Этап урока и его цели |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя | Содержание урока
| Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают необходимость данного «багажа».
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. | Организует проговаривание «багажа».
Организует проговаривание девиза урока.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
| 1. Проговаривание стихотворения: В дорогу мы возьмем багаж: Учебник, ручку, карандаш, Тетрадь и знаний саквояж. - Для чего они нам нужны?
2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
3. -Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) -Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают ответы.
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. | Организует актуализацию умений сравнивать величины, выражать меры длины.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
| 1. Сравните: 12 см * 98 см 8 кг * 5 кг 81 дм * 81 кг 95 км * 95 г 50 см * 50 м
(№1, стр. 62) 2. Выразите в см. заданные меры длины: 1 дм, 1дм 2 см, 2 дм, 1 дм 5 см, 1 дм 9 см
3. Работая в группах, измерьте длину парты, длину доски, длину пола класса.
4. -Что вы замечаете? (Разные версии детей – возникло затруднение).
5. -Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?») | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
|
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Физкультминутка | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | -В каком месте возникло затруднение?
-Почему возникло затруднение? | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. | -Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)
-Какую цель ставим?
-Наметим наш план действий: 1. Сами найдём способ. 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Устраним затруднение. 4. Упражнение в новом действии.
-Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель). | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
|
V. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока.
| Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Выполняют задание на листочках.
Проговаривают тему урока.
Считают по стрелкам на карточке
Т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10
| Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует групповую работу.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником. Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока
Организует работу, сколько дм в 1м.
Организует работу, сколько см в 1м. | 1. «Сами найдём способ» А) Работа в группах. Повторить правила работы в группе. Б) Один человек от каждой группы даёт ответ.
2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.
3. Устранение затруднения. -Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения. Кто догадался, что это за единица измерения? -Какая тема урока сегодня? О чем пойдет речь? -Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах. Историческая справка. Метр – самая главная единица измерения. (Демонстрация метра). Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя - метрическая система мер. Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др. В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).
Но это было очень неудобно… Подумайте, почему? Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах. Посчитаем вместе, сколько раз 1 дм вмещается в 1 м. В тетрадях и на карточке на доске запись: 1 м = 10 дм
Как посчитать, сколько всего см в 1 м? Посмотрите на линейку: сколько же см содержится в 1 метре?
1 м = 100 см
-Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр, сантиметр. Чтение вывода по учебнику на стр. 62
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Физкультминутка | Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Фронтальная проверка. -У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок (1 дм). -Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м?
К доске выходят 10 человек, соединяют полоски, составляют 1 м.
-Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон и др.), метр для шитья – им удобно снимать мерки.
-Какие предметы удобно измерять с помощью метра?
Работа с именованными числами. (Выразить в дм- 6м, 9 м, 800 см, 400 см, выразить в м -70 дм, 200 см, 800 см, 50 дм, 300 см)
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?».
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | -Предлагаю самостоятельно заполнить таблицу по образцу.
2м=20дм=200см | *м= 60дм=*см | 3м=*дм=*см | *м=70дм=*см | 4м=*дм=*см | *м= *дм=800см | 5м=*дм=*см | *м= 60дм=900см |
-Проверяем. Эталон для самопроверки на доске.
-У кого всё правильно? -У кого есть ошибки? -В каком месте ошибки? -В чём причина? -Исправьте ошибки.
| Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) |
VIII. Включение в систему знаний и повторение Цели: - выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Выполняют задание под руководством учителя в тетради. | Организует повторение умений сравнивать величины по их числовым значениям, выражать длину в изученных единицах измерения. | Выполнение фронтальной работы с проверкой.
Сравнить: 3 м *3см 90см*9м 4дм*60см 80м*80см 90см*80м 4дм*5см 7см*3дм 7м*70см
-Проверим (ответы на доске) | Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика). | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | -Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была?
-Оцените свою работу на уроке, используя схему:
смог знаю я запомнил
-Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: красный (не было ошибок), зеленый (были ошибки), синий (не смог выполнить ни одного задания). | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |