конспект по математике 3 кл
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Конспект урока по математике 3кл, УМК Школа России. Умножение и деление с числом 5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3_kl.zip | 622.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24 станицы Хамкетинской
муниципального образования Мостовский район
Урок математики 3 класс
Образовательная программа «Школа России»
Тема: «Таблица умножения и деления с числом 5»
Разработка методического
сценария урока по математике
учителя начальных классов
МБОУ ООШ № 24
Братусевой Натальи Николаевны
2014 год
Пояснительная записка
Тема: «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
С ЧИСЛОМ 5»
(с.40), (17 урок по счёту). Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего
образования, примерной программы по математике для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (авт. М.И. Моро.), рассчитана на 136 часов, из расчёта 4 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, Программ общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011г, программы по математике авторы Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. ,2011г.
1. Характеристика класса.
Урок в классе по УМК «Школа России». В классе 10 человек, из них учебный настрой, мотивация на учебную деятельность, интерес к предмету прослеживается у 8 человек, 2 человека испытывают трудности в обучении. По итогам 1 четверти в классе 7 ударников. На данном уроке дети активно работали, у всех были положительные оценки. Считаю, что урок прошёл хорошо. Я довольна результатами и дети получали удовольствие при работе.
2. Характеристика темы.
Урок по теме «Таблица умножения и деления с числом 5» является 17 уроком из 28 уроков отведённых на изучение темы «Таблица умножения и деления». Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, навыков контроля и самоконтроля. Новизна данного урока в том, что на уроке мы составляем таблицу умножения и деления на 5.
3. Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).
4. Цель урока: составление таблицы умножения и соответствующих случаев деления на 5.
Задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 5. Составить таблицы умножения числа 5 и умножения на 5, деления на 5. Обучать нахождению доли числа действием деления.
Планируемые результаты: предметные: научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 5, решать учебные и практические задачи – выполнять умножение и деление, применяя табличные случаи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: составлять и использовать таблицы умножения и деления на 5; строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности
5. Содержание обучения.
а) Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и требованиям стандарта образования.
б) Умения и навыки, которые отрабатываются на уроке: учащиеся должны закрепить знание изученных случаев таблицы умножения.
6. Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником.
8. Используемые методы:
Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы реализации методов:
Объяснение, работа с учебником, воспроизведение действий по применению знаний на практике.
Используемые средства обучения:
Компьютер, проектор (слайдовая презентация - физкультминутка для глаз), доска, учебник, тетрадь
Принципы обучения:
Наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, воспитание и развитие.
Оборудование: - компьютер, интерактивная доска; слайдовая презентация.
Ход урока:
1. Этап вызова информации. Определение темы, обсуждение, о чем пойдет речь, что хочет узнать каждый ученик.
2. Этап осмысления информации, выделение главного в изучаемом материале, формулировка выводов, нахождение нужной информации, ее осмысливание и представление в виде четких ответов.
3. Закрепление материала, выполнение заданий самостоятельно, самопроверка, взаимопроверка.
4.Этап рефлексии. Осознание узнавания нового по теме.
Домашнее задание: №6 (с.40), выучить таблицу на 5.
Используемая литература:
1. Учебник Математика Моро М. И. 3класс 1ч. 3-е издание М.,«Просвещение» 2013г.
2. Ситникова Т. Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. (М.: Просвещение) 3кл. М.: ВАКО, 2013г.
3. urok_matematiki_Tablica_umnozheniya_na5.pptx
4. umnoqenie_i_delenie_na_5.pptx
5.Электронное пособие (диск) «Математика поурочные планы 3-4 классы»
Тема: «Таблица умножения и деления с числом 5»
Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).
Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 5. Составить таблицы умножения числа 5 и умножения на 5, деления на 5. Обучать нахождению доли числа действием деления.
Планируемые результаты: предметные: научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 5, решать учебные и практические задачи – выполнять умножение и деление, применяя табличные случаи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: составлять и использовать таблицы умножения и деления на 5; строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.
Основные понятия: таблица умножения
Основные ресурсы: учебник М.И. Моро С.И. Волкова Математика 3 класс «Просвещение» 2013г.
Средства обучения: плакат «Таблица умножения и деления на 5»; мультимедийное сопровождение (слайды презентации); интерактивные задания; индивидуальный
раздаточный материал (отрезок, прямоугольник);индивидуальные магнитные планшеты; сигнальные карточки (светофоры)
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, практическая работа
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Ситуация успеха (работа в парах)
Цель: проверить знание таблицы умножения на 2,9.
