Формирование умений школьников использовать приобретенные знания в практической деятельности
методическая разработка по математике по теме

Мартынова Марина Васильевна

 

При освоении темы возможно обеспечить условия для формирования личностных и метапредметных умений, а также для их использования  в практической  деятельности в рамках изучаемой  темы: «Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями», если систематически использовать данную технологию и технологическую карту.

Данный методический инструментарий позволяет любому учителю организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации не только предметных, но личностных  и метапредметных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triik_1.pptx849.25 КБ
Файл triik_2.pptx2.69 МБ
Microsoft Office document icon poyasnenie_k_slaydam.doc42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование умений школьников использовать приобретенные знания в практической деятельности Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни В.Г. Белинский

Слайд 2

Образовательная компетентность КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - учебно-познавательные - ценностно-смысловые - коммуникативные - информационные - социальные - здоровьесберегающие

Слайд 3

4 класс УМК «Школа России» Математика Технологическая карта темы Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями Творческая группа Л. А. Александрова, учитель начальных классов школы №270 Е.В. Зыкова, учитель начальных классов школы № 270 З.В. Ильенкова, учитель начальных классов школы №276 М.В. Мартынова, учитель начальных классов школы №276 Е.В. Привалова, учитель начальных классов школы №289 Л.В. Тимошенкова, учитель начальных классов школы №276

Слайд 5

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Содержательные блоки Блок А. Деление многозначного числа на произведение Блок Б. Письменное деление многозначного числа с остатком на 10, 100, 1000 Блок В. Письменное деление многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями Блок К. Диагностика качества освоения темы

Слайд 6

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Задание 1 (З) с взаимопроверкой Назовите выражение, при делении которого, значение будет с остатком. 1826:10 7200:80 20400:100 67458:1000 Задание 2 (П) с взаимопроверкой Верно ли, что вычисление выражения 630:90 можно выполнить только одним способом? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) Выполните вычисление выражений 810 : 90; 540 : 60 и напишите только ответы. Диагностическое задание Вычислите выражения удобным способом. 5600:700; 248:40; 970:300; 3850:60


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуально – преобразовательная деятельность Информативный вариант Импровизационный вариант Эвристический вариант 57 50 16

Слайд 3

Рефлексивная деятельность

Слайд 4

Степень проявления личностных и метапредметных умений Степень проявления Личностные умения Познавательные умения Регулятивные умения Коммуникатив- ные умения ярко проявили 32 58 39 51 свободно демонстрировали 54 43 52 42 демонстрировали, если побуждали взрослые 25 18 27 20 не проявили совсем 12 4 5 10

Слайд 5

Очевидные изменения школьников - высокая мотивация - большая активность и самостоятельность желание действовать творчески желание планировать получить личностный результат



Предварительный просмотр:

Комментарий к презентации

СЛАЙД 1 - Формирование умений школьников использовать приобретенные знания

в практической деятельности

СЛАЙД 2 – Образовательная компетентность

Мы думаем, сегодня, ни у кого не вызывает сомнений, что содержание образования состоит из информации, которая бурным потоком вливается в жизнь школьника. Этот информационный поток должен стать для ученика не стихийным бедствием, а источником творчества и успешной самореализации. Упорядочить этот поток, превратить его в целенаправленное освоение, систематизацию и использование учеником реальных знаний и умений в практической деятельности  - одна из задач учителя.

Поэтому в стандарте четко обозначены результаты, среди которых образовательная компетентность, рассматривается, как способность, активно и успешно действовать  на основе приобретенных знаний, умений и опыта деятельности при решении учебных и практических задач.

Обучаясь, в рамках повышения квалификации,  на курсе ТРИИК, мы самостоятельно приобретали необходимые дидактические знания и сразу применяли их в практической деятельности. Поэтому осваивая теоретические модули курса, каждый член творческой крупы был ориентирован на конкретное использование знаний и умений в профессиональной  деятельности.

СЛАЙД 3 – Тема технологической карты и авторы разработки

По условиям обучения на курсе ТРИИК итоговой работой является методическая разработка  темы и ее апробация в учебном процессе. Наша творческая группа проектировала учебный процесс по изучению темы  «Деление многозначных чисел  на числа, оканчивающиеся  нулями», оформляла его в технологической карте, что позволило нам осознать последовательность работы по изучению темы, сформулировать цели,   прогнозировать результаты ее освоения школьниками.

СЛАЙД 4 – Ситуативное задание

На первом этапе «Самоопределение в деятельности», чтобы вызвать интерес к изучению темы, школьников предлагается  ситуативное задание, содержание которого знакомит учащихся с условиями проведения  экспедиции норвежского мореплавателя Тура Хейердала  на папирусной лодке РА-1 в 1969 г.  Чтобы запечатлеть это уникальное событие, художник создает картину, для которой уменьшает реальные размеры лодки.

Школьникам  предлагается провести исследование и  определить размеры лодки  для ее изображения и размеры холста  для этой картины. Чтобы выполнить это задание, надо уметь производить вычисления с многозначными числами. Это задание стимулирует школьников для изучения темы.

СЛАЙД 5 – Содержательные блоки

На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивали учебное содержание темы, которое представлено в содержательных блоках, их названия  вы видите   на слайде.

