Единицы времени конспект
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Попова Вера Сергеевна

урок математики  в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ООШ с. Екатериновки

Открытый урок  в 4  классе по теме:

Единицы времени. Год.

                                                                                                   Провела:

учитель начальных классов

Попова В.С.

                           Екатериновка 2009 г.


Цели урока:

  • уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год;
  • совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи;
  • развивать логическое мышление, воспитывать эстетический вкус, трудолюбие.

Оборудование: календари, картины времён года, картинка старичка-годовичка, названия месяцев, слова: афиша, антракт, гримёрная, аншлаг, звонок.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Математику, друзья,
    Не любить никак нельзя,
    Очень строгая наука                              
    слайд №1
    Очень точная наука
    Это математика.

   2.   Проверка домашнего задания.

3.  Арифметический диктант.                                                            

Записывают на доске, сидящий работает сигнальными карточками.

а) Записать число, в котором

40ед. 2кл. 40ед. 1кл.   (40.040) – А                                                        

8сот. тыс. ,,                 (800.000) – Р

9дес. тыс. и9дес.        (90.090) – Т

б) Записать число 10100, - Е ,

а рядом предыдущее. (10.099) -Т

в)  числа   расположить в порядке возрастания,  рядом ставя                          

соответствующую букву.

10099,

10100,

40040,

90090,

800000.

Т

Е

А

Т

Р

        

10.100

10.099

40.040

800.000

90.090

Е

Т

А

Р

Т

 На слайде № 2 - таблица


4.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы мысленно перенесёмся в театр. А сейчас вы узнаете, что мы  будем изучать на уроке.                  

На слайде № 3 примеры

200:100=е                                               96:32=в                                  

480:120=д                                                49:7=р

 520-514=и                                                160:80=е

560:70=н                                                     99:11=м

300:50=и                                                       54:27=е

100-95=ц                                                      8000:1000=н

920:920=ы                                                    42-36=и

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ы

Е

В

Д

Ц

И

Р

Н

М

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

 Мы  будем уточнять и систематизировать знания о единицах времени,  , совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи.

- А какие еще единицы измерений вы знаете

(Единицы длины – метр…

Единицы массы: тонна…

Единицы площади…)

5 . Новая тема.                                                                                                              

- Ну что ж, мы с вами отправляемся в  театр.        

1)  - Что поможет вам узнать, какое представление идёт в театре?          

Афиша(слайд №4)     

Сейчас мы разгадаем название сказки, которая идёт в театре. Я читаю

 сказку-  загадку Владимира Даля, а вы разгадайте название  сказки.

Чтение сказки Владимира Даля “Старик-годовик”.

- Как называется сказка?         ( Старик-годовик)

Анализ.

- Сколько раз махал старик?              (4)

- Почему?                                       (4времени года)

- Какие?                                   (на доске: картинки времён года)

- Какие птицы полетели?                      (месяцы)

- Расположите их по порядку.          под картинками)

- Какие 4 крыла были у птиц?              (4недели)

- Какие 7 перьев?                                                            (7дней в неделе)

- Почему одна половина белая, а другая чёрная?    (день и ночь)

- Назовите имя старика.                                              годовик)

   Слайд  №5 (годовик)

Учитель:   Ребята, а раньше у людей не было часов, не было календарей, а они ориентировались во времени. Из года в год вели летописи. Как же они определяли время?

Вы подготовили небольшие сообщения.

2)  Выступления детей.

Ученик 1

1) Как и чем измерять время? Самыми древними “часами”, которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день- не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди больше стали наблюдать за небом и обнаружили, что через определённое время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус, Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Так появилась хорошо известная мера времени - год.

3)   Работа по карточкам

Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из определенного количества дней.   А сколько это дней мы узнаем, если решим примеры:

 1 карточка

30*4+31*7+28=365 дней

2 карточка

30*4+31*7+29=366 дней

- Сколько у вас получилось?

Как видите подсчёты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365дней или 366дней

               Вывод запишем:                                       слайд №6

1 Год=365или 366дней.

-Кто ответит почему 365 или 366 дней?

( самый короткий месяц – февраль и в нём может быть раз в 4 года 29 дней)

Ученик 2

2) Но год слишком уж долгая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство: посев, сбор, подготовку урожая, - нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звёздам. На этот раз на помощь пришла луна или по другому - месяц. Все мы наблюдали за луной и знаем, что через определённое время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29дней. Вот как точно в древнем мире умели определять время.

-Сколько дней сейчас в месяце?

Учитель

3) А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам и звездам, которые появились на небосклоне и были известны вавилонянам, а знали они в то далёкое время только 7 звёзд и планет.

Суббота - день Сатурна;                          слайд №7

Воскресенье - день Солнца;

Понедельник - день Луны;

Вторник - день Марса;

Среда - день-Меркурия;

Четверг - день Юпитера;

Пятница - день Венеры.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы ещё много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг всё-таки был сделан.

