Обучение грамоте. (4 класс) по теме: "Хлеб всему голова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Воспитывает уважительное отношение к труду хлебороба, знакомит с хлебными злаками, закрепляет ранее пройденный материал по обучению грамоте.

 

Работа над изученными буквами и звуками.

Знакомство с хлебными растениями, с трудом хлебороба.

Воспитание уважительного отношения к хлебу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb_vsemu_golova.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Открытый урок по теме:

«Закрепление изученных букв и звуков»

Лексическая тема «Хлеб всему голова»

учителя начальных классов

гимназии № 446 Колпинского района г. СПб

Воропаевой Людмилы Петровны

  1. Продолжаем урок обучения грамоте.

- С какими новыми звуками познакомились сегодня?

- Как они обозначаются эти звуки?

- Какое слово помогло нам познакомиться с новой буквой?

  1. Слово хлеб на этом уроке будет главным, оно поможет узнать много интересного и заставит о многом задуматься.

- О каких хлебных растениях мы говорили сегодня?

(о пшенице и ржи)

  1. Это основные наши кормилицы и имеют они особое название жито. Это слово народ произвёл от слова жить.

Будет жито, жить можно, - так говорят в народе.

Слово хлеб и жито близкие по смыслу, т.е. слова – синонимы.

Составление схемы к слову жито, печатаем: ЖИТО (слышим ТА, а пишет ТО)

  1. Оказывается, что не только рожь и пшеница хлебные растения. Есть ещё и другие.

Прочитаем названия.

Удивительно? Да, и все эти названия                                  хлебные    

                                                                                 Доска                  (выставить карточку)  

А вот почему эти растения, хлебные мы сейчас узнаем и для этого заглянем в учёную книгу, в которую часто нам приходиться заглядывать – толковый словарик.

Читаю: Растения, зёрна которых годятся в пищу, называются хлеба или хлебные растения.

        Запомните это ребята.

  1. Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле, вместо травы, дало рожь для чёрного хлеба и пшеницу для булки.

Как называют людей, которые растят хлеб на полях?

 Хлеборобы    

        Это слово сложено из двух слов.

        (хлеб и робить)

                Народы Украины говорят робить.

  1. Откроем учебник и почитаем о труде хлебороба.

Ученики  будут читать текст, а вы слушайте внимательно, чтобы потом смогли ответить на мои вопросы.

 Оценить чтение детей.

Понравилось ли чтение? А чем?

 - Чем заняты работники сельского хозяйства весной?

 - А летом?

В какое время года идёт уборка хлеба?

Очень важно поспешить с уборкой урожая, пока не начались дожди, пока зерно не перезрело.

Прочитать, какие машины выходят на поля?

Что делает комбайн? (картинка)

Что значит жнёт?

(срезает колосья)

А как понимать слово «молотит»?

(из колосьев выбивают зёрна или вымолачивают)

А что значит веет?

(когда зерна попадают в машину, лишняя часть растений удаляются.) Мы знаем, как убирают хлеб см. учебник

Действительно хорошие машины.

А раньше таких машин не было и хлеб убирали вручную. Серп (Маленький, горбатенький, все поле обыскал, домой прибежал, зиму пролежал)

(работа с загадкой)

  1. Физкультурная пауза.  (Дети - хлеборобы)
  2. Трудная эта работа?  (Очень.)

Хлеб Родины – это тысячи

сильных людей

Бездорожье, грозы, жара

Это душные ночи без сна

И от пота в глазах темно.

Это хлещущее зерно.

(как точно поэт передаёт тяжёлый труд хлебороба)

          Хлеб достаётся очень тяжёлым трудом, поэтому люди очень ласково его называют.

Хлебушек           хлебец             хлебушко

 Я не случайно все эти слова собрала вместе, посмотрите на них внимательно, подумайте, какие это слова?        (родственные)

А почему их так называют?

  1. К одному из этих слов я составила схему.

К какому?     Почему?

Запиши это слово в тетрадь.

Хлебец

Какое слово

лишнее в

этой группе?

Как называются

слова.

Прочитайте имена существительные. Почему так решил?

Какое слово не прочитали?

А это какая часть речи? Почему?

Иногда говорят: хлебный год,

когда так говорят?

Запишем это словосочетание

Хлебный год

А на земном шаре есть растение, которое называется хлебное дерево. И это дерево имеет очень интересный плод.

Достаньте из конвертов листочки, посмотрите на это растение.

Хочется Вам узнать что-то об этом растении? Послушаем, что прочитают ребята.

Вот, оказывается, какие чудеса бывают на свете.  Где же растёт такое дерево?

Что удивило Вас в рассказе?

  1. Физкультурная пауза.

  1. Хлеб  - очень тяжело даётся, он любимец общий, недаром люди сложили много пословиц о хлебе.

Какие пословицы приготовили?

(ответы учеников)

Будем писать пословицу: Хлеб – всему голова.   (напечатата на доске)

Сколько слов в предложении?

Почему слово хлеб написано с большой буквы? Составим схему. (1 ученик у доски)

В этом предложении все слова пишутся не так, как слышатся.

Какой парный звук на конце слова хлеб? А почему буква б?

 - всему – очень, трудное, по слогам.

 - голова, какой слог ударный?

Почему в первом слоге гласная о?

Работа над лексическим значением слов.

Списывание с печатного текста.

Действительно, хлеб – всему голова.

Он самый вкусный.

Никакая конфетка не утолит голод, а вот корочку хлеба съел – и вроде наелся.

         Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Классный час на тему «Хлеб всему голова» (сценарий)

Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к тр...

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

Разработка урока по технологии во втором классе по теме "Хлеб - всему голова"

Аннотация  Разработка урока по технологии во втором классе  по УМК «Перспектива». Тема урока: «Хлеб- всему голова». Она изучается в разделе «Человек и земля»  пятым уроком. Нацелено на ...

Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" 3 класс

Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" разработан  для учащихся начальной школы....

Презентация классного часа по теме: "Хлеб всему голова" 3 класс

Презентация классного часа по теме: "Хлеб всему голова"  разработана для учащихся начальной школы....

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе на тему: "Хлеб - всему голова"

представлен материал внеклассного занятия для учащихся 1 класса на тему "Хлеб -всему голова"...