«Круг. Окружность.»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Цель урока: | Создание условий для формирования первоначальных представлений детей об окружности |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 37.94 КБ |
otkrytyy_urok_komolova_okruzhnost.zip | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА
Выполнила Комолова Анастасия Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 129 г.о. Самара
Предмет: математика
Класс: 3
Тема урока: Круг.Окружность.
УМК: «Планета Знаний»
Цель урока: | Создание условий для формирования первоначальных представлений детей об окружности | |
Задачи урока: | 1) Образовательные: Сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе); познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки; 2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов; 3) воспитательные: повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в паре, уважать мнение товарищей. | |
Основные термины и понятия темы: | Круг, окружность, центр окружности, радиус, диаметр. | |
Личностные УУД: | -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. -формирование устойчивой положительной самооценки, -формирование устойчивого учебно-познавательного интереса, -установки на здоровый образ жизни. | |
Предметные результаты: | -сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе); -познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки. | |
Метапредметные УУД: | Познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, - установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»; - овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | |
интегрированный (математика с элементами технического труда) | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Форма проведения урока Урок-путешествие
Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы, модели фигур, цветная бумага, образец аппликаций
ТСО: мультимедийный проектор
Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда)
Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.
Ход урока
- Орг. момент.1мин.
- Устный счёт 7 мин.
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.
Отгадайте загадку на чём?
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Мы сейчас построим эту
Межпланетную …. (ракету)
Нам надо построить ракету, выполняя задания:
Назовите фигуры, из которых состоит ракета и выполните задание:
1 Треугольник (нажать) 5·7= (нажать) 35
2 Прямоугольник (нажать) в полёт космонавты приготовил 18 пакетов молока, кефира в 4 раза меньше. Сколько пакетов кефира приготовил незнайка для полёта? 6
3 Трапеция (нажать) 6·5 = (нажать) 30
4 Круг (нажать) первый раз космонавт в телескоп увидел 8 звёзд, а когда посмотрел второй раз внимательней, то увидел в 3 раза больше. Сколько звёзд увидел космонавт во второй раз? 24
Дату своего путешествия запишем в судовом журнале.( в тетрадях записываем число, классная работа)
Молодцы! Готовы к полёту! Запишите числа в порядке убывания! (вызвать Никиту Вершинина)
Проверяем! 35, 30, 24, 6 Какое число лишнее?( 6- однозначное) Это не просто числа- это зашифрованное название той планеты, на которую мы должны полететь.
Работа в парах. Расшифруйте название
50 | 35 | 32 | 30 | 26 | 24 | 20 | 10 | 6 | 1 |
Ф | к | Е | р | п | у | а | ш | г | д |
На этой планете всё круглое. Какие предметы с планеты Земля могли бы оказаться на этой планете?( пуговица, монета, тарелка, зеркало, !!! апельсин, глобус…и т.д.)
Как можно изобразить круг на бумаге (ответы детей) (обвести, с помощью циркуля) на доске перевернуть ЦИРКУЛЬ
3.Изучение новых знаний, формирование новых умений 13 мин.
Удобнее всего пользоваться специальным прибором: (нажать)
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
(Циркуль)
Циркуль (от латинского «циркулюс» -круг). (нажать)
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику Дедала, первого «воздухоплавателя» древности . У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу.
Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль.
Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертежные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести. А существовали эти государства около 3 тысяч лет назад.
Самый старый, дошедший до нас уже не из легенды, а из реальности, железный циркуль нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2 тысяч лет.
Циркули бывают(нажать) ученические, для работы на доске, чертёжные, циркули по металлу (продемонстрировать), медицинские, для вырезания кругов на стекле и бревне. Сегодня мы учимся работать циркулем в тетради. А когда вы вырастите, кто–то из вас может стать инженером, строителем. И ему необходимо будет правильно пользоваться циркулем.
Сегодня мы научимся пользоваться циркулем, чтобы…
Практическая работа.(самостоятельная) (нажать)
Циркуль – чертёжный инструмент, с ним надо работать осторожно. Состоит он из(головки, ножки, иглы и грифеля). При работе с циркулем нужно соблюдать определённые правила: нельзя подносить иглой к лицу и передавать соседу «иглой вперёд. Острый конец всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой грифелем очертите круг. (нажать) Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. (нажать) Это центр круга, её можно обозначить точка О. (нажать)
Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет ножка циркуля на листе бумаги.
