Разряды десятков и разряды единиц
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Знакомство учащихся с числами второго десятка, их образованием, записью и чтением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriteriy_1.4._prilozhenie_8_a.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 1
Тема: Разряды десятков и разряды единиц»
Цель - познакомить учащихся с числами второго десятка, их образованием, записью, чтением; провести работу пропедевтического характера к теме « разряд десятков и разряд единиц»
Задачи урока: обучающая: через систему вопросов и заданий подвести учащихся к открытию способа образования, записи и чтения чисел второго десятка;
развивающая: развивать внимание, мышление и память детей;
- воспитывать культуру учебного труда, побуждать детей к взаимопомощи;
Средства обучения: самодельный макет « НИИ двузначных чисел» с двумя лабораториями: « Лаборатория « Десятки, лаборатория « Единицы»», кирпичики с примерами для устного счета, наборы чисел от 1 до 10, счетные палочки.
Тип урока: изучение нового материала
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель -ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: Учебник: Математика 1 класс А.Л.Чекина часть 2, рабочая тетрадь № 2
Личностные УУД Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;проводить сравнение.
Коммуникативные УУД учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. .Мотивирование (самоопределение) к деятельности. Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приемы: добрые пожелания, девиз, загадка и т.д. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам радость. Поздоровайтесь с гостями.Спасибо. Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Удачи тебе на уроке! (Прикосновение всей ладонью руки). Математика нас ждет, Начинаем устный счет. | Включаются в учебную деятельность Дети получают эмоциональ ный настрой | коммуникатив- ные УУД |
2.Сообщение темы и целей урока | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Прямой и обратный счет.Подумайте и скажите мне число, которое отличается от всех остальных и объясните почему? ( 10) - А чем оно отличается от других?( оно двузначное). - А почему его называют двузначным? ( для его записи требуется 2 цифры). - А еще, ребята, число 10 называют самым маленьким числом! Значит, есть числа и больше, чем 10? Постановка проблемы: поднимите руки те ,кто умеет считать после 10?- Кто умеет записывать числа после10? ( открыть обратную сторону доски, где записаны числа от 11 до 19). -Кто прочитает нам эти числа? ( если рук будет много, задать вопрос) - А поднимите руки те, кто знает как образуются эти числа и что обозначает каждая цифра в этой записи? -Назовите тему урока ( помочь сформулировать тему урока) -Предлагаю сегодня на уроке математики провести научное исследование и выяснить, как образовать другие двузначные числа, как записать их и как прочитать запись ( на доске поочередно появляются таблички «КАК ОБРАЗОВАТЬ?»,»Как записать?» «Как прочитать?», « Почему так?» - А где обычно проводятся исследования? ( в лаборатории, институте). Сегодня мы отправимся в Научно- исследовательский институт двузначных чисел.( плакат)
| Включились в учебную деятельность. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. |
3.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика | Актуализация знаний 1.Задания на развитие навыков счета, логического мышления Какой-то злой волшебник из страны « Невыученных уроков» не хочет, чтобы вы узнали что-то новенькое и ночью разобрал институт по кирпичикам. Что же нам делать? (дети предлагают « построить») Итак, за дело. Вы сможете собрать, если решите примеры правильно и приклеите кирпичики к правильным ответам. Красные кирпичики приклеивают к правильному ответу к левой красной половине института, а синие кирпичики к правой синей половине института. За работу! ( Дети выходят читают пример, называют ответ и приклеивают кирпичик). - Ребята, вы заметили, что в нашем институте есть 2 лаборатории, но вот как они называются, мы узнаем с вами, если тщательно исследуем двузначные числа и я надеюсь, что в течение урока мы разгадаем с вами эту загадку. Думаю, сейчас самое время приступить к научно- исследовательской работе. | Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение. | коммуникатив- ные УУД | |
4. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта. Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. Поддержание активной работоспособности. На этапе движения происходит усиление эффекта усвоения материала. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | ( для активизации внимания) - Поднимите правую руку те, кто меня слышит! - Поднимите левую руку те. Кто меня слышит! Хлопните в ладоши те, кто меня слышит. Вперед к открытиям! -Вспомним, на какие вопросы мы должны мы должны ответить. (по вопросам на карточках). Положите столько палочек, сколько обозначает это число! (8) -Что нужно сделать , чтобы получить следующее число?( положить еще одну палочку). Каким знаком обозначим это число? ( цифрой 9). Как получить следующее число? ( положить еще 1 палочку). Как оно называется? Каким знаком обозначить это число? ( двумя цифрами 1 и 0 ). Положите это число себе на парту! ( учитель приклеивает к доске) -Как можно по другому назвать число 10? ( 1 десяток). –Как можно превратить наши 10 отдельных палочек в 1 десяток? ( связать их) У каждого из нас в руке 1 десяток палочек! Где и как в жизни встречались со словом « десяток» - А хотите узнать, как в старину называли 1 десяток? ( таблица « ДЦАТЬ)». Ребята, сколько у каждого в руке десятков? ( один) А сколько отдельных палочек осталось? (нисколько, ничего 0) -- А теперь, кто был самым внимательным и готов ответить на вопрос? Посмотрите ещё раз на число 10 и скажите, что может обозначать цифра 1 и цифра 0 в записи числа 10? (1 – 1 десяток, 0 - ноль отдельных палочек; )- Молодцы! - У каждого из вас на парте лежит 1 десяток палочек. Но ведь мы не все палочки пересчитали. Как получить следующее число. (достать ещё 1 палочку). Достаём следующую палочку. Сколько теперь палочек у нас на парте? (1 дес. и ещё 1 отдельная палочка). Каким числом обозначить 1 отдельную палочку? (1). Положите число 1 на парту. Как по-другому назвать число «один»? (единица). - В числе 10 было 1 десяток и 0 отдельных палочек, а теперь у нас 1 десяток и 1 отдельная палочка, 1 единица. Кто догадался, как записать новое число? (на парте у детей 2 карточки с числами 10 и 1). Кто напишет на доске? - А кто знает, как читается это число? - А почему так? (учитель обращает внимание на старинное название десятка и медленно демонстрирует наложение единицы на десяток). - Теперь вы готовы ответить на вопросы по плану урока? - Как получить следующее число после 10? - Как записать это число? - Как прочитать это число?- Почему оно так называется? - Проверим свои первые открытия на других числах? - Но прежде нам нужно немного отдохнуть! Динамическая минутка | Дети работают со счетными палочками | Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Регулятивные: целеполагание. |
5.Упражнение в образовании, записи и чтении чисел второго десятка Учащиеся выполняют задания, в которых тренируется использование изученного материала. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий и подготовка к введению в будущем следующих тем. Поддержание активной работоспособности. | Проводится аналогичная работа по образованию других чисел второго десятка (от 11 до 19). Каждый раз примерять двузначное число к «лабораториям», так, чтобы 1 десяток был на красной половине, а число единиц на синей половине. Прочитать числа: 15 17 18 - Кто готов ответить на вопрос «Как называются лаборатории в НИИ?» (учитель обращает внимание на 2 лаборатории и 2 знака в записи двузначных чисел; открываются надписи). Обратить внимание на то, что десяток, как самый «толстый и важный» пишется впереди, а число отдельных «худеньких» единичек на втором месте. 4) Работа с учебником. - А теперь пора открыть наши книги и подтвердить полученные результаты работы с тем, что хотел нам рассказать учебник. - Как называются страницы учебника с новой темой? (20 и 21)Прочитайте тему урока. Условные обозначения Выполняется упражнение №4 на стр. 21. - Впиши по порядку все двузначные числа, в которых 1 десяток. Как он обозначен на рисунке (столбик красных квадратов, их 10). Как обозначены на рисунке единицы? (столбики с синими квадратами, их число каждый раз увеличивается). (Дети выполняют работу, учитель оказывает помощь при необходимости). - Прочтём все записанные числа по порядку, где синим цветом выделено количество единиц в числе, а красным цветом старинное название десятка – дцать. Выполняется упражнение №3 на с. 21 Прочитать - На каждом рисунке заключи в рамку 10 предметов. - Запиши под рисунком число всех изображённых предметов в виде числа десятков и числа оставшихся единиц. - Сравни полученные числа. | Различие углов. Треугольники можно назвать по наличию углов. Ученик читают правило | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. | |
