Разряды десятков и разряды единиц
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Мулонова Долгор Дашиевна

Знакомство учащихся с числами второго десятка, их образованием, записью и чтением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriteriy_1.4._prilozhenie_8_a.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

         Тема: Разряды десятков и  разряды единиц»

         Цель - познакомить учащихся с числами второго десятка, их образованием, записью, чтением; провести работу пропедевтического характера к теме « разряд десятков и разряд единиц»

Задачи урока:  обучающая: через систему вопросов и заданий подвести учащихся к открытию способа образования, записи и чтения чисел второго десятка;

                          развивающая: развивать внимание, мышление и память детей;

                        - воспитывать культуру учебного труда, побуждать детей к взаимопомощи;

Средства обучения: самодельный макет « НИИ двузначных чисел» с двумя лабораториями: « Лаборатория « Десятки, лаборатория « Единицы»», кирпичики с примерами для устного счета, наборы чисел от 1 до 10, счетные палочки.

Тип урока:  изучение нового материала

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель -ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Учебник: Математика 1 класс А.Л.Чекина часть 2, рабочая тетрадь № 2

Личностные УУД  Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

                                     Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;проводить сравнение.

Коммуникативные УУД учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Ход урока.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  .Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.

Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приемы: добрые пожелания, девиз, загадка и т.д. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам радость. Поздоровайтесь с гостями.Спасибо.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Удачи тебе на уроке! (Прикосновение всей ладонью руки).

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Включаются в учебную деятельность

Дети получают эмоциональ

ный настрой

коммуникатив-

ные УУД

2.Сообщение  темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Прямой и обратный счет.Подумайте и скажите мне число, которое отличается  от всех остальных и объясните почему? ( 10)

- А чем оно отличается от других?( оно двузначное).

- А почему его называют двузначным? ( для его записи требуется 2 цифры). - А еще, ребята, число 10 называют самым маленьким числом! Значит, есть числа и больше, чем 10?

Постановка проблемы: поднимите руки те ,кто умеет считать после 10?- Кто умеет записывать числа после10? ( открыть обратную сторону доски, где записаны числа от 11 до 19).

-Кто прочитает нам эти числа? ( если рук будет много, задать вопрос)

- А поднимите руки те, кто знает как образуются эти числа и что обозначает каждая цифра в этой записи?

-Назовите тему урока ( помочь сформулировать тему урока)

-Предлагаю сегодня на уроке математики провести научное исследование  и выяснить, как образовать другие двузначные числа, как записать их и как прочитать запись ( на доске поочередно появляются таблички «КАК ОБРАЗОВАТЬ?»,»Как записать?» «Как прочитать?», « Почему так?»

- А где обычно проводятся исследования? ( в лаборатории, институте). Сегодня мы отправимся в Научно- исследовательский институт двузначных чисел.( плакат)

                

Включились в учебную  

деятельность.

   Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

3.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания;  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика

Актуализация знаний

1.Задания на развитие навыков счета, логического мышления

Какой-то злой волшебник из страны « Невыученных уроков» не хочет, чтобы вы узнали что-то новенькое и ночью разобрал институт по кирпичикам. Что же нам делать? (дети предлагают « построить») Итак, за дело. Вы сможете собрать, если решите примеры правильно и приклеите кирпичики к правильным ответам. Красные кирпичики приклеивают к правильному ответу к левой красной половине института, а синие кирпичики к правой синей половине института. За работу! ( Дети выходят читают пример, называют ответ и приклеивают кирпичик).

- Ребята, вы заметили, что в нашем институте есть 2 лаборатории, но вот как они называются, мы узнаем с вами, если тщательно исследуем  двузначные числа и я надеюсь, что в течение урока мы разгадаем с вами эту загадку.

Думаю, сейчас самое время приступить к научно- исследовательской работе.

Дети отвечают на вопросы  

 и  высказывают свое мнение.

коммуникатив-

ные УУД

4. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация  проекта. Обсуждение проекта решения проблемы,  ее решение.  Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

Поддержание активной работоспособности.

