Решение задач
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Урок математики в 3 классе (программа "2100") по теме "Решение задач".
Цель урока : систематизация и углубление знаний по теме "Решение задач".
В уроке представлены задачи, связанные с природой Ямала, представлена информация о природоохранных территориях ЯНАО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_3_klass.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики по теме «Решение задач» (3 класс, программа «2100»)
Цель урока: Систематизация и углубление знаний по теме «Решение задач».
Задачи урока.
Образовательные:
- проверить усвоение учащимися изученного материала, умения применять теоретический материал;
- познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами птиц, рыб и зверей ЯНАО, раскрыть роль охраны природы.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся;
- развивать навыки общения с природой, ориентируясь на ненасильственную модель поведения.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей;
- показать учащимся прикладной аспект математики (применение математики в жизненных ситуациях), формировать интерес к этой науке.
Оборудование: выставка Красных книг, презентация, ПК, мультимедиапроектор, нетбуки, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний (слайд)
Помните, что дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
- Скажите, что нужно сделать, чтобы сохранить природу?
- Ребята, посмотрите на доску, скажите, какие слова пропущены?
Верхне - Тазовский …………
Гыданский ………….
Задание 1 (слайд)
- Для того, чтобы узнать, какие слова пропущены, сосчитайте цепочки примеров, расположите ответы в порядке возрастания и составьте из слогов слово.
-20 -500 :6 +12
? -----------?-----------?-----------?-----------92 НИК
+11 *2 -16 *5
? -----------?-----------?-----------?-----------100 ЗА
:3 +20 :8 *4
? ----------?-----------?-----------?-----------160 ВЕД
:30 *7 +59 -35
? ----------?-----------?-----------?-----------45 ПО
- Какое слово у вас получилось? (заповедник) (слайд)
- Что такое заповедник?
- Для чего создают заповедники?
- Как вы думаете, где находятся Верхне-0Тазовский и Гыданский заповедники? (слайд)
- Какие еще охраняемые территории вы знаете? (слайд)
ВЫВОД: Нужно всегда помнить, что в природе все взаимосвязано, и уничтожение одного компонента природы повлечет изменение всего природного комплекса. (слайд)
- (слайд) 11 января 1916 года в Бурятии на берегу о. Байкал, был создан первый в Российской империи государственный заповедник, получивший название Баргузинский. С этой даты, начиная с 1997 года стали отмечать «ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ».
Задание 2 (слайд)
- Сколько в нашей стране заповедников и национальных парков, вы узнаете, решив задачи. (слайд)
1. На территории США находится 10 заповедников, а в России на 91 заповедник больше. Сколько заповедников находится на территории России?
Ответ: 101 заповедник.
2. На территории США находится 58 национальных парков, а в России на 17 парков меньше. Сколько национальных парков находится на территории России?
Ответ: 41 национальный парк.
- Так сколько заповедников и национальных парков находится на территории России?
(слайд) ВЫВОД: Кроме этого на территории нашей огромной страны находятся тысячи заказников и памятников природы. Из них 14 особо охраняемых территорий находятся на территории ЯНАО. Сотрудники заповедников и парков стараются уберечь животный и растительный мир, следят за тем, чтобы на охраняемые зоны не проникали браконьеры.
- (слайд) Посмотрите на слайд. Кого вы здесь видите?
- Почему из огромного количества животных я выделила именно этих?
- Все эти объекты занесены в Красную книгу и им всем угрожает исчезновение с лица Земли.
- Как вы думаете, почему для книги выбран именно красный цвет? (своеобразный сигнал опасности, угрозы)
- (слайд) Существует Международная Красная книга, но так как она не может вместить в себя все редкие виды животных и растений, каждая страна имеет свою Красную книгу. (выставка книг)
- И наш ЯНАО тоже имеет Красную книгу.
III. Сообщение темы урока
- Сегодня тема урока математики «Решение задач». Я предлагаю заниматься решением задач во время путешествия по страницам Красной книги ЯНАО.
IV. Закрепление пройденного материала (слайд)
Страница 1 – «Животный мир» (слайд)
- Вспомните, какие природные зоны находятся на территории нашего округа?
- Какие звери живут в северных районах ЯНАО? (белый медведь, северный олень, белый песец, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка)
- Какие звери встречаются в южных районах ЯНАО? (бурый медведь, лось, соболь, белка)
- Как вы думаете, какой из медведей крупнее: белый или бурый? Проверим, правы ли вы.
