Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Конспект урока математики по теме "Класс миллионов". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem._klass_millionov._3_kl.doc | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс. Конспект урока математики.
Составила: Дмитриева О. Ю.
Тема: Класс миллионов.
Цель: познакомить учащихся с новой счётной единицей миллион как единицей III класса.
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие о новой единице, единице III класса; дать понятие класса миллионов;
- опираясь на понятие класса, учить читать и записывать числа в пределах первых трёх классов;
- обобщить знания учащихся о десятичной системе.
Развивающие:
- развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к учёбе;
- воспитывать интерес к предмету.
Литература:
Хлебникова Л.И. Тетрадь по методике математики. Нумерация. 1999 г.
Оборудование:
- счёты (классные и индивидуальные);
- нумерационная таблица; карточки с числами;
- карточка с темой (Миллион);
- карточки с примерами для устных вычислений;
- геометрические фигуры.
Оформление тетради:
Число. Классная работа. Класс миллионов. 100 500 000 70 070 070 3 000 950 Задача № 224. Сначала – 160 км Потом – ? (160:2) км ? Осталось – ?, в 2 р. м. 1) 160:2=80 (км) – прошла потом. 2) 160+80=240 (км) – прошла всего. 3) 240:2=120 (км) – осталось пройти. 4)240+120=360 (км) Ответ: весь путь равен 360 км. №223. |
1) 8:2=4 (см) – АС. 2) 864=2 (см) – АД. 2х5=10 (см) |
План урока:
- Орг. момент.
- Устные вычисления:
- Решение примеров.
- Подготовительное упражнение (со счётами).
- Объяснение новой темы.
- Работа со счётами.
- Работа с нумерационной таблицей.
- Работа с учебником.
а) чтение текста;
б) № 219 – чтение чисел в таблице;
в) № 220 – запись в тетради и на доске.
- Работа над ранее пройденным.
- № 224 (задача).
- Геометрический материал – № 223, работа с фигурами.
- Итоги. Оценки. Дом. задание.
- Орг. конец.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Устные вычисления.
- Решение примеров (№ 221).
- Я показываю карточку с примером, вы молча считаете и называете ответ. (Ответы нескольких учеников). (Если ошибки: Как считал?).
50 100 : 100 = 501 2 000 х 10 = 20 000 30 000 : 1 000 х 100 = 3 000 | 50 100 – 100 = 50 000 2 000 + 10 = 2 010 30 000 : 100 х 1 000 = 300 000 |
- Как же быстро разделить число на 100? Скажите правило. (чтобы быстро разделить число на 100, нужно отбросить справа 2 нуля).
- Как быстро умножить на 1 000? (… нужно справа приписать 3 нуля).
- Итак, что повторили?
- Подготовительное упражнение.
(Ставлю в нумерационную таблицу число):
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
- Прочитайте число. (300 тысяч).
- Сколько классов в этом числе? (2 класса).
- Назовите количество единиц каждого класса. (Учитель показывает указкой, начиная с высшего класса). (300 единиц II класса, класса тысяч. Единицы I класса отсутствуют.)
- Назовите количество единиц каждого разряда. (3 единицы VI разряда, 3 сотни тысяч. Единицы V, IV, III, II, I разрядов отсутствуют).
3. Работа со счётами.
(У всех на партах счёты, один ученик у доски).
- Сначала работает первый вариант, а второй проверяет.
- Отложите на счётах это число: (на карточке) 300 тысяч.
- Объясни. (откладываем 3 косточки на шестой проволоке, т.к. есть единицы только VI разряда).
- Считаем сотнями тысяч (откладываем на счётах): 1 сот. тыс., 2 сот. тыс., … 9 сот. тыс., 10 сот. тыс..
- Объяснение новой темы.
- Работа со счётами.
- А 10 сот. тыс. – это сколько по-другому? (это 1 000 тыс.).
- 10 сот. тыс. = 1 000 тыс. или…? (1 миллион).
- Откладываем одну косточке на седьмой проволоке – это и будет миллион. Сегодня будем считать миллионами. (1млн., 2 млн., …10 млн.).
