Круг. Окружность.
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Урок математики в 4 классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike.rar166.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики по теме: "Круг. Окружность"

с использованием информационных технологий

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с новыми понятиями (круг, окружность, радиус, диаметр).
  2. Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.
  3. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами.
  4. Закреплять умения решать задачи и примеры.
  5. Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память.
  6. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; товарищество; аккуратность и осторожность, применяя циркуль и ножницы.

Форма проведения урока: мастерская.

Оборудование: модели фигур; циркуль; ножницы; клей; цветная бумага; образец аппликаций, презентация, тесты на компьютере.

Ход урока

І. Организация класса.

У: Создадим друг другу хорошее настроение. Как вы это сделали?

Д:

- Улыбнулись друг другу.

- Пожелали получить “5”.

- А я пообещал помочь тому, кто будет затрудняться.

- Я желаю успехов в работе.

У: А какой девиз нашей работы?

Д (хором): Все помогают каждому, каждый помогает всем.

У: Я желаю вам хорошо поработать, творить красиво, аккуратно.

ІІ. Постановка темы и целей урока.

У: Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны поставить перед собой задачи.

1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз. (работа в группах) Слайд 1

5 – р

4 – у

0 - г

7 - к

Ответ: Слайд 1

2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

Слайд 2

Ответ: Слайд 2

В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.

У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)

Д:  Круг. Окружность. (слайд 3)

У: Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем  новые понятия: радиус и диаметр.

ІІІ. Работа над новым  материалом.

1) У: С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?

Д:  Я видел циферблат в часах в форме круга. (слайд 4)

- А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга.

- У телефона тоже есть круг, который мы вращаем, набирая номер.

У. Давайте с вами начертим круг. Для этого воспользуемся циркулем.

2). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.

Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками.

У: Расскажите правила пользования циркулем и ножницами. (Слайд 5)

(Дети рассказывают.) Чертят круг на альбомном листе и раскрашивают цветными карандашами. (Слайд 6)

У. Что мы начертили? (Круг) Все, что мы закрасили – это площадь круга.

У. Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга.  Обозначим его буквой О. (Слайд 6) А сейчас найдите границу круга. Что это?

Д. Это линия, которую оставил грифель.

У: Границы любого круга – это окружность . Начертите рядом с кругом окружность.. Выделите точку, оставленную иголочкой – это центр окружности. Обозначим точку буквой О.

У: Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?

Д:  Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.

У: Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

(Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)

У: Какой ножкой циркуль чертит?

Д: Циркуль чертит грифелем.

У: Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?

Д:  Я думаю, что нужно ножки циркуля развести.

У: Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести.

V. Физкультминутка.

У: А сейчас немного отдохнем.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем –

Руки согнули назад.

4). Работа с учебником

Вырежем  белый круг и сложим его пополам, чтобы центр оказался на линии сгиба. Раскрась половину круга. Сколько половин в круге?

Д:  Получилось две половины.

У: Какие они получились?

Д: Я думаю, одинаковые части.

У: Почему вы думаете, что они равные?

Д:  Они подходят, если приложить одну часть к другой.

У: Молодцы. А какая линия сгиба?

Д:  Она прямая.

У: Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?

Д: Есть.

У: А как она называется?

Д:  Мне кажется, что это отрезок.

У: Правильно, ребята. Молодцы. Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге. Чем отличается первый отрезок от всех остальных? (Учитель делает в круге еще несколько сгибов параллельно диаметру.)

У: А еще чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других?

Д: Он проходит через центр.

У: Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется - диаметр.  (слайд 8) Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный.

Прочитайте о диаметре в учебнике, стр. 84.

У: Сколько диаметров можно провести в окружности?

Д: Думаю, что диаметров может быть много.

У: Какие они все по длине?

Д:  Они одинаковые.

У: Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус. (слайд 8)

- Сколько радиусов на вашем круге?

Д:  У меня получилось 4 радиуса.

У: Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.

Д: - Радиусы одинаковые.

У: Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 82.

