Рабочая программа по математике для учащихся 1 класса школ VIIвида
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Рабочая программа по математике предназначена для преподавателей 1 класса коррекционных школ VII вида. Планирование составлено на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII - VIII вида (I вариант).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx70.24 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

Учебный план составлен на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII - VIII вида (I вариант),  утвержденного приказом  Министерством образования Российской Федерации от 10.04.2002.

 № 29/2065-п., согласно постановления  Главного  государственного санитарного врача  РФ от 29.12.2010 N 189  "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", Федерального Закона об образовании в Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 г.

Пояснительная записка

Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на  четыре года обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении математике.

Содержание программы составляют:

  • изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
  • ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;
  • формирование практических умений — измерительных, графических;
  • формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных математических знаний,  умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов  умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.

Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера - для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр. Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:
• восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации     предметно-практической деятельности;

  • специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
  • обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
  • формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыком,
  • активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
  • активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
  • воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
  • развитие навыков самоконтроля, формирование нами ков учебной деятельности.

Первоначальной задачей обучения математике является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами, что даст им возможность лучше усвоить основные математические понятия и отношения. В программу 1 класса введен пропедевтический период, все обучение  в котором носит наглядно-действенный характер. Это означает, что все математические понятия ученик усваивает в процессе наблюдений за действиями учителя, а также посредством собственных самостоятельных упражнений с различными реальными предметами, геометрическими фигурами и другим дидактическим счетным материалом.

Все свои практические действия учащиеся обязательно должны сопровождать словесным отчетом о том, что и как они делают, каков результат; при этом происходит сознательное усвоение ими соответствующей математической терминологии. Аналогичная практическая подготовка необходима и при изучении всех, особенно трудных, разделом программы курса начальной математики. Важно не просто довести до автоматизма навыки вычислений, а обеспечить уровень общего и математического развития учащихся.

Все задания должны развивать познавательную активность учеников. Поэтому необходимо использовать сравнение, сопоставление, противопоставление связанных между собой понятий, действий, задач, предъявляя вопросы и задания типа: «Объясни», «Докажи», «Сравни», «Сделай вывод», «Найди закономерность», «Отгадай правило» и т.п.

Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел: десяток сотня тысяча — многозначные числа. Наряду с расширением числового диапазона углубляются, систематизируются, обобщаются знания детей о натуральном ряде, приобретенные ими на более ранних

этапах обучения. Важно уяснение учениками взаимосвязи и  взаимообратности арифметических действий — сложения и вычитания, умножения и деления. Относительно  каждого действия рассматривается круг задач, в которых это действие находит применение.

При изучении нумерации, начиная с чисел первого десятка, важно добиться, чтобы все учащиеся научились уверенно вести счет не только в прямом, но и в обратном порядке. а также начиная с любого числа числового ряда и заканчивая заданным числом. Для этого они должны понять общий принцип построения числового ряда, т.е. что каждое число можно получить путем прибавления единицы к предыдущему числу или вычитания единицы из числа, следующего при счете за данным. В помощь детям, которые плохо запоминают последовательность числительных, дается зрительная и тактильная опора. При этом развернутые внешние действия постепенно заменяются сокращенными, свёрнутыми, а затем становятся автоматизированными.

При решении арифметических задач дети учатся прежде всего анализировать условие задачи, выделять известное и неизвестное, устанавливать между ними связь, иллюстрировать рисунком или чертежом, записывать задачу кратко. Важно, чтобы учащиеся умели объяснить, что обозначают каждое число и знаки отношений. При формулировке  ответа следует учить детей опираться на вопрос задачи, а также обосновывать выбор того или иного арифметического действия. Таким образом они постепенно овладевают общими приемами работы над задачей, что помогает коррекции их мышления и речи.

Учитывая индивидуальные возможности учащихся, следует предусмотреть задания различной степени трудности. Одним детям потребуются увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим — дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению. Эффективно применение графических опор, схем, памяток-инструкций для лучшего запоминания алгоритма рассуждений при решении задач, уравнений, при отработке приемов вычислений. Поэтому в процессе обучения требуется применять дифференцированный подход к детям.

В зависимости от задач каждого конкретного урока математики учитель может подбирать самые разные методы преподнесения материала. Но в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, предпочтение следует отдавать коррекционным методам, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся, их мышления и речи.

ПРОГРАММА

1 КЛАСС        

(132 ч, 4 ч в неделю)

(Распределение часов по темам ориентировочное.)

Пропедевтический период (18 ч)

Выявление знаний детей по математике

Умение считать по порядку по 1, соотнесение числа и количества, обозначение числом соответствующего количества, понимание отношений «больше», «меньше», «столько же». Знание цифр, соотнесение цифры, числа и количества. Знание геометрических фигур. Простейшие счетные операции (на наглядном материале). Умение ориентироваться в пространстве, в тетради. Графические умения.

Уточнение признаков предметов, пространственных и временных представлений

Признаки предметов: цвет, форма, размер. Сравнения предметов. Соотношение одинаковые — разные на основе сравнения предметов.

Пространственные представления: вверху — внизу, слева — справа, здесь — там, спереди — сзади, посередине, за — перед, между.

Временные представления: сегодня, завтра, вчера. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Их последовательность.

Размер предметов

Сходство и различие предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными признаками размера. Сравнение предметов по одному и двум признакам размера. Усвоение терминологии: большой—маленький, больше—меньше, одинаковые по размеру; высокий—низкий, выше—ниже, одинаковые по высоте; длинный—короткий, длиннее—короче, одинаковые по длине; толстый—тонкий, толще—тоньше, одинаковые по толщине.

Способы сравнения: приложение, наложение. Понимание сходства и различия предметов по размеру. Умение правильно использовать термины для обозначения размера предметов при их сравнении. Составление групп предметов с заданными свойствами.

Действия с группами предметов

Соотношение «одинаковые  - разные». Составление групп  предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку или различных по другим признакам. Понятия «каждый», «все», «кроме», «остальные»; «много—мало», «несколько», пара»; «столько же», «одинаково», «поровну»; «больше— меньше» (уравнивание групп предметов). Геометрические фигуры: «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».

Количество и счет

Счет предметов в прямом и обратном порядке, называние  итога. Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении. Понимание независимости результата счета от размера, цвета, формы, от расстояния между предметами и направления счета. Счет предметов с опорой на различные анализаторы: слух, осязание, счет движений, присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: Сколько всего? Сколько осталось?

Соотнесение числа с количеством предметов. Знакомство  с цифрами. Соотнесение цифры, числа и количества.

Счет предметов до 10. Воспроизведение ряда чисел, начиная с любого числа. Порядковый счет предметов до 10, умение правильно ответить на вопрос: Который по счету?

Графические упражнения, подготавливающие к письму цифр: соединение точек по клеткам, обводка и штриховка, рисование, дорисовывание, раскрашивание, зрительные и слуховые диктанты, письмо элементов цифр.

Основные знания и умения учащихся к концу пропедевтического периода

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
  • считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету?
  • сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
  • ориентироваться на странице ученика, тетради, ал ма (различать верх, низ, левую и правую часть и т.п.)
  • понимать выражения: за, перед, посередине, между, раньше, позже.

Десяток   (30 ч)

Названия, последовательность и обозначение чисел о до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом обратном порядке, начиная с любого числа. Получение каждого последующего числа присчитыванием единицы к предыдущему числу, а каждого предыдущего числа — отсчитывай и единицы от последующего. Называние соседних чисел к названному числу, предыдущего и последующего числа; понимание выражений: «до», «после», «перед», «между».

Соотнесение цифры, числа и количества. Сравнение чисел (равные, больше—меньше на несколько единиц). Знаки >, <, =. Число 0 и его обозначение.

Счет предметов по порядку. Название и последовательность первых десяти порядковых числительных. Определение порядкового места предмета. Нахождение предмета занимаемому порядковому месту.

Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц или двух меньших чисел. Умение иллюстрировать различных случаи состава чисел на наглядных пособиях.

Точка и отрезок. Их изображение. Длина отрезка. Единицы длины — сантиметр, дециметр. Измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины. Расстояние.

Сложение и вычитание в пределах 10    (53 ч)

Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания, как подготовка к арифметическим действиям.

      Связь сложения и вычитания.

Прибавление к однозначному числу чисел 0,1,2,3, 4, 5 Вычитание чисел 0,1, 2,3, 4, 5.

Знакомство с задачей. Составление задач на основе наблюдений и действий с предметами. Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Второй десяток   (24 ч)

Названия и обозначение чисел от 11 до 20. Практические упражнения в образовании чисел второго десятка. Счет предметов по одному до 20 в прямом и обратном порядке, от мнимого числа до заданного. Соотнесение числа и количества. Счет группами.

Порядковый счет до 20. Запись и сравнение чисел. Десятичный состав чисел. Сравнение однозначных и двузначных чисел.

Случаи сложения и вычитания, основанные на знании последовательности чисел в числовом ряду: 15 + 1,15-1 и на основе десятичного состава числа: 15 - 5,15-10, 5 +10,10 + 5.

Разностное сравнение чисел. Решение задач на разностное сравнение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
  • названия и последовательность чисел от 0 до 20;

•        названия и обозначения действий сложения и вычитания. Учащиеся должны уметь:

  • считать предметы в пределах 20; читать и записывать числа от 0 до 20;
  • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20, основанные на знании последовательности чисел и десятичного состава;
  • решать простые задачи с помощью сложения и вычитания;
  • измерять с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах; строить отрезок заданной длины;
  • распознавать простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, отрезок.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю.

Преобладающая форма учебных занятий – урок.

Формы контроля: проверочные работы (тесты, математические диктанты).

В конце года проводится административная  контрольная работа.

           

Технические средства обучения   Классная доска , сенсорная доска Smart Bord

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   ПО   МАТЕМАТИКЕ  

132ч ( 4 часа в нед)

урока

Тема урока

 Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Вид контроля

Словарь

Дом.зад

дата

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. ( 18 ч.)

1

Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов

1

Урок-экскурсия

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.)

Уметь сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер). Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа)

Текущий

2,3

Счёт предметов (с использованием количественного и порядкового числительных)

2

Комбинированный 

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.)

Уметь сравнивать две группы предметов с помощью установления взаимно однозначного соответствия, то есть путём образования пар

Текущий

Порядковые числительные

4

Пространственные представления «вверх», «вниз»

1

Урок-путе-шествие

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше -ниже, слева - справа

Уметь вести счёт предметов (звуков, движений, слов)

Фронтальный

Пространственные представления

5

Пространственные представления «вверх», «вниз»

1

Урок-путе-шествие

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше -ниже, слева - справа

Уметь вести счёт предметов (звуков, движений, слов)

Фронтальный

Пространственные представления

6

Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

1

Комбинированный

Взаимное расположение предметов в пространстве

Знать, как пользоваться порядковыми числительными

Текущий

потом

раньше

5

Отношения «столько же», «больше», «меньше»

1

Комбинированный

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же

Уметь воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения

Текущий

Количественные числительные

7

Пространственные представления «налево», «направо»

1

Урок-игра

Направления движения: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо

Уметь вести счёт предметов (звуков, движений, слов)

Индивидуальный

Направление

Налево

направо

8

Порядковые отношения «стоять перед», «следовать за», «находиться между»

1

Урок-экскурсия

Установление пространственных отношений с помощью сравнения:спереди - сзади, перед, после, между и др.

Уметь ориентироваться в окружающем пространстве

Индивидуальный

Следующий

между

9,10, 11

Сравнение групп

предметов.

На сколько больше?

На сколько меньше?

3

Комбинированный Комбинированный

Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на...», «меньше на ...». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же

Уметь сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности

Текущий

Больше

меньше

12, 13, 14

Уравнивание предметов и групп предметов

3

Комбинированный

Уравнивание предметов. Сравнение групп предметов

 Уметь уравнивать кол-во предметов

Фронтальный опрос

Равны

Одинаковое кол-во

15, 16,

17, 18

Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»

4

Комбинированный

Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на...», «меньше на ...». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же.

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: спереди - сзади, перед, после, между и др.

Уметь использовать знания в практической деятельности для сравнения и уравнивания предметов

Текущий

Налево

Направо

Одинаковое кол-во

Числа от 1 до 10 и число 0.Нумерация (30ч.)

19

Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1

1

Комбинированный

Название и запись цифрой натурального числа 1

Уметь воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и в обратном порядке, начиная с любого числа

Текущий

Много

один

20

Числа 1, 2. Цифра 2. Письмо цифры 2

1

Комбинированный

Название и запись цифрой натурального числа 2

Знать, какое место занимает каждое из десяти чисел в этой последовательности (последующие, предыдущие числа, между какими числами находится)

Текущий

Два

Двое

две

21

Числа 1, 2, 3. Цифра 3. Письмо цифры 3

1

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до З

Знать место числа 3 в числовом ряду

Текущий

Трое

третий

22

Знаки: +, -, =.

Числа 1, 2, 3.

1

Урок-путе-шествие

Знаки: +(плюс), - (минус), =(равно)

Уметь пользоваться математической терминологией

Текущий

Равно

равенство

23

Число 4. Письмо цифры 4

1

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 4

Уметь различать линии (прямую, кривую, ломаную), распознавать и правильно называть многоугольники, измерять отрезки и выражать длину в сантиметрах

Текущий

лишний

24

Отношения «длиннее», «короче» «одинаковые по длине»

1

Комбинированный

Сравнение предметов по размерам (длиннее - короче)

Уметь сравнивать длины отрезков на глаз

Текущий

Отрезок

25

Число 5. Письмо цифры 5

1

Урок-игра

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 5

Уметь сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки

Текущий

Мерка

длинная

26

Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых

1

Комбинированный

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу

Знать состав числа 5 из двух слагаемых. Сравнивать любые два числа, от 1 до 5

Самостоятельная работа (10 мин)

равенство

27

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок

1

Урок-экскурсия

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой ,кривой, отрезка

Знать понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок».

Уметь находить на чертеже геометрические фигуры

Текущий

Кривая линия

28

Ломаная линия. Звено ломаной, вершины

1

Комбинированный

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка

Знать понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок».

Уметь находить на чертеже геометрические фигуры

Текущий

Звено

вершина

29

Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых

1

Комбинированный

Последовательность натуральных чисел от 2 до 5

Знать правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел

Текущий

Состав числа

30

Знаки: < (больше), > (меньше), = (равно)

1

Комбинированный

Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: > (больше), < (меньше), = (равно)

Уметь сравнивать числа первого десятка

Текущий

больше, меньше, равно

31

«Равенство», «неравенство»

1

Комбинированный

Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: > (больше), < (меньше), = (равно)

Уметь сравнивать выражения

Текущий

неравенство

32

Многоугольники

1

Комбинированный

Распознавание геометрических фигур: многоугольники

Знать все случаи образования чисел первого пятка в результате сложения двух чисел; все случаи состава чисел 3-5 из двух слагаемых, а по отношению к числам 6-10 знать, что каждое из них может быть получено не только прибавлением (вычитанием) 1, но и другим способом

Текущий

Стороны

вершины

33

Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 5. Состав чисел 2-5»

1

Комбинированный

Последовательность натуральных чисел от 2 до 5

Самостоят. работа

Фигура

Четырёхугольник

34

Числа 6, 7. Письмо цифры 6

1

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Расположение предметов по порядку: установление

Текущий

квадрат

35

Числа 1,2, 3,4, 5, 6, 7. Письмо цифры 7

1

Комбинированный

первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют)

Уметь записать в виде примера (с использованием знаков +, -, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их; определить время по часам

Текущий

порядок

36

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Письмо цифр 6, 7

1

Комбинированный

Последовательность натуральных чисел от 1 до 7

Знать состав изученных чисел

Индивидуальный

следующий

37

Числа 8, 9. Письмо цифры 8

1

Урок-экскурсия

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8

Знать состав чисел 8 и 9

Текущий

меньше

38

Числа 1, 2, 3, 4, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Письмо цифры 9

1

Комбинированный

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9

Знать случаи образования изученных чисел

Текущий

прибавить

39

Число 10. Запись числа 10

1

Комбинированный

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

Знать правило образования числа 10, случаи состава числа 10

Текущий

вычесть

40

Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10 и число 0»

1

Урок-игра

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10

Уметь сравнивать число первого десятка. Знать состав чисел от 2 до 10

Текущий

равенство

41

Сантиметр - единица измерения длины

1

Комбинированный

Единицы измерения длины: сантиметр. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу.

Знать единицу длины, правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1

Текущий

Сантиметр. отрезок

41

Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки

1

Комбинированный

Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте

Уметь записывать в виде примера (с использованием знаков +, -, =) случаи образования чисел, читать такие примеры, решать их

Текущий

Увеличить, Уменьшить

42

Число 0. Цифра 0

1

Урок-сказка

Сложение и вычитание с числом 0

Знать место числа 0 в числовом ряду

Текущий

ноль

43

Сложение с нулём. Вычитание нуля

1

Комбинированный

Счет предметов

Уметь решать примеры с числом 0

Текущий

Сложениевычитание

44

Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0»

1

Комбинированный

Сравнение предметов по разным признакам

Знать правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1

Текущий

Сантиметр. отрезок

45, 46, 47, 48

Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0»

4

Комбинированный

Сравнение предметов по разным признакам Счет предметов. Запись чисел первого десятка

Знать правило образования чисел первого десятка: прибавлением 1 ,состав чисел первого десятка. Сравнивать числа первого десятка

Текущий

Самост работа

сравнить

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (  53  ч)

49, 50

Прибавить и вычесть число 1

2

Комбинированный

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу

Уметь применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

сложение

51

Прибавить и вычесть число 2

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Уметь пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус»

Текущий

вычитание

52

Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей

1

Комбинированный

Название компонентов и результата сложения

Уметь пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма»

Текущий

Слагаемые. Сумма.

53

Задача (условие, вопрос)

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом

Иметь представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ)

Текущий

условие, вопрос

54

Составление и решение задач на сложение и вычитание по одному рисунку

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос

Текущий

условие, вопрос

55

Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

Сложение сумма

56

Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2»

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

вычитание

57

Присчитывание и

отсчитывание по 2

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь прибавлять и вычитать число 2

Текущий

прибавлять и вычитать

58, 59

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметом)

2

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Счёт предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на», «меньше на»

Уметь пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма»

Текущий

Больше на

Меньше на

60

Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Уметь прибавлять и вычитать число 3 по частям

Текущий

Плюс

минус

61, 62

Закрепление по теме «прибавить и вычесть число 3». Решение текстовых задач

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Решение задач арифметическим способом

Знать состав числа чисел от 3 до 10.

Уметь выполнять вычисления вида

… +, -  3

Текущий

Условие

Решение

ответ

63

Прибавить и вычесть число 3. составление и заучивание таблиц

1

Комбинированный

Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначных чисел

Уметь прибавлять и вычитать число 3

Текущий

сумма

64

Сложение и соответствующие случаи состава чисел

1

Комбинированный

Последовательность натуральных чисел от 2 до 10. название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Уметь представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Текущий

слагаемое

65

Решение текстовых задач

1

Комбинированный

Решение задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами  

Знать математические термины: «задача», «условие», «решение», «вопрос», «ответ»

Текущий

задача, условие решение вопрос, ответ

66

Прибавить и вычесть число 1, 2, 3. Решение задач

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом

Знать таблицу сложения и вычитания числа 3

Текущий

Сложение

вычитание

67

Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3»

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных чисел

Знать таблицу сложения и вычитания числа 3

Текущий

Сложение

вычитание

68

Решение задач изученных видов

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Самостоятельная работа (10 мин)

задача, условие решение

69

Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь применять навыки прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

Сколько всего

70

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. «Увеличить на». «Уменьшить на»

Уметь представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Текущий

Больше на

Меньше на

71

Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений  

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Уметь представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Текущий

Сложение

вычитание

72

Решение задач и выражений

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Уметь правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос  

Тест (7 мин)

задача, условие решение

вопрос

73

Задачи на разностное сравнение чисел

1

Комбинированный

Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий

На сколько больше

74

Сравнение чисел.

Решение задач на сравнение

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь сравнивать числа

Текущий

меньше

75

Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Таблица сложения однозначных чисел

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий

отрезок

76

Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом. Таблица сложения однозначных чисел

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий

квадрат

77

Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3, 4.

Решение задач

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами

Знать таблицу сложения однозначных чисел.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Самостоятельная работа (15 мин)

Слагаемое

сумма

78

Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9

1

Комбинированный

Переместительное свойство сложения. Группировка слагаемых

Уметь пользоваться переместительным свойством сложения

Текущий

сумма

79

Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9

1

Комбинированный

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Уметь пользоваться математической терминологией «слагаемое», «единица»

Текущий

Слагаемое

сумма

80

Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы сложения

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: прибавление числа по частям

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Тематический

Сложение

см

81

Состав числа 10.

