Сложение и вычитание трёхзначных чисел: 261 + 124, 372 – 162 (2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложения и вычитания трёхзначных чисел;
2) сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд;
3) тренировать способность к умению учиться;
4) тренировать умения анализировать и решать задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychit_tryokhzn.doc | 514.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики, 2 класс
Дата_____________________
Этап урока и требования к нему | Ход урока | УУД |
I Мотивация к учебной деятельности : 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | − Ребята, сегодня вы посетите очень интересную страну, которая называется «Страна сложения и вычитания». Как вы думаете, кто будет жить в этой стране? (Разные способы сложения и вычитания.) На экране или доске: − Вспомните и назовите её жителей. (Приём сложения и вычитания двузначных чисел; приём сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается 10; приём вычитания двузначных чисел, когда в уменьшаемом в разряде единиц 0; сложение двузначных чисел с переходом через разряд; вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.) − А почему в волшебной стране появился знак вопроса? (Наверное, здесь живёт ещё один способ, который мы пока не знаем.) − Скажите, чему же будет посвящён сегодняшний урок? (Сложению и вычитанию.) − А с какими числами вы работали на последних уроках? (С трёхзначными числами.) − Значит, вы сегодня будете учиться складывать и вычитать, какие числа? (Трёхзначные.) − А как вы узнаёте новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что нам понадобиться, обобщим, выполним пробное задание, у нас может, не получится, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.) − Как вы будете работать? (Самостоятельно.) − Тогда пожелайте друг другу удачи и в путь. | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) Учебно-познавательная мотивация (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) Внутренняя позиция школьника (Л) |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | 1) − Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.) На доске даны числа: 123, 456. − Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них сотен, десятков и единиц. − Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Опорный сигнал обозначения трёхзначных чисел.) Учитель вешает его на доску. С Д Е − Посмотрите на эти числа, что интересного вы замечаете? (Все цифры, использованные для записи чисел, разные, задействованы все цифры по порядку от 1 до 6.) − Как можно продолжить этот ряд? (Дописать число 789.) Учитель на доске дописывает число 789. − В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания.) 2) Посмотрите на данные числовые выражения: 34 + 25 78 – 16 51 + 36 84 – 61 − Какое задание можно с ними выполнить? (Разделить на группы по виду арифметического действия.) − Какие выражения будут в первой группе, во второй? 34 + 25 78 - 16 51 + 36 84 – 61 − Найдите значения этих числовых выражений, используя запись в столбик. − Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик). − Проговорите эталон. Одно выражение на сложение и одно на вычитание дети объясняют у доски, два других – комментируют с места. 3) Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Разряды трёхзначных чисел, сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.) − Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие). − Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам не известно.) − Учитель открывает на доске выражение: 261 + 124 − Что нового вы увидели в этом задании (Надо найти сумму трёхзначных чисел.) − Что же вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения.) − Найдите значение этого выражения, записав числа в столбик. − Стоп. Посмотрим результаты. − Поднимите руки, кто не смог найти сумму? Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу сложить трёхзначные числа в столбик.) − Те, кто решил, можете назвать, каким эталоном воспользовался? − Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать, каким эталоном воспользовался.) − Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать). | Смыслообразование (Л). Структурирование знаний (П). Использование знаково-символических средств (П). Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П).
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Построение логической цепи рассуждений (П). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П). Мотивационная основа учебной деятельности (Л). Извлечение необходимой информации из про слушанных текстов (П). Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р). Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Волевая саморегуляция (Р) |
III Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами . 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | − Какое задание выполняли? − Как вы рассуждали? На какой эталон вы опирались в своих действиях? − Подошёл ли к вашему заданию известный эталон? (Нет.) − Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение сотен.) − Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм сложения трёхзначных чисел.) | Смыслообразование (Л). Волевая саморегуляция (Р). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П). Подведение под понятие (П). Использование знаково-символических средств (П). Постановка и формулирование проблемы (П). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). |
IV Построение проекта выхода из затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. V Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания | − Прежде, чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.) − Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения трёхзначных чисел.) − Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять известный алгоритм.) − Сформулируйте тему урока. (Сложение трёхзначных чисел.) − Вы сегодня на уроке будете составлять алгоритм не только для сложения, но и для вычитания трёхзначных чисел, поэтому тема урока будет звучать так: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». − Повторите ещё раз, какой алгоритм вы будете уточнять? − Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.) − Какой же будет первый шаг в алгоритме сложения трёхзначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) − Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы.) − А затем? (Десятки.) − А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно. − Составим план вашей дальнейшей работы. − Что вы сделаете сначала? (Запишем числа в столбик.) − Дальше, что вы можете сделать? (Вычислить.) − Дальше вам надо будет сформулировать недостающий шаг. И в конце, что вы должны сделать? (Составить эталон.) На доске фиксируется план: 1. Записать выражение в столбик и вычислить. 2. Сформулировать недостающий шаг. 3. Составить опорный сигнал. | Самоопределение (Л). Постановка познавательной цели (П). Построение речевых высказываний (П). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Познавательная инициатива (Р). Построение логической цепи рассуждений (П). Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П). Планирование, прогнозирование (Р). Планирование учебного сотрудничества (К). Разрешение конфликтов (К). |
1. – Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе. На работу в группах отводится 3 минуты. − Представьте свои результаты. Объясните свои действия. У доски отвечают по одному представителю от группы. 2. − Ребята, скажите, а для вычитания трёхзначных чисел подойдёт составленный вами опорный сигнал? Как его можно изменить, чтобы он подошёл и для вычитания? Расскажите, как вы будете вычитать? Учитель на доске фиксирует эталон − Решите пример на вычитание трёхзначных чисел, опираясь на полученный вами опорный сигнал: 372 − 162 Один ученик работает на доске, другие ребята – в рабочих тетрадях. − А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел. Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске. − Сравните полученный алгоритм со своим эталоном. Вы всё сделали правильно? − Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.) − Докажите. (Мы знаем как правильно выполнить сложение или вычитание трёхзначных чисел, можем обосновать свои действия.) − Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать и вычитать трёхзначные числа.) Физкультминутка. − Если я называю трёхзначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете. 345, 126, 18, 20, 99, 5, 580, 724, 10,15, 640, 2. | Осознание ответственности за общее дело (Л). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П). Выдвижение гипотез и их обоснование (П). Использование знаково-символических средств (П). Поиск необходимой информации (П). Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П). Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П). Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П). Волевая саморегуляция (Р). Познавательная инициатива (Р). Установление причинно-следственных связей, доказательство (П). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Достижение договоренностей и согласование общего решения (К). Разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К). Управление поведением партнера (К). | |
VI Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. 3) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки | 1) – Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.) − Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять построенный алгоритм при сложении и вычитании трёхзначных чисел.) − Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.) № 2 (а, б – по три примера), стр. 50 –Прочитайте задание. – Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание. По одному с места с объяснением. − Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается. − Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается. 2) Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах.) № 3, стр. 50 (2 и 3 выражение) – второе выражение объясняют ученики первого варианта, третье – ученики второго варианта.
857 416 - 530 + 102 327 518 Задание выполняется в рабочих тетрадях. Выполнение задания проверяется по образцу. Те ребята, которые допустили ошибки, проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют её и исправляют. | Волевая саморегуляция (Р). Подведение под понятие (П). Использование общих приемов решения задач (П). Использование знаково-символических средств (П). Построение речевых высказываний (П). Планирование учебного сотрудничества (К). Контроль (Р). Коррекция (Р). |
VII Включение в систему знаний и повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | − Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.) – Выполните № 3 (первый и четвёртый примеры) на стр. 50. – Какой вид записи выберете? (В столбик.) – Задание выполняйте в тетрадях. – Проверьте. Открыть на доске эталон для самопроверки: – У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните. – Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+». − При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…) − Решите задачу № 5, стр. 51. «В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек. Сколько всего учеников в нашей школе? На сколько мальчиков больше, чем девочек?» − Прочитайте условие и первый вопрос задачи. − Что известно и что надо узнать? − Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Да.) − Каким действием? − Выполните решение в тетради. Один ученик работает у доски, остальные дети – в тетради. − Прочитайте второй вопрос задачи. Можете ли вы сразу на него ответить? (Да.) − Каким действием? − Выполните решение в тетради. Другой ученик у доски, остальные ребята – в рабочих тетрадях | Постановка познавательной цели (П). Использование общих приемов решения задач (П). Анализ, сравнение, классификация (П). Использование знаково-символических средств (П). Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р). Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р). Волевая саморегуляция (Р). Рефлексия способов и условий действия (П). Постановка и формулирование проблемы (П). Выделение и формулирование проблемы (П). |
VIII Рефлексия учебной деятельности 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | 1) – Какой же новый способ живёт в нашей стране? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.) − Как же складывают и вычитают трёхзначные числа? − Какие же цели вы сегодня ставили? − Достигли вы этих целей? Докажите. − У кого остались затруднения по новой теме? − Над чем ещё вам надо будет поработать? − Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.) − Докажите. − Оцените свою работу на уроке, используя цветные карточки. 2) Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание. Оно дано на дополнительных карточках. Домашнее задание: Т придумать и записать в эталон 3 примера на сложение и вычитание трёхзначных чисел ð №2 (а, б), стр. 50; №7, стр. 51 J №9, стр. 51. − Расскажите, а как вы будете выполнять своё домашнее задание? Вспомните алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания. Дети рассказывают алгоритм из урока по курсу МИД. − Спасибо за урок! | Рефлексия способов и условий действия (П). Внутренняя позиция школьника (Л). Самооценка на основе критерия успешности (Л). Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Формулирование и аргументация своего мнения (К). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел".
Урок математики во 2классе по учебнику Л.Г.Петерсон. Ознакомление с темой сложение и вычитание трёхзначных чисел....
Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"
Конспект урока математики "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" по учебнику Л.Г. Петерсон 2 класс, урок №26. Первый урок в теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел". На изучение темы отво...
Разработка урока математики во 2 классе по теме: "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" (учебник Л.Г. Петерсон "Математика 2 класс")
Урок - сказка поможет активизировать обучающихся, сделать изучение сложного матеиала доступным и интересным. Дети в игровой форме закрепят умение складывать и вычитать трёхзначные числа....
Открытый урок математики в 3 классе .«Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»
Конспекта урока математики с использованием информационно – коммуникационных технологий в образовании Предмет: математикаТема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»Класс: 3 ...
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел"
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел"...
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел"( презентация )
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел"( презентация )...
Урок "Сложение и вычитание трёхзначных чисел столбиком", 3 класс (на основе регионального компонента)
Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100" с использованием регионального компонента....