"Решение задач"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Чередниченко Валентина Ивановна

1.Раскрыть смысл кратного сравнения, закрепление таблицы умножения и деления.  Совершенствовать  умения:    а) решать  задачи, повторить  отношения    «больше на..», «больше в…»    разностного  и кратного сравнения.

формирование вычислительных навыков;

2.закрепление умений анализировать и решать задачи;

3.способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Математика

Класс

3

УМК

«Гармония»

Тема

Решение задач

Тип урока

Урок-закрепление

Цель

1.Раскрыть смысл кратного сравнения, закрепление таблицы умножения и деления.  Совершенствовать  умения:    а) решать  задачи, повторить  отношения    «больше на..», «больше в…»    разностного  и кратного сравнения.

формирование вычислительных навыков;

2.закрепление умений анализировать и решать задачи;

3.способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Необходимый уровень:

- использовать для решения задач:

таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне навыка)

Умения:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

-решать простые задачи: на разностное и кратное сравнение.

Повышенный уровень:

- находить число перестановок не более, чем из трех элементов

Познавательные УУД

1.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей.

2.Понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи.

3.Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

4. Анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. 

5. Строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Уметь работать в паре, в группе.

Личностные УУД

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока.

6. Принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания и умения.

7. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

8. Выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам.

9. Участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе.

Основные понятия

Кратное сравнение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УчебникН.Б. Истомина  « Математика» 1 часть, изд-во «Ассоциация ххi», 2012 г .

Тетрадь на печатной основе

  1. Истoминa H.Б. «Мeтoдика oбучeния мaтeмaтикe в нaчaльных классах», Учеб.

пoсoбиe для стyд. 4-еи зд. «Академия». -. М.: 2012. -

  1. Логвинова И. М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. - № 12.- с. 12-18.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологическая карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Этап 1.Самоопределение к деятельности Организационный этап 1 минута

- Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее, 

Начнем скорее мы урок

- Желаю вам успеха!

- Откройте тетради, запишите число 13 декабря и классная работа.

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Запись числа и классной работы в тетради

Личностные: самоопределение,

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап 2. Актуализация знаний . Устный счет.7 минут

- Начнем урок с арифметического диктанта.  Записывайте только ответ.

14,45,32,5,42,8 (самопроверка)

- Молодцы! Успешно справились с заданием!

- Мы продолжаем наш путь к знаниям!

Дети решают тест с выбором ответа и записывают его в тетрадь.

Самопроверка

Личностные:

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Этап 3. Постановка и формулирование проблемы 7 минут

-  еще одно испытание  Посмотрите на страницы 112 -113  учебника и скажите какая тема нашего урока.

. Решите задачу. (учебник С. 112, № 342 )

-Прочитайте задачу(чертим схему)

-Покажите длину пещеры

-Покажите путь ,пройденный туристами

-Покажите оставшийся путь

-Что надо найти по условию задачи?

-Какое правило вспомнили ?(самостоятельное решение задачи)

Как вы думаете, что предстоит узнать?

 (Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого? Каким действием?)

Дети анализируют задачу

Для решения задачи используют правило

(Чтобы узнать, во сколько одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее)

300-100=200(м)-оставшийся путь

200:100= 2(р.)- в 2раза пройденный путь меньше оставшегося.

Во сколько раз пройденный путь меньше оставшегося.

Познавательные:

- умение анализировать тексты простых и составных задач с опорой на  схему

- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

Коммуникативные:

-. развиваем умение слушать и понимать других.

-. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

Личностные:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Этап 4. Постановка учебной задачи 2  минуты

- Ребята, общепринятое название в математике  этого способа сравнения – кратное сравнение (понятие на доску)

-А какие поставим перед собой задачи на урок? 

Дети ставят для себя задачи на урок (с возможной корректировкой и уточнением учителя).

Научиться новому способу сравнения;

-узнать способ действия для вопроса «Во сколько раз?»;

.

Регулятивные:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-.принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока.

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

Коммуникативные:

-. развиваем умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

Этап 5. Физкультминутка 2 минуты

Презентация «Веселая зарядка»

Два ученика показывают, другие выполняют.

Этап 6. Открытие нового знания 6 минут

 В учебнике на странице 113, №343

 Сначала вычисляется длина каждого звена

ломаной. Для этой цели можно нарисовать схему,

соответствующую  условию задачи. Затем находится длина всей ломаной

(15 см). На доске несколько учеников записывают свои ответы

. Класс соглашается или не соглашается с ними. После этого

в тетрадях чертится ломаная. Вынести на доску

различные по форме ломаные.

Работа с учебником с.113 №343

Чертят три отрезка, а затем из отрезков составляют ломаную из трех звеньев

 вынести на доску

различные по форме ломаные

Коммуникативные:

- развиваем умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

- принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания и умения.

Познавательные:

- строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем.

Регулятивные:

- развиваем умение высказывать своё предположение.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Этап 7. Первичное закрепление 3 минуты

Продолжим путь к знаниям! Решим ещё одну задачу.

Задание 344 лучше обсудить устно. Ученики выбирают вопросы, на которые можно ответить,

 выполнив действие 48 :  6.

Нельзя ответить только на четвёртый вопрос.

Работа с учебником

(стр.113 № 344)

Задание 344 лучше обсудить устно. Ученики выбирают вопросы,

на которые можно ответить, выполнив действие 48 : 6.

Нельзя ответить только на четвёртый вопрос.

Познавательные:

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей.

- понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи.

- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

Этап 8. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой 8 минут

Задача С 113, № 345

Выбор схемы одной из трех

Какая схема подходит по условию задачи?

Почему?

Решением задачи 345 является выражение (2).

 

Составить задачу с тем же сюжетом к другому выражению невозможно, так

как уменьшаемое меньше вычитаемого.

Регулятивные:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

- участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе

- Ребята, теперь я вам предлагаю поработать в группах.

Придумайте похожие задачи по выражениям.1 колонка (2 группы): № 3(а)

2 колонка (2 группы): № 3 (б)

3 колонка (2 группы): №.4 (в)

(От каждой группы один представитель озвучивает задачу, а уч-ся другого ряда проговаривают решение - устно).

Работа в группах

Учебник с.54 № 3

Познавательные:

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей.

- понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи.

Коммуникативные:

- развиваем умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

- умение работать в паре, в группе.

Личностные:

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Этап 9. Итог урока. Рефлексия 2 минуты

- Какая была тема урока?

-Решение задач

- Чему научились? (сравнивать во сколько раз больше или меньше)

- Что изучили? (решение задач на кратное сравнение )

-Какие задачи перед собой ставили?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке

-научились новому способу сравнения;

-узнали способ действия для вопроса «Во сколько раз?»;

Решали задачи

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Этап 10. Самооценивание 2 минуты

На дом. Задания из ТПО № 1

С77-78, № 140, 141.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями.

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...