Рабочая программа для 3 класса
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Рабочая программа по математике для з класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 366 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в соответствии с федеральным базисным учебным планом, положением о программе и на основе примерной программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./сборник программ к комплекту учебников по математике В.Н.рудницкой М. Вента Граф, 2013г./.
На изучение математики в 3 классе отводится 136 часов в год ( 34 учебные недели по 4 часа в неделю )
Программа обеспечена следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Устав образовательной организации.
Основные образовательные программы НОО.
Примерные программы по учебным предметам.
Учебный план образовательной организации.
Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ).
Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета
Общая характеристика предмета
Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики.
Цели и задачи обучения математике.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
¾обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
¾предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; ¾умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные
геометрические построения; ¾реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов,решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне,соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Основные задачи курса:
– научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
– сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
– подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;
– дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
- Информационная картина мира.
- Компьютер – универсальная машина по обработке информации.
- Алгоритмы и исполнители.
- Объекты и их свойства.
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
-готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
-заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
-готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
-высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
-владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
-планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково – символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
-адекватное оценивание результатов своей деятельности;
-активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
-умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:
- ставить учебные цели;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- сличать результат действий с эталоном (целью),
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);
- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические универсальные учебные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);
- синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
- построение логической цепи рассуждений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусств и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 4 учебных часов в неделю 136 часов в год. По Программе «Математика» Рудницкой В.Н на изучение предмета
отводится 4 учебных часа в неделю итого 136 часов в год.
В связи с этим, в примерную программу не внесены изменения в 3 классе.
№ п\п | Тема раздела | Всего часов | В том числе на уроки |
1 | Тысяча. | 17ч | 15 |
2 | Арифметические действия в пределах 1000 и их свойства. | 76ч | 69 |
3 | Величины. | 14ч | 13 |
4 | Работа с текстовыми задачами. | 10ч | 9 |
5 | Геометрические понятия. | 19ч | 19 |
6 | Логико-математическая подготовка. | В течении года |
Формы контроля
- Самостоятельные работы - 10
- Практические работы -4
- Контрольные работы -9
- Арифметические диктанты -5
- Диагностические работы - 2
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
- Технология личностно – ориентированного обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно- коммуникационные технологии;
- Аудиовизуальная технология;
- Метод проблемного обучения;
- Метод самоконтроля;
- Групповой метод;
- Метод создания ситуации успеха;
Фронтальная работа с классом
Содержание курса математики в 3 классе
Содержание программы
(4ч в неделю, всего 136 ч)
Элементы арифметики
Тысяча
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.
Умножение вида 23 • 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Сотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Алгебраическая пропедевтика
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Учитель, осуществляя дифференцированное обучение в 3 классе, может ориентироваться на два уровня математической подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИФОРМАТИКИ
3 класс (34 ч)
Информационная картина мира (9 ч)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т. д.) вручную и с помощью компьютера
Алгебраическая пропедевтика
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Предметные результаты:
- единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
различать:
- знаки < и > ;
- числовые равенства и неравенства;
- прямую, луч и отрезок;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
воспроизводить по памяти:
- соотношения между единицами длины (1 км = = 1000 м, 1 см = 10 мм); массы (1 кг = 1000 г); времени: (1 ч = = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век =100 лет, 1 год = = 12 месяцев);
приводить примеры:
• числовых равенств и неравенств;
устанавливать связи и зависимости:
- между компонентами и результатами арифметических действий (суммой и слагаемыми, произведением и множителями и др.);
- между известными и неизвестными величинами при решении арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000;
- решать арифметические текстовые задачи в три действия (в различных комбинациях);
- применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Обязательный уровень
Ученик должен:
— знать названия и последовательность натуральных чисел до 1000 (включительно), уметь записывать их цифрами и сравнивать;
— знать названия и обозначения действий умножения и деления;
— знать наизусть таблицу умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 и 100;
— выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений;
— знать названия компонентов четырех арифметических действий;
— знать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них, уметь находить их значения, выполняя два-три арифметических действия;
— уметь решать арифметические текстовые задачи в три действия в различных комбинациях;
— уметь вычислять: периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Повышенный уровень
Ученик может:
— выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное числа в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий;
— различать числовые равенства и неравенства, знаки «<» и « >»;
— называть единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
— приводить примеры верных и неверных высказывании;
— называть фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая);
— вычислять длину ломаной;
— изображать ломаную, обозначать ее буквами и читать обозначение;
— изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать обозначение;
— различать луч и прямую;
— делить окружность на 6 равных частей с помощью циркуля;
— строить точку, симметричную данной, на клетчатом фоне.
2. Метапредметные результаты обучения:
В области познавательных УУД:
- школьник научится или получит возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
- выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;
- выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирать наиболее эффективный способ решения или верное решение;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять данные по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений
В области коммуникативных УУД:
- школьник научится взаимодействовать (сотрудничать0 с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
- школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.
В области личностных УУД:
- школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны иметь представление:
• об организации информации в виде списка и таблицы;
• о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
• о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
• о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;
• о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
• об объектах и их свойствах;
• об имени и значении свойства;
• о классах объектов.
Обучающиеся научатся:
• осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.
• фиксировать собранную информацию в виде списка;
• упорядочивать короткие списки по алфавиту;
• фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
• находить нужную информацию в таблице;
• находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
• находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
• находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
• приводить примеры объектов и их свойств;
• находить и конструировать объект с заданными свойствами;
• выделять свойства, общие для различных объектов;
• определять истинность сложных высказываний;
• на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
• на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
• находить и конструировать объект с заданными свойствами;
• объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны иметь представление:
• об организации информации в виде списка и таблицы;
• о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
• о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
• о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;
• о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
• об объектах и их свойствах;
• об имени и значении свойства;
• о классах объектов.
Обучающиеся научатся:
• осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.
• фиксировать собранную информацию в виде списка;
• упорядочивать короткие списки по алфавиту;
• фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
• находить нужную информацию в таблице;
• находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
• находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
• находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
• приводить примеры объектов и их свойств;
• находить и конструировать объект с заданными свойствами;
• выделять свойства, общие для различных объектов;
• определять истинность сложных высказываний;
• на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
• на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
• находить и конструировать объект с заданными свойствами;
• объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем. | Вид контроля | Примечание |
1 четверть - 36 ч | |||||
Тысяча 6ч Воспроизведение устных приёмов сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычисление суммы и разности чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. Контроль своей деятельности: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку Вычисление произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число. Подбор частного способом проб. | |||||
1 | Числа от 100 до 1000. Название и запись «круглых» сотен | Текущий | |||
2 | Числа от 100 до 1000. Таблица разрядов трёхзначных чисел | ||||
3 | Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трёхзначных чисел. | ||||
4 | Сравнение чисел. Знаки < и > Что мы знаем об информации | ||||
5 | Сравнение чисел. Неравенства. Самостоятельная работа. | Текущий | |||
6 | Сравнение чисел. Решение задач. | ||||
Величины и их измерение 5ч . Называние единицы длины: километр, миллиметр. Выполнение практической работы: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений. | |||||
7 | Километр, миллиметр. | ||||
8 | Километр, миллиметр. Измерение длины отрезков в разных единицах. Что мы знаем о компьюторе | ||||
9 | Километр, миллиметр. Сравнение величин. | ||||
10 | Входная диагностика. Контрольная работа №1 по теме: «Чтение, запись и сравнение трехзначных чисел». | Тематический | |||
11 | Работа над ошибками. Километр, миллиметр. Решение задач с величинами. | текущий | |||
Геометрические фигуры 6ч Характеристика ломаной (вид ломаной, число её вершин, звеньев). Чтение обозначенной ломаной. Различие видов ломаных линий. Конструирование ломаной линии по заданным условиям. | |||||
12 | Ломаная. Вершины, звенья. Объекты и их свойства | ||||
13 | Ломаная. Решение задач на построение ломаной. | ||||
14 | Ломаная. Единицы измерения длины. | ||||
15 | Длина ломаной. Самостоятельная работа. | Текущий | |||
16 | Длина ломаной. Решение задач. Объекты и свойства | ||||
17 | Длина ломаной. Построение геометрических фигур. | ||||
