Рабочая программа внеурочной деятельности "Дважды два" для 4 класса.
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Макаренко Таисия Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учеников 3-4 классов.

Цель программы внеурочной деятельности «Дважды два» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основными задачами являются:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора.

2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_22dvazhdy_dva22_makarenko.odt55.23 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное образовательное учреждение Москвы

лицей №1367

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Дважды два»

интеллектуально-познавательного направления.

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 9 - 11 лет (3-4 класс)

Составитель — Макаренко Т.С. учитель начальных классов второй категории.

2014 год

Пояснительная записка

        Все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производства. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе.

Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкуры. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде.

        Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной̆ работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.

        Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

        При организации внеурочной деятельности, учащихся от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности, обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.

        Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития.  

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку ко взрослой жизни.

Актуальность программы

и ее создание обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель программы кружка «Дважды два» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основными задачами являются:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора.

2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от  9до 11 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в именно в этот период  складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Задачи   данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической  действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

В   младшем школьном  возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Для этого задания на некоторых станциях подбираются индивидуально по уровню возможностей. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий  ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника  является   еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

 Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка,  развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности.  Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.         

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;

  • конкурсы, турниры, олимпиады.

Принципы программы:

Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Занятия имеют определенную структуру.

Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике..

Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности клуба «Дважды два» в начальной школе выделяется 68часов, по 2 часа в неделю.

В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке.

С целью достижения качественного результата, в силу возрастных особенностей, индивидуально-личностного и деятельностного подхода в группе должно быть не больше 15 человек.

Группа курса  создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Зачисление в группу производится на добровольных основаниях без конкурсных испытаний по заявлению родителей или законных

Формы контроля

        Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

     - сообщения и доклады (мини);

  • защита проектов;
  •  результаты математических викторин, конкурсов , интеллектуальных игр;
  • -творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
  • -различные упражнения в устной и письменной форме;
  • решение «задач» предусмотренных занятиями;
  • победы в олимпиадах разного уровня;

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.

Эффективность и результативность данной программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия и желание проявить себя;

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

- эстетичность всех проводимых мероприятий;

- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;

- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой

Результаты освоения содержания программы.

У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

-  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные: 1) регулятивные учащиеся получат возможность научиться:

- составлять план и последовательность действий;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  •   адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

            - разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Структура аудиторных занятий.

Каждое занятие состоит из нескольких основных рубрик-станций:

1. Станция «Счетная» направленна на развитие навыков быстрого счета. Дети знакомятся с приемами устного, легкого счета. Предлагаются игры на устный счет. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия . Индивидуальная и фронтальная работа.

  1. Станция «Блиц-турнир». Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому предлагаются легкие задачки для решения на скорость. Индивидуальная работа на карточках. Ребенок получает карточку с 5 задачами. Их надо решить за 5 минут. Каждая задача оценивается в 2 балла. Можно воспользоваться подсказкой друга или учителя. Тогда за задачу можно получить 1 балл.
  2. Станция «Шифровальщик».  Парная или групповая работа. Надо разгадать шифр, закономерность или изограф. За задание можно получить до 5 баллов. Ученики имеют возможность воспользоваться подсказкой.
  3. Станция «Мои способности». Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления. Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, логики.
  4. Станция «Подумай и сделай». Выполнение заданий по теме урока. Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.  В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
  5. Станция «Рефлексия» направленна на развитие самоанализа и самоконтроля.

Структура внеаудиторных занятий.

1. Первый этап - мотивация к деятельности.

2. Второй этап — проведение игры, конкурса, олимпиады, конференции и т. д.

3. Третий этап — рефлексия. Задания на самоанализ и самоконтроль.

Учебно - тематический план:

№п.п.

Раздел.Тема.

Кол-во часов

Характеристика деятельности.

Всего ч.

Теор. ч.

Практ. ч.

Ауд.

Внеауд.

Раздел «История математики»

2

0

2

0

4

Задания на мотивацию. Наблюдение над объектами природы, знакомство с наукой «математика». Познавательный утренник. Сюжетно-ролевая игра. Выполнение проекта. Задания на рефлексию.

1

Математика вокруг нас. Экскурсия по району.

1

-

1

-

1

2

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»

1

-

1

-

1

3

Интеллектуальная сюжетно-ролевая игра «Счет у первобытных людей».

1

-

1

-

1

4

Конференция о происхождении математики. Защита проектов.

1

-

1

-

1

Раздел «Головоломки».

3

1,5

1,5

3

1

Составление головоломок, приобретение способов работы с ними, работа в парах.

5

Танграм

1

0,5

0,5

1

-

6

Волшебный круг

1

0,5

0,5

1

-

7

Волшебный  квадрат

1

0,5

0,5

1

-

8

Игра-конкурс «Математический марафон».

1

-

1

-

1

Игра-конкурс.

Раздел «Олимпиада»

2

0

2

1

1

9

Решение старинных задач. Подготовка к олимпиаде «Осенний Олимп»

1

-

1

1

-

Решение олимпиадных задач в группах, в парах и индивидуально.

10

Олимпиада «Осенний Олимп»

1

-

1

-

1

Участие в олимпиаде.

Раздел «Оригами».

3

1

1,5

2

1

Знакомство с искусством складывания бумаги «оригами», приобретение навыков коллективной работы.

11

Искусство складывания фигурок из бумаги.

1

0,5

0,5

1

-

12,13

Работа над проектом «Подводный мир».

2

0,5

1,5

1

1

Раздел «Геометрическое поле».

3

0,5

2,5

2

1

Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур. Приобретают понятия «симметрия», «перенос», «поворот», «подобие».Составление аппликации из плоских геометрических фигур. Игра «Путешествие в страну Геометрия».

13

Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур.

1

0,5

0,5

1

-

14

Аппликация из геометрических фигур.

1

-

1

1

-

15

Измерения в древности у разных народов.  Игра-практикум.

1

0,5

0,5

-

1

16

Старые русские меры. Игра-практикум.

1

0,5

0,5

-

1

17

Игра «Путешествие в страну Геометрия»

1

-

1

-

1

Раздел «Олимпиада».

2

0

2

1

1

Индивидуальное, парное и групповое решение олимпиадных задач прошлых лет.

Участие в конкурсе «Смекалки».

18

Решение старинных и логических задач. Задачи на смекалку. Подготовка к конкурсу смекалки.

1

-

1

1

-

19

Конкурс «Смекалки»

1

-

1

-

1

Раздел «Числа великаны»

5

1

4

3

2

Упражнения с многозначными числами. Игра-соревнование.

20,21

Приемы работы с большими числами.

2

0,5

1,5

2

-

22

Игра «Знаток разрядов»

1

0,5

0,5

-

1

23

Упражнения с многозначными числами (кл.млрд.)

1

-

1

1

-

24

Игра-соревнование «Счетовод»

1

-

1

-

1

Раздел «Олимпиада»

2

0

2

1

1

Индивидуальное, парное и групповое решение олимпиадных задач прошлых лет.

25

Решение олимпиадных задач.

1

-

1

1

-

26

Всероссийская олимпиада.

1

-

1

-

1

Раздел «Задачи»

2

21

17

6

Решение задач. Интеллектуальные игры.

27,28

Задачи с неполными, лишними, нереальными  данными,.

2

-

2

2

-

29,3

Обратные задачи.

2

-

2

2

-

31

Интеллектуальная игра «Математическая шкатулка»

1

-

1

-

1

32,33

Задачи с изменением вопроса.

2

-

2

2

-

34,35

Нестандартные задачи.

2

-

2

1

1

36

Интеллектуальная игра «Алло! Математика»

1

-

1

-

1

37,38

Задачи с многовариатными решениями.

2

-

2

2

-

39,4

Задачи на работу.

2

0,5

1,5

2

-

41

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать отличником»

1

-

1

-

1

42,43

Задачи на движение

2

0,5

1,5

2

-

44,45

Задачи на взвешивание. Лабораторная работа.

2

0,5

1,5

2

-

46

Интеллектуальная игра «Звездный час»

1

-

1

-

1

47,48

Задачи на переливание. Лабораторная работа.

2

0,5

1,5

2

-

49

Игра «Дорожная математика»

1

-

1

-

1

Раздел «Олимпиада»

2

0

2

1

1

Индивидуальное, парное, групповой решение олимпиадных задач прошлых лет. Участие в олимпиаде.

50

Решение олимпиадных задач. Подготовка к олимпиаде.

1

-

1

1

-

51

Зимние олимпийские игры по математике для начальников.

1

-

1

-

1

Раздел «Головоломки».

3

1

2

2

1

Правила головоломок. Разгадывание головоломок. Участие в игре.

52

Колумбово яйцо.