 На этапе движения происходит усиление эффекта усвоения материала.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

( для активизации внимания)

- Поднимите правую руку те, кто меня слышит!

- Поднимите левую руку те. Кто меня слышит! Хлопните в ладоши те, кто меня слышит. Вперед к открытиям!

-Вспомним, на какие вопросы мы должны мы должны ответить. (по вопросам на карточках).

Положите столько палочек, сколько обозначает это число!  (8)  -Что нужно сделать , чтобы получить следующее число?( положить еще одну палочку). Каким знаком обозначим это число? ( цифрой 9). Как получить следующее число? ( положить еще 1 палочку). Как оно называется? Каким знаком обозначить это число? ( двумя цифрами 1 и 0 ). Положите это число себе на парту! ( учитель приклеивает к доске) -Как можно по другому назвать число 10? ( 1 десяток). –Как можно превратить наши 10 отдельных палочек в 1 десяток? (  связать их)

У каждого из нас в руке 1 десяток палочек! Где и как в жизни встречались со словом « десяток»

- А хотите узнать, как в старину называли 1 десяток? ( таблица « ДЦАТЬ)». Ребята, сколько у каждого в руке десятков? ( один) А сколько отдельных палочек осталось? (нисколько, ничего 0)

-- А теперь, кто был самым внимательным и готов ответить на вопрос? Посмотрите ещё раз на число 10 и скажите, что может обозначать цифра 1 и цифра 0 в записи числа 10? (1 – 1 десяток, 0 -  ноль отдельных палочек; )- Молодцы!

- У каждого из вас на парте лежит 1 десяток палочек. Но ведь мы не все палочки пересчитали. Как получить следующее число. (достать ещё 1 палочку). Достаём следующую палочку. Сколько теперь палочек у нас на парте? (1 дес. и ещё 1 отдельная палочка). Каким числом обозначить 1 отдельную палочку? (1). Положите число 1 на парту.  Как по-другому назвать число «один»? (единица).    

- В числе 10 было 1 десяток и 0 отдельных палочек, а теперь у нас 1 десяток и 1 отдельная палочка, 1 единица. Кто догадался, как записать новое число? (на парте у детей 2 карточки с числами 10 и 1).

Кто напишет на доске?

- А кто знает, как читается это число?

- А почему так? (учитель обращает внимание на старинное название десятка и медленно демонстрирует наложение единицы на десяток). 

- Теперь вы готовы ответить на вопросы по плану урока?

- Как получить следующее число после 10?

- Как записать это число? - Как прочитать это число?- Почему оно так называется?

- Проверим свои первые открытия на других числах?

- Но прежде нам нужно немного отдохнуть!

  Динамическая минутка

Дети работают со счетными палочками

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание.

                                                                                                                                                                                                                                         

5.Упражнение в образовании, записи и чтении чисел второго десятка

Учащиеся выполняют задания, в которых тренируется использование изученного материала. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий и подготовка к введению в будущем следующих тем.

Поддержание активной работоспособности.

 Проводится аналогичная работа по образованию других чисел  второго десятка (от 11 до 19). Каждый раз примерять двузначное число к «лабораториям», так, чтобы 1 десяток был на красной половине, а число единиц на синей половине.

Прочитать числа: 15  17  18

- Кто готов ответить на вопрос «Как называются лаборатории в НИИ?»

(учитель обращает внимание на 2 лаборатории и 2 знака в записи двузначных чисел; открываются надписи).

Обратить внимание на то, что десяток, как самый «толстый и важный» пишется впереди, а число отдельных «худеньких» единичек на втором месте.

4) Работа с учебником.

- А теперь пора открыть наши книги и подтвердить полученные результаты работы с тем, что хотел нам рассказать учебник.

- Как называются страницы учебника с новой темой? (20 и 21)Прочитайте тему урока. Условные обозначения

Выполняется упражнение №4 на стр. 21.