Решение задач

1

Комбинированный

Последовательн Таблица сложения однозначных чисел ость натуральных чисел от 1 до 10

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Тематический

увеличитьна

82

Решение задач  на разностное сравнение

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3

Текущий

Уменьшить на

83

Решение задач на разностное сравнение

1

Комбинированный

Состав числа 10. Решение задач арифметическим способом

Уметь пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс»,  «минус», «слагаемое», «сумма»

Проверочная работа (10 мин)

На сколько больше

84

Закрепление по теме «Сложение и вычитание» (сложение и соответствующие случаи состава числа)

1

Урок-конкурс

Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Иметь представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ)

Текущий

Увеличить на

Уменьшить на

85

Связь между суммой и слагаемыми

1

Комбинированный

Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Уметь правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос

Текущий

Слагаемое

сумма

86

Связь между суммой и слагаемыми

1

Комбинированный

Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел

Текущий

Слагаемое

сумма

87

Решение задач и выражений

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи

Текущий

На сколько больше

88

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей

1

Комбинированный

Называние компонентов и результата действия вычитания

Уметь пользоваться математической терминологией: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»

Текущий

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

89

Вычитание из чисел 6, 7.

Состав чисел 6, 7

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Приёмы вычислений: вычитание числа по частям

Знать состав чисел 6, 7

Текущий

Разность.

90

Вычитание из чисел 6, 7.

Связь сложения и вычитания

1

Комбинированный

Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Уметь пользоваться изученной математической терминологией

Текущий

Вычитаемое.

91

Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия

1

Комбинированный

Использование соответствующих терминов

Уметь пользоваться изученной математической терминологией

Текущий

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность

92

Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: вычитание числа по частям. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь применять навык прибавления и вычитания 1, 2 и 3 к любому числу в пределах 10

Текущий

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность

93

Вычитание из числа 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания

1

Комбинированный

Приёмы вычислений: вычитание числа по частям

Уметь представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно их которых равно 1, 2 и 3

Текущий

Сложение

вычитание

94

Вычитание из чисел 8, 9, 10. связь сложения и вычитания

1

Комбинированный

Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения

Уметь пользоваться математической терминологией: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс»,  «минус», «слагаемое», «сумма»

Текущий

Разность

сумма

95

Килограмм

1

Урок-путешествие

Единица измерения массы: килограмм. Установление зависимости между величинами

Знать единицы массы. Иметь представление о задаче, о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ)

Текущий

Килограмм

96

Литр

1

Комбинированный

Единица измерения вместимости: литр. Установление зависимости между величинами

Знать единицы объёма. Правильно читать и слушать задачи, представлять ситуацию, описанную в задаче, выделять условие задачи и её вопрос

Текущий

Литр

98,

99

Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка» Подготовка к контр.работе

2

комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Математический диктант (5 мин)

Сложение

вычитание

100

Контрольная работа

1

Контроль и учёт знаний

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Контрольная работа

101

Анализ допущенных ошибок. Закрепление

1

комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…»

Знать таблицу сложения однозначных чисел

Текущий, индивидуальный

Сумма

разность

Числа от 11 до 20. Нумерация  ( 24ч)

102

Устная нумерация чисел от 11до20

1

комбинированный

Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте

Текущ

Десяток

единицы

103

Названия и последовательность чисел

1

Комбинированный

Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте

Текущий

Названия чисел второго десятка

104, 105

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц

2

Комбинированный

Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел

Уметь воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке возрастания и убывания, называть предыдущее и последующее числа

Текущий

Десяток

единицы

106

Чтение и запись чисел

1

Комбинированный

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления

Уметь записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи

Текущий

Десяток

единицы

107

Дециметр

1

Комбинированный

Единицы измерения длины: дециметр. Установление зависимости между величинами. Соотношение между единицами длины (см, дм)

Знать новую единицу измерения – дециметр

Текущий

Дециметр

108

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте

Индивидуальный

Сложение

вычитание

109

Однозначные и двузначные числа

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте

Текущ

Однозначные двузначные

110, 111

Сложение и вычитание в случаях вида                   ++ - 1

2

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте 

Уметь применять знания по нумерации при решении примеров вида 15 + 1, 16 – 1

Текущ

Следующее

Предыдущее число

112,

113

Сложение и вычитание в случаях вида                                                      - 1  + -2

2

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте

Уметь применять знания по нумерации при решении примеров вида 15 + 2, 16 – 2

Текущ

Сложение вычитание

114

Сложение и вычитание вида 10 + 3

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте

Уметь применять знания по нумерации при решении примеров вида  10 + 5, 12 – 10, 12 – 2.

