Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)
статья по русскому языку на тему
Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пути повышения эффективности уроков русского языка | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)
Магомедзагирова Мадина Хамзатовна
учитель высшей квалификационной категории
МКОУ Карамахинская средняя общеобразовательная школа им. А.Атаева Буйнакского района Республики Дагестан
Дагестан – многонациональная республика в составе Российской Федерации. При многообразии национальных языков (около 25) на такой ограниченной по площади территории республики недостаточно знать и говорить на своем родном языке. Помимо того, что русский язык является государственным языком, он также выполняет функцию межнационального языка. Поскольку официальное делопроизводство ведется на русском языке просто владеть и говорить на русском языке недостаточно. Современные реалии требуют владения нормами русского языка на высоком уровне.
На сегодняшний день складывается тенденция, что использование русского в сельских местностях находится на низком уровне, нежели чем в городе. Когда сельский ребенок приходит впервые в школу он сталкивается с различными проблемами, в том числе и незнанием русского языка. О том, что у детей различный уровень знания русского языка говорить не приходится. На достаточно высоком уровне на данном этапе владеют им лишь 5-10 % учеников.
Я работаю учителем начальных классов в Карамахинской средней школе. 100 % населения, и, соответственно, учащихся – даргинцы. Обучение ведется по УМК «Школа России». Русский язык изучается как родной. Обучение всем предметам также основано на знании русского языка, за исключением даргинского языка и литературы. Незнание детьми русского языка на начальном этапе обучения вынуждает учителя совмещать в учебном процессе методики преподавания русского языка как родного и как неродного. Обучение в таком ключе на дальнейших этапах невозможно, поскольку требования ФГОС к процессу и результатам обучения предъявляются одинаковые для билингвов и для тех, кто родился и вырос в русскоязычной среде.
В моем третьем классе 20 учащихся билингвов. К началу первого класса читать не умели (отсутствие на тот момент детского сада и какой-либо дошкольной подготовки). Словарный запас не богатый, они не воспринимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст. Естественно, в полном объеме усвоить знания, полученные на малознакомом языке, сложно.
Изучая уровень владения учащимися русским языком, отметила такие факты:
- К первому классу несколько учеников знают все буквы алфавита, но пока не читают.
- Устная речь развита слабо.
- Навыки письма практически отсутствуют.
В процессе обучения, к концу первого полугодия картина положительно меняется, но выявляются проблемы следующего характера:
- Письменную работу по развитию речи выполняют на очень низком уровне.
- Заменяют гласные или пропускают их, так же и с согласными.
- Предлоги пишут слитно, а приставки – раздельно.
- Графические ошибки.
- Семантические ошибки.
- Морфологические ошибки.
Решение проблемы обучения русскому языку в полиэтничеких классах необходимо начинать с изучения имеющихся подходов, методик работы. Сходны мнения большинства авторов в том, что отбор и представление языкового материала на уроке русского языка с детьми билингвами соответствуют коммуникативной методике обучения языку, которая обуславливает практическую направленность обучения, функциональный подход к отбору материала, изучение лексики и грамматики на образцах речи, ситуативность.
Принцип коммуникативности реализуется в ситуативных упражнениях, выполнение которых способствует развитию навыков говорения. Я выстраиваю естественный речевой акт. Так, ученики задают друг другу вопросы о признаках существительных, названиях родов, чисел, падежей и др. Рассказывают о проведенных каникулах, употребляя глаголы прошедшего времени и др. Для диалогового общения создаю пары из учащихся, имеющих разный уровень владения языком, чтобы речь более слабого ученика корректировалась со стороны более сильного.
Работу свою строю согласно методике обучения в следующей последовательности: работа под руководством учителя, работа по образцу, самостоятельное применение на основе знаний опознавательных признаков и существенных свойств языковых явлений. Учащиеся, для которых русский язык является неродным, для успешного продвижения должны в первую очередь овладеть речью. Однако без овладения специфики языковых явлений выработать речевые умения и навыки трудно. Русский язык большинство нерусских детей начинают осваивать только в школе, тогда как родным языком все люди овладевают задолго до начала обучения в школе.
При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное средство расширения словарного запаса учащихся. Эффективными являются упражнения с лексическими единицами и грамматическими формами, которые усваиваются непроизвольно, в процессе работы с ними. Дополнительно используются следующие упражнения:
- словообразовательные (найдите корень и подберите однокоренные слова, образуйте от данных существительных прилагательные/ от данных глаголов существительные по образцу, продолжите словообразовательный ряд прилагательных/ глаголов с данной приставкой/суффиксом),
- составление тематических групп (выпишите из текста слова, обозначающие предметы, качества предмета, действия; выпишите в словарик названия предметов одежды или посуды),
- включение данного слова в словосочетание (подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать - что? встретиться - с кем? рисовать – чем?),
- введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова; расскажите о корове, опираясь на данные слова; составьте предложение с данным словом).
