Тема |
| Конкретный смысл сложения и вычитания (2 часа) |
|
|
|
|
|
|
Цель изучения темы |
| - раскрыть конкретный смысл действий сложения и вычитания;
- научить прибавлять и вычитать чисел в пределах 1-6;
- учить использовать в речи математические термины «слагаемое», «сумма»; «уменьшаемое», «вычитаемое», « разность»
- формировать осознанные и прочные вычислительные навыки.
|
|
|
|
|
|
|
Термины и понятия |
| «слагаемое», «сумма»; «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» |
|
|
|
|
|
|
Информационно - образовательная среда |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическое сопровождение |
|
| Дидактические материалы |
|
| ИКТ, ЦОР |
| Межпредметные связи |
1.Учебник:Дорофеев Г. В., Миракова Т. В. Математика: Учебник 1 класс 1ч Москва, «Просвещение», 2011 г, (74-75с, 76-77с) 2. Рабочие тетради: Дорофеев Г. В., Миракова Т. В. Математика: Рабочая тетрадь 1 класс 1ч. Москва, «Просвещение», 2011 г, (62-63с, 64-65с.) 3. Методическое пособие к учебнику \"Математика. 1 класс\" Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова Издательство: Просвещение, 2007 г. |
|
| Разрезной счетный материал. - Набор предметных картинок.
- Наборное полотно.
- Веер цифр и математических знаков.
|
|
| CD-ROM. Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Дорофеева. М., «Просвещение», 2011 г.
|
| Окружающий мир (знание животного мира, растительного мира водоёмов, легкового и грузового транспорта) Технология (умение изготавливать изделия из теста, знание техники «мозаика») Литературное чтение (знание художественной литературы) |
- Планируемые результаты изучения темы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предметные |
|
|
| Метапредметные |
|
|
| Личностные |
Ученик научится: - Понимать конкретный смысл действий «сложение» и «вычитание»
- Называть действия «сложение» и «вычитание».
- Составлять по рисункам схемы арифметических действий «сложение» и «вычитание», записывать по ним числовые равенства.
- Читать равенства, используя математическую терминологию («слагаемое», «сумма»).
- Выполнять сложение и вычитание
|
|
|
| Ученик научится: Познавательные УУД - моделировать действия «сложение и вычитание» с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка;
- моделировать способы прибавления и вычитания чисел помощью числового отрезка;
- сравнивать математические выражения;
- сравнивать предметы по количеству, длине;
- классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку.
Ученик получит возможность научиться: - понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- применять полученные знания в измененных условиях;
- освоить способы решения, объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.
Регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;
- контролировать ход и результаты вычислений;
- совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы.
Ученик получит возможность научиться: - понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
Коммуникативные УУД - строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
- задавать вопросы;
- работать в паре при решении логических задач
- учитывать разные мнения,
- договариваться и приходить к общему решению.
Ученик получит возможность научиться: - применять математические знания и математическую терминологию («число», «равенство», «сложение», «вычитание», «слагаемое», «сумма») при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности);
- аргументированно выражать свое мнение.
|
|
|
| Ученик получит возможность формирования: 1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика). 2. Положительного отношения к математике как предмету изучения. 3. Начальные представления о целостности окружающего мира. 4.Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. 5. Осознания себя частью (членом) классного коллектива. 6. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом. 7. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.
|
- Этапы изучения темы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Название этапа, темы уроков | Содержание |
|
|
| Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Вводное занятие | Работа с вопросами «Что узнаем?» «Чему научимся?» Знакомство с темой. Постановка учебной задачи. Составление задач по рисунку и схемам, предложенным на шмуцтитуле и страницах учебника. |
|
|
| 1 | Фронтальная работа Рассматривают картинки и составляют рассказ , объясняют почему надо сложить (вычитать) вычисляют сумму (разность)записывают ответ (У - с. 74, 76). Анализируют предложенные схемы решения задач. Составляют задачи по предложенным схемам. Работают с ключевыми вопросами рубрики «Что узнаем. Чему научимся». Обсуждают целевые установки изучения темы, прогнозируют содержание деятельности на уроках. | Ставит учебную задачу, используя текст (У - с. 74, 76) «Узнаем…», «Научимся…»). Читает и записывает математические выражения. Находит значения выражений. Составляет схемы к задачам. Использует в речи слова «слагаемые», «сумма». | 1. Составь по рисункам два рассказа 2. Объясни, почему надо сложить (вычитать) 3.Вычисли сумму (разность) 4.Запиши ответ. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний Сложение и вычитание. Знаки « + » (плюс), « – » (минус), «=» (равно). Приёмы вычислений. | Чтение и запись математических выражений. Сравнение количество элементов в паре множеств. Подготовка к решению задач. Побор нужного числа в выражения с окошком. Классификация объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку.
