Рабочая программа по математике ФГОС 3 класс "Школа России"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

В программе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по математике, УМК "Школа России" для 3 (специального) коррекционного класса 7 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_matematike_3_klass_fgos.doc489 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

            Рабочая программа по математике предназначена для обучения учащихся специального (коррекционного) 3-д класса VII вида,

осваивающих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида по системе учебников «Школа России»

            Рабочая программа отражает пути практической реализации ФГОС НОО второго поколения при изучении учебного предмета «Математика» в 3 классе: определяет содержание, объём, порядок изучения учебного предмета с учётом целей и задач реализуемой образовательной программы, особенностей контингента учащихся класса.

Рабочая программа имеет следующую структуру:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание курса математики 3 класса
  3. Учебно-тематический план
  4. Календарно-тематический план
  5. Контроль достижения планируемых результатов по математике в 3 классе
  6. Нормы оценивания
  7. Планируемые результаты освоения предмета математики за 3 класс
  8. Ресурсное обеспечение рабочей программы
  9. Приложения

 Рабочая  программа по математике для 3 класса разработана на основе авторской программы (Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г, В. Волковой С.И., 2 – е изд., дораб. – М.:  Просвещение, 2007

 и соответствует ФГОС НОО утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  6 октября 2009 г. №373, с использованием:

  • учебного плана ГБОУ СОШ № 382 Красносельского района СПб на 2014/2015 учебный год
  •  учетом целей и задач адаптированной основной образовательной программы начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида
  • УМК «Школа России»
  • Календарного учебного графика и режима работы ГБОУ СОШ № 382 на 2014/2015 учебный год
  • Списка учебников и учебных пособий, утверждённых к использованию на 2014/2015 учебный год.

     Программа по математике указанных авторов позволяет реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения по образовательной области «Математика» в полном объёме, ориентирована на достижение учащимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

              Рабочая программа реализуется учебно-методическим коплексом «Школа России».

            Комплекс «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС, соответствует основным критериям оценки качества, предъявляемым к современным учебникам для младших школьников. Комплекс «Школа России» сохранил лучшие традиции русской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся начальной школы.

          Программы учебных предметов, входящих в состав УМК «Школа России» разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения.

          Использование учебников комплекса «Школа России»наиболее эффективно для обучения специальных (коррекционных) классов.

          Программа разработана на основе ФГОС начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Роль предмета в обучении

            Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в   формировании у младших школьников умений учиться.

           Особенность изучаемого курса состоит в том, что курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

          Важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

          Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.

          Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Особое значение, придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

          Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала 

          Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических  задач во взрослой жизни.

          Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учат проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебный действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования. Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

          Решение названных задач обеспечивает осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

        Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».арифметическим ядром программы является учебный материал, который представляет основы математической науки, как необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

  Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

 Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.

 Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.     Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

         Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс, позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

            Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учат проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебный действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.

            Данная программа составлена для реализации курса «Математика», который является частью общей предметной области «Математика и информатика» и разработан для успешной социализации обучающихся.

            Обучение по математике в 3 классе даёт возможность развить у учащихся познавательные действия, в первую очередь логические, включая и знаково-символические, а также такие, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков.

Особенности учащихся класса и процесса обучения

             Настоящая  программа    по  математике   учитывает  особенности   3 д  класса ,  в котором  будет  осуществляться  учебный  процесс.

            При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся

Особенностями учебно-познавательной деятельности учащихся специального (коррекционного) класса VII вида являются: неустойчивость внимания, замедленность процесса переработки поступающей информации, недостаточная прочность запоминания и объём памяти, низкая познавательная активность, недостаточный уровень развития всех сторон речи, недостаточная техника чтения.

Поэтому в обучении детей специального (коррекционного) класса VII вида учитель полностью руководствуется целями и задачами изучения предмета, указанными в рабочей программе, а также решает специфические задачи, исходящие из особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся класса.

