УМК "Гармония" Решение задач
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Шагаева Марина Евгеньевна

Урок по математике «Решение задач»

(3 класс УМК «Гармония»)

 

 

I.Орг. момент.

 

II. Проверка дом. задания (с. 63 з. 191)

 

- Какая из двух схем соответствует условию задачи, почему? («правильную» схему открыть на доске)                                                                 

Схема 1

 

 

- Объясните решение задачи

-За правильное решение задачи поставьте на полях 1 очко.

 

Ш. Постановка цели.

Ребусы.

- Отгадав ребус, откроется буква.

 

 (Открывается слово «задача»)

 

- Решать задачи - это здорово!...

 

- На уроке мы будем не только решать задачи, но и говорить о здоровом образе жизни. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»?      (Ответы детей).

 

Девизы нашего урока:

Здоровье – энергия и радость жизни.

Так интересно жить, когда я здоров!!!

 

  1. Устный счёт.

 

Учитель читает условия шести задач, дети записывают решение и наименование в тетрадь каждой задачи.

 

Проверка:

Карточки с числами ответов на доску: 3, 72, 4, 6, 7

- Кто безошибочно выполнил задание, поставьте на полях 5 очков              (5)

 

IV Работа над темой урока

 

Решение задач

 

Русский народ всегда уделял своему здоровью большое внимание. В устном народном творчестве много пословиц:

- Здоров будешь - всё добудешь.

И т.д….

Придумывал подвижные игры, которые развивают ловкость, быстроту движений. Даже обычные прыжки со скакалкой.

 

Задача 1:

 

- Хочу предложить вам задачу, условие которой мне подсказало стих А. Барто "Верёвочка" :

 

Звукозапись отрывка:

  

…..И на каждом тротуаре
У прохожих на виду, 
И с разбега, 
И на месте,
И двумя ногами

вместе:

Примерный вариант задачи:

  • С разбега - 20 прыжков
  • На месте - ? в 3раза больше
  • На двух ногах - ? на 13 прыжков меньше, чем на месте.

Сколько прыжков на двух ногах сделали ребята?

Работа в парах

- Выберите схему, соответствующую условию задачи.

- Объясните свой выбор

 

Схема  2

 

 

- Решите эту задачу удобным для вас способом

Составление плана решения задачи для  тех, кто самостоятельно не справиться.

 

Проверка

Пригласить для проверки записать и объяснить задачу по действиям.

-Какой ещё можно поставить вопрос к условию задачи?

- Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 3 очка

 

 

-Как мы следим за здоровьем в учебном процессе? (ответы детей)

Физминутка.

 

 «Плавание» - очень распространённый вид спорта в нашем посёлке, укрепляет мышцы всего тела, развивает выносливость, быстроту.

- Попробуйте по предложенной схеме составить условие задачи про плавание, сформулировать вопрос к ней и решить:

 

  1. Задача

 

Схема3

 

 

 

Пример:

            В плавательном бассейне в группе здоровья занимались 20 человек. Из них 6 студентов, школьников начальных классов в 2 раза меньше, остальные – школьники старших классов. Сколько школьников старших классов занималось в группе здоровья?

 

Решение:

Проверка:

Логическая задача. (запись на доске)

 

            В соревнованиях по бегу Валера, Гриша и Серёжа заняли три первых места.

Обозначьте римскими цифрами I, II, III, какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье, а Серёжа - не третье место.

 

Валера - ?

(III)

Гриша - ?

(I)

Серёжа - ?

(II)

 

Проверка:

Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 1 очко

 

Подведение итогов.

- Поднимите руки, кто на уроке:

·         испытывал(а) трудности

- Кому:

·         пришлось задуматься

·         интересно, комфортно

 

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon reshenie_zadach_3_kl.zip641.95 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Евгеньевна Шагаева

257 - 468 - 917

Урок по математике «Решение задач»

(3 класс УМК «Гармония»)

Цель:

  • Закреплять умение решать составные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развивать умение рассуждать, мыслить.
  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, учить беречь и укреплять своё здоровье.
  • Оборудование:
  • учебник Н.Б. Истомина «Математика», 3 класс, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007г.;
  • рабочая тетрадь, Н.Б. Истомина «Математика», 4 класс, ч.1, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 гг.

  1. Орг. момент.

Встаньте ровно и красиво

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

  1. Проверка дом. задания (с. 63 з. 191)

- Откройте учебник на стр. 63 и прочитайте условие задачи.

- Какая из двух схем соответствует условию задачи, почему? («правильную» схему открыть на доске)                                                                

(Приложение 1)

- Сколько действий получилось при решении задачи?

- Что узнали в первом действии?

- Что узнали во втором действии?

- В третьем действии?

- Как записали ответ, прочитайте?

-Кто решил правильно задачу поставьте на полях 1 очко.

Постановка цели.

Чтобы узнать тему нашего урока, вам предстоит отгадать ребусы. Отгадав ребус, откроется буква.

Марина Евгеньевна Шагаева

257 - 468 - 917

100рона                        З

Рис. 4 А

                 про100р                      Д

         А                                     Ч

 

во100рг,                 А

(Открывается слово «задача»)

- Правильно, сегодняшний урок мы посвятим решению задач.

Решать задачи - это здорово!
Неинтересен урок без задач.
Задачи заставляют думать,
Анализировать и рассуждать.
Не может быть задачи без решений,
В решении не обойтись без вычислений,
И, чтобы ошибок не допускать,
Необходимо уметь вычислять.

- На уроке мы будем не только решать задачи, но и говорить о здоровом образе жизни. Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»?      (Ответы детей).

Девизы нашего урока:

Здоровье – энергия и радость жизни.

Так интересно жить, когда я здоров!!!

III Устный счёт.  

Это ни для кого не новинка,
Перед стартом нужна «Разминка». 

Нас ждёт весёлый 

И серьёзный устный счёт.

Марина Евгеньевна Шагаева

257 - 468 - 917

Внимание, внимание!

Начнём соревнование. 

(Запись ответов в тетради в строку)

1.        У взрослого человека 6 л крови, а у ребёнка в 2 раза меньше. Сколько литров крови у ребёнка?  (6:2=3л)

2.         Аптека продала 8 упаковок ваты, а бинтов в 9 раз больше. Сколько бинтов продала аптека?  (8Х9=72б.)

3.        Во время футбольного матча игроки команды «Зенит» забили в ворота команды «Спартак» 8 мячей, а футболисты «Спартака»  забили в ворота противника только 2 мяча. Во сколько раз больше мячей забили в ворота противника футболисты из команды «Зенит», чем игроки из футбольного клуба «Спартак»?  (8 : 2 =4р.)

4.        Альпинисты поднимались в гору 12 ч., а спускались на 7 часов меньше. Сколько часов альпинисты спускались с горы?  (12-7=5)

5.        За всё лето мальчики провели 42 игры в баскетбол, а девочки – 6 игр. Во сколько раз меньше сыграли в баскетбол девочки, чем мальчики?  (42:6=7р.)

Проверка:

Карточки с числами ответов на доску: 3, 72, 4, 6, 7

- Кто допустил ошибку?

- Какая по счёту задача решена неправильно?

- Поможем разобраться.

- Кто безошибочно выполнил задание, поставьте на полях 5 очков              (5)

IV Работа над темой урока

Решение задач

- Русский народ всегда уделял своему здоровью большое внимание. В устном народном творчестве много пословиц:

- Здоров будешь - всё добудешь.

- Здоровьем слаб, так и духом не герой.

- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Придумывал подвижные игры, которые развивают ловкость, быстроту движений. Даже обычные прыжки со скакалкой.

Задача 1:

- Хочу предложить вам задачу, условие которой мне подсказало стих А. Барто "Верёвочка" :

Звукозапись отрывка:

Это с нашего двора 
Чемпионы, мастера. 
Носят прыгалки в кармане, 
Скачут с самого утра. 
Во дворе и на бульваре, 
В переулке и в саду,

И на каждом тротуаре

У прохожих на виду, 
    И с разбега, на месте,

И двумя ногами
вместе:

Марина Евгеньевна Шагаева

257 - 468 - 917

Примерный вариант задачи:

Во время тренировочных упражнений в прыжках со скакалкой ребята выполнили с разбега 20 прыжков, прыжков на месте в 3 раза больше, а на двух ногах на 13 прыжков меньше. Сколько прыжков на двух ногах сделали ребята??