Отметьте на окружности точку А. (нажать)
Соедините точкуА с центром окружности. Отрезок ОА –это радиус окружности.
Радиус окружности – отрезок,соединяющий центр окружности с точкой на окружности.
Отметьте на окружности точкуВ, соедините О и В. Отрезок ОВ- тоже радиусокружности. Какой можно сделать вывод? (ОА= ОВ)
Радиусы одной окружности равны.
Проведите еще несколько радиусов. На что это похоже? (нажать) -Да, верно! Это колесо. Колесо - одно из великих изобретений, которое было сделано в IV тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке.
Для чего же мы вспомнили про колесо? В древности термина радиус не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского радиус означает «спица колеса».
Практическая работа в парах. (нажать)
Ребята, на ваших столах модели кругов. С помощью них мы будем знакомиться с таким понятием как «диаметр». Слово «диаметр» пришло к нам из греческого языка и переводится как «поперечник».
а) Сложите круг пополам. Линия сгиба – это и есть диаметр. Что вы можете сказать? (ребята: диаметр делит круг на две равные части). б) Проведите еще несколько диаметров и измерьте длины. Что скажете о ваших наблюдениях? (ребята: все диаметры одинаковой длины)
Сделаем вывод.
Диаметр это - отрезок, который соединяет две точки окружности, проходит через центр. Диаметр делит круг на две равные части, и все диаметры у окружности равной длины.
Сравните длину радиуса с длиной диаметра. Сделайте вывод.
Диаметр в два раза больше радиуса
4.Физминутка2 мин.
5.Закрепление, систематизация, применение 7 мин. (нажать)
Сколько диаметров можно провести? А какие они по длине? Что интересного заметили?
Какое слово созвучно со словом циркуль? – ЦИРК. (нажать)
Что общего между циркулем и цирком? (нажать)
Мы хорошо поработали и я предлагаю посетить необычный цирк.
А попадём мы туда без билета, выполнив правильно 3 задания (нажать) Заполните пропуски дружно:
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется – (нажать) окружность!
(нажать)
От окружности до центра
Мы начертим длинный ус,
Знает каждый третьеклассник,
Это точно - (нажать) радиус!
(нажать)
Отрезок, который проходит через центр окружности и соединяет две точки окружности (нажать) Диаметр
В этом цирке все животные круглые.
Слон очень любит жонглировать тарелками, но сегодня у него их нет. Сделаем слону тарелки.
Работа по рядам. (нажать)
Работать будем ножницами. Ножницами нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу колечками. Разметку делать на белой стороне бумаги, бумагу расходовать экономно.
У вас на столе есть цветная бумага. Начертите окружность радиусом …., вырежьте и прикрепите тарелочки для слона на доску
6. Дом. задание. 1 мин.
7. Итог урок, рефлексия 2 мин.
Сегодня мы с вами побывали на круглой планете.Чтобы вернуться назад, нужно ответить на вопросы теста (у каждого ученика тест).
Фронтальная проверка теста.
- Я считаю, что круг, окружность – это одно и тоже.
- да
- нет
- не знаю
- Мне кажется, что шар можно считать объемным изображением круга.
- да
- нет
- не знаю
- Я считаю, что окружность – это замкнутая линия.
- да
- нет
- не знаю
- Я считаю, что расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется…
- диаметр
- радиус
- Мне кажется, что расстояние от центра до любой точки на окружности всегда одинаково.