- Впиши по порядку все двузначные числа, в которых 1 десяток. Как он обозначен на рисунке (столбик красных квадратов, их 10). Как обозначены на рисунке единицы? (столбики с синими квадратами, их число каждый раз увеличивается). (Дети выполняют работу, учитель оказывает помощь при необходимости).

- Прочтём все записанные числа по порядку, где синим цветом выделено количество единиц в числе, а красным цветом старинное название десятка – дцать.

Выполняется упражнение №3 на с. 21 Прочитать

- На каждом рисунке заключи в рамку 10 предметов.

- Запиши под рисунком число всех изображённых предметов в виде числа десятков и числа оставшихся единиц.

- Сравни полученные числа.

Различие углов.  Треугольники можно назвать по наличию углов.

Ученик читают правило

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

6.Закрепление изученных  знаний. Самостоятельная работа                                  Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается), и у него возникло желание закрепить удачный результат

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Итогом нашего исследования будет ваша самостоятельная работа в тетради для самостоятельных работ.

Провести небольшую физкультминутку для активизации внимания.

- Откройте с. 24, задание №1.

- Запиши под рисунками число всех палочек. (Учитель оказывает помощь при необходимости).

- Подчеркните красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим – цифру, обозначающую число единиц.

         - Ваши работы я проверю позже и результаты мы обсудим на следующем уроке.

Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Вспомните, где мы сегодня побывали? (В НИИ двузначных чисел).

- Что мы узнали нового? (Как образуются двузначные числа, как записываются, как читаются).

- Из чего состоит институт? (Из двух лабораторий).

- Как они называются?

- Что первым записывается в двузначном числе? (Десяток). Что стоит на втором месте? (Число единиц).

- Я надеюсь, что сегодня каждый из вас узнал что-то новое, а значит вы стали ещё взрослее и умнее. И мне, и нашим гостям, я думаю, было бы интересно узнать, чем вам запомнился урок, или что непонятное раньше стало понятным сегодня

Ученик по группам выписывают

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

 - Оцените свою работу на уроке.Покажи, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания.- Какое у вас настроение?Все сумели? Все смогли?

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

   Спасибо вам за урок, а гостям за внимание

Самостоятельное выполнение в тетради.

Самопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Самостоятельная работа  

Формирование навыка построения треугольников

Логическая задача. Начерти прямоугольник. Разбей его на три треугольника: Прямоугольный, тупоугольный и остроугольный.

Самостоятельное выполнение задания

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

-Что изучили сегодня на уроке?

Оценить отдельных учащихся

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№ 12, 10

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, нарисуйте в тетради человечка

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 3 классе по теме:"Таблица умножения 9.Составление таблицы.Установление зависимости между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц".

Конспект урока математики в 3 классе по теме:"Таблица умножения 9.Составление таблицы. Установление зависимости между изменяющимся множителем и цифрой в разряде десятков и в разряде единиц"....

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ «Место разряда единиц и десятков в записи двузначных чисел»

Конспект открытого урока математики в 1 классе по системе Л.В. Занкова.  Авторы учебника: И. Аргинская, Е. Бененсон, Л. Итина. Математика. В 5 ч. (Ч. 4)...

Flash-игра "Цветки" (к открытому уроку математики "Место разряда единиц и разряда десятков в записи двузначных чисел")

Цель и задачи ресурса: нахождение, определение закономерности расположения чисел на лепестках цветов; повторение, закрепление знания состава чисел 10, 11.Совместима с браузерами Google Chrome и Inter...

Разряд единиц и разряд десятков

Просмотр разрядного принципа десятичной записи на примере чисел второго десятка.                                 ...

Разряды единиц и десятков

Разряды единиц и десятков...

Конспект урока математики Тема: «Числа от 1 до 20 (Разряд единиц и разряд десятков)». 1 класс

Тема: «Числа от 1 до 20 (Разряд единиц и разряд десятков).»1 класс Цель: создание условий для изучения понятия разряды. Актуальная цель: создание организационных и соде...

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме «Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка».

формировать положительное отношение к учёбе, готовность преодолевать школьные трудности, формировать интерес к математике, стремление к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои...