Урок по математике ОС "2100" в 3 классе "Свойства объединения множеств"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Данный урок был реализован в программе "2100", по учебнику Петерсон. Можно показать как открытый урок на любом конкурсе для учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по математике ОС "2100" в 3 классе "Свойства объединения множеств" | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми
Урок математики 3 класс, программа «2100..»
Учитель: Никулина Ирина Владимировна, учитель начальных классов
первой категории.
2010/2011 учебный год.
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Свойства объединения множеств»
Основные цели:
- Сформировать представление о переместительном и сочетательном свойствах операции объединения множеств, способность к их фиксации в речи и графически; к умножению чисел, оканчивающихся нулями.
- Закрепить и систематизировать знания свойств арифметических действий сложения и умножения, операции пересечения и объединения множеств.
- Тренировать навыки табличного и внетабличного умножения и деления, деления с остатком.
Демонстрационный материал:
1) рисунок:
2) карточки для этапа самоопределения:
3) алгоритм «Операция объединения множеств»:
4) карточки с выражениями:
5) карточки с математическими записями:
6) карточки с формулировками свойств объединения множеств:
7) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
Раздаточный материал:
1) конверты с набором карточек:
2) карточки с заданиями (по вариантам):
I вариант II вариант
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности:
Цель:
- мотивировать к учебной деятельности посредством создания ситуации «яркого пятна»;
- определить содержательные рамки урока: операция объединения.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске картинку:
- Что необычного вы видите на картине?
Ученики: (На ней разные математические символы, знаки…)
- Перечислите все знакомые вам математические символы, которые вы видите.
Ученики: (Знаки: +, · (x), U, ∩, диаграммы множеств, числа.)
Дети называют увиденные математические символы, а учитель по ходу выставляет карточки в две группы:
- Какие еще математические знаки вы знаете?
Ученики: (Знаки: =, ≠, , , …)
- Как одним словом можно назвать знаки первого столбика?
Ученики: (Операции.)
Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «Операции»:
- С какой из этих операций мы познакомились недавно?
Ученики: (С операцией объединения множеств.)
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать операцию объединения множеств. А ещё повторим свойства операций над числами и множествами. Начнём урок. Нас ждут важные открытия!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель:
- актуализировать представление об операции пересечения и объединения множеств, переместительном и сочетательном свойствах операций сложения, умножения чисел и пересечения множеств;
- активизировать мыслительные операции: классификация, обобщение, сравнение;
- зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний: знаковая фиксация свойств объединения множеств.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация представлений об операции пересечения и объединения множеств.
- Какие операции над множествами вы умеете выполнять?
Ученики: (Операцию пересечения и объединения.)
Учитель снимает рисунок, на доске открывается начерченная диаграмма множеств:
А В
- Перед вами графическое изображение множеств А и В. Что вы можете сказать об этих множествах?
Ученики: (Они пересекающиеся.)
- Что нужно сделать, чтобы найти пересечение множеств?
Ученики: (Надо найти и указать их общие элементы.)
- Закрасьте пересечение множеств А и В на диаграмме красным мелом.
Один ученик у доски закрашивает общую часть множеств цветным мелом:
А В
- Как найти объединение множеств А и В?
Ученики: (Надо взять элементы одного множества и добавить к ним недостающие элементы другого множества или надо найти общие элементы и дополнить их оставшимися элементами множеств.)
Учитель помещает на дополнительную доску опорный конспект «Операция объединения множеств»:
- Закрасьте объединение множеств А и В зеленым мелом.
Другой учащийся выполняет задание на доске:
А В
2) Актуализация представлений о переместительном и сочетательном свойствах операций: сложения, умножения чисел и пересечения множеств.
Учитель стирает закрашенные части множеств, на доске остается:
А В
- Продолжим работу.
Учитель выставляет на доску карточки с математическими выражениями:
- Пусть элементы множества А – выражения, содержащие знак «+», элементы множества В – выражения, содержащие знак «∙». Расположите данные карточки на диаграмме множеств А и В.
Учащиеся работают фронтально. Один из учащихся после согласования заполняет диаграмму карточками с выражениями:
А В
- Какие элементы находятся в пересечении множеств А и В?
Ученики: (Математические выражения, в записи которых используются знаки «+» и «∙».)
- Почему карточки с записью разности чисел 200 и 176 и частного чисел 390 и 30 не разместили на диаграмме?
Ученики: (Данные выражения не обладают общими свойствами, которыми заданы множества А и В.)
- Найдите значения выражений с действиями сложения и умножения.
Учащиеся выполняют вычисления устно.
- Какие свойства применяли для удобства вычислений? (Переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения чисел.)
Учитель помещает на доску карточки с записью только переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения:
- Вычислите значения оставшихся выражений. (200 – 176 = 24; 390 : 30 = 13.)
