Урок математики в 3 классе на тему: "Умножение на трехзначное число".
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

На уроке математики формироуется способность к выполнению письменного умножения на трехзначное число; повторяется распределительное свойство умножения и его графическая модель, решаются текстовые задачи нового вида, используя таблицу, схему и алгоритм; тренируются вычислительные навыки табличного умножения и деления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_3_klasse_-_grebnevoy_t.v.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Гребнева Т.В.

учитель начальных классов

Умножение на трехзначное число.

Урок математики в 3 классе,

образовательная система «Школа 2100»

Тип урока: ОНЗ с применением ИКТ.

Основные цели:

  1. сформировать способность к выполнению письменного умножения на трехзначное число;
  2. повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель, решение текстовых задач нового вида, используя таблицу, схему и алгоритм;
  3. тренировать вычислительные навыки табличного умножения и деления.

    Мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение, классификация.

     Демонстрационный материал:

  1. алгоритм умножения двузначного числа на двузначное:
  2. образец записи умножения на двузначное число:

356 х 37=356 х (30+7)=356 х 30+356 х 7=10680+2492=13172

   х 356

        37

 +     2 492

      10 68

      13 172

     3)таблички с записью числовых выражений:

        533 х 2                   53 х 2                  53 х 22

Раздаточный материал:

  1. листочки-памятки с записью письменного приема умножения на трехзначное число;
  2. алгоритм умножения на трехзначное число;
  3. таблички для самооценки к этапу рефлексии (соответственно зеленого, желтого и красного цветов).

Понял, могу объ-              Понял, но нужен                     Нужна

яснить другим                         тренинг                        консультация

  1. карточки с примерами для работы в парах;

    3074             7425            48447                94750

+  2263         -  2803          + 39560            -  45179

Форма работы: групповая.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  1. мотивировать учащихся к деятельности на уроке через создание доброжелательной обстановки;
  2. определить содержательные рамки урока: изученные приемы вычислений.

Слайд 1.

Учитель.

-Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

- Все ли у вас получилось при выполнении домашнего задания?

     1)Проверка домашнего задания.

Учитель. Надеюсь, сегодня у вас тоже все получится.

Слайд 2.

2)Тренинг вычислительных навыков на табличное умножение и деление за 1 мин.

        Работа в тетрадях «3000 примеров по математике на табличное умножение и деление», 3 класс, автор О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Далее идет взаимопроверка тетрадей.

Слайды 3,4.

  1. Устный счет. Математический диктант. Работа в тетрадях.

Учитель. Запиши только ответ.

- Запиши число 8.Увеличь его в 4 раза. Результат уменьши на 4. Увеличить на 14 . Уменьшить в 6 раз.

- Какие понятия повторили? Прочитай результат.

   Найди лишнее число. Докажи.

- Что общего в этих числах? Докажи.

-Сложи эти числа удобным способом. Чему равен полученный результат?

- Что вы о нем можете сказать?

- Увеличь полученный результат на 11 и запиши это число рядом с предыдущим ответом.

- Какое новое число получилось? Дайте ему характеристику.

- Разложи его на сумму разрядных слагаемых.

- Какую тему повторили? (Многозначные числа)

Слайд 5.

  1. Работа в парах по карточкам.

Дети проговаривают друг другу алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел

2. Актуализация знаний с использованием графической модели распределительного свойства умножения и затруднение в индивидуальной деятельности. 

Цель:

  1. актуализировать вычислительные приемы, необходимые для внетабличного умножения чисел, способность к использованию графической модели распределительного свойства умножения;
  2. тренировать мыслительные операции: анализ, аналогия, обобщение;
  3. зафиксировать индивидуальное затруднение, возникающее при умножении двузначных чисел на двузначное: громоздкая запись, большие затраты времени.  

Слайд 6.

  1. Тренинг мыслительных операций.

      533 х 2                  53 х 2                 53 х 22

Учитель.

- Что связывает выражения, записанные на доске? (Распределительное свойство умножения)

  1. Актуализация приема внетабличного умножения на двузначное число с использованием графической модели распределительного свойства умножения.

Учитель. Объясните, как вы решите пример 53 х 22 с использованием распределительного свойства умножения?

(53 х 22)=53 х (20+2)=53 х 20+53 х 2=1060+106=1166

  1. Индивидуальное задание. Работа в тетрадях. Работа у доски.

Учитель. Молодцы! Вы так быстро и правильно решили пример. Я надеюсь, что вы так же быстро и правильно найдете решения остальных выражений в тетради.

- Даю вам несколько минут. Кто быстрее? Начали!

 

Слайд 7.

34 х 15              572 х 26           48 х 72

- Назовите ответ первого примера, второго, третьего.

Учитель сравнивает ответы с учениками, работающими у доски.

- Кто сделал не все примеры в заданное время? Почему? (Не хватило времени, запись в строчку неудобна).

- А кто успел сделать? Молодцы!

  1. Постановка проблемы.

Цель:

  1. выявить и зафиксировать в речи отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: неудобная форма записи;
  2. сформулировать свой вариант записи, который позволит сэкономить время.

Учитель.

-Что же вас, ребята, больше всего не устраивает в алгоритме решения?             ( Длинная запись и затрата времени).

-Какие из этих причин носят частный характер, и вы сможете их отработать самостоятельно? (Знание таблицы умножения – здесь надо дополнительно потренироваться)

-Для решения какой проблемы нужны общие усилия? (Изменение формы записи)

-Предложите свой вариант записи, который позволил бы сэкономить время? (Запись в столбик)

4. Проектирование и фиксация нового задания.

Цель:                                                                                                                                              1)Построить алгоритм письменного умножения на трёхзначное число в столбик;

2)Согласовать тему и цель урока.

Учитель.

-Предложите свой вариант записи, который позволил бы, с одной стороны, сэкономить время, а с другой - избежать ошибок при устных  вычислениях в строчку. Посоветуйтесь в парах. Время 1 минута.

      По ходу обсуждения учитель выставляет соответствующие шаги алгоритма умножения трёхзначного числа на двузначное в столбик .При необходимости он задаёт детям «наводящие» вопросы:

 -С чего надо начать запись? (Записать первый трёхзначный множитель:356)

Слайды 8,9.

 -Как правильно записать второй множитель? Почему?

-Какой сделаем первый шаг? (Умножим 7 единиц на единицу трёхзначного числа:7x6=42)

 -Куда запишем единицы произведения? (В разряд единиц) Обведите разряд единиц в кружок.

 -Как зафиксировать, что 4 десятка надо запомнить? (Десятки запоминаем и отмечаем их маленькой цифрой над десятками трёхзначного числа)

 -Что осталось сосчитать? (Число десятков и сотен)

-Сколько получится десятков? (7х5+4=39)

И так далее…

Учитель.

 -Что нужно помнить, решая примеры на умножение на двузначное число? (Чтобы умножить любое число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, а потом на десятки и полученные произведения сложить. В записи суммы число десятков сдвигают на 1 разряд влево).

     Затем учитель подводит учащихся к теме урока, используя  аналогию алгоритма умножения на трёхзначное числ.о

 Учитель. Возьмите зелёную пасту и допишите слева от разряда десятков в разряд сотен число 3.

 -Посмотрите на образец записи на табличке, которая находится у вас на парте.

Слайд 10.

 -Назовите тему урока. (Умножение на трёхзначное число)

  -Определите основную цель урока. (Вывести удобную форму записи умножения на трёхзначное число)

-Продолжаем работать по алгоритму. Пишем зелёной пастой.

-Куда запишем сотни произведения? (В разряд сотен)

-Как зафиксировать, что один десяток надо запомнить? (Десяток запоминаем и отмечаем маленькой цифрой над десятками трехзначного числа)

-Сколько их будет? (6 х 3 + 1 = 19) и т. д.

    Слайд 11.

 В завершение учитель предлагает детям ещё раз внимательно проанализировать особенности нового алгоритма и использовать его для решения примеров, вызвавших затруднение.

 Учитель. Что нужно помнить, решая примеры в столбик? (Записываем и выполняем действия поразрядно, начиная с низшего разряда. При переходе  через разряд не забываем прибавить к более высшему разряду единицы низшего разряда, которые запоминаем)

  - К какому выводу пришли? ( Запись в столбик удобнее)

Физкультминутка. Слайд 12 .                                                                  5.Первичное закрепление.         

Цель: зафиксировать новую форму записи умножения на трёхзначное число во внешней речи.                                                                                        Работа с учебником, с. 37 Слайд 13.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Учитель. Молодцы! Давайте посмотрим на ход рассуждений автора учебника. Прокомментируйте её, пожалуйста.                                                                                                                                                                  6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.                                                      Цель:                                                                                                         1) проверить своё умение умножать на трёхзначное число, записывая решение столбиком;

2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

 3)  обсудить и записать домашнее задание.                                                 Учитель. Хотелось бы вам самостоятельно попробовать решить несколько примеров?                                                                                                                           1) Работа с учебником, с. 38.                                                                                        Учитель. Откройте с. 38 учебника. Найдите № 5. Запишите решение примеров столбиком в учебнике на печатной основе и расшифруйте слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания. И узнаете кто это? Вы можете пользоваться опорной схемой и алгоритмом.                                         2) Групповая  форма работы.                                                                           Учитель. И в дополнение я хочу вам предложить таблички зелёного, жёлтого и красного цветов:                                                                                                        з) понял, могу объяснить другим;                                                                ж) понял, но нужен тренинг;                                                                        к) нужна консультация.                                

   - Даю вам 3 минуты. Начали!                                                                            Учитель. У кого возникли трудности в записи столбиком? Поднимите ту табличку, которую считаете на данном этапе работы для вас наиболее значимой. Помоги товарищу, если он испытывает затруднение.                          - Над чем надо поработать в дальнейшем? (Над алгоритмом и опорной схемой)                

 - У кого вычислительные ошибки? Исправьте их. Как вы будете справляться со своими трудностями? (Повторять таблицу умножения)                          Слайд 14.                                                                                                   3)  Домашнее задание: с. 38, № 4, № 6.                                                                                                                                                                 7. Включение в систему знаний и повторение.                        

 Цель: тренировать способность к использованию записи умножения трёхзначного числа при решении задач.                                                          Учитель. Мы сегодня на уроке использовали запись умножения на трёхзначное число столбиком при решении примеров.                                  - А в каких ещё случаях можно применить эту форму записи? (При решении уравнений и задач)                                                                                 Слайд 15.                                                                                                 Работа по учебнику, с. 38 № 3.                                                                                   Учитель.                                                                                                  - На какие вопросы задачи  можно ответить по данной записи примеров? (Сколько выпускает автомобилей завод за один год)                                         - Почему записаны два примера? (Потому что в году бывает 365 дней или 366 дней)        

 - Можно ли, не вычисляя, сказать, на сколько второе произведение больше первого? (Да, можно)                                                                                                       

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.                                         Цель:                                                                                                                   1) зафиксировать новое содержание изученного на уроке : умножение на трёхзначное число столбиком;                                                                 2) оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса;

 3) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей деятельности.                                                                                    Учитель. С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке?                  - Какой выход мы нашли?                                                                         - Как вы думаете, пригодится ли новое знание в дальнейшей работе? В каких видах работы? (В решении примеров, задач, уравнений)                        

 А теперь оцените собственную работу, класса, отдельных учеников.                   - Над чем нам надо ещё поработать?                                                                          Учитель. Если вам необходима помощь учителя или консультантов, вы всегда можете её получить.                                                                                        Спасибо за урок!                                                                                  Слайд 16.                                                                                                                  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока математики 2 класс по теме "Умножение"

Данная презентация разработана к уроку математики по теме умножение по учебнику Л.Г.Петерсон...

Урок математики 3 класс по теме "Умножение на 5,6. Закрепление.

Урок обобщения и закрепления знаний, в ходе которого дети проходят различные испытания вместе с Иваном-царевичем....

Методическая разработка технологической карты урока математики 2 класс по теме "Умножение и деление на 2"

Технологическая карта урока включает подробное описание содержания деятельности как учителя, так и обучающегося на уроке математики. Урок включает в себя задания на повторение и обощение таблицы умнож...

Планк-конспект урока математики 4 класс по теме " Деление на трехзначное число ". УМК "Начальная школа XXI века" Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема: Деление на трехзначное числоТип урока: ОНЗЦель: познакомить обучающихся  с письменным делением на трехзначное числоЗадачи:Образовательные: познакомить с алгоритмо...

Урок математики 4 класс по теме: "Умножение многозначного числа на двузначное число".

Тема урока: «Умножение многозначного числа на двузначное число»              Тип урока: открытие нового знания....