Конспект урока математики по теме: "Круг. Окружность"с использованием информационных технологийЦели и задачи урока: - Познакомить с новыми понятиями (круг, окружность, радиус, диаметр).
- Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.
- Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами.
- Закреплять умения решать задачи и примеры.
- Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память.
- Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; товарищество; аккуратность и осторожность, применяя циркуль и ножницы.
Форма проведения урока: мастерская. Оборудование: модели фигур; циркуль; ножницы; клей; цветная бумага; образец аппликаций, презентация, тесты на компьютере. Ход урокаІ. Организация класса. У: Создадим друг другу хорошее настроение. Как вы это сделали? Д: - Улыбнулись друг другу. - Пожелали получить “5”. - А я пообещал помочь тому, кто будет затрудняться. - Я желаю успехов в работе. У: А какой девиз нашей работы? Д (хором): Все помогают каждому, каждый помогает всем. У: Я желаю вам хорошо поработать, творить красиво, аккуратно. ІІ. Постановка темы и целей урока. У: Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны поставить перед собой задачи. 1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз. (работа в группах) Слайд 1 5 – р 4 – у 0 - г 7 - к Ответ: Слайд 1 2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово. Слайд 2 Ответ: Слайд 2 В группах ученики думают над тем, какая же тема урока. У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.) Д: Круг. Окружность. (слайд 3) У: Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем новые понятия: радиус и диаметр. ІІІ. Работа над новым материалом. 1) У: С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг? Д: Я видел циферблат в часах в форме круга. (слайд 4) - А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга. - У телефона тоже есть круг, который мы вращаем, набирая номер. У. Давайте с вами начертим круг. Для этого воспользуемся циркулем. 2). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”. Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками. У: Расскажите правила пользования циркулем и ножницами. (Слайд 5) (Дети рассказывают.) Чертят круг на альбомном листе и раскрашивают цветными карандашами. (Слайд 6) У. Что мы начертили? (Круг) Все, что мы закрасили – это площадь круга. У. Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. Это центр круга. Обозначим его буквой О. (Слайд 6) А сейчас найдите границу круга. Что это? Д. Это линия, которую оставил грифель. У: Границы любого круга – это окружность . Начертите рядом с кругом окружность.. Выделите точку, оставленную иголочкой – это центр окружности. Обозначим точку буквой О. У: Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель? Д: Конечно игла, потому что грифель должен рисовать. У: Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.) У: Какой ножкой циркуль чертит? Д: Циркуль чертит грифелем. У: Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе? Д: Я думаю, что нужно ножки циркуля развести. У: Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести. V. Физкультминутка. У: А сейчас немного отдохнем. Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем – Руки согнули назад. 4). Работа с учебником Вырежем белый круг и сложим его пополам, чтобы центр оказался на линии сгиба. Раскрась половину круга. Сколько половин в круге? Д: Получилось две половины. У: Какие они получились? Д: Я думаю, одинаковые части. У: Почему вы думаете, что они равные? Д: Они подходят, если приложить одну часть к другой. У: Молодцы. А какая линия сгиба? Д: Она прямая. У: Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец? Д: Есть. У: А как она называется? Д: Мне кажется, что это отрезок. У: Правильно, ребята. Молодцы. Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге. Чем отличается первый отрезок от всех остальных? (Учитель делает в круге еще несколько сгибов параллельно диаметру.) У: А еще чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других? Д: Он проходит через центр. У: Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется - диаметр. (слайд 8) Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный. Прочитайте о диаметре в учебнике, стр. 84. У: Сколько диаметров можно провести в окружности? Д: Думаю, что диаметров может быть много. У: Какие они все по длине? Д: Они одинаковые. У: Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус. (слайд 8) - Сколько радиусов на вашем круге? Д: У меня получилось 4 радиуса. У: Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля. Д: - Радиусы одинаковые. У: Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 82. 6). Задание 2, стр. 83. Прочитайте задание. Работа в тетрадях Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке. Ребята работают самостоятельно. 7). Решение задач. 1 вариант решает задачу 3, стр. 83 Самопроверка. (Слайд 9) Учитель оценивает работу учащихся, а командиры групп помогают учителю. Тесты за компьютером и на листочках - закрепление VІ. Итог урока. У: На протяжение урока вы были активны и внимательны. Справились ли мы с вами с поставленными задачами? Д: Да, справились. У: Что на уроке вам больше всего понравилось? У: Что вы запомнили об окружности? У: Чем круг отличается от окружности? Д: Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью. У: А что вы запомнили о диаметре? Д: Диаметр – это отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр. - Этот отрезок самый длинный. Он соединяет два противоположных края круга. - В круге можно провести сколько угодно диаметров. Они будут одинаковые. У: Молодцы, ребята. А что такое радиус? Д: Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой. - Радиусы равны. У: А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклейте так: - красный круг, если вам понравилось работать на уроке;
- синий круг – не понравилось работать на уроке;
- зеленый круг – не очень понравилось.
(В результате из 10 человек, обучающихся в классе, было наклеено 10 красных кругов.) У: Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали. Учитель объявляет оценки. VІІ. Домашнее задание. Слайд 10 Прочитать материал учебника, стр. 82,84; № 4,5 с.83 ). Составление аппликации на цветной бумаге. (Слайд7) Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы. 1 группе нужно сделать аппликацию “Страусенок”. 2 группе – аппликацию “Цыпленок”. Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко. |