Разработка урока математики по теме "Дроби"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Самофалова Татьяна Александровна

Разработка открытого урока по теме "Дроби"  для учащихся 4 класса по программе "Школа России" с использованием конструктора ТИКО -геометрия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку415.17 КБ
Файл Конспект урока169.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 4 классе. УМК « Школа России» Учитель начальных классов: Самофалова Татьяна Александровна. ГБОУ СОШ № 355 Московского района, города Санкт- Петербурга.

Слайд 2

Устный счёт: 6300 : 100 : 7 720 : 90 x 10 12000 : 4000 х 7 16 х 100 : 10 90 х 30 : 100

Слайд 3

720 : 6300 : 100 : 7 = 9 90 x 10 = 80 12000 : 4000 х 7 = 21 16 х 100 : 10 = 160 90 х 30 : 100 = 27 Устный счёт : 9 80 21 160 27 Д Б Р И О

Слайд 4

Тема урока: «Д Р О Б И»

Слайд 5

Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных линией. m – числитель n - знаменатель

Слайд 6

Прочитайте дроби:

Слайд 7

Определи, на сколько равных частей поделена каждая окружность? Запиши какая часть каждого рисунка закрашена.

Слайд 10

1 4

Слайд 11

3 4

Слайд 14

1 8

Слайд 15

7 8

Слайд 16

Задача: На огороде длина, которого 12 м, а ширина 8 м Кролик посадил морковку. Она заняла 1/6 часть всей площади. К акую площадь занимает морковь?

Слайд 17

?

Слайд 18

S ?

Слайд 19

S -? 1 6 ?

Слайд 20

a b S -? 1 6 ?

Слайд 21

12 8 S 1 6 ?

Слайд 22

Задача 1) 12 х 8 = 96 ( ) – S огорода. 2) 96 : 6 = 16 ( ) Ответ: 16 площадь огорода занятая морковью.

Слайд 23

Задача 2: На огороде длина, которого 12 м, а ширина 8 м Кролик посадил морковку. Она заняла 1/8 часть всей площади, а на оставшейся площади он посадил капусту. К акую площадь занимает капуста ? Задача 1 : На огороде длина, которого 12 м, а ширина 8 м Кролик посадил морковку. Она заняла 1/6 часть всей площади. К акую площадь занимает морковь?

Слайд 24

Сравнивая две дроби с одинаковым знаменателем заметили: Чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь. если

Слайд 25

Сравните дроби:

Слайд 26

Проверь себя:

Слайд 27

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Урок   математики   в  4  классе   по теме:       «Дроби»

 Цели:

  •  воспитание чувства ответственности,   аккуратности, самостоятельности, саморегуляции,  наблюдательности;
  •  развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи;
  • формирование понятия – дроби, отработка навыка решения задач на нахождения части  от целого,  отработка математических навыков вычисления;

Оборудование: на  каждом  столе  набор « ТИКО».

 Раздаточный материал:

  1. Карточки с индивидуальным заданием .

Решите задачу:

На  огороде, длина  которого 12 м, а  ширина 8 м, Кролик  посадил морковку, она  заняла  1/6  часть  всей  площади. Какую  площадь  заняла  морковь?

  1. Карточки с заданием на сравнение дробей.

                                                                    Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети! К нам на урок пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Улыбнитесь друг другу, ребята. Пожелайте друг другу удачи. Садитесь. Начинаем урок.

II. Сообщение темы урока

- Тема нашего урока… Потерялась!  Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (слайд 2).

III. Математический диктант

Д  6300 : 100 : 7  = (9);

Р  12000 : 4000 х 7  = (21);

Б  720 : 90 x 10  = (80);

О  90 x 30 : 100  = (27);

И  16 x 100 : 10 = (160).

( не  включать  слайд  пока не  названы  числа  в  порядке  возростания)

На доске появляется название темы: "Дроби".( слайд5)

IV. Формирование знаний, умений и навыков.

1) Деление на доли.

- Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Перед  вами  на  столе  наборы  «ТИКО». Возьмите  2  одинаковые  геометрические  фигуры  и  соберите  из них квадрат.

- Возьмите  целый  такой же  квадрат.

- Что  можете  сказать  об  этих  квадратах? ( У них  одинаковая  площадь).

- Как  вы  можете  это  доказать? (  Измерить, наложить  одну  фигуру  на  другую)

-  Из скольких  частей  состоит  ваш  квадрат?

-  Если  мы  этот  квадрат  разделим  на  равные  части,  то  как  называется  каждая   часть?( половина)  -  А  эта  часть?  (половина)

-  Если  я  соберу,  то  получится  целая.

-  На  сколько  частей    разделили  квадрат?  (  На  две  части)

- Значит,  я  взяла ½ часть квадрата,  потому  что  делила  на  2  части.

-  Каждая   часть  называется?  ( ½ и ½)

- Если  я  составляю  две  части  вместе,  то  получаю  целое  число.

-  Как получаются дроби?   (Целое делится  на  равные  части.)

   Дробь  – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух   натуральных чисел, разделенных линией. ( слайд 6) ( ребёнок  читает  вслех)

http://festival.1september.ru/articles/104561/img5.gif, где – m числитель, а n – знаменатель.

- При  чтении называют  сначала    число, которое  стоит над  линей, а  затем  число,  которое  стоит  под  линей. Например: 3/5, 8/70.

- Кто  знает  как  правильно  прочесть  дробь?

- Давайте  потренируемся  читать  дроби:  ½,  3/5,  5/8.

2) Чтение дробей:

(на  доске  записаны  дроби)        

2/9,
4/5,
7/10,
11/24,
9/542,
37/9000.

3) Запись  дробей.

- Отступили 2 клетки в  тетради. Кто  может  показать  запись  дроби  на  доске?

-Определи, на сколько равных частей поделена каждая окружность? Запиши какая часть каждого рисунка закрашена.  (слайд 7)

сканирование2.jpg

сканирование1.jpg

- Для  этого  нужно  посчитать на сколько равных  частей разделен  круг  и  записать  это   число  в знаменатель ( под  линеей), потом  посчитать  сколько  частей  закрашено  одним  цветом и  записать это  число  в числитель ( над  линеей) Вот  у  вас  и получилась  дробь. Проделайте  тоже  самое  с  осталаными фигурами. Записывая  в  левый  столбик какую  часть составляет оранжевая  часть, а в правый – белая.

-Представьте, что к нам пришли гости, а у нас 1 торт. Как быть? Надо гостей  не  обидеть и  разделить  его  поровну  на  всех.  Возьмите на столе модель “торта” (круг  и  квадрат).

Учитель показывает, дети повторяют.

К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Взяли  в  руки  линейки  и  карандаши  и  разделили  ваши  торты на части. Доли получили, а как это записать? ( слайд 8)

- Какая  часть  достанется  хозяину  дома,  когда  торт  делили на 4 части? ( ¼)  

- Кто  может  записать  эту  дробь  на  доске?  (слайд 9)

- А какая  часть  достанется  гостям? ( 3/4)

- Какая  часть  достанется  хозяину  дома,  когда  торт  делили на 8 частей? ( 1/8)

- А  какая  часть  достанется  гостям? ( 7/8) ( слайды 10- 13)

V.  ФИЗМИНУТКА.

4)  Решение  задачи.  (слайд 14)

Решите задачу:

На  огороде, длина  которого 12 м, а  ширина 8 м, Кролик  посадил морковку, она  заняла  1/6  часть  всей  площади. Какую площадь  заняла  морковь?

- Пожалуйста,  прочитайте  задачу  про себя.

- Кто  может  прочитать  задачу  вслух?  ( чтение  ребёнком  задачи)

- Кто  может повторить  задачу, не подсматривая?

-Выделите  условие задачи.

- Для  того,  чтобы  понять  задачу, её  надо  смоделировать. При  помощи   какой  геометрической  фигуры, вы  можете  изобразить огород в тетради? ( в виде – прямоугольника)

- Нарисуйте,  прямоугольник со  сторонами 6 см и 4см. ( дети  рисуют)

- Разделите его  на 6 равных  частей,  сколько частей  занимает  морковь?

-Покажите  это  на  вашем  рисунке, заштрихуйте  эту  часть.

- Что  нам  нужно  узнать  в  вопросе  задачи?  (какую площадь  занимает морковь)

- Можно  ли  сразу  ответить  на  вопрос задачи? Почему? ( слайд 15)

-Что нужно  знать  для  того, чтобы  ответить  на  главный  вопрос  задачи? ( 2  данных)

- Какие  это  данные?  ( площадь всего  огорода  и  какую  часть  составляет площадь  участка  засеянная морковкой) (слайд 16)

- Какие  данные  нам  известны?  ( нам известна, что  морковь  занимает  1/6 часть)

- А, что  нам  неизвестно?   (площадь)

- Можем ли мы  сразу ответить  на  этот  вопрос? (слайд 17)

- Что  нужно  знать,  чтобы  найти   площадь  всего  участка? ( длину  и  ширину)

- Какие  из  этих  данных  мы  знаем? (а и в) (слайд 18)

- Каковы  они? ( а = 12 м, в =8 м.) ( слайд 19)

- Что  мы  узнаем  1 действием  задачи? ( 1) мы  узнаем  площадь  всего  участка)

- Каким  действием?  (умножением)

- Почему?  (потому  что S = a x b)

- Что  мы  узнаем  2 действием  задачи?  (какая  площадь  засеяна морковью)

- Каким  действием?  (делением)

- Запишите  решение  задачи.

- Проверяем: ( слайд  20)

                       1) 12х 8 = 96 (м. кв.) – площадь огорода.

                       2) 96 : 6 = 16 ( м. кв.) – площадь под морковью.

Ответ:  16 м. кв. площадь  огорода  занятая  морковью.

- Подумайте и скажите, по- хозяйски  поступит  Кролик, если он оставит остальную  часть  огорода  ни чем не засеянной?

- Как  вы  думаете, а  что  Кролик   любит  кроме  моркови? (капусту) ( слайд 21)

- На  огороде, длина  которого 12 м, а  ширина 8 м, Кролик  посадил морковку, она  заняла  1/8  часть  всей  площади, а  на оставшейся  площади он  посадил  капусту. Какую  площадь  заняла  капуста?

- Посмотрите 2 задачу, чем  она  отличается  от  предыдущей  задачи? (  изменились  условие  и  вопрос задачи)

-Что  изменилось  в  условии?  (  вместо 1/6  стала  1/8)

- Составьте  мне  из  ТИКО  модель  этого  поля.

- Сколько  равных  частей  вы  должны  взять? (8)

-Покажите  часть, которая  засеяна  морковью? (дети  показывают)

- Покажите  часть, которая  засеяна  капустой?  (показывают)

-Решите данную  задачу самостоятельно  и запишите  решение в тетрадь.

( 1 ученик  идёт  и записывает  решение  на  доске)

- Проверим  решение.

-Давайте   вернёмся к модели,  которую  мы  делали  к  условию  нашей  задачи  и  сравним  две  дроби 1/8  и 7/8.  Какая  часть   больше?

6) Сравнение дробей.

 ( работа с ТИКО)

1 вариант: возьмите 4/7 часть;

2 вариант: возьмите 3/7 часть;

– У кого больше? Что мы видим?

- Как это  можно  понять?  (наложением)

-Как  ещё можно  доказать?

Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели

Вывод : чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь. (слайд 22)

-Сравните дроби на доске

4/9 > 2/9;
7/16 > 3/16;
9/2 1< 18/21;
13/28 < 20/28;

2/6 < 3/6
6/10 < 7/10;
8/50 < 28/50;
30/40 > 5/40.

Дополнительное  задание:

- Напомните  мне, что  надо  делать, чтобы  найти  часть числа  от  целого? (делить  число  на  части)

Найдите: 1/10 ч.    1/5 см    5/12 года     1/3 суток,    4/100кг.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали?
– Что понравилось  на  уроке?
– Теперь оцените свою работу.                                                                                                               – Соберите  квадрат  из  4 частей.

- Покажите,  как  вы  поняли  новый  материал?

- Если вы сегодня все поняли, связанное с  дробями, то  соберите квадрат  одного  цвета, если остались небольшие неясности - то 1/4 часть  возьмите другого  цвета,
если многое не поняли.- то 2/4 части  возьмите другого  цвета.

 VII. Домашнее задание.

- Придумайте  похожую  задачу, в  которой  нужно  будет  найти  часть  какого- то числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Разработка урока математики во 2 классе по теме: "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" (учебник Л.Г. Петерсон "Математика 2 класс")

Урок - сказка поможет активизировать обучающихся, сделать изучение сложного матеиала доступным и интересным. Дети в игровой форме закрепят умение складывать и вычитать трёхзначные числа....

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

План - конспект урока Разработка урока математики (2 класс УМК ПНШ) "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними".

План - конспект урока математики (2 класс УМК ПНШ) по теме "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними". Этот материал поможет на...

Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"

Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"...

Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...

Методическая разработка урока математики в 1 дополнительном классе «Путешествие в страну Математика» для детей с ОВЗ (умственная отсталость)

закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года.Обучающие задачи:- закрепить знания детей о геометрических фигурах;- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 6;- продол...