             Решение специфических задач при обучении   математике обеспечивается учётом в образовательном процессе принципов и приёмов коррекционной педагогики, разумным сочетанием различных организационных форм обучения, индивидуальных особенностей каждого ребёнка. С учётом требований ФГОС НОО второго поколения к результатам освоения ООП НОО для обеспечения учащихся начальной школы основами умения учиться в образовательном процессе используются современные эффективные педагогические технологии:  игровая технология, технология деятельностного обучения, технология развития критического мышления.

В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание, значимости математики для научно-технического прогресса.

Повторение предполагается проводить по основным содержательно-методическим линиям

Основные формы и методы обучения

          С учётом требований ФГОС НОО второго поколения к результатам освоения ООПНОО для обеспечения учащихся начальной шко-

лы основами умения учиться в образовательном процессе используются современные эффективные педагогические технологии:

игровая технология, технология деятельностного обучения, технология развития критического мышления, проблемного обучения, технология поддерживающего обучения.

          Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

          Методы обучения: источниковые (наглядные, словесные, практические), поисковые (репродуктивные и продуктивные), логические (индуктивный и дедуктивный

Место курса в учебном плане

На изучение математики в 3-ем специальном (коррекционном) классе VII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Всего 136 ч. На основе анализа календарей на 2014 г. и 2015 г., учёта переноса праздничных дней,  выявлено, что в 2014-2015 учебном году на прохождение программы по математике отводится 134 часа:

I четверть -  36 ч.

II четверть – 30 ч.

III четверть – 38 ч.

IV четверть – 30 ч.

Учитывая переносы праздничных дней в 2014/2015 учебном году на итоговое повторение в рабочей программе отводится 6 часов ( в авторской программе – 10 ч.), а в раздел «Табличное умножение и деление в пределах 100» добавлено 2 часа в связи с тем, что «страничка для любознательных» вынесены в отдельные уроки  ( 2 ч.)

II.Содержание учебного предмета

              Обучение математике реализуется по следующим разделам:

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).

Уравнение. Решение уравнения.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Табличное умножение и деление

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).

Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.

Площадь прямоугольника (квадрата).

Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.

Доли

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

Устные приемы внетабличного умножения и деления.

Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Числа от 1 до 1000. Нумерация

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.

Итоговое повторение

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.

III.Учебно-тематическое планирование

Раздел программы

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении и вычитании.
Обозначать геометрические фигуры буквами.
Выполнять задания творческого и поискового характера.

8 часов

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без них при вычислении.
Вычислять значения числовых выражений в 2 – 3 действия со скобками и без них.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения ( с опорой на свойства  арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях)
Анализировать текстовую задачу, выполнять краткую запись задач разными способами, а также в табличной форме.
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения.
Сравнивать задачи на увеличение числа (уменьшение) на несколько единиц и в несколько раз, приводить объяснения.
Составлять план решения задачи, действовать по нему, поясняя ход решения. Вносить и наблюдать за изменениями в решении задачи при изменении её условия.
Обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера.
Оценивать результаты освоения тем. Анализировать свои действия и управлять ими.
Воспроизводить по памяти табл. Умножения на 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6. 7 и соответствующие случаи деления.  Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше или меньше данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. Составлять сказки и рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, фигур.
Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Чертить окружность с использованием циркуля. Моделировать различное положение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры.
Находить долю величины или величину по ее доле. Сравнивать доли одной и той же величины.
Описывать явления и события с использованием величин времени, Переводить одни единицы времени в другие.
Дополнять задачи-расчеты недостающими данными. Располагать предметы на плане комнаты по описанию.
Работать на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы.

58 часов

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

Выполнять внетабличное умножение и деление в пр.100 разными способами,
Использовать правила умножения суммы на число и правила деления суммы на число.
Сравнивать способы вычисления и выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки  выполненных умножения или деления.
Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий, свойства сложения, прикидку результата.
Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, делимого и делителя.
Разъяснять смысл деления с остатком и его проверку.
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Устанавливать логические связи «если не…то», «если не…то не…»
Выполнять преобразования геометрических фигур по заданным условиям.
Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.
Проводить сбор информации, чтобы дополнить условия задач с недостающими данными и решать их.
Составлять план решения задачи.
Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.

27 часов

Числа от 1 до 1000. Нумерация

Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать их и записывать результат их сравнения.
Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правила, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её и восстанавливать пропущенные числа в ней.
Группировать числа по заданному или самостоятельно составленному основанию.
Переводить единицы массы в другие, используя соотношения между ними.
Сравнивать предметы по массе и упорядочивать их.
Выполнять задания творческого характера, читать и записывать числа римскими цифрами, сравнивать десятичную систему счисления с римской.
Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, В обозначении веков.
Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способах действий.

13 часов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений.
Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный.
Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000
Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.
Использовать различные приемы проверки правильности вычисления.
Различать треугольники по видам (разносторонние, равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.

10 часов

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

Использовать различные приемы для устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.
Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.
Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.

12 часов

Итоговое повторение

Применять алгоритмы действий при вычислениях.
Контролировать правильность выполнения действий и решений числовых выражений пошагово.

Анализировать достигнутые результаты освоения тем, управлять ими.

6 часов

ИТОГО:

134 ч.

IV.Календарно-тематическое планирование по математике

3 класс

(4 ч в неделю, всего 136 ч)

I четверть ( 36 ч.), учебник 1 часть

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.

Сложение и вычитание (продолжение) ( 8 ч)

№ п/п

Тема урока

Планируемая дата проведения

Страницы учебника

1

Повторение: сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания

01.09

3, 4

2

Письменные приемы сложения и вычитания. Задача в 2 действия

02.09

5

3

Решение способом подбора неизвестного. Буквенные выражения. Выражения с переменной

03.09

6

4

Решение уравнений

04.09

7

5

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. Страничка для любознательных

08.09

8, 11-13

6

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.Обозначение геометрических фигур буквами

09.09

9, 10

7

Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание»

10.09

8

Анализ к.р.. Страничка для любознательных

11.09

11-13

Умножение и деление (продолжение) 56 ч.

9

Что узнали? Чему научились?

15.09

14-16

10

Конкретный смысл умножения и деления

16.09

17-18

11

Связь умножения и сложения

17.09

19

12

Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2

18.09

20

13

Таблица умножения и деления с числом 3

22.09

21

14

Связь между величинами: цена, кол-во, стоимость. Решение задач

23.09

22

15

Решение задач с понятием «масса» и «количество»

24.09

23

16

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

25.09

24-26

17

Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Страничка для любознательных

29.09

24-26, 28

18

Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, кол-во вещей, общий расход ткани

30.09

27

19

Что узнали? Чему научились?

01.10

29-31

20

Контрольная работа №2 «Умножение и деление на 2 и 3»

02.10

21

 Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления на 4

06.10

34

22

Закрепление. Таблица Пифагора

07.10

35

23

Задачи на увеличение числа в несколько раз

08.09

36, 37

24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

09.09

38

25

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

13.10

39

26

Таблица умножения и деления с числом 5

14.10

40

27

Кратное сравнение чисел. Задачи на кратное сравнение чисел

15.10

41

28

Кратное сравнение чисел. Решение задач

16.10

42

29

Задачи на разностное сравнение чисел

20.10

43

30

Таблица умножения и деления с числом 6

Страничка для любознательных.

21.10

44, 49

31

Закрепление. Задачи на нахождение четвертого пропорционального

22.10

45. 46

32

Закрепление

23.10

47

33

Таблица умножения и деления с числом 7. Страничка для любознательных

27.10

48, 49-51

34

Контрольная работа № 3. «Умножение и деление на 4, 5, 6, 7»

28.10

35

Анализ к.р. Что узнали? Чему научились?

29.10

52-53

36

Что узнали? Чему научились?

30.10

54-55

II четверть ( 30 ч.)