Задание 3 (слайд) – Решите задачу (с комментированием).
Масса двух бурых медведей 600 кг. Определите массу белого медведя, если он на 150 кг больше бурого.
Решение:
- 600 : 2 = 300 (кг) – вес бурого медведя
- 300 + 150 = 450 (кг) – вес белого медведя
Ответ: 450 кг - масса белого медведя.
- Так какой медведь крупнее?
ВЫВОД: Белых медведей люди добывали ради шкуры и мяса. С 1956 охота на них полностью запрещена. А с 1976 белый медведь находится под международной охраной, занесен в Красную книгу.
- Посмотрите на доску: вот среда обитания белых медведей в ЯНАО - о. Белый, о. Шараповы кошки, побережье Карского моря (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе белого цвета).
- А дальше мы поговорим о животных, которых ненцы называют «наши друзья». О ком пойдет речь?
- Что вы знаете о северных оленях?
Задание 4 (слайд)
– Решите задачу про оленей (самостоятельное решение).
За сутки летом один олень съедает 22 кг зеленой массы, а другой – на 4 кг меньше. Сколько корма съедят олени за неделю?
Разбор задачи:
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Сможете вы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Ребята, а неделя – это сколько дней?
Решение: (вывести на экран для проверки) – 2 способа решения!
- 22 – 4 = 18 (кг) – съедает другой олень
- 22 + 18 = 40 (кг) – съедают оба оленя
- 40 * 7 = 280 (кг) – за неделю
Ответ: 280 кг.
- Расскажите, какое значение имеют олени для коренного населения?
ВЫВОД: Значение оленя в домашних условиях невозможно переоценить. Это транспорт и постель, одежда и обувь, пропитание и лекарство. Неприхотливость, способность переносить суровые климатические условия сделали его для ненца незаменимыми домашними животными.
- (слайд) Посмотрите на доску: вот среда обитания северных оленей в ЯНАО - с-з оконечность п-ва Ямал, о. Белый (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе серого цвета).
Страница 2 – «Речные обитатели» (слайд)
- (слайд) Северные реки и озера богаты рыбой. Многие имеют промысловое значение. В водоемах водятся стерлядь, осётр, омуль, налим, щука, ёрш и много других.
Задание 5 (слайд)
- По данным таблицы найдите общий вес пойманной рыбы, выловленной за один день рыбаками, и определите, сколько килограммов рыбы приходится на одного человека, если невод обслуживало 6 человек (коллективное решение).
Название рыбы | Сельдь обская | Корюшка | Пыжьян | Щёкур | Муксун | Сырок | Нельма | Ерш | Тугун |
Общий вес (кг) | 85 | 31 | 205 | 9 | 10 | 4 | 8 | 6 | 2 |
Разбор задачи:
- Что значит найти общий вес?
- Можете ли вы сразу определить, сколько кг рыбы приходится на 1 человека?
- Что нужно сначала найти?
- Сосчитайте общее количество рыбы рациональным способом (доводим до круглого числа).
- Какие числа удобнее складывать? (85 и 205, 31 и 9, 4 и 6, 8 и 2)
Решение:
- 85 + 31 + 205 + 9 + 10 + 4 + 8 + 6 + 2 = 360 (кг) – всего поймали
- 360 : 6 = 60 (кг) – на одного человека
Ответ: 60 кг.
ВЫВОД: В Красную книгу ЯНАО занесена рыба тугун. Она населяет реки, впадающие в Северный Ледовитый океан. Правилами рыболовства на территории ЯНАО установлен запрет на промысловый и любительский лов тугуна. В настоящее время численность его повысилась, но не настолько, чтобы вести промысел.
- Посмотрите на доску: вот среда обитания тугуна в ЯНАО – реки, впадающие в Северный Ледовитый океан (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе желтого цвета).
Страница 3 - «Пернатые» (слайд)
- В заповедниках и заказниках ЯНАО богатейший мир пернатых.
- Каких птиц, населяющих нашу территорию, вы знаете? (лебеди, гуси, чайки, утки, совы).
- (слайд) Такие редкие виды, как краснозобая казарка, орлан-белохвост, сокол-сапсан, серый журавль и филин занесены в Красную книгу.
- (слайд) Посмотрите на фотографию этой птицы. Это белоклювая гагара. Почему ее так назвали?
