Разработка урока математики "Цифра 5.Число 5"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Чиркина Ольга Николаевна

Разработка урока математики "Цифра 5.Число 5" в 1 классе начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_na_sayt.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект к уроку

математики в 1 классе по теме:

«Цифра 5.Число 5»

Тип урока: открытие нового знания

Разработала:

Чиркина Ольга Николаевна


Тип урока: Открытие Нового Знания

                                                                          Конспект урока:  «Число пять. Цифра 5.»

Тема

Число пять. Цифра 5.

Цели

Познакомить с числом и цифрой 5.

Научить писать цифру 5.

Научить получать следующее и предыдущее число методом присчитывания и отсчитывания по 1.

 Оборудование

Планируемый результат

Демонстрационный материал: слайды, презентация цифры 5

Раздаточный материал: геометрические фигуры, линейка. карточки для самооценивания

-Познакомиться с цифрой 5.

-Научиться писать  цифрой 5.

-Научиться получать следующее и предыдущее число методом присчитывания и отсчитывания по 1

Основные понятия

Последующее и предыдущее число, между,  слева, справа, увеличение на один, уменьшение на один, цифра, число.4 и 5

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва  Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. , рабочая тетрадь к учебнику «Математика» для 1 класса;

- презентации: «Число и цифра 5», «Учимся писать цифры»

-листочки в клеточку

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности         (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

И сейчас мы займемся делом .

Какие качества характера нам помогут в этом?

- трудолюбие, внимание, усидчивость, мышление.

Отгадайте загадку:

Во дворе 4 кошки

Тихо спрятались в лукошке,

Их одна пошла искать.

Сосчитай-ка кошек. - Пять

 Докажите

Где же еще мы встречаем число 5?.

Так как же мы получили число 5?

Сколько в лукошке кошек, и еще одна пошла искать -к 4прибавить 1 будет 5

1гр.На линейке

2гр.на луче

3гр.на отрезке

Путем присчитывания по одному.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Цели:

организовать актуализацию умений:

- в распознавании геометрических фигур на рисунке;

-в определении признаков предметов;

-в соотнесении числа и цифры;

 - фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Рассматривают картинку, разбивая предложенные геометрические фигуры на группы, учитывая признаки предметов (форму, цвет).

Показывает картинку на интерактивной доске с геометрическими фигурами. Организует актуализацию умений в определении геометрических фигур.

Организует работу в группах.

 Распределите фигуры на группы:

1гр- по цвету

2гр- по форме

3гр-по величине

-Сколько фигур у вас получилось?

Увеличьте количество на 1.Сколько получилось в 1гр(по предметам) во 2-ой(на прямой)в 3(на луче) в 4(на отрезке_

Покажите карточку с числом.

Ответы разные

- А почему у нас получились разные ответы?

Уметь составлять алгоритм по рисунку, соотносить число и цифру.

6,

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

3. -В каком месте возникло затруднение? (При  определении следующего числа в натуральном ряду).

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как получить следующее число при счёте).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

С помощью учителя  ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

 Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Какую цель ставим? (научиться  получать следующее и предыдущее  число методом присчитывания и отсчитывания по одному

4. – А какое наше действие следующее? (Составить алгоритм. )

- Составим алгоритм действий:

1. Сами попробуем выполнить задание:

получить следующее число при счёте с помощью картинок.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

- Что нам поможет? Физкультминутка

Раз, два-выше голова

Три, четыре- руки, ноги шире

Пять. шесть -тихо сесть.

Алгоритм получения чисел  4,3,2,1

свой опыт, учебник, учитель

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует уточнение темы урока.

 Выполняем по плану действия.

-

 

- Сопоставим свои предположения с материалом презентации».

4.Применим новое знание.

Вывод на стр 30 учебника.

Гимнастика для глаз.

Слайд с приближающимся и отдаляющимся предметом.

Получать предыдущее и следующее число присчитыванием по 1.

5

Добавили к 4 один кружок

Добавлением одной фигуры

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задания в учебнике на с. 31

Просмотр слайда презентации «Учимся писать цифры» (Написание цифры 5).

5.- Переходим к закреплению.

Стр. 30 № .1  Написать в тетрадях элементы цифры 5 и саму цифру )

 Сравнивают свою работу с эталоном.

Стр. 31. № 2 . Сравнить число фигур на рисунках .

Соотнести числа и цифры.

Стр.33 . №.2. Получение предыдущего числа путём вычитания 1.

6.- Посмотрите на волшебный карандаш и внимательно проследите как выполняет написание цифры 5.

Уметь соотносить число и цифру, сравнивать количество предметов, получать и называть следующее и предыдущее при счёте число.

Уметь в правильной последовательности писать цифру 5.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникатив-ные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Стр.27   № 1, № 2, № 3.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебных кружочков.

- зелёный – всё понял,

-жёлтый - затрудняюсь,

-красный- не понял

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Стр.32  (учебника)  № 6,№7

Эталон для самопроверки на доске.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком задании ошибки?

- В чём причина?

8.Самооценка по эталону.

Уметь соотносить действие, количество предметов, число и цифру.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

9. Подводим итог работы на уроке.

Где мы можем встретиться в жизни с числом 5(сказки, пословицы, часы, потешки, стихи)

- Какую цель ставили? Достигли цели?

 ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО? АЛГОРИТМА ПОЛУЧЕНИЯ ЧИСЛА 5

РАБОТАЛИ В ГРУППЕ выполняли правила работы в группе.

- Какая тема урока была?- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Творческое домашнее  задание :  нарисовать иллюстрацию к сказкам где встречается число 5        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Уменьшение, увеличение числа в 10, 100 раз" с презентацией. УМК "Школа России"

Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием деятельностного подхода. Помимо приобретения математических знаний, ребята познакомятся с прекрасной страной Индией....

Разработка урока по математике "Число и цифра 5".

Урок был подготовлен и проведен в ходе подготовки к заседанию школьного педагогического совета по теме "Требования ФГОС к управлению уроком". Учитель работает по учебно - методическому комплекту Л.Г.П...

Разработка урока по теме "Числа от 1 до 10"

Разработка урока по теме "Числа от 1 до 10"...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ" ЧИСЛО И ЦИФРА О"

Тема: Присчитывание и отсчитывание по одному предмету.Число и цифра 0.Цель:познакомить учащихся с числом 0 и его графической записью – цифрой 0;отрабатывать навыки счёта в пределах 10; отрабатыв...

Разработка урока математики "Вычитание числа 1" 1 класс

Разработка урока математики "Вычитание числа 1"состоит из плана и презентации ,предназначена для 1 класса ....

Разработка урока математики "Состав числа 8"

                    Урок  Математики в 1 классеТема:...

Разработка урока по математике:"Числа от 1 до 20" (УМК "Начальная школа XXI века")

Оборудование:Учебник “Математика” для 1 класса, ч. 1. авт. Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе.Тетрадь на печатной основе авт. Е.Э.Кочурова.Карточки с числовыми выражениями для работы на доске.Инди...