конспект по математике 3 кл
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Братусева Наталья Николаевна

Конспект урока по математике 3кл, УМК Школа России. Умножение и деление с числом 5.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matematika_3_kl.zip622.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 24 станицы Хамкетинской

муниципального образования Мостовский район

Урок математики 3 класс

Образовательная программа «Школа России»

Тема: «Таблица умножения и деления с числом 5»

                                             

                                               Разработка методического

                                                       сценария урока по математике

                                                          учителя начальных классов

                             МБОУ ООШ № 24

Братусевой Натальи Николаевны

                       

2014 год

Пояснительная записка

Тема: «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ 
С ЧИСЛОМ 5»

 (с.40), (17 урок по счёту). Рабочая  программа по  математике  для  3 класса составлена  на  основе Федерального  компонента  Государственного  стандарта общего 

 образования, примерной  программы   по  математике для 1-4 классов общеобразовательных учреждений   (авт. М.И. Моро.), рассчитана на 136 часов,  из расчёта 4 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, Программ общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011г, программы по математике авторы Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. ,2011г.

1. Характеристика класса.

Урок в классе по УМК  «Школа России». В классе 10 человек, из них учебный настрой, мотивация на учебную деятельность, интерес к предмету прослеживается у 8 человек, 2 человека испытывают трудности в обучении. По итогам 1 четверти в классе 7 ударников. На данном уроке дети активно работали, у всех были положительные оценки. Считаю, что урок прошёл  хорошо. Я довольна результатами и дети получали удовольствие при работе.

2. Характеристика темы.

 Урок по теме «Таблица умножения и деления с числом 5» является 17 уроком из 28 уроков отведённых на изучение темы «Таблица умножения и деления». Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, навыков контроля и самоконтроля. Новизна данного урока в том, что на  уроке мы  составляем таблицу умножения и деления на 5.

3. Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).

4. Цель урока: составление таблицы умножения и соответствующих случаев деления на 5.

 Задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 5. Составить таблицы умножения числа 5 и умножения на 5, деления на 5. Обучать нахождению доли числа действием деления.

Планируемые результаты: предметные: научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 5, решать учебные и практические задачи – выполнять умножение и деление, применяя табличные случаи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: составлять и использовать таблицы умножения и деления на 5; строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности

 5. Содержание обучения.

а) Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и требованиям стандарта образования.

б) Умения и навыки, которые отрабатываются на уроке: учащиеся должны закрепить знание изученных случаев таблицы умножения.

 6. Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником.

8. Используемые методы:

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы реализации методов:

Объяснение, работа с учебником, воспроизведение действий по применению знаний на практике.

Используемые средства обучения:

Компьютер, проектор (слайдовая презентация - физкультминутка для глаз),  доска, учебник, тетрадь

Принципы обучения:

Наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой,   воспитание и развитие.

 Оборудование: - компьютер, интерактивная доска; слайдовая презентация.

Ход урока:

1. Этап вызова информации. Определение темы, обсуждение, о чем пойдет речь, что хочет узнать каждый ученик.

2. Этап осмысления информации, выделение главного в изучаемом материале, формулировка выводов, нахождение нужной информации, ее осмысливание и представление в виде четких ответов.

3. Закрепление  материала, выполнение заданий самостоятельно, самопроверка, взаимопроверка.

4.Этап рефлексии. Осознание узнавания нового по теме.

Домашнее задание:  №6 (с.40), выучить таблицу на 5.

 

Используемая литература:

 

  1. Учебник Математика   Моро М. И.  3класс  1ч.  3-е издание М.,«Просвещение» 2013г.

2. Ситникова Т. Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. (М.: Просвещение) 3кл.  М.: ВАКО, 2013г.

3. urok_matematiki_Tablica_umnozheniya_na5.pptx

4. umnoqenie_i_delenie_na_5.pptx

 5.Электронное пособие (диск) «Математика  поурочные планы 3-4 классы»

    

 

 

 

Тема: «Таблица умножения и деления с числом 5»

Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).

Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 5. Составить таблицы умножения числа 5 и умножения на 5, деления на 5. Обучать нахождению доли числа действием деления.

Планируемые результаты: предметные: научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 5, решать учебные и практические задачи – выполнять умножение и деление, применяя табличные случаи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: составлять и использовать таблицы умножения и деления на 5; строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.

Основные понятия: таблица умножения

Основные ресурсы: учебник М.И. Моро С.И. Волкова Математика 3 класс «Просвещение» 2013г.

Средства обучения: плакат «Таблица умножения и деления на 5»; мультимедийное сопровождение (слайды презентации); интерактивные задания; индивидуальный

раздаточный материал (отрезок, прямоугольник);индивидуальные магнитные планшеты; сигнальные карточки (светофоры)

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, практическая работа

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Ситуация успеха (работа в парах)

Цель: проверить знание таблицы умножения на 2,9.

- Сейчас мы будем работать в парах, повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

Послушайте задание: вам надо повторить таблицу умножения на 2 и 9.

*1 вариант рассказывает таблицу на 2

*2 вариант таблицу на 9.

Когда закончите работу, покажите.

(дети берутся за руки и поднимают руки вверх)

- Поднимите руку, кто хочет поблагодарить своего партнера за хорошую работу!

3. Логическая задача

Цель: развивать мышление, повторить что такое равенство, название компонентов при умножении.

- нарисуйте в тетради 2 овала, как нарисовано на доске.

- Запишите цифры так, чтобы 5 было в двух овалах, 9 - в левом, 45 - в правом.

- Используя математические знаки, указывающие на действие и эти числа составьте равенство и запишите справа. Прочитайте разными способами.

 2. Индивидуальная работа

(Два ученика работают у доски)

- Укажи порядок действий и вычисли значения выражений.

8•(49-46)           50:5•6           1•60:6

3•(21-12)           70:7•9           1•80:10

(38+58)-18        30:3•8            0•1

- Сравни. Поставь знаки  >, <  или =.

8 см 3мм      38мм               35см      3дм 6см

56 мм    5 см 6мм               67дм      6м  5 дм

1 дм 4см   41 см                   88см  1м

3. Устный счет

- Произведение чисел 8 и 4 увеличьте на 28

- Какое число меньше 36 в 9 раз?

- Увеличьте сумму чисел 36 и14 в 2 раза.

- Частное чисел 28 и 4 умножьте на 3.

- Из суммы чисел 25 и 38 вычтите 5.

lll Мотивация учебной деятельности (слайд № 2)

- Соедини линиями ответы к выражениям:

2•5+8         48

5•3+9         32

3•5+33       24

4•5+12       18

- Что помогло вам быстро выполнить вычисления?

- Каким правилом вы воспользовались при вычислении ответов в примерах?

- Какой пример будет следующим? (5•5)

- Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере?

- Сформулируйте тему и задачи урока.

 lV  Работа по теме урока

4. Работа по учебнику.

- Откройте с. 40 и посмотрите на первый столбик таблицы.

Как вычислили значение произведения 5•5?  (5+5+5+5+5 или 20+5)

- На сколько больше будет каждое следующие произведение?

- Запишите таблицу умножения на 5 в тетрадь.

Слайд №3

- Давайте составим таблицу умножения и деления с числом 5, используя рисунок на с. 40.

(Проверка.)

- Каким правилом вы воспользовались?

- Обратите внимание на значение произведений.  Что интересного вы заметили?

- Составьте таблицу деления с числом 5.

(Проверка)

№ 1 (с.40)

- Самостоятельное выполнение. Из чисел от 1 до 20 выпиши по порядку те, которые делятся без остатка на 5; на 4. Слайд №4

(Проверка)

№3 (с.40) Слайд № 6

Прочитайте задачу.

-Сколько метров ткани было?

- Вся ли ткань пошла на пальто?

- Сколько метров ткани израсходовали на пальто?

- Сколько действий в решении задачи?

- Что вы узнаете в первом действии?

- Что вы узнаете во втором действии?

- Запишите решение и ответ задачи.

V.  Физкультминутка

Мы трудились очень много,

Отправляемся в дорогу.

(Ходьба на месте)

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам.

(Повороты корпусом)

Нам на встречу скачет зайка,

(Прыжки)

В небе кружат птицы.

(Дети машут руками)

Но пора вернуться в школу,

Нам надо учиться.

(Дети садятся)

Vl.  Закрепление изученного материала

 читаем с детьми веселые стихи Марины Казариной «Таблица умножения»

«…И предстоит запоминать
Нам умноженье с цифрой 5!

Умножив пять на единицу,
Мы без труда получим 5!
И нашу складную таблицу
Продолжим дальше изучать.

А пять на два, хочу заметить,
Умножить просто – будет 10!
Ответ всегда в твоих руках:
Он – в рукавичках и в носках!

Умножим пять на тройку дружно,
Немного времени нам нужно.
15 получили сразу –
Управились за четверть часа!

Как пять умножить на четыре,
Дадут ответ в телеэфире!
Смотрите на экране вы
ДВАДЦАТКУ клипов МузТV!

А пятью пять – ответ известный,
О нём поётся в детской песне,


И каждый школьник должен знать,
Что здесь получим 25!

Пять на шестёрку умножаем,
В итоге 30 получаем.
И пятью семь – легко считать -
Ответ короткий: 35!

А сколько будет пятью восемь,
Али-Бабу из сказки спросим.
Когда к разбойникам попал,
Он их все 40 насчитал!

Друзья, хочу вам подсказать,
Что пятью девять – 45,
И знает каждый из ребят,
Что пятью десять – 50!

Пятёрку враз мы рассчитали
И совершенно не устали.»

А так представлена таблица умножения на 5

 в стихотворении Усачева «Умножение в стихах»

 5 • 5

Вышли зайцы погулять:
Пятью пять — 25.

5 • 6

Забежала в лес лисица:
Пятью шесть — выходит 30.

5 • 7

Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь — 35!

5 • 8

Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь — 40.

5 • 9

Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь — вышло 40.

Пушки начали стрелять:
Пятью девять — 45.

5 • 9

Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять — 45…


Будет этот лапоть
Всем на брюки капать!

5 • 10

Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.

И хвостов у поросят:
Пятью десять — 50!»

Работа по учебнику. (Слайд №5)

№ 2 (с.40) Самостоятельное выполнение.  Проверка.

7•5          45:9          24:8       3•9 + (21-4)

5•9          35:5          27:9       18: (16-7)•2

- Заполните магический квадрат на полях.

- Назовите сумму квадрата.

- Прочитайте числа средней строки.

- Прочитайте числа верхней строки.

№5(с.40)

Самостоятельное выполнение.  Проверка.

- После выполнения работы организуется взаимопроверка в парах.

Vll Рефлексия

«Проверь себя» (учебник, с.40). Самостоятельное выполнение. Проверка.

- Оцените свою работу на уроке?

Vlll Подведение итогов урока

-Чему вы научились на уроке?

- Как называются компоненты при умножении?

- Как называется результат умножения?

Домашнее задание: №6 (с.40), выучить таблицу умножения на 5.

РЕЦЕНЗИЯ

Урок математики  в 3классе

Тема: «ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ 
С ЧИСЛОМ 5»

Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).

На изучение темы «Табличное умножение и деление» отводится 28 ч.

Тема  «Таблица умножения и деления с числом 5» является 17 уроком. К уроку поставлены следующие цели:

- составление таблицы умножения и соответствующих случаев деления на 5.

- учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Цели урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Организовано действие учащихся по принятию цели урока.

На уроке организованы фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы. Применяемые  формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Для создания проблемной ситуации использованы математические задания на разных этапах урока. На этапе изучения  нового материала для выхода из проблемной ситуации детям предложена практическая работа с таблицей умножения на пять, в результате которой дети «открывали» приемы деления, опираясь при этом на предыдущий опыт и знания.

Во второй части урока закреплялись приобретенные знания с помощью веселых стихотворений, при решении примеров в различных ситуациях. Подобранные задания на

уроке способствуют достижению поставленных целей, обеспечивают эффективность методов обучения и соответствовали содержанию учебного материала.

Средства обучения обеспечивают  усвоение знаний, умений, стимулируют развитие творческих способностей. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия.

На уроке реализованы следующие принципы:

1.     Каждый ученик работал на своем уровне сложности. Принцип развития реализовывался через все задания и на этапе изучения нового материала.

2.     На уроке прослеживалась связь  с темой предыдущего урока.

3.     Ученики осваивали необходимость приобретенного знания.

4.     Создана атмосфера  творчества и доверия.

 

Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными.

Цели, поставленные на урок, достигнуты.

 

Зам.директора по УВР МБОУ ООШ № 24                                     О.В. Тарасенко

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

План-конспект урока математики в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Внеклассное занятие « Весёлая математика»

Данное внеклассное занятие проведено в игровой форме. Поможет  закрепить навыки счёта, устных вычислений...