Конспект урока Тема: Прибавление числа 3
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Зубрилина Евгения Валерьевна

Начальная школа XXI века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_1.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема и номер урока в теме:

  «Прибавление числа 3», №1

Базовый учебник:

Математика:  1 класс: учебник для учащихся

 общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2

 /   В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва  /

(Начальная школа XXI века)  

Цель и задачи урока:

Образовательные:

Формировать умение прибавлять число 3 по частям, учить выполнять

 последовательность учебных действий при выполнении  заданий.

Совершенствовать умение решать задачи.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного

внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе,

работе в парах.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование:

компьютер, мультимедийное оборудование.

Технологическая карта изучения темы «Прибавление числа 3»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика» ч. II

к УМК «Начальная школа XXI век»

Автор: Зубрилина Е.В., учитель начальных классов  

Тема

«Прибавление числа 3 по частям с переходом через десяток».

Цели

Образовательные: Формировать умение прибавлять число 3 по частям,  учить выполнять последовательность учебных действий при выполнении  заданий. Совершенствовать умение решать задачи.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Понимать, что значит прибавить 3 по частям. Усвоить алгоритм прибавления с переходом через десяток Уметь решать задачи.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Прибавление числа  по частям

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

В. Н. Рудницкая «Математика ч.2»

Е. Э. Кочурова  Рабочая тетрадь № 3 к учебнику

- шаги учебной деятельности

Организация пространства

  Работа в парах, индивидуальная работа

Этапы урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

- Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! Д. Пойа

Я желаю вам успешной работы в изучении математики.

Сегодня у нас будет урок открытия новых знаний.

- Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос.

- Затем  вытащим из тайников памяти кое-что ценное: вспомним уже изученные  приемы прибавления чисел, - Откроем новый способ прибавления чисел для более трудных примеров.  

- И ещё потренируемся  решать задачи.

А те ребята, которые будут хорошо работать, в конце урока получат - сюрпризы. Желаю вам успеха!

А сейчас внимание - устный счет

  1. II.  Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка и воспроизведение, коррекция знаний учащихся.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

  1.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b13842aa-7064-43c5-9144-6fee1d5d567c/ResFile.SWF  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/613a0c12-d217-4b19-a326-0b83ea096a33/ur49/z49_4.html

3.    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9b81e2f4-b60f-42b5-a120-fb91722d2b00/Arifmetica_1.pdf

  1.Организует актуализацию умений устных

вычислений (один ученик работает с тренажёром, остальные веером чисел).

2. Организует актуализацию умений решать задачи (видеофрагмент).

3. Организует работу с карточкой «Дополни до 10»(демонстрация)

Организует обобщение актуализированных знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися

пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Выполняют задание.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Устный счёт.

1.  Работаем веером чисел.  

2. Решим задачу с числом 3.                                        

3. Работаем с карточкой «Дополни до 10».

 4. Молодцы, а теперь я предлагаю вам следующее задание. Волк и заяц составляли друг для друга примеры и решали их. Из своих конвертов достаньте карточку №1.проверьте правильность выполнения заданий. (карточка №1) Работаем в парах

Заяц.

4+1=5

8+2=10

6-1=5

4-2=2

6+3=9

8+3=10

Волк.

7+1=8

9-2=7

6+1=7

5+3=9

2+2=4

9+3=11

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

-Кто нашёл значения всех выражений?

Скажите, значения всех ли выражений были найдены правильно?

Почему волк и заяц примеры 6+3=9 и 5+3=8 решили верно, а 8+3 и 9+3 – нет?

В чём причина ошибки, которую допустили герои? (заяц и волк не знают, как прибавлять число 3, если в ответе получается больше 10) 

Физкультминутка

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий; определить ср-ва. 

 Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют

средства

Сформулируйте тему урока и его цель (тема урока: прибавление числа 3 с переходом через десяток; цель: научиться прибавлять число 3, когда в результате получается больше 10).

Какие знания помогут нам объяснить нашим героям, как прибавлять число 3?

2. Способы +3

 3. Способ +3  10   т.е. Устраним затруднение волка и зайца.

1. Состав числа 3

4. Поупражняемся, применим новые знания на практике. П. З.

Наметим шаги работы на уроке.(проставить порядок работы)

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76b96c49-ca38-4184-b238-be532cbf280b/ResFile.PDF

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом (демонстрация). Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует уточнение темы урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Начинаем работать.

СЛАЙД

  1. Состав числа 3
  2. По плану пункт 2.  Способы +3.

СЛАЙД

- Кто поможет волку рассказать один из способов +3?

- Какой состав числа 3 использовал волк?

СЛАЙД

- Кто поможет зайчику рассказать другой способ?

- Какой состав числа 3 использовал заяц?

СЛАЙД

- А третий способ они хотят вместе нам рассказать. Кто озвучит?

- Какой состав числа 3  они использовали?

- Как называются эти 2 способа? (Сложение по частям)

3.  Вспомним, какова задача каждого из вас? (Научиться прибавлять число 3, когда получается больше10.

5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76b96c49-ca38-4184-b238-be532cbf280b/ResFile.PDF

(демонстрация)

  - С какими примерами не справились волк и заяц?

     8 + 3 =                        9 + 3 =

- Как вы будете прибавлять 3? (по частям)  

- Одинаково ли будете разбивать на части, т.е. какой состав числа 3 возьмёте? Почему? (чтобы стало 10, когда будете прибавлять 1 часть числа)

8 + 2 + 1 =11             9 + 1 + 2 = 12

  10                               10

Алгоритм

1. Число, которое прибавляем, разбиваем на две части

2. При прибавлении первой части надо получить 10

3. К 10 прибавить вторую часть

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  (7  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Учебник с.41 № 6

( с комментированием 8 + 3 и 9 + 3)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

  Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку

 Самостоятельная работа с проверкой по эталону)

Тетрадь №2 Самостоятельно.

- Как прибавляли к 9? Почему брали 1 и  2?

-Как прибавляли к 8? Почему взяли 2 и 1.

   №3  с.31 «Как работает машина»     

Эталон для самопроверки. СЛАЙД

6+3=9

8+3=11

3+3=6

0+3=3

9+3=12

10+3=13

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

Оцените себя кружками разного цвета.

Включение в систему знаний

Цели:

 -тренировать способность к сложению частей

 -установить взаимосвязь между частями

Организует выполнение заданий на включение данного материала в систему знаний учащихся

Выполняют задание на включение нового материала в систему своих знаний

Учебник с 41 № 8 (2)

- Что означает число 8? Число3?

- Чего нет в задаче? (вопроса)

- Посмотрите на модель решения.

  Какой вопрос должен быть в задаче, чтобы она решалась сложением?

(Сколько всего тарелок вымыли мама и внучка?)

-Запишите решение в тетрадь.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

  Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

- Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

СЛАЙД

Я узнал…

Мне удалось научиться…

Я порадовался тому, что…

-Вы хорошо поработали на уроке, получите обещанный сюрприз.

-Чего не хватает у снеговика?

-Нарисуйте снеговику рот, соответствующий вашему настроению?

-Покажите у кого улыбка?

Если  у кого не улыбка, выяснить, почему.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Отработка устных вычислений

Тренажёр

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b13842aa-7064-43c5-9144-6fee1d5d567c/ResFile.SWF           

2

Задача

 Текст с иллюстрацией

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/613a0c12-d217-4b19-a326-0b83ea096a33/ur49/z49_4.html

3

Упражнение в отработке знаний состава числа 10

Карточка

демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9b81e2f4-b60f-42b5-a120-fb91722d2b00/Arifmetica_1.pdf

4

Способ прибавления числа 3 по частям

Таблица

демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76b96c49-ca38-4184-b238-be532cbf280b/ResFile.PDF

5

Способ прибавления числа 3 по частям

Таблица

демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76b96c49-ca38-4184-b238-be532cbf280b/ResFile.PDF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Прибавление и вычитание числа 3. Решение текстовых задач". 1 класс "Школа России"

Урок закрепления изученного материала с мультимедийной презентацией....

Конспект урока математики по теме : «Прибавление числа 3»

Конспект урока математики по теме : "Прибавление числа 3".Программа "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по математике, 3 класс. Тема. Прибавление числа к сумме.

Конспект урока для 3 класс по математике по программе "Перспектива". Тема. Прибавление числа к сумме....

Конспект урока математики на тему "Прибавление числа к сумме"

Урок математики на тему "Прибавление числа к сумме".(ПНШ)...

Конспект урока по математике во втором классе на тему: "Прибавление числа 6"

Данный урок проводился во втором классе для детей с интеллектуальными нарушениями.Тема: "Прибавление числа 6"Тип урока: урок изучения нового материалаЦель урока: познакомить со способом приб...