Величины и их измерение 7ч Называние единиц массы. Выполнение практической работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки. Вычисление массы предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений. | |||||
18 | Масса. Килограмм, грамм. | ||||
19 | Масса. Килограмм, грамм. Чтение и запись величин. | ||||
20 | Масса. Килограмм, грамм. Сложение и вычитание величин. Порядок элементов в списке | ||||
21 | Масса. Килограмм, грамм. Решение задач с величинами. | ||||
22 | Вместимость. Литр. Практическая работа | Текущий | |||
23 | Вместимость. Литр. Сложение и вычитание величин. | ||||
24 | Вместимость. Литр Решение задач с величинами. Упорядоченные списки | ||||
Сложение и вычитание трёхзначных чисел. 13ч Воспроизведение устных приёмов сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычисление суммы и разности чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. Контроль своей деятельности: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку Вычисление произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число. Подбор частного способом проб. Различие двух видов деления (с остатком и без остатка). | |||||
25 | Сложение трёхзначных чисел. Устные приёмы сложения. | ||||
26 | Сложение трёхзначных чисел. Письменные приёмы сложения. | ||||
27 | Сложение трёхзначных чисел. Решение задач. | ||||
28 | Сложение трёхзначных чисел. Площадь прямоугольника. Многоуровневый список | ||||
29 | Сложение трёхзначных чисел. Задачи на построение геометрических фигур. | ||||
30 | Сложение трёхзначных чисел. Решение задач. Арифметический диктант | Текущий | |||
31 | Вычитание трёхзначных чисел. Устные приёмы. | ||||
32 | Вычитание трёхзначных чисел. Письменные приёмы. | ||||
33 | Вычитание трёхзначных чисел. Решение задач. | ||||
34 | Вычитание трёхзначных чисел. | ||||
35 | Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» | Тематический | |||
36 | Решение примеров и задач. Анализ контрольной работы, работа над ошибками Обобщение по теме: «Списки» | текущий | |||
| 2 четверть – 29ч | ||||
37 | Вычитание трёхзначных чисел. Вычитание величин | ||||
Законы сложения 6ч формулирование сочетательного свойства умножения и использовать его при выполнении вычислений. Формулирование правила умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений | |||||
38 | Сочетательное свойство сложения | ||||
39 | Сравнение выражений на основе сочетательного свойства сложения. | ||||
40 | Решение задач разными способами на основе сочетательного свойства сложения. Классы объектов | ||||
41 | Сумма трех и более слагаемых. Устные приёмы вычислений. | ||||
42 | Сумма трех и более слагаемых. Письменные приёмы вычислений. | ||||
43 | Сумма трех и более слагаемых. Решение задач на построение геометрических фигур. Самостоятельная работа | ||||
Законы умножения 6ч Пользоваться сочетательным свойством умножения. Знать его формулировку Вычислять значения выражений разными способами. Использование программно методического комплекса и документ камеры | |||||
44 | Сочетательное свойство умножения. Таблицы. | ||||
45 | Сочетательное свойство умножения. Решение задач разными способами на основе сочетательного свойства умножения. | ||||
46 | Сочетательное свойство умножения. Решение задач на построение геометрических фигур. | ||||
47 | Произведение трех и более множителей. | Текущий | |||
48 | Произведение трех и более множителей. Запись решения задач одним выражением. Запись в таблицах | ||||
49 | Произведение трех и более множителей. Решение задач на построение геометрических фигур. | ||||
Порядок выполнения действий в числовых выражениях 3ч | |||||
50 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. | ||||
51 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. Запись решения задач одним выражением. | ||||
52 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. Решение задач на построение геометрических фигур. Порядок записей в таблице. | ||||
Геометрические фигуры 3ч Строить точки, отрезки, многоугольники, окружности симметричные данным | |||||
53 | Симметрия на клетчатой бумаге | ||||
54 | Задачи на построение симметричных фигур. Симметрия на клетчатой бумаге. Решение задач. | ||||
55 | Контрольная работа №3 «Порядок выполнения действий в числовых выражениях» | ||||
Порядок выполнения действий в числовых выражениях 8ч Формулировать правила выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия одной и разных ступеней. | |||||
56 | Работа над ошибками. Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Запись решения задач одним выражением. Поиск информации в таблице | ||||
57 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Решение задач на построение геометрических фигур. | ||||
58 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Решение задач. | ||||
59 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. | ||||
60 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Составление выражений. Списки и таблицы. | ||||
61 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Повторение. Табличное умножение и деление. | ||||
62 | Контрольная работа № 4 за I полугодие по теме « Числовые выражения» | Тематический | |||
63 | Работа над ошибками. Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Повторение. | Текущий | |||
Верные и неверные высказывания 3 ч Введение понятия высказывание. Верные и неверные высказывания. | |||||
64 | Верные и неверные предложения(высказывания) . повторение. Решение выражений. Обобщение по теме: Списки и таблицы | ||||
