Урок математики в 1 классе по теме "Сравнение с нулём"
учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме
Урок математики по программе Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_onz_1_klass_sravnenie_s_nulyom._prisakar_g.s._bodaybo.rar | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика. Л.Г.Петерсон. УМК «Перспектива»
Класс: 1
Тип урока: ОНЗ
Цели:
педагогическая – создание условий для изучения числа 0 и его свойств, организация работы по определению цели пробного действия на уроке и фиксированию затруднения в речи;
ученическая – в результате учащиеся овладеют умением выявлять свойства0 с помощью наглядных моделей, научатся применять данные свойства при сравнении, сложении и вычитании чисел, писать цифру 0, записывать свойства в буквенном виде.
Формируемые УУД:
личностные – самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения;
регулятивные – определение плана выполнения заданий под руководством учителя, оценивание своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений;
познавательные – использование наглядных моделей и символических средств для познания окружающего мира, ориентация в универсальных знаковых системах;
коммуникативные – работа в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролёра, участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
1) включение учащихся в учебную деятельность через игровую ситуацию (загадку);
2) определение содержательных рамок урока: сравнение чисел с 0;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте ещё раз поприветствуем их и подарим им улыбки.
Садитесь.
Слайд 1. Урок открытия нового знания. Ребята, как построена работа на уроке открытия нового знания. (Мы проходим два шага учебной деятельности.)
Слайд 2. Девиз: В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодиться!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
Сегодня на уроке вы сами откроете новое знание.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Ребята, разгадайте загадку:
Слайд 3.
- Что же это? (Ноль.) На что похожа эта цифра?
Слайд 4 – 5. В Венгрии есть памятник нулю.
- Какие свойства 0 вы узнали на прошлом уроке? (Правила сложения и вычитания с 0.)
- Сегодня на уроке вы продолжите знакомство со свойствами 0.
- Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, постараемся сами «открыть» новый способ.)
- С чего начнете урок? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Цели:
- 1) повторить порядковый счет от 0 до 9 и обозначение количества предметов соответствующей цифрой;
- 2) повторить правила сложения и вычитания с 0;
- 3) повторить правило сравнения групп предметов по количеству;
- 4) мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;
- 5) зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании пробного учебного действия.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Соотнесение количества предметов с цифрой. Порядковый счет от 0 до 9.
Слайд 6.
- Вспомните, как вы соотносили количество предметов с числом.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием № 6 со страницы 33 учебника (Р-1).
Задание выполняется индивидуально. Дети считают количество предметов в мешках и записывают в окошки соответствующие число.
- Назовите полученные числа в порядке возрастания. С какого числа начнете? (0, ...)
- Повторение правил сложения и вычитания чисел с 0.
Слайд 7.
Учитель открывает на доске задание 2:
- Рассмотрите внимательно записи на доске. Что интересного замечаете? (В первом столбике записаны суммы, во втором - разности.)
- Какое правило нужно вспомнить, чтобы найти значение выражений первого столбика? (а + 0 = 0 + а = а.)
- Какое правило нужно вспомнить, чтобы найти значение выражений второго столбика? (а – 0 = а, а – а = 0.)
Соответствующие эталоны (Д-2) помещаются рядом с выражениями.
- Это задание вы будете выполнять в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
(Каждый в паре имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, другой должен внимательно выслушать. Своё несогласие высказывай вежливо.)
- Договоритесь с соседом, кто какой столбик будет решать, и найдите значение выражений.
Учащиеся в парах решают примеры. Проверка организуется фронтально. Учащиеся с помощью числового веера показывают полученные результаты. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
- Повторение правила сравнения групп предметов по количеству.
Слайд 8.
Учитель открывает задание.
- Какие эталоны помогут вам вспомнить правила сравнения групп предметов по количеству?
Дети вспоминают алгоритм сравнения групп предметов.
- Сравните количество кругов и треугольников на рисунке, используя алгоритм.
Учащиеся выполняют работу в парах.
4) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Порядковый счет от 0 до 9, соотнесение количества предметов с цифрой, правила сложения и вычитания с 0, правила сравнения групп предметов по количеству.)
- Что будете делать дальше? (Выполнять задание на новое знание.)
- А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, что мы не знаем, и самим найти новое знание.)
- Готовы попробовать свои силы? (Да.)
Слайд 9.
У учащихся карточка для пробного действия:
- Возьмите следующую карточку. Что вам нужно сделать? (Сравнить число 5 с 0.)
- Что нового в этом задание? (Сравнение с нулем.)
- Попробуйте выполнить задание.
На задание отводится 1 минута. Далее учитель фиксирует затруднения.
- Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли сравнить числа с нулем.)
- Кто выполнил задание? Какой знак вы поставили?
Учитель фиксирует на доске варианты знаков.
- Обоснуйте свой знак, назовите правило, которым вы воспользовались.
Учащиеся в замешательстве.
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать своё решение.)
- Какой же следующий шаг на уроке? (Нужно разобраться с нашим затруднением.)
3.Выявление места и причины затруднения.
Цели:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с правилами сравнения групп предметов по количеству и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – не удобный способ для выполнения заданий подобного типа.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (Сравнивали число 5 с 0.)
- Чем это задание отличалось от предыдущего? (В предыдущем задании мы сравнивали группы предметов по количеству на рисунке, это мы уже хорошо умеем делать.)
- В чем затруднение? (В выборе знака.)
- Почему возникло затруднение? (Нет правила сравнения чисел с нулем.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
1) сформулировать конкретную цель будущих учебных действий;
2) согласовать тему урока;
3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
4) организовать составление учащимися плана действий с целью выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель поставите пред собой на уроке? (Найти удобный способ сравнения 0 с другими числами.)
- Какой же будет тема урока? («Сравнение чисел с 0».)
Слайд 10.
Учитель открывает тему на доске.
- Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли? (сравнение по количеству с помощью составления пар.)
- Как это может вам помочь? (Мы заполним мешки в соответствии с числами, сравним, составляя пары, сделаем вывод.)
5. Реализация построенного проекта.
Цели:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала;
3) организовать решение последнего задания (или обоснование правильности его решения) и зафиксировать преодоление затруднения;
4) уточнить общий характер нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Я предлагаю выполнить план в парах.
Учащиеся в группах заполняют мешки, сравнивают, составляя пары, делают вывод.
В случае возникновения затруднений, учитель организует подводящий диалог.
- Сколько предметов должно быть в первом мешке? (5.)
- Зарисуйте 5 геометрических фигур.
Учащиеся зарисовывают на карточках с мешками.
- Сколько предметов должно быть во втором мешке? (0.)
- Что это значит? (Мешок будет пустым.)
- Сравните с помощью составления пар.
Учащиеся пытаются составить пары.
- Что вы видите? (Все предметы в первом мешке остались без пары.)
- Какой вывод вы можете сделать? (Число 5 больше 0.)
Вариант представления:
Мы заполнили мешки в соответствии с числом предметов. В первом мешке – 5 предметов, второй мешок оказался пустым, так как в нем 0 предметов. В первом мешке все предметы остались без пары, значит 5 больше 0.
Далее учитель организует подводящий диалог по составлению эталона.
- А если бы в первом мешке было 7 предметов? (То 7 больше ноля, так как все предметы были без пары.)
Аналогично рассматривается еще несколько случаев сравнения 0 с числами.
- Какой вывод вы можете сделать? (Любое натуральное число больше нуля, а нуль меньше любого натурального числа). Повторим хором.
- Как это можно записать в общем виде? (мы можем так же, как и на прошлом уроке все числа заменить буквой а.)
Слайд 11.
Учитель на доске открывает эталон , учащиеся эталоны сравнения с нулём.
- Итак, смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что теперь вы можете делать? (Сравнивать числа с нулем.)
Физминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
организовать усвоение детьми свойств 0 при сравнении с натуральными числами с комментированием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)
Слайд 12.
