Разработка урока математики по теме "Дроби"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Разработка открытого урока по теме "Дроби" для учащихся 4 класса по программе "Школа России" с использованием конструктора ТИКО -геометрия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 415.17 КБ |
Конспект урока | 169.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устный счёт: 6300 : 100 : 7 720 : 90 x 10 12000 : 4000 х 7 16 х 100 : 10 90 х 30 : 100
720 : 6300 : 100 : 7 = 9 90 x 10 = 80 12000 : 4000 х 7 = 21 16 х 100 : 10 = 160 90 х 30 : 100 = 27 Устный счёт : 9 80 21 160 27 Д Б Р И О
Тема урока: «Д Р О Б И»
Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных линией. m – числитель n - знаменатель
Прочитайте дроби:
Определи, на сколько равных частей поделена каждая окружность? Запиши какая часть каждого рисунка закрашена.
1 4
3 4
1 8
7 8
Задача: На огороде длина, которого 12 м, а ширина 8 м Кролик посадил морковку. Она заняла 1/6 часть всей площади. К акую площадь занимает морковь?
?
S ?
S -? 1 6 ?
a b S -? 1 6 ?
12 8 S 1 6 ?
Задача 1) 12 х 8 = 96 ( ) – S огорода. 2) 96 : 6 = 16 ( ) Ответ: 16 площадь огорода занятая морковью.
Задача 2: На огороде длина, которого 12 м, а ширина 8 м Кролик посадил морковку. Она заняла 1/8 часть всей площади, а на оставшейся площади он посадил капусту. К акую площадь занимает капуста ? Задача 1 : На огороде длина, которого 12 м, а ширина 8 м Кролик посадил морковку. Она заняла 1/6 часть всей площади. К акую площадь занимает морковь?
Сравнивая две дроби с одинаковым знаменателем заметили: Чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь. если
Сравните дроби:
Проверь себя:
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Урок математики в 4 классе по теме: «Дроби»
Цели:
- воспитание чувства ответственности, аккуратности, самостоятельности, саморегуляции, наблюдательности;
- развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи;
- формирование понятия – дроби, отработка навыка решения задач на нахождения части от целого, отработка математических навыков вычисления;
Оборудование: на каждом столе набор « ТИКО».
Раздаточный материал:
- Карточки с индивидуальным заданием .
Решите задачу: На огороде, длина которого 12 м, а ширина 8 м, Кролик посадил морковку, она заняла 1/6 часть всей площади. Какую площадь заняла морковь? |
- Карточки с заданием на сравнение дробей.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети! К нам на урок пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Улыбнитесь друг другу, ребята. Пожелайте друг другу удачи. Садитесь. Начинаем урок.
II. Сообщение темы урока
- Тема нашего урока… Потерялась! Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (слайд 2).
III. Математический диктант
Д 6300 : 100 : 7 = (9);
Р 12000 : 4000 х 7 = (21);
Б 720 : 90 x 10 = (80);
О 90 x 30 : 100 = (27);
И 16 x 100 : 10 = (160).
( не включать слайд пока не названы числа в порядке возростания)
На доске появляется название темы: "Дроби".( слайд5)
IV. Формирование знаний, умений и навыков.
1) Деление на доли.
- Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Перед вами на столе наборы «ТИКО». Возьмите 2 одинаковые геометрические фигуры и соберите из них квадрат.
- Возьмите целый такой же квадрат.
- Что можете сказать об этих квадратах? ( У них одинаковая площадь).
- Как вы можете это доказать? ( Измерить, наложить одну фигуру на другую)
- Из скольких частей состоит ваш квадрат?
- Если мы этот квадрат разделим на равные части, то как называется каждая часть?( половина) - А эта часть? (половина)
- Если я соберу, то получится целая.
- На сколько частей разделили квадрат? ( На две части)
- Значит, я взяла ½ часть квадрата, потому что делила на 2 части.
- Каждая часть называется? ( ½ и ½)
- Если я составляю две части вместе, то получаю целое число.
- Как получаются дроби? (Целое делится на равные части.)
Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных линией. ( слайд 6) ( ребёнок читает вслех)
, где – m числитель, а n – знаменатель.
- При чтении называют сначала число, которое стоит над линей, а затем число, которое стоит под линей. Например: 3/5, 8/70.
- Кто знает как правильно прочесть дробь?
- Давайте потренируемся читать дроби: ½, 3/5, 5/8.
2) Чтение дробей:
(на доске записаны дроби)
2/9,
4/5,
7/10,
11/24,
9/542,
37/9000.
3) Запись дробей.
- Отступили 2 клетки в тетради. Кто может показать запись дроби на доске?
-Определи, на сколько равных частей поделена каждая окружность? Запиши какая часть каждого рисунка закрашена. (слайд 7)
- Для этого нужно посчитать на сколько равных частей разделен круг и записать это число в знаменатель ( под линеей), потом посчитать сколько частей закрашено одним цветом и записать это число в числитель ( над линеей) Вот у вас и получилась дробь. Проделайте тоже самое с осталаными фигурами. Записывая в левый столбик какую часть составляет оранжевая часть, а в правый – белая.
-Представьте, что к нам пришли гости, а у нас 1 торт. Как быть? Надо гостей не обидеть и разделить его поровну на всех. Возьмите на столе модель “торта” (круг и квадрат).
Учитель показывает, дети повторяют.