|
|
|
| 2 | Фронтальная работа Отвечают на вопрос «Что нового узнали? Сравнивают свои выводы с текстом учебника. (У - с. 74, 76 ). Моделируют действия «сложение и вычитание» с помощью предметов (разрезного материала), рисунков, числового отрезка; Знакомятся с терминами «слагаемые», «сумма», «вычитаемое», «уменьшаемое», «разность» Учатся применять данные термины при чтении и записи выражений
Фронтальная работа Находят значения выражений (У - с. 75,77, №2). Самостоятельная работа с последующей проверкой Подбирают нужное число в составе чисел (У-с. 75,№3) Сравнивают примеры каждого столбика (У-с. 77, №3) Практическая работа в паре Сложат из палочек геометрические фигуры (У - с. 75, №4) Выделяют 4 множества фигур дают название множествам (У-с. 77, №5). Индивидуальная работа Продолжают заданный ряд геометрических фигур (У - с. 75, №6). Сравнивают предметы (У-.77,№ 4) |
Раскрывают конкретный смысл сложения (вычитания) Рассматривают названия компонентов этих действий. Составляет выражения на сложение и вычитание, записывает неравенства по заданным рисункам, схемам.
| 1 «Что нового узнали?» 2. Сравните ваши выводы с текстом учебника. 3 (1) Возьмите 4 ромашек
3 василька
Поставьте их в вазу
Сколько всего цветов в вазе? Что мы делали? (объединили, сложили) Когда объединяют часть предметов, какое действие выполняют? (сложение). 3(2) А) Положите на парту 5 кругов. Уберите из 5 кругов 2 круга. Как показать на рисунке? Б) Положите ниже 7 квадратов. Отодвиньте от 7 квадратов 3 квадрата. - Что мы делали? (убирали, отодвигали) - Когда убирают часть предметов, какое действие выполняют? (вычитание).
1. Найди сумму (разность). Какое действие было выполнено? 2 (1) Догадайся, сколько точек надо нарисовать в каждом прямоугольнике. 2 (2) Сравни примеров каждого столбика. В каком примере ответов больше? Почему7 3.(1) Возьми 5 одинаковых палочек. Сложи из них такую фигуру, как на рисунке. Попробуй из 6 палочек сложить шестиугольник. 3(2) На рисунке можно выделить 4 множества фигур. Дай название каждому множеству. На какие ещё части можно разбить это множество. 4 (1) Сколько отрезков осталось провести на каждом чертеже, чтобы получилось пятиконечная звезда? 4(2) Сравни количество элементов в множествах каждой пары
|
Закрепление новых знаний и освоение способов действий Слагаемые. Сумма. Вычитаемое, Уменьшаемое, Разность. Использование этих терминов при чтении математических записей. | Работа по выполнению заданий из тетради на печатной основе. |
|
|
| 1 | Фронтальная работа Заполняют пропуски (РТ -62, 64,№1) Составляют примеры по заданному рисунку, вычисляют. (РТ -62, 64, №2) Индивидуальная работа Раскрашивают предметов по результату выражения (РТ - 62, 64, №3) Работа в паре Решают логические задачи . Обсуждают правильность выбранного решения (РТ -63, №6, 65,№7). | Знает состав чисел первого десятка. Находит значение выражений. Составляет равенства. Подбирает необходимые числа в математическое выражение. Изображает в виде схемы условие задачи. По рисунку составляет задачу.
| 1.Рассмотри рисунки. Чем они похожи? Заполни пропуски в записях. 2.Рассмотри рисунки. Составь примеры на сложение (на вычитание) по каждому рисунку. Вычисли сумму (разность) 3.Раскрась красным карандашом в каждом ряду столько предметов, сколько показывает выражение слева. 4. (1) Напиши в каждой фигуре то число, которое указано на рисунке слева. 4. (2)Помоги клоуну найти недостающую маску. Нарисуй её в пустой клетке таблицы. |
Коррекция знаний и способов действий
| Следует приучать учащихся к прибавлению и вычитанию, когда они, выполняя действия с предметами, находят результат. Для запоминания таблицы сложения и аналогично таблицы вычитания следует предлагать читать примеры по – разному (прибавить, увеличить, с названиями знаков). Для освоения детьми приёма нахождения результатов сложения и вычитания важно, чтобы перед их глазами находилось наглядное пособие в виде числового ряда. Целесообразно использовать CD-ROM. Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Дорофеева. М., «Просвещение», 2011 г. «Сложение», «Вычитание»
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Рефлексия педагогической деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|