- 10 млн. – как по-другому? (1 дес. млн.). Откладываем на восьмой проволоке.
- Считаем десятками миллионов. (1 дес. млн., 2 дес. млн., … 10 дес. млн.).
- 10 дес. млн. – это…? (1 сотня млн.).
- На какой проволоке откладываем? (на девятой одна косточка).
- Считаем сотнями млн.. (1 сот. млн.,… 10 сот. млн.).
- Таким образом, мы видим, что миллионами считают так же, как и простыми единицами или как тысячами. Их объединяют в десятки миллионов и сотни миллионов.
2. Работа с нумерационной таблицей.
(На доске – нумерационная таблица).
III класс | II класс | I класс | ||||||
5 | 4 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
- Прочитайте число. (542 млн. 300 тыс.).
- Сколько единиц каждого класса? (Учитель показывает с высшего): (542 единицы III класса; 300 единиц II класса; единицы I класса отсутствуют).
- Назовите, какие разряды входят в третий класс. (девятый, восьмой, седьмой).
- Как они называются? (сотни млн., дес. млн., ед. млн.).
- Назовите количество единиц каждого разряда III класса. (5 ед. девятого разряда – 5 сотен млн., 4 ед. восьмого разряда – 4 дес. млн., 2 ед. седьмого разряда – 2 ед. млн.).
- Как можно назвать это число? Какое оно? Сколько в нём разрядов, знаков? (девятизначное число).
- Раз оно 9-значное, значит, в нём 9 разрядов.
- Похож ли III класс на два первых? Чем? (в каждом классе по три разряда; одинаковое название разрядных единиц – единицы, десятки, сотни).
- В чём различия классов? (разные счётные единицы: I класс – простая единица, II класс – тысяча, III класс – миллион).
- Итак, с каким новым классом познакомились? (классом млн.).
- Сколько теперь знаем классов? Какие? (три класса: единиц, тысяч, миллионов).
- Из скольких разрядов состоит каждый класс? (из трёх разрядов: единицы, десятки и сотни данного класса).
- Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр. 47. Читаем тему. (Класс миллионов).
- (Карточка на доску). Обратите внимание, как пишется слово: миллион.
- Читаем текст про себя. Вслух.
- № 219. Посмотрите на таблицу. Выполняем устно. (Задание: прочитай числа, записанные в таблице).
III класс | II класс | I класс | ||||||
класс млн. | кл. тысяч | кл. единиц | ||||||
6 | 0 | 4 | 9 | 9 | 9 | 4 | 9 | 0 |
4 | 6 | 0 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
- № 218. Читай задание. (Попробуй представить себе, какой толщины получилась бы книга в 1 000 000 стр., если толщина книги в 100 стр. составляет 1 см).
- Решаем. Сколько раз нужно взять по 100, чтобы получить миллион? Каким действием будем решать? (делением).
- Ответ? (у нескольких учеников).
- Как решал? (1 000 000 : 100 = 10 000 (раз) – в книге содержится по 100 страниц. Значит, столько и сантиметров. А 10 000 см = 100 м).
- Представьте себе книгу такой толщины! 100 м – это очень много; 100 метров в высоту составляет 30-этажный дом.
- Запишите в тетрадях: № 220. Читаем задание. (Запиши числа, которые содержат:
а) 100 ед. III кл. и 500 ед. II кл.;
б) по 70 ед. I, II, III классов;
в) 3 ед. III кл. и 950 ед. I кл..)
- Решаем на доске и в тетрадях.
- Пример под буквой а). Если про первый класс ничего не говорится, значит, в нём нет отдельных единиц. Пишем нули… (И т.д.)
- Читаем второе задание. (Прочитай записанные числа, подчеркни наибольшее из них).
100 500 000
70 070 070
3 000 950
- Какое наибольшее число? Почему? (первое, т.к. в нём больше разрядов).
- Как можно назвать это число? Какое оно? (9-значное).
- Итак, с каким новым классом познакомились?
- Сколько теперь знаем классов? Какие?
- Из скольких разрядов состоит каждый класс?
- Что считают миллионами?
- Население нашей страны – 148 млн. человек. Большие расстояния: от Земли до Солнца – 150 млн. км. Добыча полезных ископаемых: нефти в России добывается 400 млн. тонн в год. Урожаи: пшеницы в России убирают 92 млн. тонн в год.
Физкультминутка.
- Прилягте на парту и закройте глаза.
- Повторение ранее пройденного.
- Задача № 224.
- Читаем условие вслух. (Автомашина прошла сначала 160 км, потом половину такого расстояния. После этого оставалось пройти в 2 раза меньше того, что проёдено. Поставь вопрос м реши задачу.)
- Составим краткую запись.
- Какие главные слова? Запишем.
- Что обозначает число 160?
- Что сказано про дальнейший путь? (потом…)
- Как найти половину расстояния? Запишем выражением.
- Что говорится про оставшийся путь?
- Какой вопрос поставим? (Чему равен весь путь?) Обозначим фигурной скобкой.
Сначала – 160 км Потом – ? (160:2) км ? Осталось – ?, в 2 р. м. |
- Повторите задачу по краткой записи.
- Подумайте и составьте план решения задачи. Во сколько действий будем её решать? ( 1) найдём, сколько километров прошла машина потом. Узнаем это делением. 2) узнаем, сколько всего километров прошла автомашина, действием – сложением. 3) узнаем, сколько осталось пройти, сколько это – в 2 раза меньше. Действие – деление, т.к. сказано, что в 2 раза меньше. 4) ответим на вопрос задачи. Действие – сложение).
- Запишите решение самостоятельно.
- Назовите полный ответ задачи. Запишите его.
2. Геометрический материал.
- Читаем задание. ( 1) Начерти отрезок длиной 8 см. Покажи точками половину этого отрезка, его четвёртую часть. 2) Начерти отрезок, длина пятой части которого равна 2 см).
- Чертим отрезок. (На доске и в тетрадях).
- Как найти половину отрезка? (разделить его на 2).
- Запишем решение. (8 : 2 = 4 см – это половина).
- Как найти четверть? (половину разделить пополам. 4 : 2 = 2 см – это четверть).
- Это удобно сделать на чертеже: четверть от 8 см – это половина от половины. Как записать решение, как найти четвёртую часть отрезка длиной 8 см? (8 : 4 = 2 см – это четверть).
- Решаем второе задание. Чтобы найти длину всего отрезка, зная 1/5 часть, что сделаем? ( 2 х 5 = 10 см – вся длина).
- Начертим. Запишем решение. Покажите пятую часть. Чему она равна? (2 см).
- Значит, решили верно.
Работа с геометрическими фигурами.
(На доске – фигуры):
- Что видите? (геометрические фигуры).
- Назовите их. (4-угольник, 5-угольник, квадрат, круг).
- Чем отличаются 1 и 2 фигуры? 1 и 3?
- Какая фигура лишняя? (4) Почему? (нет углов).
- (Круг убирается). Какая теперь лишняя? (№ 2). Почему? (ответы нескольких учеников).
- (5-угольник убирается). Какая из двух оставшихся фигур больше нравится? (квадрат). Почему? (ровный, равные стороны, прямые углы).
- Такие фигуры, у которых все стороны равны и углы одинаковы, называются правильными многоугольниками.
- Отгадайте загадку:
Возле ёлок из иголок
Летним днём построен дом.
За травой не виден он,
И жильцов в нём миллион. (муравейник).
- Как догадались?
- Почему миллион? Разве кто-нибудь считал, сколько муравьёв в муравейнике? Мы говорим – миллион, значит, очень много.
- Итоги, оценки, дом. задание - № 226, 227.
- Орг. момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).
Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида: []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...
Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика", 1-й класс (программа "Школа-2100"). Тема: «Уравнение».
Тема: «Уравнение»....
Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"
Урок проводила по программе "Школа России" по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....
Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))
Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....
Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",
Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения, используя правило нахождения неизвестного слагаемого....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....