Работа организуется фронтально. На доске расположены карточки, на которых записаны задания на сравнение с 0:
Дети должны определить, какой нужно поставить знак, и обосновать свой ответ с опорой на эталон. Вариант обоснования:
- Сравниваю числа 3 и 0. 3 – натуральное число, значит оно больше 0. Ставлю знак >.
- Вы поработали все вместе, как теперь вы будете работать? (Самостоятельно)
- Зачем? (Чтобы каждый из нас проговорил новое правило.)
Учитель открывают карточку.
- Какое задание будете выполнять? (Сравнивать числа с 0.)
- Согласуйте свое решение с соседом.
Учащиеся проверяют свою работу с результатом у доски. Слайд 13.
- У кого другой знак?
- Проговорите правило еще раз?
- Исправьте свои ошибки.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
1) проверить на основе сопоставления с образцом свое умение применять новый способ действий;
2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)
№ 2, стр. 32
- Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе. Откройте учебник и найдите № 2, стр. 32.
- Какое задание будете выполнять? (Сравнивать числа с 0.)
На выполнение задания отводится 1 минута. Работа проверяется по образцу. Слайд 14.
- У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?
- Не расстраивайтесь, вы еще будем тренироваться, и у вас все получится.
- У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цели:
расширить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности – дополнение рисунков и записей так, чтобы неравенства стали верными.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 3, стр. 32
Работа организуется фронтально. Слайд 15.
- Найдите в учебнике № 3, стр. 32. Рассмотрите рисунок.
- Какое задание нужно выполнить? (Надо в соответствии со знаками >, < или = изобразить точки в пустых клетках таблицы.)
Дети комментируют решение так:
- В первой таблице стоит знак >. В верхней левой клетке стоит 3 точки, значит справа могут быть 2, 1 или 0 точек. В нижней левой клетке стоит 1 точка, значит справа должна остаться пустая клетка.
Аналогично идет работа над другими таблицами.
- Молоды! Вы хорошо справились с заполнением таблиц. А теперь попробуйте выполнить задание посложнее.
№ 8, стр. 33
- Найдите в учебнике № 8, стр. 33.
- Прочитайте задание.
Дети комментируют свои действия так:
- Число * меньше 1, значит, оно стоит в числовом ряду левее. Левее 1 стоит 0. Ставлю вместо * ноль.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Вспомните, какой была тема урока? («Сравнение чисел с 0».)
- Какую цель ставили перед собой на уроке? (Найти способ сравнения 0 с другими числами.)
- Кто помнит, как это можно сделать?
Дети с опорой на эталон повторяют правила сравнения натуральных чисел с 0.
- Удалось ли нам достигнуть цели нашего урока? (Да.)
- Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)
- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
Слайд 16. Оценим свою деятельность на лесенке успеха.
- Кто может утверждать, что он знает правило сравнения чисел с 0, может нарисовать себя на верхней ступеньке «знаю» лесенки успеха. Кто не уверен в этом, то на 2 или 3 соответственно. Кто не знает – на нижней ступени.
- Оцените свою работу на лесенке «умею»: если вы считаете, что вы умеете сравнивать числа с нулём, нарисуйте на верхней ступеньке. Если у вас не все получалось сегодня, и вы не сумели выполнить все задания без ошибок, то на 2 или 3 ступеньке. А если вы считаете, что не умеете сравнивать числа с 0, то нарисуйте себя на нижней ступеньке.
Дети берут заготовленные заранее лесенки успеха и цветными карандашами отмечают свои успехи на уроке. Учитель проводит рефлексию оценивания.
- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, я довольна вашей работой на уроке.
Слайд 17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Урок математики 3 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение 57+40, 40+57. Применение переместительного закона математики".
На уроке дети знакомятся с новым видом сложения и повторяют изученный материал....
Урок литературного чтения (3 класс) и урок математики (1 класс)
урок в классе- комплекте 1,3...
презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас
материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...
Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".
Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...
Технологическая карта урока математики 2 класс Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков
Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков...