Творческая разработка
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Творческая разработка урока
Системно-деятельностный подход на уроке математики
«Многогранник»
УМК «Школа XXI века», 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_razr._strusma_gr-222.doc | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Творческая разработка урока
Системно-деятельностный подход на уроке математики
«Многогранник»
УМК «Школа XXI века», 4 класс
Выполнил: Струс М.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 31», слушатель
курсов № 22/2
Научный руководитель:
Перова Т.Ю., к.п.н.
Новокузнецк, 2014
Содержание
1.Введение…………………….……………………………………………………...3
2.Основное содержание……………………………………………………………..5
3.Заключение………………………………………………………………………..18
4.Список литературы…………………………………………………………….....19
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных ); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных,коммуникативных .Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность.Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.
В моей творческой разработке представлен проект урока математика для 4 –го класса, УМК «Школа XXI века», по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание в совершенстве овладевать педагогическими технологиями с помощью которых можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.
Разработка урока
Проект урока математика (УМК «Школа XXI века», 4 класс)
Тема: Многогранники. (4 класс)
Цель урока: 1. Ввести понятия «многогранник», «грани»,
«вершина», «ребро».
2. Развивать умения выделять главное в познава-
тельном объекте; содействовать развитию
пространственного воображения учащихся.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи,
ответственности, аккуратности и интерес
к геометрии.
Применяемые УУД:
Личностные:
Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что побуждает, для чего);
Самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно,
усвоено, а что еще нет;
Планирование – последовательность действий с учетом конечного результата;
Оценка – осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД:
Инициативное сотрудничество - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Оборудование: плоские фигуры, объёмные фигуры, карточки
с заданиями, спички, пластилин, развёртки
объёмных геометрических фигур,
учебник, тетрадь.
Форма проведения: работа в группах.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивация. | Цель: настрой на активную работу . -Здравствуйте,ребята! Я приглашаю вас на урок математики. -Перед вами лежат листочки,на которых написаны части предложения. Составьте из них пословицу. День, прошёл ,впустую ,если , ты , не узнал ,ничего ,нового. -Постараемся, чтобы сегодняшний день принес вам что-то новое. | Работа в парах. Составили пословицу «День прошёл впустую, если ты не узнал ничего нового». |
2.Актуализация . | Цель: воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Математическая разминка. 1)Задание.Фронтальная работа. На доске: 1см 10см 1дм 10мм 1м 10дм 1км 100см 1мм 1000м -Что можно сделать с этими единицами длины? -Расположите в порядке возрастания, начиная с наименьшей единицы длины. -Установите соотношение между единицами длины 2)Задание. Работа с геометрическим материалом. -На уроках математики в 1, 2, 3 классах мы изучали различные плоские геометрические фигуры, а также учились их строить. -Я предлагаю вам задания в группах :построить в координатном углу плоские фигуры по данным координатам, но сначала вспомним праила работы в группах.
Группа 1. -Построить фигуру, если известны координаты: А (0;2) В (2;5) С (9;2) Группа 2. -Постройте фигуру, если точки А (3;2) В (6;5) С (3;5), Д (6;2) . Группа 3. - Постройте фигуру, если известны координаты её вершин А (2;3) В (2;6) С (5;8) Д (8;6) К (8;3) М (5;1) - Проверка (каждая группа зачитывает свои задания, а учитель задаёт вопросы) -1 группа: Какая фигура у вас получилась? - 2 группа: Назовите координаты противоположных вершин. -Какая фигура у вас получилась? - Как по-другому называется эта фигура? 3 группа: Какая фигура у вас получилась? - Как можно назвать эти фигуры? МНОГОУГОЛЬНИКИ - Нам известно, что все многоугольники имеют вершины, стороны и углы. - Назовите и покажите их. - А как ещё можно назвать эти фигуры, какие они? (плоские) | Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции. Ответы детей. (попарно сравнивать, Расположить в порядке возрастания-убывания, Установить соотношение между ними, складывать, вычитать) В тетрадях: мм, см, дм ,м, км 1см 10см 1дм 10мм 1м 10дм 1км 100см 1мм 1000м Работа в группах От каждой группы выходят ученики и показывают свои результаты 1 группа: треугольник 2 группа:квадрат 3 группа: шестиугольник |
3. Постановка учебной задачи. | Цель:- ввести понятия «многогранник», «вершина», «грани», «ребро». - Модели геометрических фигур представлены у вас на столах. - Рассмотрите фигуры внимательно и назовите их сходства и различия. -Что общего между этими фигурами? - Из каких многоугольников состоит поверхность каждой из них? - Как назвать эти фигуры, поверхность которых состоит из многоугольников, одним словом? МНОГОГРАННИК -Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (Дети формулируют вопросы, которые учитель выносит на доску в виде кластера или на слайд). - Что такое многогранник? -Из каких элементов он сосотоит? -Как можно построить многогранник?
1)Загадка. Первые упоминания об этих фигурах ещё были известны три тысячи лет до нашей эры в Египте и Вавилоне. Математиков поражала их красота, совершенство и гармония. Ученые считали эти фигуры божественными. О какой фигуре говорится ?(ПИРАМИДЫ) Пирамида Хеопса- крупнейшая из египетских пирамид, единственное из семи чудес света, сохранившаяся до наших дней. -Является ли пирамида- многогранником? 2)Работа с учебником. - Работа по учебнику С. 100, правило. - А как называется каждый из многоугольников в многограннике? (грани) - Кто сможет показать на фигуре эти грани? - Как называются стороны многогранника? (рёбра) - Какую ещё часть не назвали? (вершина) - Верно, молодцы! - Вот так выглядит чертёж многогранника. Кажется, что фигура сделана из стекла. | На столах у учащихся объемные фигуры: куб, параллелепипед, пирамиды.
Пирамида-многогранник, т.к. Поверхность состоит из многоугольников-треугольников и основание-прямоугольник- граней. Вершины многоугольников –вершины многогранника, стороны треугольника и прямоугольника –ребра многогранника. |
4.Практическая деятельность учащихся | Цель:осмысление новой информации детьми и применение на практике. 2)Моделирование. 1)- Ребята, откройте учебник на с. 102, з.№7. (Используя палочки и пластилин, сделайте модели многогранника, выполняют работу в грппах) - Посчитайте число вершин, граней, рёбер своих получившихся фигур. Сравните свои фигуры с образцом.на рисунке. | Из предсталенных предметов ребята называют те, которые по форме похожи на многоугольник. Работа в группах - Отчёт каждой группы о проделанной работе. |
5.Физминутка | Цель этапа: сохранение здоровья детей. дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (15 раз) «Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох) «Отдых для глаз» упражнение укрепляют мышцы век, способствуют кровообращению: плотно закрыть и широко открыть глаза. | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Тетрадь. 1)Работа в тетрадях на печатной основе,с.62,№200 –Найдите многогранники и отметьте значком. 2) С.62№201 -Выделить видимые рёбра многогранника красным карадашом, а невидимые синим.
| Самостоятельное выполнение с фронтальной проверкой. После выполнения -самопроверка по образцу. (слайд на экране) |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Цель:выявить границы применения знаний. - Если разрезать эти фигуры с вершины до основания, то получится вот такая развёртка. - У вас на столах лежат развёртки фигур и инструкция с заданием. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задания. Инструкция
| Работа в группах. Собирают многогранники при помощи развёртки, данные заносят в таблицу о количестве вершин, граней, рёбер многогранника. |
8.Рефлексия учебной деятельности | Цель:формирование умения осмысливать свои достижения. -Подведем итог урока. Вернемся к пословице……. И узнаем ,впустую прошёл наш урок или нет. ПРОДОЛЖИМ ФРАЗУ: -НА УРОКЕ Я УЗНАЛ……. -На уроке я повторил…. -На уроке я научился…… - Как вы думаете, для чего же мы изучаем эту тему, пригодится ли она вам в жизни? - Где мы можем использовать эти знания? Самооценка «10 баллов» Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10 | Фронтальный опрос |
9. Домашнее задание | Цель:формирование умения в домашних условиях применять знания полученные на уроке. -Попробуйте дома выполнить развертку любого многогранника и собрать его. |
Заключение
Урок по теме «Многранник» построен на привлечение учеников в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности.
Учебный материал урока соответствуюет принципу научности, доступности и посилен для учеников четвёртого класса. Выполняемые групповые задания способствуют развитию у обучающихся мыслительных операций. Большое внимание уделяется отработке умения работать не только с текстом учебника, но и практически использовать полученные знания.
Интенсивность урока оптимальная, с учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся четвёртого класса. В групповой работе ученики учатся договариваться, принимать решение, выполнять задания.При выполнении самостоятельной работы ребята конторлируют свою деятельность и объективно оценивают полученный результат , сравнивая с образцом. Рефликсия учебной деятельности помогает ученику осмысливать свои достижения на уроке, оценить себя, свою группу и совместную деятельность.
Для меня системно-деятельностный подход - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов, а процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету .Он может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать детям не только на уроках, но и в обычной жизни.
Список литературы
- Рудницкая, В. Н. Математика. 1–4 классы [Текст] : программа / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
- Рудницкая, В. Н. Математика. 4 класс. В 2-х частях [Текст] : учебник / В. Н. Рудницкая.– М. : Вентана-Граф, 2014. – 160 с.
- Рудницкая, В. Н. Математика. Методика обучения. 4 класс [Текст] : методическое пособие / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 192 с.
- Рудницкая, В. Н. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях [Текст] : учебное пособие / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с.
- Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] : стандарты второго поколения / Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 98 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст ] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2009– 41 с.
Приложение № 1
Постройте фигуру, если известны координаты:
А(0;2) В(2;5) С(9;2)
у | |||||||||||
10 | |||||||||||
9 | |||||||||||
8 | |||||||||||
7 | |||||||||||
6 | |||||||||||
5 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | х |
Приложение № 2
Постройте фигуру, если точки А(3;2) В(6;5) С(3;5), Д (6;2) .
у | |||||||||||
10 | |||||||||||
9 | |||||||||||
8 | |||||||||||
7 | |||||||||||
6 | |||||||||||
5 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | х |
Приложение № 3
Постройте фигуру, если известны координаты её вершин
А (2;3) В (2;6) С (5;8) Д (8;6) К (8;3) М (5;1)
у | |||||||||||
10 | |||||||||||
9 | |||||||||||
8 | |||||||||||
7 | |||||||||||
6 | |||||||||||
5 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | х |
Приложение № 4
Инструкция для группы №1
1. Соберите модель многогранника.
2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника.
3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.
Группа 1.
Число вершин | Число рёбер | Число граней | |
Приложение № 5
Инструкция для группы №2
1. Соберите модель многогранника.
2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника
3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.
Число вершин | Число рёбер | Число граней | |
Приложение № 6
Инструкция для группы № 3
1. Соберите модель многогранника.
2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника
3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.
Группа 3.
Число вершин | Число рёбер | Число граней | |
Приложение № 7
Развёртка пирамиды
Приложение № 8
Развёртка куба
Приложение № 9
Развёртка параллепипеда
Приложение № 10
Из учебника «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой
Приложение № 11
Из учебника «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой
Приложение № 12
Рабочая тетрадь №1 «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...
Творческая разработка Родные просторы
Ял историйĕпе паллашасси. Ялпа çыхăннă халапсене пухасси. Ялти чи паллă йăх çинчен тĕпчесе пĕлесси. Чи кăсăклă хушаматсене тупса палăртасси....
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА : «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ».
Дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.На своих уроках я стараюсь не давать знания в готовом виде. Работаю так, чтобы ре...
Реализация ФГОС. Мои творческие разработки (конспект и презентация)
Методическая разработка урока русского языка в 3-ем классе по теме "Безударные гласные в корне слова. Урок - закрепление изученного"...
Куб- туннель"Минги-тау" Творческая разработка.
Творческая работа по технологии. Схемы для вырезания...
"Наряд для новогодней елки" Творческая разработка.
Вырезание из бумаги елочных игрушек....
"День Матери" Творческие разработки.
Ажурное и симметричное вырезание...