1. Организационный момент. -Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
2. Устный счет. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. Тренируемся в устных вычислениях. Записываем только ответы в строчку через запятую. 1). Найти произведение чисел: 3 и 9. |
| 2). Первый множитель 2, второй 8. Найти произведение. | 3).Делимое 18, делитель 3. Найти частное. | 4).На сколько 86 больше 60? | 5). Во сколько раз 10 больше 2? | 6). Найти сумму чисел: 44 и 35. | 7). Найти разность чисел: 82 и 50. | 8). Во сколько раз 2 меньше 18? | 9). Найти частное чисел: 14 и 7. 10). Найти частное чисел: 536 и 4. -Вы можете устно ответить на этот вопрос? Можете назвать частное? |
3. Формулирование темы и цели урока. - Скажите цель нашего сегодняшнего урока?
- Сформулируйте тему урока. 4. Объяснение нового материала. – Давайте подумаем. Может удобно разделить письменно? 1 способ (учитель оформляет на доске) - Нарисуем графическую модель числа 536. - Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? Какой разряд? - Сколько сотен разделим на 4? - Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? - Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? - Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается?
- А как записать то, что мы сделали на рисунке?
2 способ (учитель записывает на доске, 1 ученик с места комментирует) 1) 5с.:4=1с. (ост.1с.) 2)13д.:4=3д. (ост.1с.) 3)16ед.:4=4ед. Итак, 536:4=134 Вывод: чтобы разделить многозначное число на однозначное можно делимое разбить на сумму «удобных» слагаемых и делить «по частям», т.е. по правилу деления суммы на число.
-Мы справились с заданием? Скажите, ребята, этот способ быстрый? - Я вам скажу, что этот пример можно решить еще быстрее, если будем использовать другой способ, другую форму записи. Вы так записывали действия сложение, вычитание, умножение, когда считали большие числа. - Да, столбиком. В делении это еще называется ”деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.
– Давайте попробуем составить алгоритм действий (на доске оформляется алгоритм по мере объяснения пунктов ученикам).
1. Найти первое неполное делимое. 2. Определить число цифр в частном. 3. Найти цифры в каждом разряде частного. 3 способ. Решение учителем примера у доски с проговариванием алгоритма. -Записываем пример. Находим первое неполное делимое – 5, т.к. сотни разделяться на 4. Определяю количество цифр в частном – их будет 3 (делятся сотни, десятки и единицы). Нахожу цифры в каждом разряде частного… Вывод: общий способ деления многозначного числа на однозначное заключается в делении с остатком возможно более крупных счетных единиц и последовательном переходе к делению более мелких счетных единиц. 5. Первичное закрепление материала. Фронтальная работа (с проговариванием вслух) . а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”. Алгоритм деления я буду подсказывать. 375:3 (№ 2, стр. 10) б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя. 225:3 (с. 11, №3) Находим первое неполное делимое. 2:3? (нет), первое неполное делимое 22, значит, количество цифр в частном будет 2. Находим цифры в каждом разряде частного. 22(дес.):3=7(дес.) (ост.1 дес.). Образуем 2-ое неполное делимое 15 (ед.):3=5(ед.) в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка. 363: 3 есть случаи, когда у нас все разряды разделятся без остатка. Попробуем решить в учебнике этот пример (устно 1 ученик проговаривает вслух) г) – Работа по учебнику с.12 №5 (1,2 столбик). С проговариванием, записи в тетради. Выполняют самостоятельно. Вывод: чтобы разделить многозначное число на однозначное в столбик надо пользоваться алгоритмом. Повторим еще раз. 1. Найти первое неполное делимое. 2. Определить число цифр в частном. 3. Найти цифры в каждом разряде частного. 6. Физминутка
7. Решение нового вида задач. - Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные? - Решим задачу на с.12№7(а) -Читаем вслух. Это сказочная задача. Как вы думаете, почему? О чем задача? Что нам известно? Сколько всего пальм? Сколько собрали с первой? Сколько со второй? Сколько всего? (учитель на доске рисует схему) - Как будем решать? - Дана сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм. Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы найти сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28 разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько бананов собрали со второй пальмы. 1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы. 2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы. 3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы. 2 способ: 1) 152- 28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов со второй пальмы. 2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы. 3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы. Мы решили задачу разными способами. Какие получили ответы? Значит, какой вывод можно сделать? 8. Подведение итогов. - Чему научились на этом уроке? Кто повторит алгоритм деления многозначного числа на однозначное? - Довольны ли вы своей работой?
9. Домашнее задание. С.12 №5 (3,4 столбик), №7 б). Спасибо Вам за работу. Урок окончен! |
Проверка готовности к уроку.
Записывают только ответы в строчку. 1 ученик работает у доски. В конце задания делается проверка.
-Нет.
-Научиться делить многозначное число на однозначное. -Деление многозначного числа на однозначное.
-Удобнее сначала разделить сотни. - 4 сотни. - Добавить к десяткам и потом делить десятки. - Всего десятков 13, а разделится 12.
- Остается один десяток, его добавляем к единицам, получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. 536:4=400:4+120:4+16:4= =100+30+4 = 134
-Нет.
-Столбиком.
Запись примеров в тетрадь.
-Для решения задач.
Потому что бананы не растут на пальмах, бананы – это трава. -Ответы учащихся.
-Сначала надо уравнять части.
-одинаковые ответы -задачу решили правильно
-Ответы учащихся. |