"Сравнение дробей". Урок по математике в 4-м классе по учебнику Л.Г. Петерсон
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Цель урока.

Учить сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnenie_drobey.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Сравнение дробей". Урок по математике в 4-м классе по учебнику Л.Г. Петерсон

Грехова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов

Цель урока.

Учить сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.

Формируемые УУД:

предметные: сравнивать дроби с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями;

метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы;

личностные: поддерживать интерес к математике; быть мотивированным к учебной деятельности.

Планируемые результаты :

уметь определять тему урока, цели урока

  • развивать умение анализировать и обобщать
  • оценивать свою работу
  • читать информацию, заданную с помощью математической модели
  • зная алгоритм , сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.

Оборудование:  карточки с ключами, ножницы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент и  мотивация к учебной деятельности

Закрыли глаза. Сделали пару дыхательных упражнений. Настроились на урок. Взяли с собой улыбку и тепло вашей души. Открыли глазки. У меня на доске  записан девиз нашего урока «Мудрым никто не родился, а научился»- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня продолжим путь к мудрости

С чего начнем?

 

А какая у меня будет роль?

 Какие качества вам понадобятся на уроке?

Настрой ребят на урок.

Ребята объясняют смысл девиза.

С повторения.

Помощник и организатор

 Честность, активность, терпение и т. д.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

 Запишите дроби: одна двенадцатая, две пятых, семь восьмых, одна четвертая, пять восьмых, две девятых, .

Проверьте результат.

У кого задание вызвало затруднение?

При необходимости провести коррекцию ошибок.

На какие группы можно разбить дроби? (Доли и дроби.)

Прочитайте только доли.

Что такое доля?

– Какая из этих долей самая маленькая? (.) Какая из них самая большая?

Как правилом пользовались при  сравнении долей.

 На какие две группы можно разделить оставшиеся дроби.

Где пишут знаменатель и  что он показывает?

Где пишут числитель и что он показывает?

Что вы сейчас повторили?

Каков следующий этап нашей работы?

 Назовите какие числа вы записали в первую группу.

Какие — во вторую группу?

Сравните эти дроби.

Проверяем.

Почему мнения ребят разделились? Что у вас возникло?

Как к нему нужно относиться?

Что будем делать?

Сверяют свои результаты с образцом.

1/4  , 1/12

Одна из равных частей целого.

1/12

1/4.

Чем больше долей, тем меньше каждая доля.

 Дроби с одинаковым числителем и дроби с одинаковым знаменателем.

Число, записанное под чертой – показывает, на сколько равных частей делят целое.

Число, записанное над чертой – показывает, сколько таких частей взято.

Понятие доли, сравнение долей, понятие дроби, что показывает знаменатель, что показывает числитель.

Задание на пробное действие

2/5 и 2/9

7/8 и 5/8

Сравнивают дроби.

 Высказывание детей записываются на доске. Выслушиваются доказательства.

Не знаем правила сравнения.

Затруднение.

Спокойно

Разбираться и искать выход из нашего затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

 Давайте разберемся. Что вы не смогли сделать.

Почему? Что вызвало затруднение? задание вызвало затруднение?

Не смогли выполнить сравнение с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями.

 Мы не знаем правила сравнения таких дробей.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

 А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. Проверьте себя, открыв учебник.

Составьте план выхода из затруднения.

Найти выход из затруднения и построить эталон я вам предлагаю в группах, но чтобы работа была эффективной надо соблюдать правила. Вспомним их.

 

Научиться сравнивать дроби с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями.

 Сравнение дробей.

( Все планы выслушиваются и записываются на доске. Лучший вариант, по мнению ребят, оставляют)

1. Если есть ключи- помощники, анализируем их и находим выход из ситуации. Если нет таких ключей, открываем учебник и находим те задания, которые нам помогут в решении проблемы.

2. Делаем вывод и формулируем правило.

3. Составляем эталон к этому правилу.

Работают все, высказывают свое мнение вежливо и т. д...

5. этап реализации построенного проекта

Сегодня я вам подготовила ключи к решению вашей сегодняшней задачи. Надеюсь, они вам помогут (1 ключ- 2 одинаковых квадрата. Один квадрат разбит на 9 частей, второй на 5; 2 ключ-2 одинаковых квадрата. Один и второй квадраты разбиты на 8 частей, 3 ключ - ножницы)

Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

Что вы можете сказать о результате вашей работы?

Что дальше будем делать?

Ребята вырезают и сравнивают части наложением. Делают вывод.

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше. Наши эталоны:

м/5>м/9

7/n<9/ n

Мы осуществили поставленную перед собой цель: нашли правило сравнения дробей с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями и составили эталоны к этому правилу.

Будем тренироваться в использовании построенных правил.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа по учебнику

1, стр. 82.

(Один ученик выполняет задание (а) у доски, а остальные учащиеся – в учебнике).

- Что сейчас делали?

№3 , стр. 82

– Чем это задание отличается от предыдущего?

Один ученик выполняет задание (а) у доски, а остальные учащиеся – в учебнике.

Работа в парах (карточки)

Сравните дроби, проговаривая друг другу алгоритм сравнения

4/9*4/5    12/13*12/17    11/20*11/28     24/36* 24/26 5/9*5/7    7/10*7/15

Сравнивали дроби с одинаковыми знаменателями

В предыдущем задании сравнивали дроби с одинаковым знаменателем, а в этом – дроби с одинаковым числителем.

Распределяют роли выслушивают ответы

корректируют ответ товарища, если необходимо

  7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Какой следующий этап?

С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу?

№5 , стр. 83

Выполните задания самостоятельно.

, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки.

– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

– Кто допустил ошибки при выполнении задания?

– В чем причина?

– Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон.)

– Поднимите руки, у кого все верно.

– Вы молодцы!

Самостоятельная работа

Чтобы проверить себя, остались ли затруднения при сравнении дробей, если окажется, что затруднения остались выяснить в чём они и какова причина, исправить свои ошибки. (Учащиеся выполняют самостоятельную работу)

Ответы ребят

8. Включение в систему знаний и повторение.

1) 2 , стр. 82.

Работа проводится фронтально. Учащиеся выполняют задание в тетради на печатной основе.

2) 7, стр. 83.

Один ученик работает на доске со схемой, остальные – чертят схему и записывают решение в тетрадях.

– Прочитайте задачу.

– Рассмотрите схему к задаче и проанализируйте ее.

Известно, что товар стоил 500 рублей. Цена увеличилась на 1%. Надо узнать сколько теперь платить за этот товар.

Анализ решения задачи начинаем с вопроса. Надо найти сколько будет стоить товар. Для этого мы должны знать начальную цену и на сколько увеличилась цена товара. Если все это знаем, складываем старую цену товара и на сколько увеличилась цена товара. Старую цену товара мы знаем.1.  Мы находим на сколько увеличилась цена товара в рублях.1%- это 1/100 от 500.

1). 500:100=5(руб.)- на столько увеличилась цена товара.

2)500+5=505(руб.)

Ответ:505 рублей- новая цена товара.

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Сегодня в наши знания добавилась еще одна деталь. Какая? О чем узнали на уроке?

Повторите алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями, с разными числительными.

- Все ли мы цели достигли?

-Назовите самое легкое задание, самое трудное.

- Можно ли сказать, что  вы стали чуть мудрее?

Оцените себя на лесенке успеха.

Ответы ребят

Повторяют алгоритм сравнения дробей.

Определение достижения цели урока

Оценивают свою работу на уроке

 http://festival.1september.ru/articles/510962/

Максимова Т. Н. Математике. 4 класс.-М.: ВАКО, 2014.-432с.

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/52385.html[a] 

school3pv-val.ucoz.ruFILES/MO/nachkl/…

[a]HTML:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики учителя начальных классов МОУ «СОШ № 13» Пилягиной Ирины Вячеславовны Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...

Урок математики «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...

Урок математики во 2 «Г» классе по учебнику Л.Г. Петерсон

Урок-путешествие «В поисках Золотого ключика»...

Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).

познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...

Презентация к уроку математики. 4 класс. Дроби. Сравнение дробей. Урок 12

Презентация к уроку математики. 4 класс. Дроби. Сравнение дробей. Урок 12...

Контрольная работа по теме «Дроби» 4 класс (к учебнику Л.Г. Петерсон)

Контрольная работа по теме «Дроби» 4 класс (к учебнику Л.Г. Петерсон) в двух вариантах...