- Сейчас мы будем работать в парах, повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
Послушайте задание: вам надо повторить таблицу умножения на 2 и 9.
*1 вариант рассказывает таблицу на 2
*2 вариант таблицу на 9.
Когда закончите работу, покажите.
(дети берутся за руки и поднимают руки вверх)
- Поднимите руку, кто хочет поблагодарить своего партнера за хорошую работу!
3. Логическая задача
Цель: развивать мышление, повторить что такое равенство, название компонентов при умножении.
- нарисуйте в тетради 2 овала, как нарисовано на доске.
- Запишите цифры так, чтобы 5 было в двух овалах, 9 - в левом, 45 - в правом.
- Используя математические знаки, указывающие на действие и эти числа составьте равенство и запишите справа. Прочитайте разными способами.
2. Индивидуальная работа
(Два ученика работают у доски)
- Укажи порядок действий и вычисли значения выражений.
8•(49-46) 50:5•6 1•60:6
3•(21-12) 70:7•9 1•80:10
(38+58)-18 30:3•8 0•1
- Сравни. Поставь знаки >, < или =.
8 см 3мм ○ 38мм 35см ○ 3дм 6см
56 мм ○ 5 см 6мм 67дм ○ 6м 5 дм
1 дм 4см ○ 41 см 88см ○ 1м
3. Устный счет
- Произведение чисел 8 и 4 увеличьте на 28
- Какое число меньше 36 в 9 раз?
- Увеличьте сумму чисел 36 и14 в 2 раза.
- Частное чисел 28 и 4 умножьте на 3.
- Из суммы чисел 25 и 38 вычтите 5.
lll Мотивация учебной деятельности (слайд № 2)
- Соедини линиями ответы к выражениям:
2•5+8 48
5•3+9 32
3•5+33 24
4•5+12 18
- Что помогло вам быстро выполнить вычисления?
- Каким правилом вы воспользовались при вычислении ответов в примерах?
- Какой пример будет следующим? (5•5)
- Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере?
- Сформулируйте тему и задачи урока.
lV Работа по теме урока
4. Работа по учебнику.
- Откройте с. 40 и посмотрите на первый столбик таблицы.
Как вычислили значение произведения 5•5? (5+5+5+5+5 или 20+5)
- На сколько больше будет каждое следующие произведение?
- Запишите таблицу умножения на 5 в тетрадь.
Слайд №3
- Давайте составим таблицу умножения и деления с числом 5, используя рисунок на с. 40.
(Проверка.)
- Каким правилом вы воспользовались?
- Обратите внимание на значение произведений. Что интересного вы заметили?
- Составьте таблицу деления с числом 5.
(Проверка)
№ 1 (с.40)
- Самостоятельное выполнение. Из чисел от 1 до 20 выпиши по порядку те, которые делятся без остатка на 5; на 4. Слайд №4
(Проверка)
№3 (с.40) Слайд № 6
Прочитайте задачу.
-Сколько метров ткани было?
- Вся ли ткань пошла на пальто?
- Сколько метров ткани израсходовали на пальто?
- Сколько действий в решении задачи?
- Что вы узнаете в первом действии?
- Что вы узнаете во втором действии?
- Запишите решение и ответ задачи.
V. Физкультминутка
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу.
(Ходьба на месте)
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
(Повороты корпусом)
Нам на встречу скачет зайка,
(Прыжки)
В небе кружат птицы.
(Дети машут руками)
Но пора вернуться в школу,
Нам надо учиться.
(Дети садятся)
Vl. Закрепление изученного материала
читаем с детьми веселые стихи Марины Казариной «Таблица умножения»
«…И предстоит запоминать
Нам умноженье с цифрой 5!
Умножив пять на единицу,
Мы без труда получим 5!
И нашу складную таблицу
Продолжим дальше изучать.
А пять на два, хочу заметить,
Умножить просто – будет 10!
Ответ всегда в твоих руках:
Он – в рукавичках и в носках!
Умножим пять на тройку дружно,
Немного времени нам нужно.
15 получили сразу –
Управились за четверть часа!
Как пять умножить на четыре,
Дадут ответ в телеэфире!
Смотрите на экране вы
ДВАДЦАТКУ клипов МузТV!
А пятью пять – ответ известный,
О нём поётся в детской песне,
И каждый школьник должен знать,
Что здесь получим 25!
Пять на шестёрку умножаем,
В итоге 30 получаем.
И пятью семь – легко считать -
Ответ короткий: 35!
А сколько будет пятью восемь,
Али-Бабу из сказки спросим.
Когда к разбойникам попал,
Он их все 40 насчитал!
Друзья, хочу вам подсказать,
Что пятью девять – 45,
И знает каждый из ребят,
Что пятью десять – 50!
Пятёрку враз мы рассчитали
И совершенно не устали.»
А так представлена таблица умножения на 5
в стихотворении Усачева «Умножение в стихах»
5 • 5
Вышли зайцы погулять:
Пятью пять — 25.
5 • 6
Забежала в лес лисица:
Пятью шесть — выходит 30.
5 • 7
Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь — 35!
5 • 8
Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь — 40.
5 • 9
Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь — вышло 40.
Пушки начали стрелять:
Пятью девять — 45.
5 • 9
Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять — 45…
Будет этот лапоть
Всем на брюки капать!
5 • 10
Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять — 50!»
Работа по учебнику. (Слайд №5)
№ 2 (с.40) Самостоятельное выполнение. Проверка.
7•5 45:9 24:8 3•9 + (21-4)
5•9 35:5 27:9 18: (16-7)•2
- Заполните магический квадрат на полях.
- Назовите сумму квадрата.
- Прочитайте числа средней строки.
- Прочитайте числа верхней строки.
№5(с.40)
Самостоятельное выполнение. Проверка.
- После выполнения работы организуется взаимопроверка в парах.
Vll Рефлексия
«Проверь себя» (учебник, с.40). Самостоятельное выполнение. Проверка.
- Оцените свою работу на уроке?
Vlll Подведение итогов урока
-Чему вы научились на уроке?
- Как называются компоненты при умножении?
- Как называется результат умножения?
Домашнее задание: №6 (с.40), выучить таблицу умножения на 5.
РЕЦЕНЗИЯ
Урок математики в 3классе
Тема: «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
С ЧИСЛОМ 5»
Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).
На изучение темы «Табличное умножение и деление» отводится 28 ч.
Тема «Таблица умножения и деления с числом 5» является 17 уроком. К уроку поставлены следующие цели:
- составление таблицы умножения и соответствующих случаев деления на 5.
- учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Цели урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Организовано действие учащихся по принятию цели урока.
На уроке организованы фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы. Применяемые формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Для создания проблемной ситуации использованы математические задания на разных этапах урока. На этапе изучения нового материала для выхода из проблемной ситуации детям предложена практическая работа с таблицей умножения на пять, в результате которой дети «открывали» приемы деления, опираясь при этом на предыдущий опыт и знания.
Во второй части урока закреплялись приобретенные знания с помощью веселых стихотворений, при решении примеров в различных ситуациях. Подобранные задания на
уроке способствуют достижению поставленных целей, обеспечивают эффективность методов обучения и соответствовали содержанию учебного материала.
Средства обучения обеспечивают усвоение знаний, умений, стимулируют развитие творческих способностей. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия.
На уроке реализованы следующие принципы:
1. Каждый ученик работал на своем уровне сложности. Принцип развития реализовывался через все задания и на этапе изучения нового материала.
2. На уроке прослеживалась связь с темой предыдущего урока.
3. Ученики осваивали необходимость приобретенного знания.
4. Создана атмосфера творчества и доверия.
Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными.
Цели, поставленные на урок, достигнуты.
Зам.директора по УВР МБОУ ООШ № 24 О.В. Тарасенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).
Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида: []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...
Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика", 1-й класс (программа "Школа-2100"). Тема: «Уравнение».
Тема: «Уравнение»....
Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"
Урок проводила по программе "Школа России" по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....
Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))
Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....
Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",
Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения, используя правило нахождения неизвестного слагаемого....
Конспект по математике 2 класс Тема:Таблица умножения и деления на 6: Урок открытия нового знания.(Образовательная система «Школа 2100» Математика 2 класс С.А.Козлова, А.Г. Рубин, А.В.Горячев.)
Урок открытия нового знания...
План-конспект урока математики в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Внеклассное занятие « Весёлая математика»
Данное внеклассное занятие проведено в игровой форме. Поможет закрепить навыки счёта, устных вычислений...