Урок математики в 3 классе на тему: "Умножение на трехзначное число".
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
На уроке математики формироуется способность к выполнению письменного умножения на трехзначное число; повторяется распределительное свойство умножения и его графическая модель, решаются текстовые задачи нового вида, используя таблицу, схему и алгоритм; тренируются вычислительные навыки табличного умножения и деления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_3_klasse_-_grebnevoy_t.v.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Гребнева Т.В.
учитель начальных классов
Умножение на трехзначное число.
Урок математики в 3 классе,
образовательная система «Школа 2100»
Тип урока: ОНЗ с применением ИКТ.
Основные цели:
- сформировать способность к выполнению письменного умножения на трехзначное число;
- повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель, решение текстовых задач нового вида, используя таблицу, схему и алгоритм;
- тренировать вычислительные навыки табличного умножения и деления.
Мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
- алгоритм умножения двузначного числа на двузначное:
- образец записи умножения на двузначное число:
356 х 37=356 х (30+7)=356 х 30+356 х 7=10680+2492=13172
х 356
37
+ 2 492
10 68
13 172
3)таблички с записью числовых выражений:
533 х 2 53 х 2 53 х 22
Раздаточный материал:
- листочки-памятки с записью письменного приема умножения на трехзначное число;
- алгоритм умножения на трехзначное число;
- таблички для самооценки к этапу рефлексии (соответственно зеленого, желтого и красного цветов).
Понял, могу объ- Понял, но нужен Нужна
яснить другим тренинг консультация
- карточки с примерами для работы в парах;
3074 7425 48447 94750
+ 2263 - 2803 + 39560 - 45179
Форма работы: групповая.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
- Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- мотивировать учащихся к деятельности на уроке через создание доброжелательной обстановки;
- определить содержательные рамки урока: изученные приемы вычислений.
Слайд 1.
Учитель.
-Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?
- Все ли у вас получилось при выполнении домашнего задания?
1)Проверка домашнего задания.
Учитель. Надеюсь, сегодня у вас тоже все получится.
Слайд 2.
2)Тренинг вычислительных навыков на табличное умножение и деление за 1 мин.
Работа в тетрадях «3000 примеров по математике на табличное умножение и деление», 3 класс, автор О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Далее идет взаимопроверка тетрадей.
Слайды 3,4.
- Устный счет. Математический диктант. Работа в тетрадях.
Учитель. Запиши только ответ.
- Запиши число 8.Увеличь его в 4 раза. Результат уменьши на 4. Увеличить на 14 . Уменьшить в 6 раз.
- Какие понятия повторили? Прочитай результат.
Найди лишнее число. Докажи.
- Что общего в этих числах? Докажи.
-Сложи эти числа удобным способом. Чему равен полученный результат?
- Что вы о нем можете сказать?
- Увеличь полученный результат на 11 и запиши это число рядом с предыдущим ответом.
- Какое новое число получилось? Дайте ему характеристику.
- Разложи его на сумму разрядных слагаемых.
- Какую тему повторили? (Многозначные числа)
Слайд 5.
- Работа в парах по карточкам.
Дети проговаривают друг другу алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел
2. Актуализация знаний с использованием графической модели распределительного свойства умножения и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель:
- актуализировать вычислительные приемы, необходимые для внетабличного умножения чисел, способность к использованию графической модели распределительного свойства умножения;
- тренировать мыслительные операции: анализ, аналогия, обобщение;
- зафиксировать индивидуальное затруднение, возникающее при умножении двузначных чисел на двузначное: громоздкая запись, большие затраты времени.
Слайд 6.
- Тренинг мыслительных операций.
533 х 2 53 х 2 53 х 22
Учитель.
- Что связывает выражения, записанные на доске? (Распределительное свойство умножения)
- Актуализация приема внетабличного умножения на двузначное число с использованием графической модели распределительного свойства умножения.
Учитель. Объясните, как вы решите пример 53 х 22 с использованием распределительного свойства умножения?
(53 х 22)=53 х (20+2)=53 х 20+53 х 2=1060+106=1166
- Индивидуальное задание. Работа в тетрадях. Работа у доски.
