Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Кузнецова Надежда Андреевна

 

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы “Математика” Н.В. Рудницкой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_matem_vin_3_klass.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Барнаула

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)"

Индустриального района г. Барнаула

ПРИНЯТО    

на заседании ШМО

Китаева О.Ю. руководитель ШМО

Протокол от _______

№____            (дата)                  

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Ильиных Л.И. ____________________    

                               (дата)      

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________________

Т.В. Коробкина

Приказ от_______№____

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

 

для 3Б класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

Надежда Андреевна Кузнецова

Барнаул, 2014

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы “Математика” Н.В. Рудницкой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.  

Предмет математика ходить в предметную область «Математика и информатика».

Цели и задачи обучения математике

        Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
  • предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
  • реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни. Приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

        Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

        Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

        Часы для проведения контрольных работ выделены из резерва.

        Так как для некоторых контрольно-измерительных процедур нет необходимости выделять целый урок, то они были включены в качестве этапа в следующие уроки:

Вид и тема контрольно-измерительного материала

№ урока

Тема урока

Самостоятельная работа по теме: “Симметрия на клетчатой бумаге”

53

Симметрия на клетчатой бумаге

Самостоятельная работа “Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях”

59

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

Самостоятельная работа “Прямая. Деление окружности на равные части”

84

Прямая

Самостоятельная работа “Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на двузначное число”

128

Деление на двузначное число

        Программа по “Математике” УМК “Начальная школа 21 века” служит для реализации традиционной образовательной системы.

Общая характеристика курса “Математика”

        Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.

        Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

        В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.

        Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счет», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».

        Раскроем основные особенности содержания обучения и методических подходов к реализации этого содержания в нашем курсе.

        Формирование первоначальных представлений о натуральном числе начинается в первом классе. При этом последовательность изучения материала такова: учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и в обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов (один, два, три… двадцать), учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами.

        На первом этапе параллельно с формированием умения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметических задач, основанная на выполнении практических действий с множествами предметов. При этом арифметическая задача предстает перед учащимися как описание некоторой реальной жизненной ситуации; решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления, что в дальнейшем существенно облегчит усвоение смысла этих действий.

        На втором этапе внимание учащихся привлекается к числам, данным в задаче. Решение описывается словами: «пять и три — это восемь», «пять без двух — это три», «три по два — это шесть», «восемь на два — это четыре». Ответ задачи пока также находится пересчитыванием. Такая словесная форма решения позволяет подготовить учащихся к выполнению стандартных записей решения с использованием знаков действий.

        На третьем этапе после введения знаков +, -, *, :, = учащиеся переходят к обычным записям решения задач.

        Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания изучаются в 1 классе в полном объеме. При этом изучение табличных случаев сложения и вычитания не ограничивается вычислениями в пределах чисел первого десятка: каждая часть таблицы сложения (прибавление чисел 2, 3, 4, …) рассматривается сразу на числовой области 1 – 20.

        Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдается письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.

        Обучение письменным приёмам сложения и вычитания начинается во 2 классе. Овладев этими приемами с двузначными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трехзначные числа (3 класс) и вообще на любые многозначные числа (4 класс).

        Письменные приёмы выполнения умножения и деления включены в программу 3 класса. Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наиболее ответственный и трудный этап — научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением (при использовании соответствующей методики), ученик легко научится находить каждую цифру частного, если частное — неоднозначное число (второй этап).

        В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы с 1 класса включен вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькулятором и его использовании при выполнении арифметических расчетов.

        Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени.

        С первой из величин (длиной) дети начинают знакомиться в 1 классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины — сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах). Во втором классе вводится метр, а в третьем — километр и миллиметр и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины.

        Понятие площади фигуры — более сложное. Однако его усвоение удается существенно облегчить и при этом добиться прочных знаний и умений благодаря организации большой подготовительной работы. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приемы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита. Э та работа довольно естественно увязывается с изучением таблицы умножения. Получается двойной выигрыш: дети приобретают необходимый опыт нахождения площади фигуры (в том числе прямоугольника) и в то же время за счет дополнительной тренировки (пересчитывание клеток) быстрее запоминают таблицу умножения.

        Этот (первый) этап довольно продолжителен. После того как дети приобретут достаточный практический опыт, начинается второй этап, на котором вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр. Теперь площадь фигуры, найденная практическим путем (например, с помощью палетки), выражается в этих единицах. Наконец, на третьем этапе во 2 классе, т. е. раньше, чем э то делается традиционно, вводится правило нахождения площади прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введённым ранее.

        Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближенном значениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся понимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается приближенный результат; поэтому измерить данную величину можно только с определенной точностью.

        В нашем курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку учащихся к освоению в основной школе элементарных алгебраических понятий — переменная, выражение с переменной, уравнение. Эти термины в курсе не вводятся, однако рассматриваются разнообразные выражения, равенства и неравенства, содержащие «окошко» (1–2 классы) и буквы латинского алфавита (3–4 классы), вместо которых подставляются те или иные числа.

        На первом этапе работы с равенствами неизвестное число, обозначенное буквой, находится подбором, на втором — в ходе специальной игры «в машину», на третьем — с помощью правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

        Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.

        В соответствии с программой учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они знакомятся, в частности, с математическими высказываниями, с логическими связками «и»; «или»; «если…, то»; «неверно, что…», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах. К окончанию начальной школы ученик будет отчетливо представлять, ч то значит доказать какое-либо утверждение, овладеет простейшими способами доказательства, приобретет умение подобрать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение, или привести опровергающий пример, научится применять определение для распознавания того или иного математического объекта, давать точный ответ на поставленный вопрос и пр.

        Важной составляющей линии логического развития ученика является обучение его (уже с 1 класса) действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.

        В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар, конус, цилиндр, пирамида, прямоугольный параллелепипед), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений — построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).

        Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на рисунках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

        Важное место в формировании у учащихся умения работать с информацией принадлежит арифметическим текстовым задачам. Работа над задачами заключается в выработке умения не только их решать, но и преобразовать текст: изменять одно из данных или вопрос, составлять и решать новую задачу с изменёнными данными и пр. Форма предъявления текста задачи может быть разной (текст с пропуском данных, часть данных представлена на рисунке, схеме или в таблице), Нередко перед учащимися ставится задача обнаружения недостаточности информации в тексте и связанной с ней необходимости корректировки этого текста.

Место курса “Математика” в учебном плане

        В 3 классе урок математики проводится 4 раза в неделю, курс рассчитан на 136 часов в год (34 учебные недели).

Ведущие идеи УМК

        Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.

        Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения: сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

        Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей. Решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.

        Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

2. Планируемые результаты обучения

К концу обучения в третьем классе ученик научится: 

называть:

  • любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
  • компоненты действий при делении с остатком;
  • единицы массы, времени, длины;
  • геометрическую фигуру (ломаная);

сравнивать:

  • числа в пределах 1000;
  • значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

различать:

  • знаки > и <;
  • числовые равенства и неравенства;

читать:

  • записи вида 120<365, 900>850;

воспроизводить:

  • соотношения между единицами массы, длины, времени;
  • устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
    приводить примеры:
  • числовых равенств и неравенств;

моделировать:

  • ситуацию представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, (графа), таблицы, рисунка;
  • способ деления с остатком с помощью фишек;

упорядочивать:

  • натуральные числа в пределах 1000;
  • значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

анализировать:

  • структуру числового выражения;
  • текст арифметической (в том числе логической) задачи;

классифицировать:

  • числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);

конструировать:

  • план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;

контролировать:

  • свою деятельность: проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000, находить ошибки и исправлять;

решать учебные и практические задачи:

  • читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
  • читать и составлять несложные числовые выражения;
  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
  • вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменный алгоритм вычислений;
  • выполнять деление с остатком;
  • определять время по часам;
  • изображать ломаные линии разных видов;
  • вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия;
  • решать текстовые арифметические задачи в три действия.

        К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:

формулировать:

  • сочетательное свойство умножения;
  • распределительное свойство умножения относительно сложения;

читать:

  • обозначения прямой, ломаной;

приводить примеры:

  • высказываний и предложений не являющихся высказываниями;
  • верных и неверных высказываний;

различать:

  • числовое и буквенное выражения;
  • прямую и луч, прямую и отрезок;
  • замкнутую и незамкнутую ломаную линии;

характеризовать:

  • ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
  • взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

конструировать:

  • буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;

воспроизводить:

  • способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;

решать учебные и практические задачи:

  • вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  • изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
  • проводить прямую через одну и через дву точки;
  • строить на бумаге в клеточку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики

Личностными результатами обучения учащихся являются:

-самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

-сформированность мотивации к обучению;

-способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

-заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

-готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее  завершения;

-способность к самоорганизованности;

-способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

3. Содержание тем учебного курса “Математика”

        Число и счет

        Целые неотрицательные числа: счет сотнями в пределах 1000, десятичняй состав трехзначного числа, названия и последовательность натуральных чисел ои 100 до 1000, запись трехзначных чисел цифрами, сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика, сравнение чисел, запись результатов сравнения с помощью знаков > (больше) и < (меньше).

        Арифметические действия в пределах 1000

        Сложение и вычитание: устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания, проверка правильности вычислений разными способами.

Умножение и деление: устные алгоритмы умножения и деления, умножение и деление на 10 и на 100, умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число, алгоритм умножения двузначных и трехзначных чисел на однозначное и на двузначное число, нахождение однозначного частного, деление с остатком, деление на однозначное и на двузначное число.

        Свойства умножения и деления: сочетательное свойство умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания).

Числовые и буквенные выражения: порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащие действия только одной ступени, разных ступней, порядок выполнения действий в выражениях со скобками, вычисление значений числовых выражений, выражение с буквой, вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этой буквы, примеры арифметических задач, содержащие буквенные данные, запись решения в виде буквенного выражения.

        Величины

        Масса и вместимость: масса и ее единицы: килограмм, грамм, обозначения: кг, г, соотношение 1кг=1000г, вместимость и ее единица – литр, обозначение: л, сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фент, ведро, бочка, вычисления с данными значениями массы и вместимости.

Цена, количество, стоимость: российские купюры: 500р., 1000р., вычисления с использованием денежных единиц.

        Время и его измерение: единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век, обозначения: ч, мин, с, соотношения: 1ч=60мин, 1 мин=60с, 1сутки=24ч, 1век=100лет, 1год=12мес, сведения из истории: возникновение названий месяцев года, вычисления с данными единицами времени.

        Геометрические величины: единицы длины: километр, миллиметр, обозначения: км, мм, соотношения: 1км=1000м, 1см=10мм, 1дм=100мм, сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста), длина ломаной и ее вычисление,

        Работа с текстовыми задачами

        Текстовая арифметическая задача и ее решение: составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами, примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решений.

        Геометрические понятия

        Геометричские фигуры: ломаная линия, вершины и звенья ломаной, их пересчитывание, обозначение ломаной буквами, замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся ломаная, построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев), с помощью линейки, понятие о прямой линии, бесконечность прямой, обозначение прямой, проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки, взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях, деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля, осевая симметрия, построение симметричных фигур на клетчатой бумаге, деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии.

        Логико-математическая подготовка

        Логические понятия: понятие о высказывании, верные и неверные высказывания, числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний, свойства числовых равенств и неравенств, несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания.

        Работа с информацией

        Представление и сбор информации: учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации, получение необходимой информации из разных источников (учебник, справочник и др.), считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами), использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач.

4. Тематическое поурочное планирование курса “Математика”

136 часов, 4 часа в неделю

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Формы деятельности

1

2

3

Числа от 100 до 1000.

-знать счет сотнями до тысячи;

-уметь называть трехзначные числа    записывать их цифрами

-знать десятичный состав трёхзначного числа, названия разрядов в записи

Фронтальная

Индивидуальная

4

5

6

Сравнение чисел. Знаки <  и  >.

-знать знаки <  и >

 -уметь сравнивать  поразрядно трехзначные числа;

- использовать знаки < и > для записи результатов сравнения чисел.

Фронтальная

Индивидуальная

7

8

9

10

Километр, миллиметр

- знать единицы длины: километр, миллиметр и соотношение между ними;

- уметь измерять длину  в миллиметрах,  в сантиметрах  и миллиметрах

- сравнивать значение длины

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

11

12

13

Ломаная

-знать название новой геометрической фигуры (ломаная)

- уметь называть ее элементы: вершины и звенья

-обозначать ломаную буквами латинского алфавита

-Уметь строить ломаную

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

14

15

16

Длина ломаной.

-уметь измерять длину звеньев ломаной

-уметь строить ломаную;

- находить длину ломаной;

- уметь строить ломаную по заданным длинам её звеньев

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

17

Контрольная работа №1 «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел»

-уметь решать задачи и примеры изученных видов

самостоятельная

18

19

20

21

Масса. Килограмм. Грамм.

- знать обозначения кг и г,

- соотношение между килограммом и граммом;

-уметь соотносить различные единицы массы

- уметь решать задачи, связанные с вычислением массы предметов

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

22

23

24

Вместимость. Литр.

-знать обозначение л;

- различать в словах «вместимость» и «ёмкость»

-уметь измерять вместимость с помощью мерных сосудов

-уметь решать задачи с использованием величины вместимости - литра

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

25

Контрольная работа №2 «Длина, масса, вместимость»

26

27

28

29

30

31

Сложение.

- уметь выполнять сложение многозначных чисел

- знать название разрядов;

-уметь выполнять сложение многозначных чисел с помощью устных и письменных приёмов вычислений

Фронтальная

Индивидуальная

парная

32

33

34

35

36

37

Вычитание.

- знать название разрядов;

-уметь выполнять вычитание многозначных чисел с помощью устных и письменных приёмов вычислений

- решать задачи на вычитание

- находить значение выражений, содержащих действия сложение и вычитание чисел

Фронтальная

Индивидуальная

парная

38

Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»

- уметь решать задачи и примеры изученных видов

самостоятельная

39

40

41

Сочетательное свойство  сложения.

- знать сочетательное свойство сложения;

- уметь использовать это свойств: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащих только  действие  сложения  

без скобок.

Фронтальная

Индивидуальная

42

43

44

Сумма трех и более слагаемых.

- знать сочетательное свойство сложения;

- уметь применять сочетательное и переместительное свойство при сложении

Фронтальная

Индивидуальная

44

45

46

Сочетательное свойство умножения.

- знать сочетательное свойство умножения и его формулировку;

-уметь пользоваться сочетательным свойством умножения в устных и письменных вычислениях

Фронтальная

Индивидуальная

47

48

49

Произведение трех и более множителей

-уметь упрощать выражения, содержащие только действие умножение

- уметь находить значение числовых выражений разными способами с опорой на свойства умножения

Фронтальная

Индивидуальная

50

Контрольная работа №4  «Материал изученный в 1 четверти»

-уметь решать задачи и примеры изученных видов

самостоятельная

51

52

53

Симметрия на клетчатой бумаге

-знать приемы построения точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона;

-уметь строить фигуры,  симметричные данной

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

54

55

56

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок

-знать правило порядка

выполнения действий в

выражениях без скобок;

-уметь находить значение числовых выражений в выражениях без скобок

Фронтальная

Индивидуальная

57

58

59

60

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

-знать правило порядка выполнения действий в

выражениях со скобками;

-уметь находить значение числовых выражений в выражениях со скобками

-знать правило порядка выполнения действий в

выражениях со скобками;

-уметь находить значение числовых выражений в выражениях со скобками

Фронтальная

Индивидуальная

61

Контрольная работа №5 «По материалу изученному во 2 четверти»

-уметь решать задачи и примеры изученных видов

самостоятельная

62

63

64

Высказывание

-знать  понятие высказывание;

-знать понятия верные и неверные высказывания;

-уметь  решать задачи, используя понятия верные и неверные высказывания

-приводить примеры предложений, не являющихся высказываниями

Фронтальная

Индивидуальная

парная

65

66

67

Числовые равенства и неравенства.

- знать определения числовых равенств и неравенств, как математических примеров высказываний;

- знать свойства числовых равенств

-уметь применять свойства равенств

Фронтальная

Индивидуальная

68

69

70

Деление окружности на равные части.

- знать способы деления окружности на равные части;

-уметь практическими способами делить окружность  с помощью угольника и линейки на 2 и 4 части, с помощью циркуля на 3 и 6 частей

-уметь вписывать многоугольник в окружность

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

71

72

73

 

Умножение суммы на число.

-знать распределительное свойство умножения;

-уметь использовать распределительное свойство умножения при выполнении вычислений

- уметь представлять числа в виде суммы  двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых ) для облегчения вычислений.

Фронтальная

Индивидуальная

74

75

76

Умножение на 10 и на 100.

- знать  приёмы умножения на 10 и 100;

-уметь применять правило умножения на 10 и 100

Фронтальная

Индивидуальная

77

78

79

80

Умножение вида 509, 2004.

- знать алгоритм умножения числа на данное число десятков или сотен;

-уметь отбрасывать один или два нуля  при  умножении и последующее приписывание  этих  нулей  к  результату умножения.

- уметь решать примеры вида 50*9, 200*4

Фронтальная

Индивидуальная

81

Контрольная работа №6 по теме: «Умножение умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное» 

-уметь решать примеры и задачи изученных видов

самостоятельная

82

83

84

 Прямая

-знать понятие прямая;

- уметь строить прямые, обозначать их буквами латинского алфавита, читать обозначения

-вычислять значение буквенных выражений

-решать задачи с буквенными данными

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

85

86

87

88

89

90

91

Умножение на однозначное число.

-знать письменный прием умножения двухзначного и трехзначного числа на однозначное;

- уметь письменно выполнять умножение на однозначное число

-уметь умножать устно в случаях вида 403*2

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

самостоятельная

92

Контрольная работа №7 по теме: «По материалу изученному в 3 четверти» 

- уметь решать примеры и задачи изученных видов

самостоятельная

93

94

95

96

Измерение времени.

-знать единицы времени: век, год, сутки, неделя, час, минута, секунда и их соотношение;

- уметь решать задачи с единицами времени

-определять время с помощью часов

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

97

98

Деление на 10 и на 100.

-знать  правило деления чисел на 10 и на 100;

-уметь делить круглые числа на 10 и 100

Фронтальная

Индивидуальная

99

100

101

Нахождение однозначного частного.

-знать алгоритм нахождения однозначного частного;

- уметь находить однозначное частное с использованием приема подбора

Фронтальная

Индивидуальная

102

103

104

105

Деление с остатком.

-знать понятия частное и остаток;

- знать свойства деления с остатком;

-уметь делить с остатком

 

Фронтальная

Индивидуальная

практическая

106

107

108

109

110

111

Деление на однозначное число.

- знать алгоритм деления на однозначное число;

-уметь делить трехзначное число на однозначное;

- уметь использовать  деление  с  остатком  для обоснования алгоритма деления на однозначное число.

Фронтальная

Индивидуальная

112

Контрольная работа №8 по теме: «Деление двузнвчных и трехзначных чисел на однозначное число» 

-уметь  решать примеры и задачи изученных видов

самостоятельная

113

Деление на однозначное число.

Фронтальная

Индивидуальная

114

115

116

117

Умножение вида 2340.

-знать правила умножения на однозначное число  и  на  10;

-уметь умножать двузначное число на двузначное;

-уметь выполнять устные и письменные приемы деления на двузначное число

Фронтальная

Индивидуальная

самостоятельная

118

119

120

121

Умножение на двузначное число.

-знать прием умножения на двузначное число

-уметь выполнять устные и письменные приемы умножения на двузначное число

Фронтальная

Индивидуальная

парная

122

Контрольная работа №9 «По материалу изученному в 4 четверти»

123

Умножение на двузначное число.

124

Умножение на двузначное число.

125

Умножение на двузначное число.

126

127

128

129

130

Деление на двузначное число

-знать алгоритм деления на двузначное число;

-уметь выполнять устные и письменные приемы деления на двузначное число

Фронтальная

Индивидуальная

131

Итоговая контрольная работа №10

самостоятельная

132

133

134

135

Деление на двузначное число.

Фронтальная

Индивидуальная

136

Комплексное повторение изученного в 3 классе

Резервный урок

Фронтальная

Индивидуальная

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по

предмету «Математика»

Печатные средства обучения:

  1. Рудницкая В.Н. Программа четырёхлетней начальной школы по математике: проект «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2011
  2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, готовится к изданию
  3. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 3 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, готовится к изданию
  4. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: дидактические материалы: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, готовится к изданию
  5. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 3 класс: методика обучения. – М.: Вентана – Граф
  6. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф
  7. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана - Граф, готовится к изданию

Технические средства обучения и оборудование

Компьютер и DVD проектор

Магнитная доска.

Измерительные приборы: весы, часы.

Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.

Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников (пирамиды, прямоугольный параллелепипед (куб).

Индивидуальные пособия и инструменты: ученическая линейка со шкалой от 0 до 20, чертёжный угольник, циркуль, палетка.

Компьютерные информационно-коммуникативные средства обучения

Математика: тематическое планирование: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2012

6. Критерии оценивания обучающихся по предмету

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основным.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

вычислительные ошибки в примерах и задачах;

ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;

неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);

не решенная до конца задача или пример;

невыполненное задание;

незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

неправильный выбор действий, операций;

неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.

Недочеты:

неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

нерациональный прием вычислений.

недоведение до конца преобразований.

наличие записи действий;

неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;

отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правильность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.

Ошибки:

неправильный ответ на поставленный вопрос;

неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

неправильное  произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по математике

Работа, состоящая из примеров

«5» – без ошибок.

«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.

«3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» – 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач

«5» – без ошибок.

«4» – 1 – 2 негрубые ошибки.

«3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.

«2» – 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа

«5» – без ошибок.

«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» – 4 грубых ошибки.

Контрольный устный счет

  «5» – без ошибок.

  «4» – 1 – 2 ошибки.

  «3» – 3 – 4 ошибки.

  «2» – более 3 – 4 ошибок.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

7. Лист корректировки рабочей программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...