Сложение и вычитание многозначных чисел (обобщение). Естественные водоемы (закрепление).
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_4_klass1.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе
Тема. «Сложение и вычитание многозначных чисел (обобщение).
Естественные водоемы (закрепление)».
Цели. Закреплять навык сложения и вычитания многозначных чисел, знания о естественных водоемах.
Оборудование. Физическая карта мира, карточки с заданиями для детей, листочки для самостоятельной работы учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Отгадайте загадку:
Я и речка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
Дети. Вода.
У. Да, сегодня мы будем говорить о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека.
(Учитель обращает внимание детей на изображение рек и океанов на Физической карте мира)
- Устный счет.
Дети работают в парах.
Учитель раздает учащимся карточки с заданиями и листочки. Дети читают текст, на листочках записывают решение и обмениваются работами для взаимопроверки.
Карточка 1
В первом аквариуме а рыбок, а во втором на в рыбок меньше.
Сколько рыбок во втором аквариуме?
Карточка 2
В первом аквариуме а рыбок, а во втором на в рыбок меньше.
Сколько рыбок в двух аквариумах?
Карточка 3
В первом аквариуме а рыбок, а во втором на в рыбок больше.
Сколько рыбок во втором аквариуме?
Карточка 4
В первом аквариуме а рыбок, а во втором на в рыбок больше.
Сколько рыбок в двух аквариумах?
- Закрепление пройденного материала.
У. Расшифруйте слово. Для этого решите примеры и расположите ответы в порядке возрастания.
На доске:
352-249 Р 200-15 Е 400-386 А 907-523 С
347+254 К 643-489 Л 652-538 Г 739+236 Е
421-396 Ы 185+517 А 174+86 О 524-166 Й
156+605 А 154+52 Н 801-631 Л 860-463 И
- В 769+105 В 117+466 Н
Ответ: Вырка, Лена, Волга, Енисей.
У. Что обозначают слова, которые у вас получились?
Д. Названия рек.
У. Что такое река?
Д. Поток воды, текущий в углублении в определенном направлении.
У. Где протекают эти реки?
Посмотрите на доску. Я написала, какова протяженность некоторых российских рек.
На доске:
Ока – 1540 км Лена – 4400 км
Волга – 3531 км Енисей – 4092 км
- Волга – крупнейшая река в европейской части России. Послушайте стихотворение Н. Палькина об этой реке.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
Волга начинается в том месте, где на поверхность выходят подземные воды. Это равнинная река, которая течет спокойно в широких долинах.
Есть еще реки, протекающие в горах. Их потоки шумные, быстрые.
(Учитель показывает иллюстрации с изображением равнинных и горных рек.)
- Сравните длину этих рек: Оки и Лены, Волги и Енисея. Какая из них длиннее и на сколько?
На доске:
1) • - • = • (км) – Лена длиннее Оки
2) • - • = • (км) – Енисей длиннее Волги
- Самая длинная река – Нил – находится в Африке. Ее длина – 6671 км.
А что такое озеро?
Д. Природный водоем со стоячей водой. Вода в нем может быть соленой и пресной, во все озера впадают реки и ручьи.
У. О каких озерах вы можете рассказать?
(Заранее подготовленные дети рассказывают об озерах, показывая их на карте)
Д. Байкал – самое глубокое озеро, его глубина - 1 км 490 м. Считается, что в нем самая чистая вода. Расположено оно в центре Азии – в Сибири.
Ладожское озеро расположено в Европе, около Санкт-Петербурга. Дорогу через озеро в годы Великой Отечественной войны называли дорогой жизни, так как окруженному Ленинграду можно было доставить продовольствие и боеприпасы только по Ладожскому озеру.
Озера Каспийское и Аральское называют морями, так как они очень большие по размеру и вода в них соленая, непригодная для питья. Самое большое озеро – Каспийское.
(Учитель предлагает детям поставить опыт. Для этого в стакане воды надо размешать одну столовую ложку соли и попробовать получившийся раствор – такова вода в Каспийском и Аральском морях.)
- Физкультминутка.
- Закрепление пройденного материала (продолжение).