- Самая крупная из гагар. От других гагар отличается большим желтовато-белым клювом. Голова и шея чёрные с пурпурным оттенком, белые штрихи на горле и по бокам шеи. Белоклювая гагара распространена на арктическом побережье. Основное условие гнездования — присутствие богатых рыбой водоёмов (крупных озёр и рек, или морского побережья). Занесена в Красную книгу, т. к. много этих птиц гибнет в рыболовных сетях, их птенцы становятся добычей хищников. Если спугнуть птицу, она не возвращается к своему гнезду. Местное население любит употреблять ее в пищу или убивает ради шкурок, т. к. раньше в моде были дамские шапки и муфточки из шкур гагар, а также из них шили тапочки, входившие в национальный костюм карелов.
- Посмотрите на доску: вот среда обитания белоклювой гагары в ЯНАО – арктические тундры п-ов Ямал и Гыданский (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе зеленого цвета).
Задание 6 (слайд)
- Расшифруйте название величественной птицы Ямала, количество особей которой насчитывает не более 300. Для этого выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
15 | 25 | 6 | 87 | 76 |
|
|
|
|
|
Х У Т Р С Е | 19 * 4 = 25 * 4 = 75 : 3 = 29 * 3 = 60 : 4 = 90 : 15 = |
- Ребята, что вы знаете об этой птице?
ВЫВОД: Журавль или стерх – очень красивая и редкая птица. Совершенно белая, с черными концами крыльев, с красными клювом и лапами. Она отнесена к вымирающим птицам. Эти птицы на данный момент охраняются по особой программе, утвержденной Президентом России Путиным В.В.
- Посмотрите на доску: вот среда обитания стерха в ЯНАО – низовья Оби, р. Куноват (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе красного цвета).
- Как вы думаете, почему фотографии редких видов животных изображены на листах разного цвета?
- Международная Красная книга, изданная в 1966 году, выглядела необычно. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. Сделано это было не для красоты, а для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение: (слайд)
красные страницы - животные и растения, которые могут исчезнуть;
серые страницы – животные и растения, находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные;
белые страницы – о редких видах животных и растений на Земле, живущих на ограниченной территории;
зеленые страницы – о видах животных и растений, которые человеку удалось спасти;
желтые страницы – численность животных и растений которых пока не критична, но сокращается.
- Посмотрите на доску (повесить картинку западно-сибирского бобра на доску на листе черного цвета).
- Как вы считаете, что обозначает черный цвет страницы?
(слайд) черные страницы – животные и растения, которые исчезли
ВЫВОД: Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения. Все мы ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.
- Ребята, мы закончили путешествие по Красной книге, постарайтесь применить полученные знания при решении задач. Предлагаю вам решить тест (работа в нетбуках).
1. Выбери верное выражение.
На территории России находится 101 заповедник и 41 национальный парк. Сколько охраняемых территорий расположено в нашей стране?
101 – 41
101 + 41 +
101 * 41
101 : 41
2. Выбери верное выражение.
На территории ЯНАО охраняется 6 видов млекопитающих и 24 вида птиц. Во сколько раз больше охраняется птиц, чем млекопитающих?
24 * 6
24 + 6
24 - 6
24 : 6 +
3. Выбери верное выражение.
С юга прилетели две стаи гусей. В одной стае было 18 гусей, а во второй стае - в 2 раза больше. Сколько было гусей во второй стае?
18 + 2
18 - 2
18 * 2 +
18 : 2
4 . Выбери верное выражение.
За 2 дня филин поймал 8 мышей. Сколько мышей поймает филин за 5 дней?
(2 * 5) + 8
(8 : 2) + 5
(8 : 2) * 5 +
(5 * 8) - 2
Рыбак пойма 5 кг сырка, а корюшки – на 3 кг меньше. Сколько кг рыбы поймал рыбак?
(5 – 3) + 5 +
(5 + 3) + 5
(5 – 3) - 5
(5 + 3) - 5
- Ребята, кто получил отметки 4 и 5?
V. Итог урока (слайд)
- Вот мы и попутешествовали, и задачи решали неплохо. Мне очень хочется, чтобы вы навсегда запомнили слова писателя М. Пришвина “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее - от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значить охранять родину”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок для 2 класса математика + информатика, Решение задач. Алгоритмы. Алгоритмы решения задач
Урока для 2 класса. Алгоритмы. Решение задач....
Решение задач. Составление и решение обратных задач.
Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...
Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."
Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...
Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."
Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)." Она может быть полезна учителям, работающим по различным...
Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."
Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...
Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями.
Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями....
Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс
: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель: использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...