Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения качества знаний на уроках русского языка в начальной школе

 

Едыгова Рузана Юрьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3» п.Яблоновский

Тахтамукайского района

 

 

Русский язык… Как много понятий заложено в этих двух словах!

Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, звучности и мелодичности системы фонетической, в выразительности грамматических средств. В русском языке, «емком» и «умном», есть и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись»- писал С. Маршак.

Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма? Воспитание любви к родному языку, к родной речи – одна из задач школьного обучения. Уже в младших классах нужно раскрыть перед учениками поистине волшебные свойства языка, дать им почувствовать его красоту и силу, показать меткость русского слова. Все это рождает у детей чувство гордости за свой язык. Успех обучения зависит от того , возникает ли у  них интерес к изучаемому, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. Значит мы должны искать методы работы, которые помогут всем ребятам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками,причем таким образом, чтобы слабые не отставали, а сильные не останавливались в своем развитии, а шли вперед.

Целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.

Сама я очень люблю русский язык,  а как учитель, люблю готовиться к урокам русского языка, проводить их. Но на протяжении многих лет работы в начальных классах я поняла, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.

Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли достичь хорошего результата .

Опираясь на свои личные наблюдения и на приемы из методической литературы, хочу выделить 5 моментов:

1.   Известные слова классика «Вся наша жизнь – игра!» можно перефразировать так «Для ребёнка игра – это жизнь». Когда он приходит в школу, продолжает играть. А мы учителя создавая для ученика комфортные условия пребывания в школе, способствуя повышению мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новые слова и правила, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала, т. е. если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности. Дети очень любят «Урок –сказку». При изучении новых правил я часто использую разные сказки .Например при изучении темы « Сочетания ЖИ-ШИ» , я использовала  сказку « Дружба мягких и твердых гласных».Также при изучении различных правил мы помогаем Золушке попасть на бал,Ивану Царевичу спасти Василису Прекрасную .

Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке даёт возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо», лёгких путей при изучении русского языка  нет. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.

2. Все знания должны даваться учителем и воспроизводиться учащимися в строго определенной системе. Кто учился в институте, тому знакомо такое состояние, когда после хорошей тщательной подготовки к экзаменам весь материал укладывается в голове как бы по полочкам. И отвечая на тот или иной вопрос, можно легко выбрать необходимый материал из общей системы знаний. Причем такое усвоение возможно лишь пр условии, если вопросы к экзамену составлены в определенной системе, когда каждая последующая тема вытекает из предыдущей.

Обратимся к книге «Мир детства. Младший школьник»:

«Знания должны быть хорошо систематизированы. Есть очень образное сравнение с библиотекой: если огромное количество книг свалено в беспорядке, то пользоваться такой библиотекой станет невозможно, но если книги будут распределены по полкам, соответствующим различным разделам заний, тогда и маленькая библиотека с небольшим количеством книг, может оказать большую помощь в работе. То же самое происходит с памятью. Нельзя забивать память бессмысленным чтением, запоминанием подряд любого материала. Знания, приобретенные таким способом мало эффективны. Поэтому, организуя запоминание, важно вырабатывать у уч-ся не просто стремление запоминать материал в определенной системе… План,схема – как бы каркас для последующего воспроизведения материала… каждая часть воспроизводимого текста должша связываться со всеми остальными, не нарушать смыслового целого».

3.   В своей работе учитель должен опираться не на слуховую, а на зрительную память уч-ся, которая у большинства людей развита лучше. Очень часто процесс усвоения знаний заключается в следующем: учитель объясняет новый материал, дети слушают, запоминают, затем учатся применять полученные знания на практике. То есть работа идет по следующей схеме: выслушай, запомни , воспроизведи! Но не каждый ученик может уследить за ходом рассуждений учителя, не каждый может на слух запомнить эти рассуждения и , конечно же, далеко не каждый может правильно все воспроизвести.

Гораздо полезнее действовать по другой схеме: выслушай и посмотри; разберись в содержании, воспроизведи, пользуясь планом, схемой, чертежом, таблицей, памяткой.

4.Четвёртый момент вытекает из первых двух условий: большую помощь учителю может оказать система памяток и алгоритмов, которые при постоянном пользовании ими помогают привести знания в определенную систему. При многократном пользовании памяткой и алгоритмом ребенок зрительно запоминает ход рассуждений, необходимые данные, и может самостоятельно выполнять определенные задания, пользуясь памяткой все реже и реже. Только одним детям на это требуется больше времени, другим меньше. Очень важно, на мой взгляд, внушить слабым ученикам следующую мысль:»Если забыл, ничего страшного, посмотри в памятку, вспомни ход рассуждений или необходимые данные и продолжай выполнять задание».

Обратимся к словам В.Шаталова, педагога, которому удалось достичь в обучении всех своих учеников очень высоких результатов:

«А теперь назову, может быть, главный наш принцип: снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного, способного к творчеству, серьезного человека…

Все, что основано на подавлении личности и голом администрировании безвозвратно уходит из нашей школы. Это требование времени.