Учитель. Молодцы! Вы так быстро и правильно решили пример. Я надеюсь, что вы так же быстро и правильно найдете решения остальных выражений в тетради.
- Даю вам несколько минут. Кто быстрее? Начали!
Слайд 7.
34 х 15 572 х 26 48 х 72
- Назовите ответ первого примера, второго, третьего.
Учитель сравнивает ответы с учениками, работающими у доски.
- Кто сделал не все примеры в заданное время? Почему? (Не хватило времени, запись в строчку неудобна).
- А кто успел сделать? Молодцы!
- Постановка проблемы.
Цель:
- выявить и зафиксировать в речи отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: неудобная форма записи;
- сформулировать свой вариант записи, который позволит сэкономить время.
Учитель.
-Что же вас, ребята, больше всего не устраивает в алгоритме решения? ( Длинная запись и затрата времени).
-Какие из этих причин носят частный характер, и вы сможете их отработать самостоятельно? (Знание таблицы умножения – здесь надо дополнительно потренироваться)
-Для решения какой проблемы нужны общие усилия? (Изменение формы записи)
-Предложите свой вариант записи, который позволил бы сэкономить время? (Запись в столбик)
4. Проектирование и фиксация нового задания.
Цель: 1)Построить алгоритм письменного умножения на трёхзначное число в столбик;
2)Согласовать тему и цель урока.
Учитель.
-Предложите свой вариант записи, который позволил бы, с одной стороны, сэкономить время, а с другой - избежать ошибок при устных вычислениях в строчку. Посоветуйтесь в парах. Время 1 минута.
По ходу обсуждения учитель выставляет соответствующие шаги алгоритма умножения трёхзначного числа на двузначное в столбик .При необходимости он задаёт детям «наводящие» вопросы:
-С чего надо начать запись? (Записать первый трёхзначный множитель:356)
Слайды 8,9.
-Как правильно записать второй множитель? Почему?
-Какой сделаем первый шаг? (Умножим 7 единиц на единицу трёхзначного числа:7x6=42)
-Куда запишем единицы произведения? (В разряд единиц) Обведите разряд единиц в кружок.
-Как зафиксировать, что 4 десятка надо запомнить? (Десятки запоминаем и отмечаем их маленькой цифрой над десятками трёхзначного числа)
-Что осталось сосчитать? (Число десятков и сотен)
-Сколько получится десятков? (7х5+4=39)
И так далее…
Учитель.
-Что нужно помнить, решая примеры на умножение на двузначное число? (Чтобы умножить любое число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, а потом на десятки и полученные произведения сложить. В записи суммы число десятков сдвигают на 1 разряд влево).
Затем учитель подводит учащихся к теме урока, используя аналогию алгоритма умножения на трёхзначное числ.о
Учитель. Возьмите зелёную пасту и допишите слева от разряда десятков в разряд сотен число 3.
-Посмотрите на образец записи на табличке, которая находится у вас на парте.
Слайд 10.
-Назовите тему урока. (Умножение на трёхзначное число)
-Определите основную цель урока. (Вывести удобную форму записи умножения на трёхзначное число)
-Продолжаем работать по алгоритму. Пишем зелёной пастой.
-Куда запишем сотни произведения? (В разряд сотен)
-Как зафиксировать, что один десяток надо запомнить? (Десяток запоминаем и отмечаем маленькой цифрой над десятками трехзначного числа)
-Сколько их будет? (6 х 3 + 1 = 19) и т. д.
Слайд 11.
В завершение учитель предлагает детям ещё раз внимательно проанализировать особенности нового алгоритма и использовать его для решения примеров, вызвавших затруднение.
Учитель. Что нужно помнить, решая примеры в столбик? (Записываем и выполняем действия поразрядно, начиная с низшего разряда. При переходе через разряд не забываем прибавить к более высшему разряду единицы низшего разряда, которые запоминаем)
- К какому выводу пришли? ( Запись в столбик удобнее)
Физкультминутка. Слайд 12 . 5.Первичное закрепление.
