"Конкретный смысл сложения и вычитания"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Технологическая карта урока математики по УМК  "Перспектива" , 1 класс. Урок объяснения нового материала. Тема:"Конкретный смысл сложения и вычитания  (2 часа)". Использованы следующие ресурсы: учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение. Описаны этапы урока, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkretnyy_smysl_slozheniya_i_vychitaniya.docx87.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Конкретный смысл сложения и вычитания  (2 часа)

Цель изучения темы

  • раскрыть конкретный смысл действий сложения и вычитания;
  • научить прибавлять и вычитать чисел в пределах 1-6;
  • учить  использовать в речи математические термины «слагаемое», «сумма»; «уменьшаемое», «вычитаемое», « разность»
  • формировать осознанные и прочные вычислительные навыки.

Термины и понятия

«слагаемое», «сумма»; «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»

Информационно - образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Межпредметные связи

1.Учебник:Дорофеев Г. В.,  Миракова Т. В.  Математика:   Учебник 1 класс 1ч Москва, «Просвещение», 2011 г,

 (74-75с, 76-77с)

2. Рабочие тетради: Дорофеев Г. В.,  Миракова Т. В. Математика:  Рабочая тетрадь 1 класс 1ч.  Москва, «Просвещение», 2011 г,  

 (62-63с, 64-65с.)

3. Методическое пособие к учебнику \"Математика. 1 класс\"

Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова

Издательство: Просвещение, 2007 г.

  1. Разрезной счетный материал.

  2. Набор предметных картинок.
  3. Наборное полотно.
  4. Веер цифр и математических знаков.

CD-ROM. Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Дорофеева. М., «Просвещение», 2011 г.

Окружающий мир (знание животного мира, растительного мира водоёмов, легкового и грузового транспорта)

Технология (умение изготавливать изделия из теста, знание техники «мозаика»)

Литературное чтение (знание художественной литературы)

  1. Планируемые  результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  1. Понимать конкретный смысл действий «сложение» и «вычитание»
  2. Называть действия «сложение» и «вычитание».
  3. Составлять по рисункам схемы арифметических действий «сложение» и «вычитание», записывать по ним числовые равенства.
  4. Читать равенства, используя математическую терминологию («слагаемое», «сумма»).
  5. Выполнять сложение и вычитание  

Ученик научится:

Познавательные УУД

  • моделировать действия «сложение и вычитание» с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка;
  • моделировать способы прибавления и вычитания чисел помощью числового отрезка;
  • сравнивать математические выражения;
  • сравнивать предметы  по количеству, длине;
  • классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
  • применять полученные знания в измененных условиях;
  • освоить способы решения, объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

Регулятивные УУД

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;
  • контролировать ход и результаты вычислений;
  • совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Коммуникативные УУД

  • строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
  • задавать вопросы;
  • работать в паре при решении логических задач
  • учитывать разные мнения,
  • договариваться и приходить к общему решению.

Ученик получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию («число», «равенство», «сложение», «вычитание», «слагаемое», «сумма») при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
  • слушать партнёра по общению (деятельности);
  • аргументированно выражать свое мнение.

Ученик получит возможность формирования:

1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).

2. Положительного отношения к математике как предмету изучения.

3. Начальные представления о целостности окружающего мира.

4.Учебно-познавательного интереса к новому  учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

5. Осознания себя частью (членом) классного коллектива.

6. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.

7. Способности к самооценке учебной

деятельности на основе критериев успешности.

  1. Этапы изучения темы

Название этапа, темы уроков

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Вводное занятие

Работа с вопросами «Что узнаем?» «Чему научимся?»

Знакомство с темой. Постановка учебной задачи. Составление задач по рисунку и схемам, предложенным на шмуцтитуле и страницах учебника.

1

Фронтальная работа 

Рассматривают картинки и составляют рассказ , объясняют почему надо сложить (вычитать) вычисляют сумму (разность)записывают ответ (У - с. 74, 76).

Анализируют предложенные схемы решения задач. Составляют задачи по предложенным схемам.

 Работают с ключевыми вопросами рубрики «Что узнаем. Чему научимся».

Обсуждают целевые установки изучения темы, прогнозируют содержание деятельности на уроках.                

Ставит учебную задачу, используя текст (У - с. 74, 76) «Узнаем…», «Научимся…»).

Читает и записывает математические выражения. Находит значения выражений.

Составляет схемы к задачам. Использует в речи слова «слагаемые», «сумма».

1. Составь по рисункам два рассказа

2. Объясни, почему надо сложить (вычитать)

3.Вычисли сумму (разность)

4.Запиши ответ.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Сложение и вычитание. Знаки « + » (плюс), « – » (минус), «=» (равно).

 Приёмы вычислений. 

 Чтение и запись математических выражений. Сравнение количество элементов в паре множеств.

Подготовка к решению задач. Побор нужного числа в выражения с окошком. Классификация объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку.

2

Фронтальная работа

Отвечают на вопрос «Что нового узнали?

Сравнивают свои выводы с текстом учебника. (У - с. 74, 76 ).

Моделируют действия «сложение и вычитание» с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка;

Знакомятся с терминами «слагаемые», «сумма», «вычитаемое», «уменьшаемое», «разность» Учатся применять данные термины при чтении и записи выражений

Фронтальная работа

Находят значения выражений (У - с. 75,77, №2).

Самостоятельная работа

с последующей проверкой

Подбирают нужное число в составе чисел (У-с. 75,№3) 

Сравнивают примеры каждого столбика (У-с. 77, №3)

Практическая работа в паре

Сложат из палочек геометрические фигуры (У - с. 75, №4)

Выделяют  4 множества фигур дают название множествам (У-с. 77, №5).

Индивидуальная работа

Продолжают заданный ряд геометрических фигур (У - с. 75, №6).

Сравнивают предметы (У-.77,№ 4)

Раскрывают конкретный смысл сложения (вычитания)

Рассматривают

названия компонентов этих действий.

Составляет выражения на сложение и вычитание, записывает неравенства по заданным рисункам, схемам.

 

1 «Что нового узнали?»

2. Сравните ваши выводы с текстом учебника.

3 (1)

Возьмите 4 ромашек

http://festival.1september.ru/articles/211391/img3.jpg

3 василька

http://festival.1september.ru/articles/211391/img4.jpg

Поставьте их в вазу

http://festival.1september.ru/articles/211391/img5.jpg

Сколько всего цветов в вазе?

Что мы делали? (объединили, сложили)

Когда объединяют часть предметов, какое действие выполняют? (сложение).

3(2)  А) Положите на парту 5 кругов. Уберите из 5 кругов 2 круга.

Как показать на рисунке?

Б) Положите ниже 7 квадратов. Отодвиньте от 7 квадратов 3 квадрата.

- Что мы делали? (убирали, отодвигали)

- Когда убирают часть предметов, какое действие выполняют? (вычитание).

1. Найди сумму (разность). Какое действие было выполнено?

2 (1) Догадайся,  сколько точек надо нарисовать в каждом прямоугольнике.

2 (2) Сравни примеров каждого столбика. В каком примере ответов больше? Почему7

3.(1) Возьми 5 одинаковых палочек. Сложи из них такую фигуру, как на рисунке.

Попробуй из 6 палочек сложить шестиугольник.

3(2) На рисунке можно выделить 4 множества фигур. Дай название каждому множеству. На какие ещё части можно разбить это множество.

4 (1) Сколько отрезков осталось провести на каждом чертеже, чтобы получилось пятиконечная звезда?

4(2) Сравни количество элементов в множествах каждой пары

Закрепление новых знаний и освоение способов действий

Слагаемые. Сумма. Вычитаемое, Уменьшаемое, Разность. Использование этих терминов при чтении математических записей.

Работа по выполнению заданий из тетради на печатной основе.

1

Фронтальная работа

Заполняют пропуски 

(РТ -62, 64,№1)

Составляют примеры по заданному рисунку, вычисляют. (РТ -62, 64, №2)

Индивидуальная работа

Раскрашивают предметов по результату выражения

(РТ - 62, 64, №3)

Работа в паре

Решают логические задачи . Обсуждают правильность выбранного решения (РТ -63, №6, 65,№7).

Знает состав чисел первого десятка.

Находит значение выражений.

Составляет  равенства.

Подбирает необходимые числа в математическое выражение.

Изображает в виде схемы условие задачи.

По рисунку составляет задачу.

1.Рассмотри рисунки. Чем они похожи? Заполни пропуски в записях.

2.Рассмотри рисунки. Составь примеры на сложение (на вычитание) по каждому рисунку. Вычисли сумму (разность)

3.Раскрась красным карандашом в каждом ряду столько предметов, сколько показывает выражение слева.

4. (1) Напиши в каждой фигуре то число, которое указано на рисунке слева.

4. (2)Помоги клоуну найти недостающую маску. Нарисуй её в пустой клетке таблицы.

Коррекция знаний и способов действий

Следует приучать учащихся к прибавлению и вычитанию, когда они, выполняя действия с предметами, находят результат. Для запоминания таблицы сложения и аналогично таблицы вычитания следует предлагать читать примеры по – разному (прибавить, увеличить, с названиями знаков). Для освоения детьми приёма нахождения результатов сложения и вычитания важно, чтобы перед их глазами находилось наглядное пособие в виде числового ряда.

Целесообразно использовать CD-ROM. Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Дорофеева. М., «Просвещение», 2011 г. «Сложение», «Вычитание»

III. Рефлексия педагогической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкретный смысл умножения 2 класс

Данная папка содержит презентацию и конспект урока по теме "Конкретный смысл умножения" для 2 класса по УМК "Школа России"....

Конкретный смысл действия умножения

Урок построен на  основе традиционной программы "Школа России" с использованием новых технологий....

Презентация к уроку "Конкретный смысл действия деления".

Презентация к уроку "Конкретный смысл действия деления". 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока математики 2класс Школа России "Конкретный смысл умножения" "

Конспект урока математики 2класс Школа России "Конкретный смысл умножения"...

Связь умножения со сложением.конкретный смысл действия умножение

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ    Тема урока: Смысл действия УМНОЖЕНИЕЦель:·        раскрыть конкретный смысл умножения, как сложения одинаковых слага...

Конкретный смысл действия вычитания с точки зрения теории множеств

Конкретный смысл действия вычитания с точки зрения теории множеств...

Сложение. Конкретный смысл действия. Понятия "числовое выражение", "числовое равенство".

1. Повторение состава чисел первого десятка.2. Раскрытие конкретного смысла сложения: сложение - это объединение групп предметов.3. Числовое выражение - это числа, соединенные знаком действия (сложени...