К I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Взяли в руки линейки и карандаши и разделили ваши торты на части. Доли получили, а как это записать? ( слайд 8)
- Какая часть достанется хозяину дома, когда торт делили на 4 части? ( ¼)
- Кто может записать эту дробь на доске? (слайд 9)
- А какая часть достанется гостям? ( 3/4)
- Какая часть достанется хозяину дома, когда торт делили на 8 частей? ( 1/8)
- А какая часть достанется гостям? ( 7/8) ( слайды 10- 13)
V. ФИЗМИНУТКА.
4) Решение задачи. (слайд 14)
Решите задачу:
На огороде, длина которого 12 м, а ширина 8 м, Кролик посадил морковку, она заняла 1/6 часть всей площади. Какую площадь заняла морковь?
- Пожалуйста, прочитайте задачу про себя.
- Кто может прочитать задачу вслух? ( чтение ребёнком задачи)
- Кто может повторить задачу, не подсматривая?
-Выделите условие задачи.
- Для того, чтобы понять задачу, её надо смоделировать. При помощи какой геометрической фигуры, вы можете изобразить огород в тетради? ( в виде – прямоугольника)
- Нарисуйте, прямоугольник со сторонами 6 см и 4см. ( дети рисуют)
- Разделите его на 6 равных частей, сколько частей занимает морковь?
-Покажите это на вашем рисунке, заштрихуйте эту часть.
- Что нам нужно узнать в вопросе задачи? (какую площадь занимает морковь)
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? ( слайд 15)
-Что нужно знать для того, чтобы ответить на главный вопрос задачи? ( 2 данных)
- Какие это данные? ( площадь всего огорода и какую часть составляет площадь участка засеянная морковкой) (слайд 16)
- Какие данные нам известны? ( нам известна, что морковь занимает 1/6 часть)
- А, что нам неизвестно? (площадь)
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (слайд 17)
- Что нужно знать, чтобы найти площадь всего участка? ( длину и ширину)
- Какие из этих данных мы знаем? (а и в) (слайд 18)
- Каковы они? ( а = 12 м, в =8 м.) ( слайд 19)
- Что мы узнаем 1 действием задачи? ( 1) мы узнаем площадь всего участка)
- Каким действием? (умножением)
- Почему? (потому что S = a x b)
- Что мы узнаем 2 действием задачи? (какая площадь засеяна морковью)
- Каким действием? (делением)
- Запишите решение задачи.
- Проверяем: ( слайд 20)
1) 12х 8 = 96 (м. кв.) – площадь огорода.
2) 96 : 6 = 16 ( м. кв.) – площадь под морковью.
Ответ: 16 м. кв. площадь огорода занятая морковью.
- Подумайте и скажите, по- хозяйски поступит Кролик, если он оставит остальную часть огорода ни чем не засеянной?
- Как вы думаете, а что Кролик любит кроме моркови? (капусту) ( слайд 21)
- На огороде, длина которого 12 м, а ширина 8 м, Кролик посадил морковку, она заняла 1/8 часть всей площади, а на оставшейся площади он посадил капусту. Какую площадь заняла капуста?
- Посмотрите 2 задачу, чем она отличается от предыдущей задачи? ( изменились условие и вопрос задачи)
-Что изменилось в условии? ( вместо 1/6 стала 1/8)
- Составьте мне из ТИКО модель этого поля.
- Сколько равных частей вы должны взять? (8)
-Покажите часть, которая засеяна морковью? (дети показывают)
- Покажите часть, которая засеяна капустой? (показывают)
-Решите данную задачу самостоятельно и запишите решение в тетрадь.
( 1 ученик идёт и записывает решение на доске)
- Проверим решение.
-Давайте вернёмся к модели, которую мы делали к условию нашей задачи и сравним две дроби 1/8 и 7/8. Какая часть больше?
6) Сравнение дробей.
( работа с ТИКО)
1 вариант: возьмите 4/7 часть;
2 вариант: возьмите 3/7 часть;
– У кого больше? Что мы видим?
- Как это можно понять? (наложением)
-Как ещё можно доказать?
Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели
Вывод : чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь. (слайд 22)
-Сравните дроби на доске
4/9 > 2/9; | 2/6 < 3/6 |
Дополнительное задание:
- Напомните мне, что надо делать, чтобы найти часть числа от целого? (делить число на части)
Найдите: 1/10 ч. 1/5 см 5/12 года 1/3 суток, 4/100кг.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Что понравилось на уроке?
– Теперь оцените свою работу. – Соберите квадрат из 4 частей.
- Покажите, как вы поняли новый материал?
- Если вы сегодня все поняли, связанное с дробями, то соберите квадрат одного цвета, если остались небольшие неясности - то 1/4 часть возьмите другого цвета,
если многое не поняли.- то 2/4 части возьмите другого цвета.
VII. Домашнее задание.
- Придумайте похожую задачу, в которой нужно будет найти часть какого- то числа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Разработка урока математики во 2 классе по теме: "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" (учебник Л.Г. Петерсон "Математика 2 класс")
Урок - сказка поможет активизировать обучающихся, сделать изучение сложного матеиала доступным и интересным. Дети в игровой форме закрепят умение складывать и вычитать трёхзначные числа....
Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".
Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....
План - конспект урока Разработка урока математики (2 класс УМК ПНШ) "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними".
План - конспект урока математики (2 класс УМК ПНШ) по теме "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними". Этот материал поможет на...
Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"
Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"...
Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...
Методическая разработка урока математики в 1 дополнительном классе «Путешествие в страну Математика» для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года.Обучающие задачи:- закрепить знания детей о геометрических фигурах;- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 6;- продол...