2 г.Дигоры

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

                              ПО МАТЕМАТИКЕ

                                                   Учитель: Дзотцоева Л.Б.

Дигора 2014г

                                     Пояснительная записка

         Рабочая программа курса «Математика» в 3 классе разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

Преподавание курса математики в 3 классе осуществляется в соответствии с:  

Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

Программой основного общего образования по математике.

Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения.

Основные задачи:

- формировать у школьников вычислительную культуру и развивать вычислительные навыки;

- учить решать арифметические текстовые задачи в три действия;

- совершенствовать алгоритмы выполнения разнообразных письменных вычислений в области целых неотрицательных чисел  в пределах 1000;

- совершенствовать выполнение правил порядка арифметических действий  в выражениях со скобками и  без них;

- расширять представления младших школьников об измерении величин (точные и приближенные значения);

- развивать геометрические и пространственные представления (ломаная, прямая, отношения между фигурами, построение фигур).

В 3 классе продолжается формирование важнейших математических понятий, связанных с числами, величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии. Таким образом, содержание курса составляют пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерение, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры, элементы геометрии. Обучаясь математике, ученик учится называть и различать определенные математические объекты, сравнивать их, моделировать учебную ситуацию, воспроизводить по памяти нужные конкретные знания.

 Программа рассчитана  на 136 часов (4 часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Элементы арифметики

       

Тысяча

Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.

Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков < и > .

Сложение и вычитание в пределах 1000.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

Сочетательное свойство сложения и умножения.

Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).

Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Числовые равенства и неравенства.

Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.

Решение составных арифметических задач в три действия.

       

Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.

Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).

Умножение и деление на 10, 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.

Нахождение однозначного частного.

Деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

       

Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.

Умножение вида 23 • 40.

Умножение и деление на двузначное число.

     

Величины

Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.

Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.

Вычисление длины ломаной.

Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.

Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век =100 лет, 1 год =12 месяцев.

Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.

Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.

Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.

Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.

     

Алгебраическая пропедевтика

Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.

     

Логические понятия

Примеры верных и неверных высказываний.

     

Геометрические понятия

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.

Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.

Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.

Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.

            Примерное тематическое планирование курса «Математика»

1

2

3

Числа от 100 до 1000

Счет сотня ми до тысячи. Названия

трехзначных чисел и их запись цифрами. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» Великий немецкий математик К.Гаусс. Понятие «арифметика»

4

5

6

Сравнение чисел. Знаки <и >

Поразрядное сравнение трехзначных

чисел. Использование знаков < и > для

записи результатов сравнения чисел.

7

8

9

Километр, миллиметр

Введение новых единиц длины

( расстояния ) и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и

миллиметрах

10

11

12

Ломаная

Ознакомление с новой геометрической

фигурой – ломаной и ее элементами ( вершины и звенья ) на основе использования представлений детей об отрезке.

13

14

15

Длина ломаной

Построение ломаной и

вычисление ее длины.

16

17

18

Масса. Килограмм, грамм

Введение новых единиц массы . Соотношения между

единицами массы – килограммом и

граммом. Практические работы:

измерение массы.

19

20

21

Вместимость. Литр

Введение новой единицы

вместимости. Соотношения между

единицами массы – килограммом и

граммом. Практические работы:

измерение массы и вместимости с

помощью весов и мерных сосудов. Знать обозначения л, соотношение между 1 л воды и 1 кг.

22

Контрольная работа

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

23

24

25

26

27

Анализ контрольной работы. Сложение

Поразрядное сложение в

пределах 1000 (письменные и устные

приемы вычислений). Перенос умений

складывать  двузначные числа

на область трехзначных чисел.

28

29

30

31

32

Вычитание

Поразрядное  вычитание в

пределах 1000 (письменные и устные

приемы вычислений). Перенос умений

 вычитать двузначные числа

на область трехзначных чисел.

33

34

35

Сочетательное свойство

сложения

Введение названия: сочетательное

свойство сложения  и его

формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных

вычислений; б) для обоснования

возможности записывать выражения, содержащие только действ ие сложения без скобок.

36

37

38

Сумма трех и более

слагаемых

Вычисление значений выражений

разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений.

39

40

41

Сочетательное свойство

умножения

Введение названия: сочетательное

свойство  умножения и его

формулировка.

Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения,

содержащие только действие

 умножения  без скобок.

42

43

44

Произведение трех и

более множителей

Вычисление значений выражений

разными способами и формулирование

выводов о получаемых результатах на основании наблюдений.

45

46

47

Упрощение выражений,

содержащих в скобках

умножение или деление

Запись выражений, содержащих

умножение или деление, заключенных в скобки, без скобок. Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и «слабое» (сложение, вычитание) действия.