-Давайте обобщим все сказанное и вспомним то, что мы уже знаем:

1 год- 365 или 366 дней0-

1 год=12 месяцев

1месяц= 30, 31, 28 или 29 дней

1 сутки =24 часа

1 час=60 минут

1 минута= 60 секунд

4)  Работа с календарями.

а) разновидность календарей.

б) индивидуальная работа.

- Какой сейчас идёт месяц?

- Покажите сегодняшнее число.

- Сколько дней в этом месяце?

- Если мы отправимся в театр через неделю,  то какое это будет число?

Найдите день вашего рождения. Что за день недели?

- А в каком месяце у вас день рождения?

- Мы учимся в это время?

5) Решение задачи   ( у доски) № 304

 - Сколько же продолжаются летние каникулы? №304

У бабушки – 30д и 31 д.

На турбазе – 2 с по 12 д

Осталось – 7 д

Всего - ?

30+31+12*2+7=92 дня

6)  . Повторение. Деление с остатком с проверкой.

- Без чего не пустят в театр? (билет)

Задача на смекалку.

Три билета на всех.

Чтобы попасть в театр, двум отцам и двум сыновьям понадобилось только три входных билета. Как такое может быть? (Их было трое: сын, отец и дедушка)

У каждого должен быть билет, для того, чтобы пройти в театр. Решив пример на деление с остатком, вы узнаете свой ряд и место. Результат соответствует ряду, остаток месту.

№ 306 (самостоятельно)

1 в – 2,3 примеры                    80:30=2 (ост.20) ,   748:7=106 (ост. 6)

2 в – 4,5 примеры                     641:6=106 (ост.5),   738:5=147(ост.3)

. Контроль у каждого на стуле. Проверьте.

7 )   Правила поведения в театре. Тест.  

Слайд №8

Во время представления можно:

Если опоздали, то

а) общаться,

а) нужно проходить к зрителям задом.

б) молча смотреть,

б) нужно проходить к зрителям передом.

в) кушать,

в) сесть на свободное место.

г) пойти в буфет.

Неправильный ответ – встать.

- Когда все билеты проданы, то как можно сказать? (Аншлаг) слайд №9

- Как называется промежуток между действиями?

Перерыв, обед, антракт, перемена? (Антракт) слайд №10

8 . Физ. минутка “Воробышек”

Станем все артистами. Представим себя маленькими воробышками. Прошёл сильный дождь. Воробышек отряхает с себя капельки воды: с макушки, с клювика, с головки, с крылышек, с туловища, с хвостика.

9) Решение задачи. ( у доски)                    Слайд №11

На дневной сеанс было продано 157 билетов по70 рублей. На вечерний сеанс 258 билетов по 100 рублей. На сколько рублей больше было продано билетов за вечерний сеанс, чем за дневной сеанс?

-  Составить выражение.(100*258-70*157)=25.800-10990=14.810

-Как изменить вопрос, чтобы задача решалась сложением?25.800+10990=36.790

10)  Геометрический материал.

- Где актёры переодеваются, накладывают грим, макияж? (Гримёрная) слайд №12

       Решение задачи комментированно

Там делают ремонт и решили постелить линолеум и поменять плинтус. Мы поможем посчитать,  сколько понадобится материала. Длина – 9 метров, ширина одна третья часть.

1) 9: 3=3 (м) -ширина

2) (9+3) *2=24 (м) -периметр

3) 9*3=27 (м 2) -площадь

4. Итог урока.

1) Пора подвести итог нашего урока.  Как вы сами оцениваете свою работу?

Слайд №13

Вспомним, что мы изучили на уроке:     Слайд №13

Впиши пропущенные при сравнении величин наименования:

  1.  24***=1***

          60***=1***

            1***=12***

           1***=365или366***

  1. 3 ч.15 м.=…м.

2г.=…м

180м.=…ч

2с 10ч. =...ч

2) Что мы закрепили на уроке?

5 Д.задание. №308

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

30*4+31*7+28

30*4+31*7+29

2 ряд 20 место

106 ряд 6 место

106 ряд 5 место

147 ряд 3 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике «Единицы времени»

Тема урока: «Единицы времени» Цели урока: - ознакомление учащихся с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки;- преобразование практической задачи в познавательную;- анализировать информ...

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"

Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  ди...

Конспект урока по математике Измерение времени. Единицы времени

Данный материал представляет собой конспект урока по математике по теме "Измерение времени. Единицы времени"...

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.

Конспект урока по математике на тему  "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.  2 класс...

Конспект урока по математике "Единица времени-век.Таблица единиц времени"

Цель урока: познакомить с единицей времени – веком.Задачи урока:- развивать умение преобразовывать крупные единицы измерения времени в мелкие и наоборот, выполнять вычисления  с именованным...

Конспект урока математики по теме " Единицы времени – век. Таблица единиц времени"

Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени. Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные выч...