6.Закрепление изученных знаний. Самостоятельная работа Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается), и у него возникло желание закрепить удачный результат | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Итогом нашего исследования будет ваша самостоятельная работа в тетради для самостоятельных работ. Провести небольшую физкультминутку для активизации внимания. - Откройте с. 24, задание №1. - Запиши под рисунками число всех палочек. (Учитель оказывает помощь при необходимости). - Подчеркните красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим – цифру, обозначающую число единиц. - Ваши работы я проверю позже и результаты мы обсудим на следующем уроке. Итог урока. - Вот и подошёл к концу наш урок. - Вспомните, где мы сегодня побывали? (В НИИ двузначных чисел). - Что мы узнали нового? (Как образуются двузначные числа, как записываются, как читаются). - Из чего состоит институт? (Из двух лабораторий). - Как они называются? - Что первым записывается в двузначном числе? (Десяток). Что стоит на втором месте? (Число единиц). - Я надеюсь, что сегодня каждый из вас узнал что-то новое, а значит вы стали ещё взрослее и умнее. И мне, и нашим гостям, я думаю, было бы интересно узнать, чем вам запомнился урок, или что непонятное раньше стало понятным сегодня | Ученик по группам выписывают | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | - Оцените свою работу на уроке.Покажи, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания.- Какое у вас настроение?Все сумели? Все смогли? Мы сегодня МОЛОДЦЫ! Спасибо вам за урок, а гостям за внимание | Самостоятельное выполнение в тетради. Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Самостоятельная работа | Формирование навыка построения треугольников | Логическая задача. Начерти прямоугольник. Разбей его на три треугольника: Прямоугольный, тупоугольный и остроугольный. | Самостоятельное выполнение задания | |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке? Оценить отдельных учащихся | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | № 12, 10 | ||
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Если вы считаете, что поняли тему урока, нарисуйте в тетради человечка | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 3 классе по теме:"Таблица умножения 9.Составление таблицы.Установление зависимости между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц".
Конспект урока математики в 3 классе по теме:"Таблица умножения 9.Составление таблицы. Установление зависимости между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц"....
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ «Место разряда единиц и десятков в записи двузначных чисел»
Конспект открытого урока математики в 1 классе по системе Л.В. Занкова. Авторы учебника: И. Аргинская, Е. Бененсон, Л. Итина. Математика. В 5 ч. (Ч. 4)...
Flash-игра "Цветки" (к открытому уроку математики "Место разряда единиц и разряда десятков в записи двузначных чисел")
Цель и задачи ресурса: нахождение, определение закономерности расположения чисел на лепестках цветов; повторение, закрепление знания состава чисел 10, 11.Совместима с браузерами Google Chrome и Inter...
Разряд единиц и разряд десятков
Просмотр разрядного принципа десятичной записи на примере чисел второго десятка. ...
Разряды единиц и десятков
Разряды единиц и десятков...
Конспект урока математики Тема: «Числа от 1 до 20 (Разряд единиц и разряд десятков)». 1 класс
Тема: «Числа от 1 до 20 (Разряд единиц и разряд десятков).»1 класс Цель: создание условий для изучения понятия разряды. Актуальная цель: создание организационных и соде...
Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме «Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка».
формировать положительное отношение к учёбе, готовность преодолевать школьные трудности, формировать интерес к математике, стремление к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои...