Учебная программа по математике для 1 класса (ФГОС)
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Учебная программа по математике учителя МБОУ СОШ №36 г.Липецка Колдиной Елены Николаевны для УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_1_klass_fgos.docx.zip | 48.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Примерная программа для начального общего образования по математике 1 класс.
- Учебный план МБОУ СОШ №36 г. Липецка на 2014-2015 учебный год.
- Календарный учебный график на 2013-2014 учебный год.
Общие цели начального общего образования
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач,
-предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств различий, закономерностей); измерять наиболее распространенные в практике величины;
-умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
-реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются:
- создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения;
- овладение учащимися первого класса основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема рушения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся во втором классе.
Общая характеристика учебного курса
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учётом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.
Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счёт», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».
Формирование первоначальных представлений о натуральном числе начинается в 1 классе. При этом последовательность изучения материала такова: учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и в обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов (один, два, три, ... , двадцать), учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами.
На первом этапе параллельно с формированием умения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметических задач, основанная па выполнении практических действий с множествами предметов. При этом арифметическая задача предстаёт перед учащимися как описание некоторой реальной жизненной ситуации; решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления, что в дальнейшем существенно облегчит усвоение смысла этих действий.
Дети начинают знакомиться с первой из величин (длиной): они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины — сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах.
Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.
В соответствии с программой учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они знакомятся, в частности, с математическими высказываниями, с логическими связками «и»; «или»; «если ... , то»; «неверно, что...», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах.
Важной составляющей линии логического развития ученика является обучение действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности его выполнения.
В программе чётко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространёнными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб,), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений — построению отрезков, ломаных, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам), Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на рисунках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.
Важное место в формировании у учащихся умения работать с информацией принадлежит арифметическим текстовым задачам. Работа над задачами заключается в выработке умения не только их решать, но и преобразовывать текст: изменять одно из данных или вопрос, составлять и решать новую задачу с изменёнными данными и пр. Форма предъявления текста задачи может быть разной (текст с пропуском данных, часть данных представлена на рисунке, схеме или в таблице). Нередко перед учащимися ставится задача обнаружения недостаточности информации в тексте и связанной с ней необходимости корректировки этого текста.
Сведения о программе:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), авторской программы «Математика» для 1 класса В.Н.Рудницкой-М: Вентана – Граф,2012. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф Виноградова).
Информация о внесённых изменениях в программу
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Описание места учебного курса в учебном плане
Содержание курса математики направлено прежде всего на интел- лектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация породовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знако-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.
Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, « какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения;
- способность к самоорганизованности;
- готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем п учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространённые в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Информация о количестве учебных часов:
Тематическое планирование рассчитано на 4 учебных часа в неделю, что составляет 132 учебных часа в год. Диагностических обследований-3
Комплексная контрольная работа -1.
I триместр – 44 ч. II триместр – 42 ч. III триместр – 46 ч.
Формы организации образовательного процесса:
- общеклассные формы: урок, урок – путешествие, урок - игра.
- групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
- индивидуальные формы: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; самостоятельные письменные упражнения.
В данной программе предусмотрены уроки:
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок закрепления новых знаний.
3. Повторительно-обобщающий урок;
4. Комбинированный урок.
5.Диагностический урок.
6.Урок-практикум.
Технологии обучения:
дифференцированное, проблемное, развивающее, классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).
Виды и формы контроля:
Виды контроля: педагогическая диагностика ( входная и итоговая), итоговая комплексная контрольная работа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА»
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов.
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: «больше», «меньше», «одинаковые по размерам»; «длиннее», «короче», «такой же длины» (ширины, высоты).
Соотношения между множествами предметов. Понятия: «больше», «меньше», «столько же», «поровну» (предметов), «больше», «меньше» (на несколько предметов).
Универсальные учебные действия:
- сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
- распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
- сопоставлять множества предметов по их численностям (путём составления пар предметов).
Число и счёт
Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах 20. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.
.Универсальные учебные действия:
- пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
- сравнивать числа;
- упорядочивать данное множество чисел.
Арифметические действия и их свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, - , ∙ , : .
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность;
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Универсальные учебные действия:
- моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- оценивать правильность предъявленных вычислений;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий.
Цена, количество, стоимость товара.
Стоимость и её единица (рубль)
Российские монеты
Вычисление стоимости товара
Геометрические величины.
Длина предмета в сантиметрах, дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Расстояние между точками. Длина отрезка.
Практическая работа. Отмерить и отрезать от катушки ниток нить заданной длины.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать значения однородных величин;
- упорядочивать данные значения величины;
- устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Работа с текстовыми задачами
Понятие текстовой задачи. Структура арифметической задачи (условия, вопросы).
Простая и составная арифметическая текстовая задача. Запись решения задачи с использованием арифметических действий.
Универсальные учебные действия:
- моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
- планировать ход решения задачи;
- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- прогнозировать результат решения;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условий.
Геометрические фигуры
Форма предмета. Круг, квадрат, треугольник, пятиугольник. Различия между
шаром и кругом, кубом и квадратом.
Точка и линия. Отрезок.
Многоугольник.
Практическая работа. Составление фигуры из частей. Изображение геометрических фигур с использованием кальки.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
- различать геометрические фигуры;
- характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
- конструировать указанную фигуру из частей.
Логико-математическая подготовка
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов.
Решение несложных задач логического характера.
Универсальные учебные действия:
- конструировать алгоритм решения логической задачи;
- делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
Работа с информацией
Сбор информации, связанной со счётом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица. Чтение и заполнение данной информацией несложных таблиц.
Перевод информации из текстовой формы в табличную.
Информация, связанная со счётом и измерением, и её иптерпретация.
Универсальные учебные действия:
- собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел программы | Программное Содержание | Характеристика деятельности обучающихся |
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов. Число и счёт. Арифметические действия и их свойства. Величины Работа с текстовыми задачами. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. . Логико-математическая подготовка. Работа с информацией. | Предметы и их свойства. Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством. Отношения между предметами, фигурами. Соотношение размеров предметов (фигур) Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты). Отношения между множествами предметов. Сравнение множества предметов по их численности. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на сколько предметов) Графы отношений «больше» , «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел. Натуральные числа. Нуль. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчета предметов цифрами. Число и цифра 0. Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки. Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше(на сколько единиц). Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20. Смысл сложения, вычитания, умножения и деления. Практические способы выполнения действий. Запись результатов с использованием знаков «+», «-», «.», «:». Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность). Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно-обратные действия. Приёмы сложения и вычитания вида: 10+8, 18-8, 13-10. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания. Приёмы вычисления суммы и разности с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения. Правило сравнения чисел с помощью вычитания. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Свойства сложения и вычитания. Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке. Свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю. Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками. ________________________________ Цена, количество, стоимость товара. Рубль. Монеты достоинством 1р., 2р.,5р.,10р. Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости товара по двум другим известным величинам (цене и количеству товара). ________________________________ Геометрические величины. Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначение: см, дм. Соотношение: 1дм=10см. Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида 1дм 6см=16см, 12см=1дм 2 см Расстояние между двумя точками. Текстовая арифметическая задача и её решение. Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи. Задачи, требующие однократного применения арифметических действий (простые задачи). Запись решения и ответа. Составная задача и её решение. Задачи, содержащие в условии более двух числовых данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи. Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями. Взаимное расположение предметов. Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри. Осевая симметрия. Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников). Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Геометрические фигуры. Форма предмета. Понятие: такой же формы, другой формы. Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар. Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки. Логические понятия. Понятия: все, не все; все, кроме; каждый; какой-нибудь; один из; любой. Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера. ________________________________ Таблица. Строка и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы. Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Информация, связанная со счётом и измерением. Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур. | Сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различия Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству. ________________________ Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам. Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке их увеличения или уменьшения. Изменять размеры фигур при сохранении других признаков. ________________________ Сравнивать два множества предметов по их численности путем составления пар. Характеризовать результат сравнения словами: «больше,чем..»; « меньше, чем...»; « столько же..»; « больше на..»; « меньше на…» Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения ). Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа. Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу. Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) для выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел. Называть числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке. Пересчитывать предметы, выражать числами полученные результаты. Различать понятия «число», «цифра». Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом. Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек. Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между). Сравнивать числа разными способами ( с помощью шкалы линейки, на основе счёта). Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия. Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). Различать знаки арифметических действий. Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий. Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек. Моделировать зависимость между арифметическими действиями. Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений. Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты соответствующих случаев вычитания. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки . Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях. Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц. Формулировать изученные свойства сложения и вычитания, обосновывать с их помощью способы вычислений. Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два арифметических действия и скобки. Различать монеты; цену и стоимость товара. Различать единицы длины. Сравнивать длины отрезков на глаз и с помощью измерений. Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами. Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением. Сравнивать данные тексты с целью выбора текста, который является арифметической задачей. Обосновывать, почему данный текст является задачей. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схемы. Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели. Выбирать арифметическое действие для решения задачи. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Оценивать готовое решение задачи (верно, неверно). Конструировать и решать задачи с измененным текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с данной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.) Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве. Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями (в том числе в виде таблицы со строками и столбцами). Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей. Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы. Различать предметы по форме. Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, среди окружающих предметов. Описывать сходство и различия фигур (по форме, по размерам). Различать куб и квадрат, шар и круг. Называть предъявленную фигуру. Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Разбивать фигуру на указанные части. Конструировать фигуры из частей. ________________________ Различать по смыслу слова: каждый, все, один из, любой, какой-нибудь. Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно). Классифицировать (распределять) элементы множества на группы по заданному признаку. Определять основание классификации. Воспроизводить в устной форме решение логической задачи. Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец; фиксировать результаты. Выявлять соотношения между значениями данных в таблице величин. Собирать требуемую информацию из указанных источников. Фиксировать результаты разными способами. Устанавливать правило составления предъявленной последовательности, составлять последовательность (цепочку) предметов, чисел, фигур по заданному правилу. |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО МАТЕМАТИКЕ
Учебный период | Разделы | Количество часов раздела | Диагно- стичес- кое обследова ние | Комплекс- ная работа |
I триместр | Подготовитель- ный период | 44 ч | 1ч | |
II триместр | Подготовитель-ный период | 17ч | 1ч | |
Свойства сложения и вычитания. | 13 ч | |||
Сложение и вычитание в пределах 10. | 12 ч | |||
III триместр | Сложение и вычитание в пределах 10. | 10 ч | ||
Сравнение чисел | 14ч | 1ч | ||
Прибавление и вычитание чисел 7,8,9 с переходом через Десяток | 10 ч | |||
Симметрия | 12ч | 1ч | ||
Год | 132ч | 3ч | 1ч |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
К концу обучения в первом классе ученик научится:
называть:
-предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета , над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
-натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
-число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
-геометрическую фигуру (точка, отрезок, треугольник, квадрат, куб, шар);
различать:
-число и цифру;
-знаки арифметических действий;
-круг и шар, квадрат и куб;
-многоугольники по числу сторон (углов);
-направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
- числа в пределах 20, записанные цифрами;
- записи вида 3+2=5, 6-4=2, 5*2=10, 9:3=3;
сравнивать:
- предметы с целью выявления в них сходства и различий;
- предметы по размерам (больше, меньше);
- два числа ( больше, меньше, больше на, меньше на);
- данные значения длины;
- отрезки по длине;
воспроизводить:
- результаты табличного значения любых однозначных чисел;
- результаты табличного вычитания однозначных чисел;
- способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
распознавать:
- геометрические фигуры;
моделировать:
- отношения «больше », «меньше», «больше на…», «меньше на…» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
- ситуация, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
- ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
- расположение предметов на плоскости и в пространстве;
- расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
- результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
- предъявленные геометрическую фигуру (форма, размеры);
- расположение предметов или числовых данных в таблице: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
анализировать:
- тест арифметической задачи: выделять условия и вопрос, данные и искомые числа ( величины);
- предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
классифицировать:
- распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
- предметы (по высоте, длине, ширине);
- отрезки в соответствии с их длинами;
- числа (в порядке увеличения или уменьшения) ;
конструировать:
- алгоритм решения задачи;
- несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);
контролировать:
- свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
оценивать:
- расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
-предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
- записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
- решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
- измерять длину отрезка с помощью линейки;
- изображать отрезок заданной длины;
- отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
- выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
- ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться сравнивать:
- разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;
- воспроизводить способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;
классифицировать:
- определять основание классификации;
обосновывать:
- приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;
контролировать деятельность:
- осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;
решать учебные и практические задачи:
- преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
- использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
- выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы ( отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;
- составлять фигуры из частей;
- разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
- изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
- находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей) ;
- определять, имеет ли данная фигура ось симметрии, и называть число осей;
- представлять заданную информацию в виде таблицы;
- выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Дата проведения | Раздел | Тема урока | Примеча ние(для корректировки программы) |
1-2 | 02.09, 03.09 | Подготовитель- ный период (61 ч) | Сравниваем. | |
3 | 04.09 | Слева направо. Справа налево. | ||
4 | 05.09 | Знакомимся с таблицей. | ||
5 | 09.09 | Сравниваем. | ||
6 | 10.09 | Числа и цифры. Число и цифра 1. | ||
7 | 11.09 | Числа и цифры. Число и цифра 2. Первое диагностическое обследование. | ||
8 | 12.09 | Конструируем | ||
9 | 16.09 | Готовимся выполнять сложение. | ||
10 | 17.09 | Находим фигуры. | ||
11 | 18.09 | Вправо. Влево. | ||
12 | 19.09 | Готовимся выполнять вычитание. | ||
13-14 | 23.09, 24.09 | Сравниваем. | ||
15-16 | 25.09, 26.09 | Готовимся решать задачи. | ||
17 | 30.09 | Складываем числа. | ||
18 | 01.10 | Вычитаем числа. | ||
19 | 02.10 | Числа и цифры. | ||
20 | 03.10 | Число и цифра 0. | ||
21-22 | 09.10, 10.10 | Измеряем длину в сантиметрах. | ||
23-24 | 14.10, 15.10 | Увеличение и уменьшение числа на 1, на2. | ||
25 | 16.10 | Число 10. | ||
26 | 17.10 | Измеряем длину в дециметрах. | ||
27 | 21.10 | Знакомимся с многоугольниками. | ||
28 | 22.10 | Знакомимся с задачей. | ||
29-30 | 23.10, 24.10 | Решаем задачи. | ||
31-32 | 28.10, 29.10 | Числа от 11 до 20. | ||
33-34 | 30.10, 31.10 | Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах. | ||
35 | 04.11 | Составляем задачи. | ||
36 | 05.11 | Числа от 1 до 20. | ||
37-38 | 06.11, 07.11 | Готовимся выполнять умножение. | ||
39 | 11.11 | Составляем и решаем задачи. | ||
40-41 | 12.11, 13.11 | Умножаем числа. | ||
42-43 | 14.11, 18.11 | Решаем задачи. | ||
44 | 19.11 | Верно ли, что.. ?. | ||
45 | 25.11 | Готовимся выполнять деление. | ||
46-47 | 26.11, 27.11 | Делим числа. | ||
48 | 28.11 | Сравниваем. | ||
49 | 02.12 | Работаем с числами. | ||
50 | 03.12 | Решаем задачи. | ||
51-52 | 04.12, 05.12 | Складываем и вычитаем числа. | ||
53 | 09.12 | Умножаем и делим числа. | ||
54 | 10.12 | Решаем задачи разными способами. | ||
55 | 11.12 | Вспоминаем пройденное. Повторение изученного. | ||
56 | 12.12 | Второе диагностическое обследование. | ||
57-58 | 16.12, 17.12 | Закрепление темы. | ||
59 | 18.12 | Вспоминаем пройденное. Повторение изученного. | ||
60-61 | 19.12, 23.12 | Перестановка чисел при сложении. | ||
62-63 | 24.12, 25.12 | Свойства сложения и вычитания (13 ч) | Шар, куб. Сложение с числом 0. | |
64 | 26.12 | Сложение с числом 0. | ||
65-66 | 30.12, 13.01 | Свойства вычитания. | ||
67-68 | 14.01, 15.01 | Вычитание числа 0. | ||
69 | 16.01 | Деление на группы по несколько предметов. | ||
70 | 20.01 | Деление на группы по несколько предметов. | ||
71 | 21.01 | Сложение с числом 10. | ||
72 | 22.01 | Сложение с числом 10 . | ||
73-74 | 23.01, 27.01 | Закрепление темы | ||
75 | 28.01 | Сложение и вычитание в пределах 10 (22 ч) | Прибавление и вычитание числа 1. | |
76 | 29.01 | Прибавление и вычитание числа 1. | ||
77 | 30.01 | Прибавление числа 2. | ||
78 | 03.02 | Прибавление числа 2. | ||
79 | 04.02 | Вычитание числа 2. | ||
80 | 05.02 | Вычитание числа 2. | ||
81 | 06.02 | Прибавление числа 3. | ||
82 | 10.02 | Прибавление числа 3. | ||
83 | 11.02 | Вычитание числа 3. | ||
84 | 12.02 | Вычитание числа 3. | ||
85 | 13.02 | Прибавление числа 4. | ||
86 | 17.02 | Прибавление числа 4. | ||
87 | 24.02 | Прибавление числа 4. | ||
88 | 25.02 | Вычитание числа 4. | ||
89 | 26.02 | Вычитание числа 4. | ||
90 | 27.02 | Вычитание числа 4. | ||
91 | 03.03 | Прибавление и вычитание числа 5. | ||
92 | 04.03 | Прибавление и вычитание числа 5. | ||
93 | 05.03 | Прибавление и вычитание числа 5. | ||
94 | 06.03 | Прибавление и вычитание числа 6. | ||
95 | 10.03 | Прибавление и вычитание числа 6. | ||
96 | 11.03 | Прибавление и вычитание числа 6. | ||
97 | 12.03 | Сравнение чисел (14 ч) | Сравнение чисел по рисункам. | |
98 | 13.03 | Сравнение чисел с помощью шкалы линейки. | ||
99 | 17.03 | Сравнение чисел с помощью цветных стрелок. | ||
100 | 18.03 | Результат сравнения. | ||
101 | 19.03 | На сколько больше или меньше. | ||
102 | 20.03 | На сколько больше или меньше. | ||
103 | 24.03 | На сколько больше или меньше. | ||
104 | 31.03 | Увеличение числа на несколько единиц. | ||
105 | 01.04 | Увеличение числа на несколько единиц. | ||
106 | 02.04 | Увеличение числа на несколько единиц. | ||
107 | 03.04 | Уменьшение числа на несколько единиц. | ||
108 | 07.04 | Уменьшение числа на несколько единиц. | ||
109 | 08.04 | Уменьшение числа на несколько единиц. | ||
110 | 09.04 | Третье диагностическое обследование. | ||
111 | 10.04 | Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9 с переходом через десяток (10 ч). | Прибавление числа 7. | |
112 | 14.04 | Прибавление числа 8. | ||
113 | 15.04 | Прибавление числа 9. | ||
114 | 16.04 | Таблица сложения. | ||
115 | 17.04 | Вычитание числа 7. | ||
116 | 21.04 | Вычитание числа 8. | ||
117 | 22.04 | Вычитание числа 9. | ||
118 | 23.04 | Сложение и вычитание. Скобки. | ||
119 | 24.04 | Сложение и вычитание Скобки. | ||
120 | 05.05 | Числовые выражения со скобками. | ||
121 | 06.05 | Симметрия 11 ч) | Зеркальное отражение предметов. | |
122 | 07.05 | Зеркальное отражение предметов. | ||
123 | 08.05 | Ось симметрии. | ||
124 | 12.05 | Итоговая комплексная работа. | ||
125 | 13.05 | Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. | ||
126 | 14.05 | Построение фигуры, симметричной данной. | ||
127 | 15.05 | Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии. | ||
128 | 19.05 | Вспоминаем пройденное. | ||
129 130 131 132 | 20.05 21.05 22.05 | Обобщающий урок по темам года. | ||
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Печатные средства обучения
Наименование |
Описание |
1 | 2 |
Рудницкая В.II. Программа четырёхлетней начальной школы по математике. — М.: Вентана-Граф, 2013. — (Начальная школа XXI века). Рудницкая В.II., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.Л.Методика обучения.1 класс М.: Вентана-Граф, 2013. — (Начальная школа XXI века | В программе сформулированы основные цели курса математики 1-4 классов, определено его содержание, приведено тематическое планирование учебного материала с характеристикой деятельности учащихся, примерное поурочное планирование, сформулированы планируемые результаты, достигаемые учащимися к концу каждого года обучения, приведены примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов обучения учащихся, оканчивающих начальную школу; дан перечень средств материально-технического обеспечения процесса обучения. |
Рудницкая В.II., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.Л. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. — М.: Вентана-Граф, 2012. Рудницкая В Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. — М.: Вентана-Граф, 2011. | В учебниках содержатся теоретические сведения и система упражнений, предназначенные для формирования у учащихся начальных математических знаний и выработки предметных, учебных и универсальных умений. Специальные задания направлены на логико-математическое развитие детей, развитие их геометрических и пространственных представлений, математического языка и речи. |
Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2013. Рудницкая В. Н. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2013. . | Рабочие тетради содержат задачи и упражнения тренировочного характера, служащие для закрепления нового материала, повторения ранее изученного. Значительная часть упражнений предназначена для самостоятельной работы учащихся. Тетради для каждого класса используются в комплекте с соответствующим учебником. |
Технические средства обучения и оборудование.
Компьютер.
Магнитная доска.
Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
Наборы предметных картинок.
Измерительные приборы: часы.
Электронный образовательный ресурс.
Математика.1 класс. Содержит интерактивные варианты заданий учебника и рабочих тетрадей УМК 1 класс (Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС Школа 21 век
Рабочая программа составлена на новый учебный год по программе Школа 21 век с учетом ФГОС...
Программа по математике 1 класс ФГОС
программа 1класс...
рабочая программа по математике 1 класс ФГОС(Р.С. Эльконина - Давыдова)
При реализации данной рабочей программ используется учебник для 1 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) авторы: В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева....
Рабочая учебная программа по математике 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской учебной программы по математике Л.Г.Петерсон, входящей в Образовательную систему «П...
Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС
Рабочая программа по математике в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...