65 | Верные и неверные предложения(высказывания). Составление выражений. Повторение. Числа от 100 до 1000. Арифметический диктант. | Текущий | |||
3 четверть 40 ч | |||||
66 | Верные и неверные предложения(высказывания). Решение задач с величинами. Повторение. Числа от 100 до 1000. | ||||
Числовые равенства и неравенства 3ч Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения | |||||
67 | Числовые равенства и неравенства. Повторение. Километр. | ||||
68 | Свойства числовых равенств. Повторение. Километр. Алгоритмы. | ||||
69 | Свойства числовых равенств. Повторение. Сравнение величин. | ||||
Геометрические фигуры 3ч Распознавание: окружность и круг. Деление окружности на части с помощью циркуля | |||||
70 | Деление окружности на равные части путём перегибания круга. Повторение. Сравнение величин. | ||||
71 | Деление окружности на равные части с помощью угольника. Повторение. Единицы массы. | ||||
72 | Деление окружности на равные части с помощью циркуля. Решение задач. Повторение. Единицы массы. Исполнитель алгоритмов | ||||
Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное 10ч Умножать сумму на число, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых. Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; | |||||
73 | Умножение суммы на число. Повторение. Длина ломаной. | ||||
74 | Умножение суммы на число. Устные вычисления. Повторение. Вместимость. | ||||
75 | Умножение суммы на число. Повторение. Вместимость. | ||||
76 | Умножение на 10. Запись длины в см и дм. Повторение. Сложение величин. Имя и значение переменной | ||||
77 | Умножение на 100. Решение задач с величинами. Повторение. Сложение величин. Самостоятельная работа | ||||
78 | Умножение на 10 и 100. Повторение. Вычитание величин. | ||||
79 | Умножение вида 50∙9, 200∙4. Повторение. Вычитание величин. | ||||
80 | Умножение вида 50∙9, 200∙4. Повторение. Решение задач с величинами. Блок-схема алгоритма. Ветвление. | ||||
81 | Контрольная работа №5 по теме: Умножение вида 50∙9, 200∙4. Решение задач с величинами. | Тематический | |||
82 | Работа над ошибками.Умножение вида 50∙9, 200∙4. Повторение. Решение задач с величинами. | Текущий | |||
Геометрические фигуры 3ч. Ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); Различать геометрические фигуры; Характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; Конструировать указанную фигуру из частей | |||||
83 | Прямая. Обозначение прямой латинскими буквами. Повторение. Решение задач с величинами. | ||||
84 | Прямая. Пересекающиеся прямые. Повторение. Сложение трёхзначных чисел. Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление | ||||
85 | Прямая. Непересекающиеся прямые. Повторение. Сложение трёхзначных чисел. Практическая работа. | ||||
Умножение на однозначное число 8ч Воспроизводить письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность | |||||
86 | Умножение двузначного числа на однозначное. Повторение. Вычитание трёхзначных чисел. | ||||
87 | Умножение двузначного числа на однозначное. Переместительное свойство умножения. Повторение. Вычитание трёхзначных чисел. | ||||
88 | Самостоятельная работа.Умножение двузначного числа на однозначное. Повторение. Решение задач. Простые и сложные высказывания | Текущий | |||
89 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. Алгоритм письменных вычислений. Повторение. Вычитание трёхзначных чисел. | ||||
90 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. Повторение. Решение задач с величинами. | ||||
91 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножение трёхзначного числа на однозначное. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. | ||||
92 | Контрольная работа № 6 по теме «Умножение на однозначное число». | Тематический | |||
93 | Работа над ошибками. Умножение на однозначное число. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. Простые и сложные высказывания. | Текущий | |||
Величины и их измерение 4ч Введение понятий: час, минута, секунда. Работа устанавливающего соотношения между единицами времени: сравнивать значения однородных величин; упорядочивать данные значения величины; устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач | |||||
94 | Измерение времени. Единицы времени. Повторение. Периметр прямоугольника. Практическая работа | Текущий | |||
95- 96 | Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени. Повторение. Периметр прямоугольника. | ||||
97 | Измерение времени. Повторение. Площадь прямоугольника. | ||||
Умножение и деление. 35ч Воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; Прогнозировать результаты вычислений;контролировать свою деятельность: Проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; Оценивать правильность предъявленных вычислений; сравнивать разные способы вычислений | |||||
98 99 | Деление на 10 и на 100. Повторение. Самостоятельная работа Контрольная работа № 7 по теме: Упрощение выражений. Деление на 10 и на 100. Простые и сложные высказывания | Текущий Тематический | |||
100 101 | Работа над ошибками.Нахождение однозначного частного. Деление вида 108:18. Повторение. Упрощение выражений. | Текущий | |||
102 103 | Нахождение однозначного частного. Повторение. Выражения со скобками. | ||||
104 | Деление с остатком. Повторение. Единицы времени. | ||||
105 | Деление с остатком вида 6:12. Повторение. Единицы времени. Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команды с параметрами | ||||
4 четверть – 31ч | |||||