- да
- нет
- не знаю
- Я считаю, что отрезок, проходящий через центр окружности до любой точки окружности называется…
- диаметр
- радиус
- Назовите длину диаметра, если радиус равен 3 см
АМ= …..см
Продолжите предложения (устно):
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
… | … | …. | …. | …. | … |
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
…. | ….. | …. | …. | …. |
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________
БЛАНК ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
№ п.п | Критерий | Соответ ствует | Соот. в половине и более случаев | Не соот ветст- вует |
1. | Актуализированы мыслительные операции, необходимые для усвоения детьми геометрических понятий. | 2 | 1 | 0 |
2 | Созданы условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | 2 | 1 | 0 |
3 | Типы оперирования геометрическим образом в учебных заданиях соответствуют уровню сформированности пространственного мышления и представлений детей возрастной группы. | 2 | 1 | 0 |
4 | Используется система геометрических заданий, эффективно влияющая на развитие пространственного воображения младших школьников. | 2 | 1 | 0 |
5 | Содержатся учебные задания, соответствующие группам учащихся класса (по уровню творчества, трудности, объема, модальности и др.). | 2 | 1 | 0 |
6 | Используются различные способы организации дифференцированной работы (по степени самостоятельности, по характеру помощи, по виду выполняемой работы). | 2 | 1 | 0 |
7 | Представленные виды дифференцированной деятельности школьников на уроке обеспечивают достижение планируемых образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных. | 2 | 1 | 0 |
8 | Зафиксированы побуждающие вопросы учителя и содержатся предполагаемые ответы и вопросы детей к учителю и одноклассникам. | 2 | 1 | 0 |
9 | В результате диалоговых и полилоговых форм изучения геометрических понятий планируются выводы и обобщения школьников. | 2 | 1 | 0 |
10 | Запланированы практические виды деятельности учащихся на построение геометрических фигур, измерение, конструирование и т.п. | 2 | 1 | 0 |
11 | Прослеживается системно-деятельностный подход к обучению, представлены виды деятельности учащихся, направленные на усвоение детьми изучаемых геометрических понятий (в том числе самостоятельно). | 2 | 1 | 0 |
12 | С целью предупреждения затруднений школьники получают исчерпывающий инструктаж по выполнению самостоятельных работ (словесно, в виде инструкций, памяток, алгоритма, схемы действий и т.п.). | 2 | 1 | 0 |
13 | Успешность выполнения учащимися самостоятельной работы обеспечено различными формами проверки, самопроверки, взаимной проверки, поэтапной проверки и т.п. | 2 | 1 | 00 |
14 | Содержится этап рефлексии учащихся, на котором представлены самооценка и взаимная оценка результатов работы с использованием отметки или в условиях безотметочного обучения. | 2 | 1 | 0 |
15 | Коллективно-распределенная деятельность школьников представлена на уроке работой в паре, в группе. | 2 | 1 | 0 |
16 | Использует эффективные приемы и методы с целью организации продуктивной деятельности школьников по формированию представлений об одномерных, двумерных и трехмерных геометрических фигурах, их свойствах и отношениях | 2 | 1 | 0 |
17 | Электронные образовательные ресурсы соответствуют задаче развитие пространственного мышления детей и повышают эффективность усвоения геометрических понятий. | 2 | 1 | 0 |
18 | Присутствуют элементы проектной деятельности по теме урока. | 2 | 1 | 0 |
19 | Прослеживается связь урочной и внеурочной деятельности. | 2 | 1 | 0 |
Итого баллов | 38 |
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ
Количество баллов | Оценочное суждение |
27 - 38 | Результат сформирован |
0 - 26 | Результат не сформирован |
Подписи к слайдам:
?
6 · 5
?
Мой циркач, циркач лихойЧертит круг одной ногой,А другой проткнул бумагу,Уцепился и ни шагу.
(Циркуль)
*
ТАЛОС
По стеклу
медицинский
Для распилки брёвен
шагомер
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.
Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие форму окружности?
*
О
М
т. О –называется центром окружности
А
Отметим на окружности две точки А и М.
Отрезки ОА и ОМ – называются радиусами окружности.
Определение:Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности, называется радиусом.
Соединим точки О и М, О и А.
*
О
A
B
C
M
K
Н
У круга есть одна подруга,Знакома всем её наружность!Она идёт по краю кругаИ называется …
От окружности до центраМы начертим длинный ус.Знает каждый третьеклассник,Это точно -
Отрезок, который проходитчерез центр окружностии соединяет две точки окружности.
Сегодня на уроке я понял (а), что…
Самым интересным для меня было …
Мне бы хотелось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Круг. Окружность".
Презентация к уроку математики по теме "Круг. Окружность" ....
Круг. Окружность.
Урок математики в 4 классе с использованием ИКТ...
Урок математики"Круг. Окружность"
Урок математики в 3 классе по программе «Школа России».На уроке учащиеся знакомятся с понятиями «круг» и «окружность», а также с элементами окружности и круга: центром, радиусом, диаметром. С по...
конспект урока по теме: Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности
конспект урока математике во 2 классе по теме "Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности"...
Урок. Круг. Окружность. Центр.
Урок по математике...
Констект урока математики по теме "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" 3 класс
Данный урок разработан для знакомства учащихся 3 класса с темой "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" ....
Презентация к уроку математики "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" 3 класс
Данная презентация помогает быстро учащимся 3 класса усвоить тему по математике "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр"...