37

Площадь. Способы сравнения фигур по площади

10.11

56, 57

38

Единицы площади. Квадратный сантиметр

11.11

58, 59

39

Площадь прямоугольника

12.11

60, 61

40

Таблица умножения и деления с числом 8

13.11

62

41

Закрепление

17.11

63

42

Закрепление

18.11

64

43

Таблица умножения и деления с числом 9

19.11

65

44

Единица площади – квадратный дециметр

20.11

66, 67

45

Сводная таблица умножения

24.11

68

46

Решение задач

25.11

69

47

Единица площади – квадратный метр

26.11

70, 71

48

Закрепление

27.11

72

49

Страничка для любознательных. Задачи -рачеты

01.12

73-75

50

Что узнали? Чему научились?

02.12

76, 77

51

Что узнали? Чему научились? Проверим свои достижения

03.12

78-81

52

Умножение на 1. Страничка для любознательных.

04.12

82, 88

53

Умножение на 0. Страничка для любознательных.

08.12

83, 89, 90

54

Деление вида а:а, 0:а

09.12

84

55

Деление вида а:а, 0:а

10.12

85

56

Задачи в три действия

11.12

86, 87

57

Доли. Образование и сравнение долей

15.12

91-93

58

Круг. Окружность

16.12

94

59

Окружность: центр, радиус, диаметр

17.12

95, 96

60

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле

18.12

97

61

Единицы времени – год, месяц, сутки

22.12

98

62

Единицы времени – год, месяц, сутки

23.12

99,100

63

Страничка для любознательных. Задачи практического содержания

27.12

101-103

64

Контрольная работа № 4 за 1 полугодие

28.12

65

Анализ к.р. Страничка для любознательных «Готовимся к олимпиаде»

29.12

109

66

Что узнали? Чему научились?

30.12

104-108

III четверть ( 38 ч.), учебник 2 часть

Умножение и деление (продолжение)

Внетабличное умножение и деление (28 ч)

67

Приемы умножения и деления для случаев вида 20х3, 3х20, 69:3

12.01

3.4

68

Прием деления для случаев вида 80:20

13.01

5

69

Умножение суммы на число

14.01

6

70

Решение задач несколькими способами

15.01

7

71

Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23

19.01

8

72

Закрепление

20.01

9

73

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального

21.01

10

74

Решение с двумя переменными. Страничка для любознательных

22.01

11, 12

75

Деление суммы на число

26.01

13

76

Деление суммы на число

27.01

14

77

Закрепление. Контрольная  работа № 5 «Решение уравнений».

28.01

15

78

 Анализ к.р. Связь между числами при делении

29.01

16

79

Проверка деления умножением

02.02

17

80

Прием деления для случаев вида 87:29, 66:22

03.02

18

81

Проверка умножения с помощью деления. Страничка для любознательных: работа на вычислительной машине

04.02

19, 22, 23

82

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления

05.02

20

83

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления

09.02

21

84

Что узнали? Чему научились?

10.02

24, 25

85

Деление с остатком

11.02

26

86

Деление с остатком

12.02

27

87

Приемы нахождения частного и остатка

16.02

28

88

Приемы нахождения частного и остатка

17.02

29

89

Приемы нахождения частного и остатка. Страничка для любознательных: задачи- расчеты

18.02

30, 40

90

Деление меньшего числа на большее

19.02

31

91

Проверка деления с остатком

24.02

32

92

Что узнали? Чему научились? Ознакомление с проектом «Задачи- расчеты»

25.02

33-37

93

Контрольная работа № 6  «Деление с остатком»

26.02

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Нумерация (13 ч)

94

 Анализ к.р.Устная нумерация

02.03

41. 42

95

Письменная нумерация

03.03

43

96

Разряды счетных единиц

04.03

44, 45

97

Натуральная последовательность трехзначных чисел

05.03

46

98

Увеличение и уменьшение числа в 10, в 100 раз

10.03

47

99

Замена числа суммой разрядных слагаемых

11.03

48

100

Сложение и вычитания на основе десятичного состава трехзначных чисел

12.03

49

101

Контрольная работа № 7 «Нумерация в пределах 1000»

16.03

102

 Анализ к.р.Сравнение трехзначных чисел

17.03

50

103

Определение общего числа единиц ( десятков, сотен) в числе

18.03

51

104

Странички для любознательных. Римская система счисления

19.03

52, 53

IV четверть (30 ч.)

105

Единицы массы – килограмм, грамм

30.03

54

106

Что узнали? Чему научились? Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

31.03

58 - 64

Сложение и вычитание (10 ч)

107

Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200

01.04

65

108

Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90

02.04

66, 67

109

Закрепление. Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140

06.04

68

110

Разные способы вычислений. Проверка вычислений

07.04

69

111

Приемы письменных вычислений

08.04

70

112

Алгоритм письменного сложения

09.04

71

113

Алгоритм письменного вычитания

13.04

72

114

Виды треугольников. Страничка для любознательных «Готовимся к олимпиаде»

14.04

73, 75

115

Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание в пределах 1000»

15.04

116

Анализ к.р.. Что узнали? Чему научились?

16.04

74 - 80

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Умножение и деление (12 ч.)

117

Приемы устных вычислений

20.04

81, 82

118

Приемы устных вычислений

21.04

83, 83

119

Виды треугольников по видам углов. Закрепление

22.04

85, 86

120

Прием письменного умножения на однозначное число

23.04

88

121

Прием письменного умножения на однозначное число. Страничка для любознательных: применение знаний в измененных условиях

27.04

87, 90

122

Закрепление

28.04

91

123

Прием письменного деления на однозначное число

29.04

92, 93

124

Прием письменного деления на однозначное число

30.04

94

125

Проверка деления умножением

05.05

95

126

Проверка деления умножением. Закрепление

06.05

96

127

Знакомство с калькулятором

07.05

97, 98

128

Что узнали? Чему научились?

12.05

99-100

Итоговое повторение (6 ч.)

129

Итоговая контрольная работа №9

13.05

130

Что узнали? Чему научились?

14.05

101, 102

131

Итоговое повторение. Нумерация. Сложение и вычитание трехзначных чисел

18.05

103 - 104

132

Умножение и деление

19.05

105 - 106

133

Порядок выполнения действий

20.05

107 - 108

134

 Геометрические фигуры и величины. Контроль и учет знаний

21.05

109 - 111

  • Задания из рубрики «Страничка для любознательных», по усмотрению учителя, могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всей темы.
  • На выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» на уроке отводится 10-12 мин.

V.Контроль достижений планируемых результатов по математике

Тема

Часов в авторской программе

Часов в рабочей программе

В том числе проектов

проверочные работы

контрольные

работы

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

8

8

-

-

1

2

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление

56

58

1

2 ( из них 1 тест)

3

3

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

27

27

1

2

2

4

Числа от 1 до 1000.Нумерация

13

13

-

1

1

5

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

10

10

-

-

1

6

Числа от 1до 100. умножение и деление.

12

12

-

-

1

7

Итоговое повторение

10

6

ИТОГО

136

134

2

5

9

Учитывая переносы праздничных дней в 2014/2015 учебном году на итоговое повторение в рабочей программе отводится 6 часов ( в авторской программе – 10 ч.), а в раздел «Табличное умножение и деление в пределах 100» добавлено 2 часа в связи с тем, что «страничка для любознательных» вынесены в отдельные уроки  ( 2 ч.)

                     Оценивание достижений обучающихся осуществляется в соответствии с действующим в ГБОУ СОШ № 382 Положением о текущем контроле успеваемости обучающихся в начальной школе.

                      В соответствии с указанным Положением для оценки результатов обучения в начальной школе используется Письмо Министерства общего и профессионального  образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»:

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;

"2" - 5 и более ошибок.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 -2 ошибки;

"3" - 3 -4 ошибки.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;

"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;

"2" - 5 и более ошибок.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

VI.Нормы оценивания работ по математике в 3 классе

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); 0 ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Работа, состоящая из примеров:

  • «5» - без ошибок.
  • «4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
  • «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
  • «2» - 4 и более грубых ошибки.
  • «1» - все задания выполнены с ошибками.