106 | Деление с остатком. Повторение. Решение задач с величинами.. | Текущий | |||
107 | Деление с остатком. Повторение. Решение задач с величинами.. | ||||
108 | Деление на однозначное число. Повторение. Решение задач | ||||
109 | Деление на однозначное число. Повторение. Выражения со скобками. Составление и выполнение алгоритмов | ||||
110 | Деление на однозначное число. Повторение. Решение задач . Арифметический диктант | Текущий | |||
111 | Деление на однозначное число. Повторение. Решение задач | ||||
112 | Деление на однозначное число. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. | ||||
113 | Контрольная работа № 8 по теме «Деление на однозначное число» | Тематический | |||
114 | Работа над ошибками. Деление на однозначное число. Повторение. Решение задач Обобщение по теме «Составление и выполнение алгоритмов» | Текущий | |||
115 | Умножение вида 23∙40. Повторение. Решение задач | ||||
116 | Умножение вида 23∙40. Повторение. Выражения со скобками. | ||||
117 | Умножение вида 23∙40. Повторение. Задачи с величинами «цена, кол-во, стоимость». | ||||
118 | Умножение вида 23∙40. Повторение. Составные задачи. Исполнитель алгоритмов Пожарный | ||||
119 | Умножение на двузначное число. Повторение. Составные задачи. | ||||
120 | Умножение на двузначное число. Повторение. Выражения со скобками. | ||||
121 | Умножение на двузначное число. Повторение. Решение задач. Самостоятельная работа | Текущий | |||
122 | Умножение на двузначное число. Повторение. Площадь прямоугольника. Свойства объектов Пожарный и Пожар | ||||
123 | Умножение на двузначное число. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. | ||||
124 | Умножение на двузначное число. Повторение. Решение задач | ||||
125 | Деление на двузначное число. Повторение. Решение задач. | ||||
126 | Деление на двузначное число. Повторение. Единицы времени. Массовость алгоритма. Запись алгоритмов. Свойства объектов | ||||
127 | Деление на двузначное число. Повторение. Периметр и площадь прямоугольника. Практическая работа | ||||
128 | Деление на двузначное число. Повторение. Решение задач . | ||||
129 | Деление на двузначное число. Повторение. Решение задач. | ||||
130 | Деление на двузначное число. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. Метод последовательной детализации | ||||
131 | Итоговая контрольная работа № 9. | Итоговый | |||
132 | Работа над ошибками. Повторение. Решение задач на построение геометрических фигур. | Текущий | |||
Повторение изученного в 3 классе.4ч Контролировать свою деятельность, Проверять правильность выполнения вычислений изученными способами | |||||
133 | Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000» | ||||
134 | Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000» | ||||
135 | Повторение по теме «Решение арифметических задач» | ||||
136 | Повторение по теме «Построение геометрических фигур» Простые и сложные условия в алгоритмах |
Перечень учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения.
Основная литература:
Программа – Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2011г.
Учебники – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., учебник 3 класс в двух частях, М., Вентана-Граф, 2012г.
Учебные пособия – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., Рабочие тетради «Математика» 3 кл., М., Вентана-Граф, 2013г., Рудницкая В. Н.
Математика: 2 класс: методика обучения/ Л. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. – М.:
Вентана- Граф, 2013г.,
Рабочая тетрадь «Дружим с математикой» для организации индивидуальной работы на уроках и дома, Е.Э.Кочурова г. Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.
Дидактические материалы(№1,2) В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева, г. Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.
Дополнительная литература:
Учим математику с увлечением. 1-4 кл / Авт.-сост. А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина .- М. : 5 за знания, 2007.
Математика для начальных классов. 1 – 4 / Авт. – сост. А.С. Лисовский. – М.: Просвещение , 2008.
Максимова Т.Н. Сборник текстовых задач по математике: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Олимпиадные задания.2 -4 класс: Математика /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2012г.
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | |
Издательский центр «Вентана-Граф» | http://www.vgf.ru |
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» | http://nsportal.ru |
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру | http://www.proshkolu.ru/ |
Список литературы
1. Дидактические материалы(№1,2) В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева, г. Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2013
2. Математика: 2 класс: методика обучения/ Л. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. – М.: Вентана- Граф, 2013г.,
3. Программа – Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2011г.
4. Рабочая тетрадь «Дружим с математикой» для организации индивидуальной работы на уроках и дома, Е.Э.Кочурова г. Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.
5. Учебники – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., учебник 3 класс в двух частях, М., Вентана-Граф, 2012г.
6. Учебные пособия – Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., Рабочие тетради «Математика» 3 кл., М., Вентана-Граф, 2013г., Рудницкая В. Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...