6). Задание 2, стр. 83. Прочитайте задание. Работа в тетрадях

Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке.

Ребята работают самостоятельно.

7). Решение задач.

1 вариант решает задачу 3, стр. 83

Самопроверка.  (Слайд 9)

Учитель оценивает работу учащихся, а командиры групп помогают учителю.

Тесты за компьютером и на листочках - закрепление

VІ. Итог урока.

У: На протяжение урока вы были активны и внимательны.

Справились ли мы с вами с поставленными задачами?

Д: Да, справились.

У: Что на уроке вам больше всего понравилось?

У: Что вы запомнили об окружности?

У: Чем круг отличается от окружности?

Д: Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.

У: А что вы запомнили о диаметре?

Д:  Диаметр – это отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр.

- Этот отрезок самый длинный. Он соединяет два противоположных края круга.

- В круге можно провести сколько угодно диаметров. Они будут одинаковые.

У: Молодцы, ребята. А что такое радиус?

Д:  Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой.

- Радиусы равны.

У: А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклейте так:

  1. красный круг, если вам понравилось работать на уроке;
  2. синий круг – не понравилось работать на уроке;
  3. зеленый круг – не очень понравилось.

(В результате из 10 человек, обучающихся в классе, было наклеено 10 красных кругов.)

У: Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.

Учитель объявляет оценки.

VІІ. Домашнее задание. Слайд 10

Прочитать материал учебника, стр. 82,84; № 4,5 с.83 ). Составление аппликации на цветной бумаге. (Слайд7)

Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.

1 группе нужно сделать аппликацию “Страусенок”.

2 группе – аппликацию “Цыпленок”.

Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.

Тест по математике «Круг. Окружность».

1. Что такое окружность?

А) граница круга

Б) круг

2. Что такое радиус окружности (круга)?

А) Отрезок, который соединяет две точки на окружности

Б) Отрезок, который соединяет центр окружности (О) с какой-нибудь ее точкой (С)

3. Что такое диаметр окружности?

А) Отрезок, который проходит через центр окружности (О) и соединяет две точки окружности (К и М)

Б) Отрезок, который соединяет две точки на окружности

4. Сколько можно провести радиусов и диаметров в окружности (круге)?

А) Один

Б) Много

5. Какой ответ правильный для примера 37+(25-15)х3?

А) 141

Б) 7

6. С помощью чего можно начертить окружность?

А) С помощью линейки

Б) С помощью циркуля

Тест по математике «Круг. Окружность».

1. Что такое окружность?

А) граница круга

Б) круг

2. Что такое радиус окружности (круга)?

А) Отрезок, который соединяет две точки на окружности

Б) Отрезок, который соединяет центр окружности (О) с какой-нибудь ее точкой (С)

3. Что такое диаметр окружности?

А) Отрезок, который проходит через центр окружности (О) и соединяет две точки окружности (К и М)

Б) Отрезок, который соединяет две точки на окружности

4. Сколько можно провести радиусов и диаметров в окружности (круге)?

А) Один

Б) Много

5. Какой ответ правильный для примера 37+(25-15)х3?

А) 141

Б) 7

6. С помощью чего можно начертить окружность?

А) С помощью линейки

Б) С помощью циркуля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Круг. Окружность".

Презентация к уроку математики по теме "Круг. Окружность" ....

Урок математики"Круг. Окружность"

Урок математики в 3 классе по программе «Школа России».На уроке учащиеся знакомятся с понятиями «круг» и «окружность», а также с элементами окружности и круга: центром, радиусом, диаметром. С по...

конспект урока по теме: Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности

конспект урока математике во 2 классе по теме "Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности"...

Урок. Круг. Окружность. Центр.

Урок по математике...

Констект урока математики по теме "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" 3 класс

Данный урок разработан для  знакомства учащихся  3 класса с темой "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" ....

Презентация к уроку математики "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" 3 класс

Данная презентация помогает быстро  учащимся 3 класса усвоить тему по математике "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр"...

Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...