При обучении русскому как неродному активно использую правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников. Дети-билингвы часто нарушают порядок слов в русском предложении. Такая особенность связана с тем, что в нашем родном - даргинском языке предложение всегда оканчивается сказуемым и организует предложение в единое целое. Нарушение порядка слов можно предупредить только постоянной работой на уроке с семантическими связями внутри предложения. Необходимо учить детей правильно задавать вопросы ко всем членам предложения.
При обучении предложно-падежной системы русского языка формируется умение ставить падежные вопросы и пользоваться моделями: нет кого, чего; дать кому, чему; вижу кого, что; горжусь кем, чем; говорю о ком, о чем. Таким образом, учащиеся получают сведения о падежах как о языковом грамматическом явлении. Трудностью в этом процессе является то, что в русском языке одно и то же значение может выражаться разными падежами. Необходимо решать возникшие затруднения сразу, объясняя каждый частный случай.
На основе предлагаемых методик и результатов собственных наблюдений выработала следующий механизм работы с детьми-билингвами на данном этапе:
1. Работа с текстом: чтение вслух сначала учителем, а затем детьми; чтение про себя во время прослушивания аудиозаписи данного текста; словарная работа; анализ, прочитанного текста; списывание с обязательным проговариванием; запись под диктовку с комментированием; написание сжатого изложения в конце третьего класса.
2. На уроках развития речи использую памятки-подсказки (при написании сочинений предлагаю словосочетания и отдельные предложения, дополнительно распределить их в соответствии с пунктами плана; при написании изложений предлагаю использовать опорные слова, словосочетания). Эта работа помогает вырабатывать навык правильного построения, как отдельных предложений, так и целого текста.
3. На уроках изучения нового материала и закрепления организую выполнение заданий по образцу.
4. Регулярно проверяю уровень освоения знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий и провожу мониторинг в сравнении с предыдущими результатами.
5. В третьем классе была организована внеурочная деятельность «В мире слов» в рамках русского языка. Ее цель - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, которые помогут в дальнейшем освоению языковых компетенций. Задания на подбор синонима, антонима, омонима, нахождение пульса в слове (ударение), крылатых слов, знакомство с видами словарей, с фонетикой, словесное рисование, кроссворды, КВНы и др.).
6. Поддерживаю мотивацию успеха на уроке и во внеклассной работе. Вовлекаю в выполнение небольших проектов, чтение докладов, сообщений, олимпиадное движение, организую блиц-турниры с доступными заданиями, приглашая всех учащихся вне зависимости от уровня владения языком.
Результатами обучения детей-билингвов являются в первую очередь практические достижения:
- умение читать и высказываться (и на свободную, и на лингвистическую тему),
- умение опознавать изучаемые явления языка и речи,
- умение пользоваться словарем (найти справку в соответствующем словаре о значении, правописании, целесообразном употреблении того или иного слова),
- умение строить краткое письменное высказывание, писать сжатое изложение пока сложно.
Заключение. В заключение хотелось бы отметить, что данная тема, несмотря на свою актуальность, пока почти не нашла практического развития в организации методики преподавания русского языка в полиэтнических классах в частности в нашей школе. Выделю несколько причин:
- отсутствуют единые программы для обучения билингвов в русскоязычных классах, принятых на уровне Министерства образования;
- тяжело выстраивать дифференцированный подход в классах с разным уровнем владения языком;
- непонимание сути проблемы многими учителями и администрацией, и множество других факторов.
- отсутствие помощи в выполнении заданий со стороны родителей в силу занятости, недостаточного уровня компетентности в русском языке и др. Однако проблема существует, и практикующий педагог находит свои собственные приемы, методы, подходы на пути к достижению единой цели всеми участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
суть изменений современного урока с введением федерального государственного стандарта начального образования второго поколения...
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Словарная работа на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова.
Представляю серию презентаций для изучения словарных слов на уроках русского языка во 2 классе по системе Л. В. Занкова. Для удобной работы слова разделены на тематические группы....
Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова.
Представляю серию презентаций по развитию речи на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Данные презентации помогут обучающимся при написани...
Конспект урока математики в 4 классе (образовательная программа начального общего образования, авторская программа М. И. Моро и др. «Математика», образовательная система «Школа России»)
Тема урока: Приём письменного деления на однозначное число. Цели: - отрабатывать умение выполнять деление трехзначного числа на однозначное; - совершенствовать устные и письменные вычислительные...
В чём суть изменений урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные...