Сложение и вычитание многозначных чисел (обобщение). Естественные водоемы (закрепление).
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Морозова Светлана Николаевна

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_4_klass1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе

Тема. «Сложение и вычитание многозначных чисел (обобщение).

Естественные водоемы (закрепление)».

   Цели. Закреплять навык сложения и вычитания многозначных чисел, знания о естественных водоемах.

 Оборудование.  Физическая карта мира, карточки с заданиями для детей, листочки для самостоятельной работы учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Отгадайте загадку:

         Я и речка, и туман,

          Я река и океан.

        Я летаю и бегу

        И стеклянной быть могу.

Дети. Вода.

У. Да, сегодня мы будем говорить о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека.

(Учитель обращает внимание детей на изображение рек и океанов на Физической карте мира)

  1. Устный счет.

  Дети работают в парах.

 Учитель раздает учащимся карточки с заданиями и листочки. Дети читают текст, на листочках записывают решение и обмениваются работами для взаимопроверки.

Карточка 1

              В первом аквариуме а рыбок, а во втором на в рыбок меньше.

         Сколько рыбок во втором аквариуме? 

Карточка 2

              В первом аквариуме а рыбок, а во втором на в рыбок меньше.

         Сколько рыбок в двух аквариумах?

        

Карточка 3

              В первом аквариуме а рыбок, а во втором на в рыбок больше.

         Сколько рыбок во втором аквариуме?

Карточка 4

              В первом аквариуме а рыбок, а во втором на в рыбок больше.

         Сколько рыбок в двух аквариумах?

  1. Закрепление пройденного материала.

У. Расшифруйте слово. Для этого решите примеры и расположите       ответы в порядке возрастания.

На доске:

352-249      Р       200-15       Е      400-386    А      907-523      С

347+254     К      643-489     Л       652-538    Г      739+236     Е

421-396     Ы      185+517    А       174+86     О      524-166     Й

156+605     А      154+52      Н      801-631     Л      860-463     И

  1. В                                 769+105    В      117+466     Н

              Ответ: Вырка, Лена, Волга, Енисей.

            У. Что обозначают слова, которые у вас получились?  

            Д. Названия рек.

            У. Что такое река?

             Д. Поток воды, текущий в углублении в определенном направлении.

             У.  Где протекают эти реки?

        Посмотрите на доску. Я написала, какова протяженность  некоторых российских рек.

          На доске: 

              Ока – 1540 км        Лена – 4400 км

        Волга – 3531 км           Енисей – 4092 км

  •   Волга – крупнейшая река в европейской части России. Послушайте стихотворение Н. Палькина об этой реке.

          Вот отсюда, именно отсюда,

          Из глубин лесного родника,

             Выбегает голубое чудо –

             Русская великая река.

      Волга начинается в том месте, где на поверхность выходят подземные воды. Это равнинная река, которая течет спокойно в широких долинах.

     Есть еще реки, протекающие в горах. Их потоки шумные, быстрые.

 (Учитель показывает иллюстрации с изображением равнинных и горных рек.)

  • Сравните длину этих рек: Оки и Лены, Волги и Енисея. Какая из них длиннее и на сколько?

         На доске:

             1)   -   =   (км) – Лена длиннее Оки

             2)   -   =    (км) – Енисей длиннее Волги

  • Самая длинная река – Нил – находится в Африке. Ее  длина – 6671 км.

А что такое озеро?

Д. Природный водоем со стоячей водой. Вода в нем может быть соленой и пресной, во все озера впадают реки и ручьи.

У. О каких озерах вы можете рассказать?

(Заранее подготовленные дети рассказывают об озерах, показывая их на карте)

Д.  Байкал – самое глубокое озеро, его глубина  - 1 км 490 м. Считается, что в нем самая чистая вода. Расположено оно в центре Азии – в Сибири.

   Ладожское озеро расположено в Европе, около Санкт-Петербурга. Дорогу  через озеро в годы Великой Отечественной войны называли дорогой жизни, так как окруженному Ленинграду можно было доставить продовольствие и боеприпасы только по Ладожскому озеру.

   Озера Каспийское и Аральское называют морями, так как они очень большие по размеру и вода в них соленая, непригодная для питья. Самое большое озеро – Каспийское.

(Учитель предлагает детям поставить опыт. Для этого в стакане воды надо размешать одну столовую ложку соли и попробовать получившийся раствор – такова вода в Каспийском и Аральском морях.)