  • С разбега - 20 прыжков
  • На месте - ? в 3раза больше
  • На двух ногах - ? на 13 прыжков меньше, чем на месте.

Сколько прыжков на двух ногах сделали ребята?

Работа в парах

- Выберите схему, соответствующую условию задачи.

- Объясните свой выбор

(Приложение 2)

Марина Евгеньевна Шагаева

257 - 468 - 917

Решите эту задачу удобным для вас способом

- Поднимите руку те, кто может решить задачу самостоятельно?

- Поднимите руку те, кому необходима моя помощь? (пригласить детей к доске, чтобы составить план решения задачи:

1) х=(пр.)

2) -=(пр.))

Проверка

Пригласить для проверки записать и объяснить задачу по действиям.

Пригласить для проверки записать задачу выражением.

-Какой ещё можно поставить вопрос к условию задачи?

(Сколько всего прыжков на скакалке выполнили дети?

На сколько больше/ меньше прыжков сделали дети на двух ногах, чем с разбега?)

-Кто решил правильно задачу поставьте на полях 2 очка

-Как мы следим за здоровьем в учебном процессе?

1) делаем по утрам зарядку;
   Зарядка каждому нужна
2) посещаем уроки физкультуры;
3) посещение бассейна;

Физминутка.

С физкультурой подружись

Бегать, плавать научись,
Научись играть с мячом!
Первым быть стремись во всём!

И для этого, друзья,
Лень отбросьте навсегда!
Занимаясь физкультурой -
Будьте вы во всём культурны!

«Плавание» - очень распространённый вид спорта в нашем посёлке, укрепляет мышцы всего тела, развивает выносливость, быстроту.

- Попробуйте по предложенной схеме составить условие задачи про плавание, сформулировать вопрос к ней и решить:

  1. Задача

 (Приложение 3)

Марина Евгеньевна Шагаева

257 - 468 - 917

Пример:

        В плавательном бассейне в группе здоровья занимались 20 человек. Из них 6 студентов, школьников начальных классов в 2 раза меньше, остальные – школьники старших классов. Сколько школьников старших классов занималось в группе здоровья?

Решение:

I способ:

  1. 6:2=3(ч.)-школьн. мл. кл.
  2. 6+3=9(ч.) – студентов и шк.мл.кл.
  3. 20-9=11(ч.) – школьн. ст. кл.

20-(6+6:2)=11(ч.)

II способ:

  1. 6:2=3(ч.)
  2. 20-6=14(ч.)
  3. 14-3=11(ч.)

      20-6-6:2=11(ч.)

Проверка

- Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 3 очка

Интересно задачи решать,
Из решений можно много узнать.
У каждой задачи свой сюжет
И надо найти на вопрос ответ.

Логическая задача. (запись на доске)

В соревнованиях по бегу Валера, Гриша и Серёжа заняли три первых места.

Обозначьте римскими цифрами I, II, III, какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье, а Серёжа - не третье место.

Валера - ?

(III)

Гриша - ?

(I)

Серёжа - ?

(II)

Проверка:

(По мере определения места каждого из ребят открывать римскую цифру)

 - Кто правильно решил задачу, поставьте на полях тетради 1 очко

Подведение итогов.

-Посчитайте общее количество своих очков.  

-У кого 12 очков, поставьте себе отметку «5»

-У кого 10 очков, поставьте себе отметку «4»

-Все ваши работы я проверю и оценю, поставлю отметку.

Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.

Одному мудрецу задали вопрос: "Что для человека важнее - богатство или слава?" Он ответил: "Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля". Прислушайтесь к словам мудреца и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.

- Вспомним, под каким девизом мы с вами работали

- На доске я разместила «Пьедестал настроения». 

- Поднимите руки, кто на уроке:

  • испытывал(а) трудности

- Кому:

  • пришлось задуматься
  • интересно, комфортно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача. Решение задач.

Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...