1

0,5

0,5

1

-

53

Головоломка Пифагора

1

0,5

0,5

1

-

54

Игра-путешествие «В мире головоломок»

1

-

1

-

1

Раздел «Олимпиада»

2

-

2

1

1

Решение старинных и олимпиадных задач. Участие в олимпиаде.

55

Решение олимпиадных задач. Подготовка к олимпиаде.

1

-

1

1

-

56

Математическая олипиада в МИРЭА

1

-

1

-

1

Раздел «Геометрические фигуры».

2

Наблюдение за объемными геометрическими фигурами в жизни человека. Моделирование.

57

Объёмные  геометрические фигуры.

-

58

Моделирование из объёмных геометрических фигур.

-

59

Турнир по геометрии

1

60

Решение геометрических задач.

1

-

1

-

1

Раздел «Олимпиады»

1

Решение олимпиадных задач за прошлые года.

Участие в олимпиаде.

62

Решение олимпиадных задач. Подготовка к олимпиаде.

-

63

Олимпиада «Весенний Олимп»

1

Раздел «Очень важную науку постигаем мы без скуки».

5

Познавательно-развлекательные игры.

Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задания. Ребусы. Изографы.

64

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-сосчиталки»

1

1

65

Математические горки.

1

1

66

Интеллектуально-познавательная игра «Математика в мире животных». (В зоопарке).

1

1

67

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

1

1

68

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

1

1

Программой курса предусмотрено 30 часов аудиторных занятий и 38 внеаудиторных часов.

Содержание программы

  1. Раздел «Из истории математики».

Откуда и зачем пришла математика? Что она дала  людям? Зачем её изучать? Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки.  Метрическая система мер. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры.

  1. Раздел «Головоломки»

Что такое головоломки. Танграм. Волшебный круг и квадрат. Правила работы с головоломками. Игры с головолмками по инструкции, алгоритму, образцу.

  1. Раздел «Оригами».

Что такое оригами. Правила работы по технологии оригами. Складывание фигур. Выполнение и защита группового проекта «Подводный мир», «Зоопарк».

  1. Раздел «Геометрическое поле».

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Нахождение площади и периметра фигур.  Геометрические головоломки и аппликации. Старинные меры измерения длины, площади. Равные геометрические фигуры. Симетрия.

  1.  Раздел «Числа великаны».

Чётные и нечётные числа. Разряды и классы многозначных чисел. Чтение многозначных чисел. Интересные приемы счета. Сумма и произведение чётных чисел, нечётных чисел, чётных и нечётных чисел. Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении.

  1. Раздел «Задачи».

Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание. Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения.

  1. Раздел «Головоломки»

Что такое головоломки. Правила работы с головоломками. Игры с головолмками по инструкции, алгоритму, образцу.

  1. Раздел «Геометрические фигуры».

Объемные геометрические фигуры. Проверка наблюдательности. Объемные геометрические фигуры вокруг нас. Объемное конструирование. Проект.

  1. Раздел «Очень важную науку постигаем мы без скуки».

Интеллектуально-познавательные игры.

  1. Раздел «Олимпиады»

Решение задач повышенной сложности, старинных задач, задач выносимых на олимпиады. Подготовка к олимпиадам и участие в них.

Ресурсное обеспечение реализации Программы должно содержать:

Кадровое обеспечение: учитель начальных классов для проведения занятий.

Материально-техническое: кабинет оснащенный компьютером, проектором, интерактивной доской или приставкой, принтером, сканером. Для занятий понадобятся плакаты, лабораторное оборудование, канцелярские принадлежности.

Финансовое обеспечение: обучение осуществляется на бюджетной основе. Из средств родителей оплачивается организационный взнос для участия в олимпиаде, проезд до места провидения олимпиады, конкурса или соревнования.

Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  • «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения);
  • Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей;
  • Авторской программы внеурочной деятельности по математике для 5-6 класса. Афансьева В.Ф.
  • Рабочей программы внеурочной деятельности «Занимательная математика». Супрун Л.В.

Литература для учителя

1. ГригорьевД.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

2. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.

3. КоваленкоВ.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн.для учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.

4. КордемскийБ.А.,АхадовА.А.Удивительный мир чисел:(Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.

5. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы: Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 104 с.

6. Онучкова Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.

7.Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.

8.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001. -77с.

9.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  2. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  10. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

            «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Литература для учеников.

КордемскийБ.А.,АхадовА.А.Удивительныймирчисел:(Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...