  1. Физкультминутка.

  1. Закрепление пройденного материала (продолжение).

У. К каким водоемам относятся ручьи, реки и озера – к естественным или искусственным? Почему?

Д. К естественным, потому что они образовались сами, без помощи человека.

У. Какие водоемы называют искусственными?

Д. Искусственные водоемы созданы человеком для своих нужд. Это пруды, каналы, водохранилища, бассейны.

У. Решим задачи о искусственных водоемах.

   Представьте, что вам нужно на участке прямоугольной формы, периметр которого равен 16 метрам, выкопать бассейн. Каковы должны быть длины сторон участка?

  Дети рассматривают варианты решений.

На доске:

Р = 16 м

а =? м      в=? м  

Р = (а+в)*2

16= (а+в)*2

а+в=16:2

а+в=8

а и в: 4 и 4 (квадрат); 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1 (прямоугольники)

Д. Участок может иметь длины 5 и 3 метра, 6 и 2 метра, 7 и 1 метр.

У. Найдите площади этих бассейнов.

(Ученики работают самостоятельно).

У. Вспомните, что такое море?

Д. Море – это естественный водоем, часть океана. Вода в морях соленая.

У. Названия каких морей обозначают цвет?

Д. Красное, Черное, Желтое, Белое.

У. Какое море носит имя прочного камня, применяемого в строительстве, для изготовления памятников?

Д. Мраморное море.

У. Какое море самое соленое?

Д. Мертвое море.

(Ответы сопровождаются показом морей на Физической карте мира).

У. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева о море:

          Как хорошо ты, о море Черное:

          Здесь лучезарно, там сизо-темно.

           В лунном сиянии, словно живое,

           Ходит, и дышит, и блещет оно…

 Для продолжения разговора о водоемах нам понадобятся некоторые числовые данные. Чтобы их узнать надо решить уравнения.

(Дети работают самостоятельно. Затем осуществляется взаимопроверка в парах).

   На доске:   

 

   Х – 2722 = 8300             1221 + Х = 8950

   9052 – Х = 1210        Х + 2122 = 7649

Учитель открывает на доске запись для проверки.

   На доске:

  11022 м – глубина Тихого океана

  8742 м – глубина Антлантического океана

  7727 м – глубина Индийского океана

  5527 м – глубина Северного Ледовитого океана

 У. Что это за числа?

 Д. Глубина океанов.

У. Что такое океан?

Д. Океан – огромный водоем, заполненный соленой водой.

У. Какой океан самый глубокий?

Д. Тихий.

У. Какой самый мелкий?

Д. Северный Ледовитый.

(Дети показывают океаны на Физической карте мира).

  1. Беседа об охране природы.

У. На уроках природоведения мы не раз говорили об охране природы. Нужно беречь и охранять не только растения, животных, почву, воздух, а также воду.

  Послушайте, какую информацию подготовили для вас ваши одноклассники.

(Рассказывают подготовленные ученики).

Д.  На нашей планете множество речушек и рек, около 5 миллионов озер, 54 моря, 4 океана. Вода несет жизнь всему живому. Вода – одно из самых главных богатств Земли. 

         Общее количество воды на Земле не меняется, этому способствует круговорот воды в природе. Но чистой воды становится все меньше. Над водой нависла угроза загрязнения.

          Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

 У.  Любите родную природу –

       Озера, леса и поля!

       Ведь это же наша с тобою

       Навеки родная земля.

       На ней мы с тобою родились,

       Живем мы с тобою на ней.

       Так будем же, люди, все вместе

       Мы к ней относиться добрей!

  1. Итог урока.

У. Что нового вы узнали на уроке? Что повторили?

 Выслушиваются ответы детей. Выставляются отметки за урок.

- Всем огромное спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел". 4 класс.

Этот ресурс можно использовать на уроке математики, изучая тему  "Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных  чисел"....

Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел

Тема урока математики -закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел. На данном уроке детям предоставляется возможность в игровой форме повторить и закрепить знания письменных...

Урок математики по теме: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел»

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока математики, проведённого в 4 классе. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел». Урок разрабо...

Презентация к уроку математики. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел».

Материал содержит презентацию к уроку математики, проведённого в 4 классе по теме «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел». Последние годы в школе все чаще стал...

Презентация к уроку математики. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел».

Материал содержит презентацию к уроку математики, проведённого в 4 классе по теме «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел». Последние годы в школе все чаще стал...