Единицы времени. Календарь.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Единицы измерения времени. Календарь.
Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления и с календарём.
Задачи:
- Учить детей применять знания и представления для решения учебных задач и в повседневных ситуациях;
- Формировать умение пользоваться единицами измерения времени, решать задачи, связанные с единицами времени;
- Развивать логическое мышление, внимание, память;
- Учить сотрудничеству в парах, в группах.
Оборудование:
- Сказка-загадка «Старик-Годовик»
- Индивидуальные календари текущего и прошедшего годов.
- Циферблат с подвижными стрелками.
- Таблица отношений единиц измерения времени.
- Лента времени.
- Мультимедийный комплекс.
- Презентация к уроку.
Ход урока
I. Психологический «настрой»
слайд 2
Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей довольны остались,
Чтоб этот урок порадовал всех,
И каждый из вас ощутил свой успех.
Слайд 3
II. Актуализация субъективного опыта
1. Загадка:
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
2. На доске записано известное высказывание Т. Манна. Прочитайте высказывание и определите пропущенное слово.
…(Время) – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.
Вопросы учителя.
– Чем является время с точки зрения писателя? (Ответы детей)
– Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)
Слайд 4
Вывод. Время – это величина.
– Что она характеризует?
– Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
– А для чего это надо?
Ученица: ВРЕМЯ. Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ! ВЕРТЕМЯ! Ясно слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются, словно «вертятся».
Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.
III. Изучение нового материала
1. Знакомство со сказкой-загадкой В. Даля «Старик-годовик» (Приложение 1)
(Чтение по цепочке)
- Что за птицы вылетели из рукава первый раз?
(Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)
- Что за птицы вылетели из рукава второй раз?
(Весенние месяцы: март, апрель, май)
- Что за птицы вылетели из рукава третий раз?
(Летние месяцы: июнь, июль, август)
- Что за птицы вылетели из рукава четвёртый раз?
(Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А почему у каждой птицы по 4 крыла?
(4 недели в месяце)
- А что значит: в каждом крыле по 7 перьев?
(В неделе 7 суток)
- А почему одна половина пера белая, а другая – чёрная?
(День и ночь)
2. Применение знаний и способов деятельности
Слайд 5
– Как называется период времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси?
Слайд 6
Ученица: Люди издревле наблюдали за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.
Слайд 7
Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.
1 год – 12 месяцев.
слайд 8
– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.
– А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или
«старый» (идущий на убыль).
Слайд 9
Растущий |
Слайд 10
Загадка:
Есть в квартире молодец
Математик и мудрец
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет. (Календарь)
– Почему думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом?
Слайд 11
Рассказ ученика: В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. Латинское слово «КАЛЕНДАРИУМ» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями, и называлось «КАЛЕНДЫ».
Слайд 12
Презентация проекта «Календари»
Слайд 13
Рассказ ученика: Календарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.
IV. Применение знаний и способов деятельности
Слайд 14
1. Практическая работа с календарём (Приложение2):
По календарю определяются не только дни недели, но и времена года.
– Сколько времен года?
– Сколько месяцев в каждом времени года?
– Сколько месяцев году?
– Сколько может быть дней в месяце?
– Если вам трудно запомнить сколько дней в месяце: 30 или 31, то можно найти подсказку на своей руке. Сожмите руку в кулак. Обратите внимание на суставы между кистью руки и пальцами. Начинайте считать: сустав -31 в месяце, впадина – 30 дней.
– Разделите все месяцы на 2 группы.
– Какой месяц не вошёл ни в один столбик?
– Почему?
– Сколько в феврале недель? Сколько это дней?
Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.
2008 год – високосный, назовите следующий високосный год. (2012)
Слайд 15
– В какую единицу времени складываются годы? (Век)
– А века? (Тысячелетия)
2. Открываем рубрику «Часовых дел мастер ».
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой странице? (Ответы учащихся)
– На доске представлены имена и даты, связанные с изобретениями измерителей времени – часов.
Слайд 16
Хронология механических часов
- 9 в – Пацификус из Вероны изобрел механические часы
- 996 год – монах Герберт сделал башенные часы для г. Магдебурга.
- 1300 год – в Париже первые часы соорудил Пьер Пипенар.
- 1404 год – на Руси первые механические часы были установлены в Кремле.
- 1764 год – русский изобретатель Кулибин сделал часы с мелодиями и кукольным театром
– Об этих изобретателях и их изобретениях вы более подробно узнаете из задач, которые нужно решить в группах.
3.Решение задач.
1. Первые механические часы изобрёл в начале 9 века учёный Пацификус из города Вероны. Вычислите, сколько веков тому назад было сделано это изобретение?
2. В 996 году монах Геберт установил первые башенные часы в городе Магдебурге. Определите, сколько лет исполняется этим часам в 2011году.
3. Первые башенные часы в Магдебурге были установлены в 996 году, а часы для Московского Кремля изготовлены в 1404 году. Какие часы старше и на сколько?
4. В 1764 году русский изобретатель Кулибин сделал уникальные часы с мелодиями и миниатюрным кукольным театром. В каком году этому изобретению исполнится 250 лет?
4. Проверка решения задач.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
(12 веков, 1013 лет, на 408 лет старше, в 2014 году)
Рефлексия
Тест
- Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца это … . (год)
- Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это … . (сутки)
- Запишите, сколько суток в самых длинных месяцах года. (31 сутки)
- Запишите, сколько лет в одном веке. (100 лет)
- Запишите, сколько суток в не високосном году. (365 суток)
- Запишите, в каком веке вы родились. (21)
- Запишите, сколько минут в одном часе. (60 минут)
- Запишите в минутах продолжительность школьного урока. (40 минут)
Слайд 20
Согласись или не согласись с утверждениями(интерактивный): (учащиеся сигнальными карточками показывают «да» – зелёная, «нет»– жёлтая, на экране проверка)
- 48 ч – это 4 суток.
- В високосном году 366 дней.
- 12 ч составляют ? часть суток.
- 5 – это самая лучшая отметка для ученика.
– Встаньте, кто может поставить себе за работу на уроке такую отметку.
Слайд 21
VI. Домашнее задание
1 уровень с. 76 № 1 – выполнить перевод величин;
2 уровень – с. 73 № 7 (а, б) решить задачу, связанную с единицами времени;
3 уровень – подготовить сообщение о том, как появились названия месяцев или дней недели.
VII. Итог урока
– Что нового узнали, чему научились?
– Что бы вы хотели бы узнать, с чем познакомиться?
– Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и много запомнили.
VIII. Рефлексия
- Оцените свою работу
- довольны своей работой, потому что почти не ошибались;
- иногда было трудно, допускали неточности;
- испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и будет успех!
Приложение 1.
Старик – годовик.
(сказка-загадка)
Владимир Даль
Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.
Махнул старик – годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.
Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым – светло, махнёт другой – станет темным – темно.
КАЛЕНДАРЬ
2014 ГОД
ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ИЮНЬ | |||||||||||||||||||||||||
ПН | 6 | 13 | 20 | 27 | 3 | 10 | 17 | 24 | 3 | 10 | 17 | 24/31 | 7 | 14 | 21 | 28 | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23/30 | ||||||
ВТ | 7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 6 | 13 | 20 | 27 | 3 | 10 | 17 | 24 | |||||
СР | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 5 | 12 | 19 | 26 | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | ||||
ЧТ | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 6 | 13 | 20 | 27 | 6 | 13 | 20 | 27 | 3 | 10 | 17 | 24 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 5 | 12 | 19 | 26 | ||||
ПТ | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | 7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 6 | 13 | 20 | 27 | ||||
СБ | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 5 | 12 | 19 | 26 | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | ||||
ВС | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 6 | 13 | 20 | 27 | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | ||||
ИЮЛЬ | АВГУСТ | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | |||||||||||||||||||||||||
ПН | 7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 6 | 13 | 20 | 27 | 3 | 10 | 17 | 24 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | ||||
ВТ | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |||
СР | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 6 | 13 | 20 | 27 | 3 | 10 | 17 | 24 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 5 | 12 | 19 | 26 | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |||
ЧТ | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 6 | 13 | 20 | 27 | 4 | 11 | 18 | 25 | ||||
ПТ | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 5 | 12 | 19 | 26 | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | 5 | 12 | 19 | 26 | ||||
СБ | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 | 39 | 6 | 13 | 20 | 27 | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 6 | 13 | 20 | 27 | ||||
ВС | 6 | 13 | 20 | 27 | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | 28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.
Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...
Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"
Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать ди...
Урок математики в 3 классе. Тема "Календарь. Единицы времени". УМК "Школа России"
Урок математики с применением обучающх структур по сингапурской методике....
Конспект урока по математике "Единицы времени. Порядок месяцев. Календарь."
Конспект урока по математике для учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида....
Урок математики по теме: «Единицы времени. Календарь и часы».
Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов....
Урок математики : "Календарь. Единицы времени"
Презентация к уроку математики 3 класс...
Урок математики "Единицы времени. Календарь".
Урок математики в 3 классе по теме "Единицы времени. Календарь"....