Школьные уроки- это драгоценные часы тихих раздумий и спокойного творческого поиска молодежи. Школа – источник вдохновенного детского труда ,готовящая юных граждан к большой, сложной, но такой прекрасной жизни, в которой никто не сможет обременить человека такими высокими требованиями, какими обременит себя он сам».

                                                                                                                              В.Шаталов

Итак, на мой взгляд, система памяток и алгоритмов – одна из путей повышения качества обучения младших школьников русскому языку.

К сожалению, этот вопрос очень мало освещен в методической литературе. Хотелось бы видеть эти памятки и алгоритмы четко сформулированными, составленными в определенной последовательности, чтобы ими удобно было пользоваться. Очень хорошо было бы иметь их по основным темам в качестве приложения к учебникам русского языка, что облегчило бы работу и учителя, и учеников.

Я хочу поделиться своим опытом работы с системой памяток и алгоритмов. Прежде всего я проанализировала программы начальной школы по русскому языку, выделила основные темы, трудные вопросы по каждой теме и что должны усвоить дети в результате изучения данных тем.

К изучению любой темы я готовлю 3 момента:

а/ памятку

б/ алгоритм объяснения изучаемой орфографии

в/ как исправить ошибку

Например, в 1 классе при изучении темы «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»:

1.Оформляется памятка:

ЖИ и ШИ

Пиши с гласной И

Такие памятки пишутся четко и красочно /мне обычно в этом помогают родители/ , затем они при изучении темы вывешиваются на стенд «Учись учиться» и находятся на нем по необходимости до конца изучения темы.

2.Разрабатывается алгоритм объяснения орфограммы.

Ученик во время комментирования говорит: «Малыши, в сочетании ШИ напишу гласную И, так как знаю правило: ЖИ и ШИ пиши с И.

Алгоритм можно по мере изучения темы сократить. Например, в данном случае не всегда обязательно проговаривать правило.

3.Оформляется еще одна памятка «Как  исправить ошибку»

ПРОПИШИ СЛОВО, ПОДЧЕРКНИ СОЧЕТАНИЕ, ПРИВЕДИ СВОИ ПРИМЕРЫ:

ЛЫЖИ, ЖИЛ, УЖИ, ПРУЖИНА

Правильная организация работы над ошибками тоже является одним из путей повышения качества обучения русскому языку. Без работы над над ошибками вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

С 1 класса приучаю детей сознательно делать работу над ошибками. Чтобы ученик не пропускал ни одной ошибки в работе, после проверенной работы  на полях ставлю столько «птичек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, знает, что на всех строчках с «птичками», он должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. В классе есть стенд «Работа над ошибками», который разделен на две части:

-на какое правило ошибся

- как исправить ошибку.

Каждая орфограмма обозначается определенной цифрой. Так, в 1 классе:

  1. Пропуск, замена, перестановка букв.
  2. Письмо предложений.
  3. Слова из словаря.
  4. Перенос слов.
  5. Правописание слов с Ь.
  6. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  7. Безударные гласные в корне.
  8. Парные звонкие и глухие согласные в корне.

После проверки работы над ошибками, если ученик не определил правило, на которое ошибся, и неправильно исправил ошибку, на полях ставлю номер орфограммы /№1/. В последующей работе над ошибками ученик переделывает неверное, предварительно обратившись к памятке на стенде. К концу 2 класса дети запоминают номера орфограмм и могут обходиться без памяток.

В  течение двух лет на стенде « Работа над ошибками» 20 орфограмм.

Некоторые памятки и алгоритмы требуют, вероятно, дополнений, изменений, уточнений. Система работы с ними будет в дальнейшем совершенствоваться, но уже сейчас можно сказать, что такая система оказала помощь и мне, учителю, и учащимся.

И хотя нельзя сказать, что благодаря системе памяток и алгоритмов все проблемы решены и все в процессе обучения стало легко и просто, но некоторые проблемы, хотя бы отчасти, но удалось решить, а именно:

1.Удалось «снять» чувство страха с души ребенка, страха из-за незнания, из-за того, что что-то забыл

2.Благодаря многократному зрительному восприятию памяток и систематическому практическому применению их, удалось достичь более прочного усвоения некоторых вопросов программного материала.

3.Многие памятки и алгоритмы способствуют развитию мышления, речи учащихся; на уроках больше слышна речь учащихся, нежели учителя; многократные повторения алгоритмов позволяют и слабым учащимся активно включаться в работу.

5.  Пятый момент.  Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе.

Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности).

  • Создание и использование презентаций
  • Логические игры
  • Тестовые формы
  • Использование видео
  • Использование готовых обучающих программ
  • Работа с ресурсами Интернет (Интернет – уроки)
  • Электронные энциклопедии

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе"

Что такое современный урок?  Признавая урок в качестве основной формы обучения,  мы  постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. В статье отражены наиболее эффективные средст...

Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.

В данной статье я представляю материал из своего опыта работы по теме " Пути повышения эффективности и качества образования в начальной  школе в условиях реализации ФГОС НОО"....

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отн...

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка.  Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...