Цель: зафиксировать новую форму записи умножения на трёхзначное число во внешней речи. Работа с учебником, с. 37 Слайд 13. Учитель. Молодцы! Давайте посмотрим на ход рассуждений автора учебника. Прокомментируйте её, пожалуйста. 6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Цель: 1) проверить своё умение умножать на трёхзначное число, записывая решение столбиком;
2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
3) обсудить и записать домашнее задание. Учитель. Хотелось бы вам самостоятельно попробовать решить несколько примеров? 1) Работа с учебником, с. 38. Учитель. Откройте с. 38 учебника. Найдите № 5. Запишите решение примеров столбиком в учебнике на печатной основе и расшифруйте слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания. И узнаете кто это? Вы можете пользоваться опорной схемой и алгоритмом. 2) Групповая форма работы. Учитель. И в дополнение я хочу вам предложить таблички зелёного, жёлтого и красного цветов: з) понял, могу объяснить другим; ж) понял, но нужен тренинг; к) нужна консультация.
- Даю вам 3 минуты. Начали! Учитель. У кого возникли трудности в записи столбиком? Поднимите ту табличку, которую считаете на данном этапе работы для вас наиболее значимой. Помоги товарищу, если он испытывает затруднение. - Над чем надо поработать в дальнейшем? (Над алгоритмом и опорной схемой)
- У кого вычислительные ошибки? Исправьте их. Как вы будете справляться со своими трудностями? (Повторять таблицу умножения) Слайд 14. 3) Домашнее задание: с. 38, № 4, № 6. 7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать способность к использованию записи умножения трёхзначного числа при решении задач. Учитель. Мы сегодня на уроке использовали запись умножения на трёхзначное число столбиком при решении примеров. - А в каких ещё случаях можно применить эту форму записи? (При решении уравнений и задач) Слайд 15. Работа по учебнику, с. 38 № 3. Учитель. - На какие вопросы задачи можно ответить по данной записи примеров? (Сколько выпускает автомобилей завод за один год) - Почему записаны два примера? (Потому что в году бывает 365 дней или 366 дней)
- Можно ли, не вычисляя, сказать, на сколько второе произведение больше первого? (Да, можно)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать новое содержание изученного на уроке : умножение на трёхзначное число столбиком; 2) оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса;
3) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей деятельности. Учитель. С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке? - Какой выход мы нашли? - Как вы думаете, пригодится ли новое знание в дальнейшей работе? В каких видах работы? (В решении примеров, задач, уравнений)
А теперь оцените собственную работу, класса, отдельных учеников. - Над чем нам надо ещё поработать? Учитель. Если вам необходима помощь учителя или консультантов, вы всегда можете её получить. Спасибо за урок! Слайд 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для урока математики 2 класс по теме "Умножение"
Данная презентация разработана к уроку математики по теме умножение по учебнику Л.Г.Петерсон...
открытый урок математики 2 класс на тему"Умножение и деление круглых чисел. Закрепление" УМК "Перспектива"
открытый урок математики...
Урок математики 3 класс по теме "Умножение на 5,6. Закрепление.
Урок обобщения и закрепления знаний, в ходе которого дети проходят различные испытания вместе с Иваном-царевичем....
Презентация к уроку математики 3 класс на тему "Умножение трехзначного числа на однозначное"
отображает поэтапный ход урока...
Методическая разработка технологической карты урока математики 2 класс по теме "Умножение и деление на 2"
Технологическая карта урока включает подробное описание содержания деятельности как учителя, так и обучающегося на уроке математики. Урок включает в себя задания на повторение и обощение таблицы умнож...
Планк-конспект урока математики 4 класс по теме " Деление на трехзначное число ". УМК "Начальная школа XXI века" Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В
Предмет: МатематикаКласс: 4Тема: Деление на трехзначное числоТип урока: ОНЗЦель: познакомить обучающихся с письменным делением на трехзначное числоЗадачи:Образовательные: познакомить с алгоритмо...
Урок математики 4 класс по теме: "Умножение многозначного числа на двузначное число".
Тема урока: «Умножение многозначного числа на двузначное число» Тип урока: открытие нового знания....