Текущ

Сложение вычитание

115

Сложение и вычитание вида 12- 2+3, 15 – 5 - 2

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте

Текущ

Следующее

Предыдущее число

116

Разложение чисел на разрядные слагаемые

1

Комбинированный

Разложение двузначных чисел второго десятка на десяток и единицы

Уметь записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи

Знать состав чисел из десятков и единиц

Текущ

Разрядные слагаемые

117

Разложение чисел на разрядные слагаемые

1

Комбинированный

Разложение двузначных чисел второго десятка на десяток и единицы

Уметь записывать числа и читать эти числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи 

Знать состав чисел из десятков и единиц

Текущ

Разрядные слагаемые

118

119

120

121

Закрепление по теме «Числа от 1 до 20»

4

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел

Знать правило образования чисел второго десятка: прибавлением 1 , состав чисел второго десятка. Сравнивать числа второго десятка

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте

Текущ

Натуральные числа

122

Решение текстовых задач

1

Комбинированный

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущ

Решение задачи

123

Подготовка к контрольной работе

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Названия, последовательность натуральных чисел от 1 до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел Решение текстовых задач арифметическим способом

Знать правило образования чисел второго десятка: прибавлением 1 , состав чисел второго десятка. Сравнивать числа второго десятка

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте

Текущ

индивид

Условие

Решение

ответ

124

Контрольная работа( итоговая)

1

Контроль и учёт знаний

Арифметические действия с числами

Названия, последовательность натуральных чисел от 1до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел Решение  задач арифметическим способом

Знать правило образования чисел второго десятка: прибавлением 1 , состав чисел второго десятка. Сравнивать числа второго десятка

Знать порядок следования чисел при счёте и уметь сравнивать числа, опираясь на порядок следования  при счёте

Контрольная работа

125

Анализ допущенных ошибок

1

комбинированный

Арифметические действия с числами

Названия, последовательность натуральных чисел от 1до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел Решение  задач арифметическим способом

Индивидуальный

текущ

Разрядные слагаемые

Итоговое повторение ( 7ч )

126

Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание»

1

Урок-соревнование

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Установление зависимости между величинами.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного

Индивидуальный опрос

Сумма

разность

127

Решение задач

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Установление зависимости между величинами.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного

Индивидуальный опрос

текущий

Больше

меньше

128

Путешествие по таблице «Сложение и вычитание в пределах первого десятка»

1

Контрольный

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Установление зависимости между величинами.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного

Индивидуальный опрос

Уменьшаемое

Вычитаемое

разность

129

Закрепление по теме «Геометрические фигуры. Измерение длины»

1

Комбинированный

Распознавание геометрических фигур. Установление зависимости между величинами

Уметь распознавать геометрические фигуры, изображать их на бумаге, разлинованной в клетку

Тематический

См

дм

130

Решение задач

1

Комбинированный

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Установление зависимости между величинами.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного

Текущий

сравнить

131

Сложение и вычитание в пр.20

1

Комбинированный

Арифметические действия с числами

Уметь сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); решать задачи в одно действие,

Текущий

Сумма

слагаемое

132

Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Математика»

1

Урок-путешествие

Арифметические действия с числами

Уметь сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 20 (без скобок); решать задачи в одно действие

Индивидуальный опрос

Литература:

  1. Бантова М. А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» / М.А.Бантова, ,Г. В. Бельтюкова - М.: Просвещение, 2006
  2. Моро М.И, Волкова С.И, Степанова С.В. Математика: учебник для 1 класса .В 2 частях./ М.И.Моро, М.А.Бантова. – М.: Просвещение,2011.

.

  1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида/ Начальные классы/ Тригер Р.Д., Костенкова  Ю.А.     Шевченко С.Г.-М. : Парадигма,2010.

  1. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч.1/[ М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.] – М. : Просвещение,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математикедля 4 класса. УМК "Перспектива"

Рабочая программа учебного курса  «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ, Образовате...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...