СЛАЙД 6 – Учебно-познавательная деятельность

При освоении темы в рамках данной технологии учащимся предлагается изучать ее содержание посредством выполнения учебных заданий на «знание», «понимание», «умение». На слайде представлен один из вариантов цепочки таких заданий, которые позволяют освоить учебное содержание в системе.

После освоения каждого содержательного блока, школьникам  предлагается диагностическое задание, по качеству выполнения которого можно установить степень его освоения.

СЛАЙД 7 – Результаты  диагностики и контроя

 Диагностические и контрольные задания учебной темы выполняли 123 учащихся из разных классов по уровню развития и подготовки.  Успешно выполнили диагностические задания – 64 учащихся, допустили  ошибки и исправления -  58  учеников,  выполнили  неправильно – 23 школьника.

Предлагаемая система диагностики на каждом содержательном блоке позволяет сразу выявить проблемы учащихся, которые выполнили задания неправильно.

Своевременно оказанная помощь школьникам, обеспечивает индивидуальный подход к ученику и способствует устранению возникающих у него трудностей.

В результате итоговую контрольную  работу школьники выполнили успешно: 35 пятерок, 40 четверок, 26 троек и 12 двоек на 123 учащихся.

Эти данные показывают, что если подобную систему обучения использовать постоянно, то можно получить более значительные и успешные результаты у большей части школьников.

СЛАЙД 8 –  Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Этап  интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование приобретенных знаний и умений темы для выполнения одного из вариантов ситуативного задания. Школьники выбирали вариант задания, способ деятельности и выполняя математические вычисления,  определяя размеры лодки для изображения и размеры холста для этой картины.

Несмотря на сложность задания, эвристический вариант выбрали 16 школьников, более легкий вариант самостоятельной работы – 50 учеников,  решили воспользоваться помощью учителя 57 человек.

Это свидетельствует об успешности проведенной  работы со школьниками, которых удалось заинтересовать  ситуативным заданием и стимулировать большинство из  них к выбору самостоятельной деятельности.

СЛАЙД 9 –  ИПД за пределами изучения темы

Ситуативное задание, связанное с историей создания лодки Ра-1, и путешествием Тура Хейердала, мотивировало учащихся к поиску дополнительной информации из книг и интернет ресурсов для выполнения различных моделей лодки, при создании которых школьники производили необходимые математические вычисления, освоенные в рамках изучения темы.

Это свидетельствует о том, что с окончанием изучения темы ««Деление многозначных чисел  на числа, оканчивающиеся  нулями», мотивация на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности продолжалась и вышла за пределы ее изучения в классе.

В результате у школьников  появилось желание подготовить  творческое выступление  о членах экспедиции. Они провели  исследование о гибели лодки Ра-1, о моделях подобного сооружения, которое до сих пор используется,  создали великолепные презентации и представили их одноклассникам.

СЛАЙД 10 - Рефлексивная деятельность

На этапе рефлексивной деятельности  школьники соотносили цель и полученные результаты:

- высокий уровень самоанализа проявили 43  учащихся, средний – 66 школьников,

- высокий уровень  самооценки –  проявили 73 школьника, средний уровень 32 человека.  

Эти показатели свидетельствуют о том, что в рамках изучения темы были созданы условия для формирования  не только предметных, но  личностных и  регулятивных умений, которые проявились при выполнении  заданий на самоанализ и самооценку результатов учебной деятельности.

СЛАЙД 11 – Степень проявления личностных и метапредметных умений

Изучение степени проявления личностных и метапредметных умений  показало, что из 123 учащихся  4 класса:

- ярко проявили  – 37% учащихся

- свободно демонстрировали – 39 % школьников

- демонстрировали, если побуждали взрослые –  18% учеников,

 не проявили совсем – 6%  из  общего количества школьников.

СЛАЙД 12 – Очевидные изменения  школьников

В результате апробации ТРИИК и технологической карты были очевидны изменения школьников:

- наблюдалась высокая мотивация учащихся: им было интересно, понятно, исчезла скованность;

- возникло желание действовать творчески, поэтому  школьники проявили большую активность

   и самостоятельность;

- они с увлечением  планировали свои действия и работали в группах и парах.

СЛАЙД 13 – Благодарим за внимание!

Это дает основания утверждать, что при освоении темы, возможно, обеспечить условия для формирования личностных и метапредметных умений, а также для их использования  в практической  деятельности в рамках изучаемой  темы: «Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями», если систематически использовать данную технологию и технологическую карту.

Данный методический инструментарий позволяет любому учителю организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации не только предметных, но личностных  и метапредметных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на разностное сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности"

Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности" для 1 класса. Содержит визитную ...

Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.

Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....

Использование метапредметных и предметных умений с опорой на актуализацию ранее приобретенных знаний. Мини - проект по теме "Животный мир Австралии". 3-й класс

Открытый урок для учителей Центрального района Санкт-Петербурга.В рамках темы "Экология. Животный мир Австралии" по учебнику Forward 3 повторяется лексика по теме, проводится обучение состав...

Формирования социально - бытовых навыков и умений самостоятельного проживания у детей через практическую деятельность.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является увеличением уровня его социализации, адаптации в обществе. Успех адаптации в существенной степени зави...

ВКР на тему "Формирование у младших школьников умения адекватно использовать коммуникативные средства в процессе внеурочной деятельности"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует школы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование лич...