Работа, состоящая из задач:

  • «5» - без ошибок.
  • «4» - 1-2 негрубых ошибки.
  • «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
  • «2» - 2 и более грубых ошибки.
  • «1» - задачи не решены.

Комбинированная работа:

  • «5» - без ошибок
  • «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
  • «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
  • «2» - 4 грубые ошибки. «1» - все задания выполнены с ошибками.

Контрольный устный счет:

  • «5» - без ошибок.
  • «4» -1-2 ошибки.
  • «3» - 3-4 ошибки.

Грубые ошибки:

  • Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
  • Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
  • Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
  • Не решенная до конца задача или пример
  • Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

  • Нерациональный прием вычислений.
  • Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
  • Неверно сформулированный ответ задачи.
  • Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
  • Недоведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».

Проверочная и самостоятельная работа

Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.

Самостоятельная работа должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут), может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока и предусматривает помощь учителя.

Цель работы:

  • закрепление знаний;
  • углубление знаний;
  • проверка домашнего задания.

Перед началом работы учитель должен сообщить детям:

  1. цель задания;
  2. время, отведенное на задания;
  3. в какой форме оно должно быть выполнено;
  4. как оформить результат;
  5. какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)

Контрольная работа

  • задания должны быть одного уровня для всего класса;
  • задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
  • за входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
  • оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления;
  • неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения,

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

Характеристика отметки

 

"5" ("отлично") — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

  • в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений;
  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит белее объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».

VII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА»

3 класс

(Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащегося будут сформированы:

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  •  понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • **знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • * начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  • * уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
  • осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
  • осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Познавательные

Учащийся научится:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
  • фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;
  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

  • умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  • ** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела

Учащийся получит возможность научиться:

  • умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  • ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок)

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

VIII. Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

      1) Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Москва »Просвещение», 2011 год

          2)Математика, 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 частях/М.И.Моро, М.А.Бантова и др. М: Просвещение, 2013 год

Для учащихся: 

Основная литература

1 Математика . Учеб. Для  3  кл. нач. шк. В 2 ч / М. И.  Моро , М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – 5-е изд. – М.:  Просвещение , 2007

Дополнительная учебная литература

1. М. И.  Моро , С.И. Волкова.  Рабочая  тетрадь в 2-х частях к учебнику  математика  3  кл.

Литература для учителя:

Основная

  1. Поурочные планы по учебнику М.И.  Моро , М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. /авт. -сост. Н.А. Цыкина. – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010.

Дополнительная литература

1. Математика : тесты :  3 -й  класс  / С.И. Волкова, И.С. Ордынкина. – Тула : Родничок: М.: АСТ: Астрель, 2008.

2. Четвертные контрольные работы по  математике : 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Аст: Апрель, 2007.

 3 . Устный счёт. Сборник упражнений.   3  класс : к учебнику М.И.  Моро , М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др / Л.Ю. Самсонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

4. 2500 задач по  математике , 1- 3   класс . / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова /Пособие для начальной школы. –К.:ГИППВ, 1998.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 3класс "Школа россии" ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по математике для 3 класса по УМК "Школа России" с учетом ФГОС...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России", М. И. Моро 1 - 4 класс, ФГОС

Рабочая программа по математике УМК "Школа России", М. И. Моро 1 - 4 класс, ФГОС...

Рабочая программа 1 класс ФГОС "Школа России" Математика

Рабочая программа 1 класс ФГОС "Школа России" Математика...

Рабочая программа по математике. ФГОС. 4 класс. Школа России.

Рабочая программа создана в соответствии ФГОС. Содержит развернутое тематическое планирование....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с учётом УУД...

Рабочая программа по математике. ФГОС, "Школа России", 1 класс

Календарно-тематическое планирование по математике, 1 Б класс, по программе "Школа России"...

Рабочая программа по математике. ФГОС, "Школа России", 2 класс

Календарно-тематическое планирование по математике, 2 класс по программе "Школа России"...