- Обладают ли операции вычитания и деления переместительным и сочетательным свойствами? Ученики: (Нет.)
- Какая еще из известных вам операций обладает этими свойствами?
Ученики: (Операция пересечения множеств.)
- Сформулируйте эти свойства для операции пересечения множеств.
Ученики: (Пересечение множеств не зависит от порядка множеств и порядка действий.)
Учитель помещает справа от записей свойств сложения и умножения чисел карточки с записью свойств операции пересечения множеств и еще две пустые карточки, на обратной стороне которых записаны свойства операции объединения множеств с «окошком» вместо знака «=»:
- Как вы думаете, свойства какой операции могут быть записаны на пустых карточках?
Ученики: (Операции объединения множеств.)
Учитель переворачивает карточки последние две карточки:
3) Индивидуальное задание.
- Как вы видите, записи не закончены. Какой знак пропущен? Из набора знаков, лежащих в конвертах, выберите подходящий.
Учащиеся делают самостоятельный выбор. Учитель в это время убирает с доски все лишние записи и карточки, оставляя только карточки с незаконченными записями свойств объединения множеств:
- Покажите, какой знак вы выбрали.
Каждый учащийся поднимает карточку с выбранным знаком. Скорее всего, дети ограничатся выбором одного из двух знаков: «=» или «≠». Однако, могут быть и другие мнения. Учитель предлагает учащимся с разными вариантами выбранных знаков поместить свои карточки на доску. После этого учитель организует выбор каждым учеником своей позиции с помощью поднятия руки.
- Есть ли у нас эталон, пользуясь которым, мы можем указать верный вариант?
Ученики: (Нет такого эталона.)
Если все учащиеся выберут знак «=», то диалог можно построить следующим образом:
- Вы уверены в правильности выбора знака? (…)
- Есть ли у нас эталон, на основании которого мы можем утверждать, что операция объединения множеств обладает этими свойствами?
Ученики: (Нет такого эталона.)
3. Постановка проблемы.
Цель:
- выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
- согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
I ситуация:
- Какое задание выполняли?
Ученики: (Нужно было закончить запись; выбрать знак.)
- Почему выбрали разные знаки?
Ученики: (Не знаем, обладает ли операция объединения множеств данными свойствами.)
- Поставьте перед собой цель.
Ученики: (Выяснить, обладает ли операция объединения множеств переместительным и сочетательным свойствами.)
- Предложите формулировку темы урока.
Ученики: (Свойства объединения множеств.)
Учитель открывает или записывает тему на доске:
.
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- организовать самостоятельное «открытие» детьми нового знания о выполнимости переместительного и сочетательного свойств для операции объединения множеств;
- зафиксировать новый способ действий в речи и знаково.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сначала проверим, зависит ли от порядка множеств результат их объединения. У вас на столах лежат карточки. Переверните их. Для выполнения задания вам понадобятся цветные карандаши.
Карточки с заданиями разложены на столах учащихся по вариантам:
I вариант II вариант
Учащиеся работают самостоятельно.
- Сравните в парах диаграммы. Закрашенные области одинаковы?
Ученики: (Да.)
- Что вы можете сказать о получившихся множествах?
Ученики: (Множества равны.)
- Сделайте вывод.
Ученики: (Объединение множеств А и В равно объединению множеств В и А.)
Учитель дописывает на карточке с записью переместительного свойства объединения множеств знак «=»:
- Прочитайте равенство.
Ученики: (Объединение множеств не зависит от их порядка.)
Учитель помещает на доску рядом с записью переместительного свойства объединения множеств карточку с формулировкой этого свойства:
- Мы достигли цели урока?
Ученики: (Нет. Еще надо проверить, обладает ли объединение множеств сочетательным свойством.)
- Откройте учебник на странице 40 и выполните задание № 3.
№ 3, стр. 40
Один из учащихся работает на закрытой части доски, на которую вынесено это задание, остальные дети – на печатной основе. Проверка проводится фронтально. Затем учитель дописывает на карточке с записью сочетательного свойства объединения множеств знак «=»:
- Прочитайте равенство.
Ученики: (Объединение множеств не зависит от порядка действий.)
Учитель добавляет на доску рядом с записью сочетательного свойства объединения множеств карточку с формулировкой этого свойства. На доске:
- Теперь можно сказать, что мы достигли цели урока?
Ученики: (Да.)
5. Первичное закрепление.
Цель:
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Что надо сделать дальше?
Ученики: (Потренироваться в выполнении заданий на свойства объединения множеств.)
№ 2, стр. 40
Учащиеся работают на печатной основе, комментируя свои действия с места по цепочке.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение записывать равенства, выражающие переместительное и сочетательное свойства объединения множеств.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 4, стр. 41
Учитель снимает с доски карточки с записями и формулировками свойств объединения множеств.
- Выполните самостоятельно задание № 4 на странице 41.
Учащиеся работают самостоятельно на печатной основе. На работу отводится 1 минута.
- Закончили. Проверьте себя.
Учитель помещает на доску эталон для самопроверки.
- Кто допустил ошибки при выполнении самостоятельной работы? (…)
- Какие ошибки допустили? (Не поменяли буквы местами; не записали скобки; перепутали знаки; запутались в буквах: использовали А, В и С…)
- Кто справился с самостоятельной работой без ошибок? (…)
- Поставьте себе за работу «+».
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- тренировать способность к использованию свойств умножения для выполнения действий с круглыми числами;
- тренировать навык письменного умножения двузначного числа на однозначное посредством переноса известного способа действия на круглые числа;
- тренировать навык деления с остатком.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Мы поработали с множествами. А сейчас займемся вычислениями.
Учитель возвращает на доску карточки с записями переместительного и сочетательного свойств умножения чисел и записывает выражения:
310 · 3
26 · 20
- Чем похожи выражения?
Ученики: (В записи одного из множителей в каждом выражении есть нуль.)
- Пользуясь свойствами умножения, найдите значения этих выражений.
Один ученик работает у доски, комментируя свои действия, остальные – в тетрадях:
310 · 3 = (31 · 10) · 3 = (31 · 3) · 10 = 93 · 10 = 930
26 · 20 = 26 · (2 · 10) = (26 · 2) · 10 = 52 · 10 = 520
- Что интересного в полученных результатах?
Ученики: (Оба числа – круглые.)
- К чему сводится умножение чисел, одно из которых является круглым?
Ученики: (К умножению двузначного числа на однозначное и к умножению на 10.)
Учитель подчеркивает выражения в скобках:
310 · 3 = (31 · 10) · 3 = (31 · 3) · 10 = 93 · 10 = 930
26 · 20 = 26 · (2 · 10) = (26 · 2) · 10 = 52 · 10 = 520
- Какое правило нужно помнить, чтобы умножить число на 10?
Ученики: (Достаточно приписать к числу справа нуль.)
- Какой более удобный способ записи примеров на умножение вы знаете?
Ученики: (В столбик.)
- Откройте учебник на станице 41 и обратите внимание на текст в рамке.
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.
- Что интересного в записи примеров на умножение круглых чисел в столбик вы заметили? Ученики: (Нуль записывается справа от остальных цифр множителей.)
- Как вы думаете, почему?
Ученики: (При умножении на нуль получается нуль; можно умножать, не обращая внимания на нуль.)
- Потренируемся умножать круглые числа, записывая примеры в столбик.
№ 6, стр. 41
Трое учащихся по очереди выполняют задание на доске с комментированием, остальные дети работают на печатной основе. Последние два задания выполняются и комментируются в парах.
№ 10, стр. 42
Учащиеся работают на печатной основе. Задание выполняется по цепочке и комментируется с места.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность;
- зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- С каким затруднением встретились на уроке?
Ученики: (Не знали, обладает ли операция объединения множеств переместительным и сочетательным свойствами.)
- Нам удалось решить проблему урока?
Ученики: (Да.)
- Сформулируйте свойства объединения множеств.
Ученики: (Объединение множеств не зависит от порядка множеств и порядка действий.)
- Чему еще научились?
Ученики: (Умножать круглые числа в столбик.)
- Кто считает, что он хорошо разобрался в теме? (…)
- У кого остались вопросы на конец урока?
- Как вы думаете, что надо потренировать дома? (…)
Далее учитель предлагает учащимся записать домашнее задание, комментируя его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 3 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Свойства объединения множеств"
Тема: Свойства объединения множеств.Цели: показать детям, что операция объединения множеств обладает переместительным и сочетательным свойствами.Отрабатывать навыки умножения круглых чисел на однознач...
Урок информатики в 3 классе на тему «Множество. Подмножество. Пересечение и объединение множеств».
Данный урок разработан по учебнику "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячева. Это урок, четвёртый в серии уроков по теме "Множество", является уроком обобщения и закрепления полученных знаний по д...
Множество.Элементы множества. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. Л.Г.Петерсон - 3 класс
A - множество имен для мальчиков.B - множество имен для девочек.Пересекаясь, они образуют новое множество - пересечение A ∩ B. В это множество будут входить имена, которые можно использовать И д...
Конспект урока математики "Объединение множеств. Знак объединения множеств"
Конспект урока математики "Объединение множеств. Знак объединения множеств"...
Конспект урока по математике на тему " Объединение множителей" 3 класс, УМК "Перспектива"
Математика...
Конспект урока по математике 1 класс "Элементы множества".
Конспект урока по математике 1 класс "Элементы множества"....
Технологическая карта урока математики «Свойства операции объединения множеств» (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о переместительном и сочетательном свойствах операции объединениямножеств, способностей к их фиксации в речи и графически; к умножению чисел, оканчивающихся нуля...