У. К каким водоемам относятся ручьи, реки и озера – к естественным или искусственным? Почему?
Д. К естественным, потому что они образовались сами, без помощи человека.
У. Какие водоемы называют искусственными?
Д. Искусственные водоемы созданы человеком для своих нужд. Это пруды, каналы, водохранилища, бассейны.
У. Решим задачи о искусственных водоемах.
Представьте, что вам нужно на участке прямоугольной формы, периметр которого равен 16 метрам, выкопать бассейн. Каковы должны быть длины сторон участка?
Дети рассматривают варианты решений.
На доске:
Р = 16 м
а =? м в=? м
Р = (а+в)*2
16= (а+в)*2
а+в=16:2
а+в=8
а и в: 4 и 4 (квадрат); 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1 (прямоугольники)
Д. Участок может иметь длины 5 и 3 метра, 6 и 2 метра, 7 и 1 метр.
У. Найдите площади этих бассейнов.
(Ученики работают самостоятельно).
У. Вспомните, что такое море?
Д. Море – это естественный водоем, часть океана. Вода в морях соленая.
У. Названия каких морей обозначают цвет?
Д. Красное, Черное, Желтое, Белое.
У. Какое море носит имя прочного камня, применяемого в строительстве, для изготовления памятников?
Д. Мраморное море.
У. Какое море самое соленое?
Д. Мертвое море.
(Ответы сопровождаются показом морей на Физической карте мира).
У. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева о море:
Как хорошо ты, о море Черное:
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Для продолжения разговора о водоемах нам понадобятся некоторые числовые данные. Чтобы их узнать надо решить уравнения.
(Дети работают самостоятельно. Затем осуществляется взаимопроверка в парах).
На доске:
Х – 2722 = 8300 1221 + Х = 8950
9052 – Х = 1210 Х + 2122 = 7649
Учитель открывает на доске запись для проверки.
На доске:
11022 м – глубина Тихого океана
8742 м – глубина Антлантического океана
7727 м – глубина Индийского океана
5527 м – глубина Северного Ледовитого океана
У. Что это за числа?
Д. Глубина океанов.
У. Что такое океан?
Д. Океан – огромный водоем, заполненный соленой водой.
У. Какой океан самый глубокий?
Д. Тихий.
У. Какой самый мелкий?
Д. Северный Ледовитый.
(Дети показывают океаны на Физической карте мира).
- Беседа об охране природы.
У. На уроках природоведения мы не раз говорили об охране природы. Нужно беречь и охранять не только растения, животных, почву, воздух, а также воду.
Послушайте, какую информацию подготовили для вас ваши одноклассники.
(Рассказывают подготовленные ученики).
Д. На нашей планете множество речушек и рек, около 5 миллионов озер, 54 моря, 4 океана. Вода несет жизнь всему живому. Вода – одно из самых главных богатств Земли.
Общее количество воды на Земле не меняется, этому способствует круговорот воды в природе. Но чистой воды становится все меньше. Над водой нависла угроза загрязнения.
Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
У. Любите родную природу –
Озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
- Итог урока.
У. Что нового вы узнали на уроке? Что повторили?
Выслушиваются ответы детей. Выставляются отметки за урок.
- Всем огромное спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел". 4 класс.
Этот ресурс можно использовать на уроке математики, изучая тему "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел"....
Конспект открытого урока по математике Тема: «Совершенствование вычислительных навыков по теме сложение и вычитание многозначных чисел» «Закрепление знаний таблиц единиц длины, массы, времени»
Урок-экскурсия по Красной площади, по Кремлю....
Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел
Тема урока математики -закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел. На данном уроке детям предоставляется возможность в игровой форме повторить и закрепить знания письменных...
Урок математики по теме: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел»
Материал содержит технологическую карту и сценарий урока математики, проведённого в 4 классе. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел». Урок разрабо...
Презентация к уроку математики. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел».
Материал содержит презентацию к уроку математики, проведённого в 4 классе по теме «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел». Последние годы в школе все чаще стал...
Презентация к уроку математики. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел».
Материал содержит презентацию к уроку математики, проведённого в 4 классе по теме «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел». Последние годы в школе все чаще стал...