48

Контрольная работа

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

49

50

51

Симметрия на клетчатой бумаге

Построение точки, отрезка,

многоугольника, окружности,

симметричных данным, с

использованием клетчатого формата. Подготовка к построению симметричных фигур на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов.

Использование зеркала для нагляд-ного представления о расположении симметричных фигур на одном и том же расстоянии относительно оси симметрии

52

53

54

Правило порядка

выполнения действий в выражениях без скобок

Формулировка правил порядка

выполнения действий в числовых

выражениях и их использование при вычислениях. Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «∙»), не заключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения.

55

56

57

58

Правило порядка

выполнения действий в выражениях со скобками

Формулировка правил порядка

выполнения действий в числовых

выражениях и их использование при вычислениях. Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «∙»), заключенными в скобки, для лучшего

понимания структуры выражения.

59

60

61

Верные и неверные предложения

(высказывания)

Понятие о верных и неверных

высказываниях. Равенства и неравенства как примеры математических высказываний.

62

63

64

Числовые равенства и

неравенства

Ознакомление со

свойствами равенства: равенство не

нарушается, если к каждой его части прибавить ( из каждой его части вычесть) одно и то же число. Рассмотрение задач с

использованием весов для иллюстрации этих свойств.

65

66

67

Деление окружности на равные части

Практические способы деления

окружности с помощью угольника и линейки на 2 и 4 равные части и с

помощью циркуля на 6 и на 3 равные части. Формирование умений вписывать многоугольник в окружность; определять, является ли данный многоугольник вписанным в окружность (лежат ли все его вершины на окружности).

68

Контрольная работа

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

69

70

71

Умножение суммы на

число

Ознакомление с распределитель-ным свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства). Использование распределительного свойства при выполнении вычислений.

Представление числа в виде суммы двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых ) для облегчения вычислений

72

73

74

Умножение на 10 и на 100

Введение правил умножения на 10 и на 100 как результат наблюдения за компонентами действия умножения    ( произведение можно получить, приписывая к числу, умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля).

75

76

77

78

Умножение вида 50∙9,

200∙4

Ознакомление со способом умножения числа на данное число десятков или сотен. Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения.

79

80

81

Прямая

Формирование понятия о прямой как о бесконечной фигуре; принадлежность точки прямой. Пересечение прямой с лучом, с отрезком, пересечение двух

прямых.

82

83

84

85

86

87

88

Умножение на

однозначное число

Письменный прием умножения

трехзначного числа на однозначное. Перенос умений, полученных учащимися

при умножении двузначного числа на однозначное, на трехзначное числа.

89

90

91

Измерение времени

Введение и обозначение единиц времени и соотношений между ними. Решение задач с единицами времени.

Использование модели циферблата часов с подвижными стрелками.

Использование календаря.

92

Контрольная работа

Уметь применять полученные знания и умения при выполнении контрольной работы.

93

94

Деление на 10 и на 100

Рассмотрение случаев деления чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным частным. Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на 100.

95

96

97

98

Нахождение однознач-ного частного

Нахождение однозначного частного с

использованием приема подбора.

99

100

101

102

Деление с остатком

Подготовка к введению письменного приема деления трехзначного числа на однозначное. Рассматриваются понятия: частное и остаток.

Свойства остатка ( остаток меньше

делителя). Свойства деления с остатком: делимое равно сумме произведения частного и делителя и остатка.

103

104

105

106

107

108

109

Деление на однозначное число

Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. Формирование умения делить трехзначное число на однозначное. Подбор каждой цифры частного, начиная с 5, перебирая цифры через одну.

110

111

112

113

Умножение вида 23∙40

Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10.

114

115

116

117

118

119

120

Умножение на двузначное число

Устные и письменные

приемы умножения на двузначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий.

121

122

123

124

125

126

127

Деление на двузначное

число

Устные и письменные

приемы деления на двузначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий.

128

129

130

131

132

133

134

135

Повторение

Решение задач и примеров по основ- ным содержательным линиям курса.

136

Итоговая контрольная работа

Проверка ЗУН

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

 называть:

•        единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;

различать:

  • знаки < и > ;
  • числовые равенства и неравенства;
  • прямую, луч и отрезок;

сравнивать:

  • числа в пределах 1000;

воспроизводить по памяти:

•        соотношения между единицами длины (1 км = = 1000 м, 1 см = 10 мм); массы (1 кг = 1000 г); времени: (1 ч =  60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век =100 лет, 1 год =  12 месяцев);

приводить примеры:

числовых равенств и неравенств;

устанавливать связи и зависимости:

  • между компонентами и результатами арифметических действий (суммой и слагаемыми, произведением и множителями и др.);
  • между известными и неизвестными величинами при решении арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
  • выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000;
  • решать арифметические текстовые задачи в три действия (в различных комбинациях);
  • применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...