Формирование умений школьников использовать приобретенные знания в практической деятельности
методическая разработка по математике по теме
При освоении темы возможно обеспечить условия для формирования личностных и метапредметных умений, а также для их использования в практической деятельности в рамках изучаемой темы: «Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями», если систематически использовать данную технологию и технологическую карту.
Данный методический инструментарий позволяет любому учителю организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации не только предметных, но личностных и метапредметных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triik_1.pptx | 849.25 КБ |
triik_2.pptx | 2.69 МБ |
poyasnenie_k_slaydam.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная компетентность КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - учебно-познавательные - ценностно-смысловые - коммуникативные - информационные - социальные - здоровьесберегающие
4 класс УМК «Школа России» Математика Технологическая карта темы Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями Творческая группа Л. А. Александрова, учитель начальных классов школы №270 Е.В. Зыкова, учитель начальных классов школы № 270 З.В. Ильенкова, учитель начальных классов школы №276 М.В. Мартынова, учитель начальных классов школы №276 Е.В. Привалова, учитель начальных классов школы №289 Л.В. Тимошенкова, учитель начальных классов школы №276
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Содержательные блоки Блок А. Деление многозначного числа на произведение Блок Б. Письменное деление многозначного числа с остатком на 10, 100, 1000 Блок В. Письменное деление многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями Блок К. Диагностика качества освоения темы
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Задание 1 (З) с взаимопроверкой Назовите выражение, при делении которого, значение будет с остатком. 1826:10 7200:80 20400:100 67458:1000 Задание 2 (П) с взаимопроверкой Верно ли, что вычисление выражения 630:90 можно выполнить только одним способом? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) Выполните вычисление выражений 810 : 90; 540 : 60 и напишите только ответы. Диагностическое задание Вычислите выражения удобным способом. 5600:700; 248:40; 970:300; 3850:60
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексивная деятельность
Степень проявления личностных и метапредметных умений Степень проявления Личностные умения Познавательные умения Регулятивные умения Коммуникатив- ные умения ярко проявили 32 58 39 51 свободно демонстрировали 54 43 52 42 демонстрировали, если побуждали взрослые 25 18 27 20 не проявили совсем 12 4 5 10
Очевидные изменения школьников - высокая мотивация - большая активность и самостоятельность желание действовать творчески желание планировать получить личностный результат
Предварительный просмотр:
Комментарий к презентации
СЛАЙД 1 - Формирование умений школьников использовать приобретенные знания
в практической деятельности
СЛАЙД 2 – Образовательная компетентность
Мы думаем, сегодня, ни у кого не вызывает сомнений, что содержание образования состоит из информации, которая бурным потоком вливается в жизнь школьника. Этот информационный поток должен стать для ученика не стихийным бедствием, а источником творчества и успешной самореализации. Упорядочить этот поток, превратить его в целенаправленное освоение, систематизацию и использование учеником реальных знаний и умений в практической деятельности - одна из задач учителя.
Поэтому в стандарте четко обозначены результаты, среди которых образовательная компетентность, рассматривается, как способность, активно и успешно действовать на основе приобретенных знаний, умений и опыта деятельности при решении учебных и практических задач.
Обучаясь, в рамках повышения квалификации, на курсе ТРИИК, мы самостоятельно приобретали необходимые дидактические знания и сразу применяли их в практической деятельности. Поэтому осваивая теоретические модули курса, каждый член творческой крупы был ориентирован на конкретное использование знаний и умений в профессиональной деятельности.
СЛАЙД 3 – Тема технологической карты и авторы разработки
По условиям обучения на курсе ТРИИК итоговой работой является методическая разработка темы и ее апробация в учебном процессе. Наша творческая группа проектировала учебный процесс по изучению темы «Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями», оформляла его в технологической карте, что позволило нам осознать последовательность работы по изучению темы, сформулировать цели, прогнозировать результаты ее освоения школьниками.
СЛАЙД 4 – Ситуативное задание
На первом этапе «Самоопределение в деятельности», чтобы вызвать интерес к изучению темы, школьников предлагается ситуативное задание, содержание которого знакомит учащихся с условиями проведения экспедиции норвежского мореплавателя Тура Хейердала на папирусной лодке РА-1 в 1969 г. Чтобы запечатлеть это уникальное событие, художник создает картину, для которой уменьшает реальные размеры лодки.
Школьникам предлагается провести исследование и определить размеры лодки для ее изображения и размеры холста для этой картины. Чтобы выполнить это задание, надо уметь производить вычисления с многозначными числами. Это задание стимулирует школьников для изучения темы.
СЛАЙД 5 – Содержательные блоки
На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивали учебное содержание темы, которое представлено в содержательных блоках, их названия вы видите на слайде.
СЛАЙД 6 – Учебно-познавательная деятельность
При освоении темы в рамках данной технологии учащимся предлагается изучать ее содержание посредством выполнения учебных заданий на «знание», «понимание», «умение». На слайде представлен один из вариантов цепочки таких заданий, которые позволяют освоить учебное содержание в системе.
После освоения каждого содержательного блока, школьникам предлагается диагностическое задание, по качеству выполнения которого можно установить степень его освоения.
СЛАЙД 7 – Результаты диагностики и контроя
Диагностические и контрольные задания учебной темы выполняли 123 учащихся из разных классов по уровню развития и подготовки. Успешно выполнили диагностические задания – 64 учащихся, допустили ошибки и исправления - 58 учеников, выполнили неправильно – 23 школьника.
Предлагаемая система диагностики на каждом содержательном блоке позволяет сразу выявить проблемы учащихся, которые выполнили задания неправильно.
Своевременно оказанная помощь школьникам, обеспечивает индивидуальный подход к ученику и способствует устранению возникающих у него трудностей.
В результате итоговую контрольную работу школьники выполнили успешно: 35 пятерок, 40 четверок, 26 троек и 12 двоек на 123 учащихся.
Эти данные показывают, что если подобную систему обучения использовать постоянно, то можно получить более значительные и успешные результаты у большей части школьников.
СЛАЙД 8 – Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Этап интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование приобретенных знаний и умений темы для выполнения одного из вариантов ситуативного задания. Школьники выбирали вариант задания, способ деятельности и выполняя математические вычисления, определяя размеры лодки для изображения и размеры холста для этой картины.
Несмотря на сложность задания, эвристический вариант выбрали 16 школьников, более легкий вариант самостоятельной работы – 50 учеников, решили воспользоваться помощью учителя 57 человек.
Это свидетельствует об успешности проведенной работы со школьниками, которых удалось заинтересовать ситуативным заданием и стимулировать большинство из них к выбору самостоятельной деятельности.
СЛАЙД 9 – ИПД за пределами изучения темы
Ситуативное задание, связанное с историей создания лодки Ра-1, и путешествием Тура Хейердала, мотивировало учащихся к поиску дополнительной информации из книг и интернет ресурсов для выполнения различных моделей лодки, при создании которых школьники производили необходимые математические вычисления, освоенные в рамках изучения темы.
Это свидетельствует о том, что с окончанием изучения темы ««Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями», мотивация на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности продолжалась и вышла за пределы ее изучения в классе.
В результате у школьников появилось желание подготовить творческое выступление о членах экспедиции. Они провели исследование о гибели лодки Ра-1, о моделях подобного сооружения, которое до сих пор используется, создали великолепные презентации и представили их одноклассникам.
СЛАЙД 10 - Рефлексивная деятельность
На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносили цель и полученные результаты:
- высокий уровень самоанализа проявили 43 учащихся, средний – 66 школьников,
- высокий уровень самооценки – проявили 73 школьника, средний уровень 32 человека.
Эти показатели свидетельствуют о том, что в рамках изучения темы были созданы условия для формирования не только предметных, но личностных и регулятивных умений, которые проявились при выполнении заданий на самоанализ и самооценку результатов учебной деятельности.
СЛАЙД 11 – Степень проявления личностных и метапредметных умений
Изучение степени проявления личностных и метапредметных умений показало, что из 123 учащихся 4 класса:
- ярко проявили – 37% учащихся
- свободно демонстрировали – 39 % школьников
- демонстрировали, если побуждали взрослые – 18% учеников,
не проявили совсем – 6% из общего количества школьников.
СЛАЙД 12 – Очевидные изменения школьников
В результате апробации ТРИИК и технологической карты были очевидны изменения школьников:
- наблюдалась высокая мотивация учащихся: им было интересно, понятно, исчезла скованность;
- возникло желание действовать творчески, поэтому школьники проявили большую активность
и самостоятельность;
- они с увлечением планировали свои действия и работали в группах и парах.
СЛАЙД 13 – Благодарим за внимание!
Это дает основания утверждать, что при освоении темы, возможно, обеспечить условия для формирования личностных и метапредметных умений, а также для их использования в практической деятельности в рамках изучаемой темы: «Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями», если систематически использовать данную технологию и технологическую карту.
Данный методический инструментарий позволяет любому учителю организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации не только предметных, но личностных и метапредметных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на разностное сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности"
Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности" для 1 класса. Содержит визитную ...
«Формирование у школьников умения использовать выразительные средства художест¬венных материалов в творческой дея¬тельности»
методические рекомендации ...
Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.
Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....
Формирование у школьников умения планировать практическую работу
Дипломная работа...
Использование метапредметных и предметных умений с опорой на актуализацию ранее приобретенных знаний. Мини - проект по теме "Животный мир Австралии". 3-й класс
Открытый урок для учителей Центрального района Санкт-Петербурга.В рамках темы "Экология. Животный мир Австралии" по учебнику Forward 3 повторяется лексика по теме, проводится обучение состав...
Формирования социально - бытовых навыков и умений самостоятельного проживания у детей через практическую деятельность.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является увеличением уровня его социализации, адаптации в обществе. Успех адаптации в существенной степени зави...
ВКР на тему "Формирование у младших школьников умения адекватно использовать коммуникативные средства в процессе внеурочной деятельности"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует школы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование лич...