"Числовой луч" - 22.03.2014 г.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Автор учебника математики - Л. Г. Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.06.14-chislovoy_luch-4_b.doc | 102 КБ |
chislovoy_luch.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Бардина А. М.
22.01.14
Тема урока: " Числовой луч".
Цели:
- ввести понятие “луч”, на основе сравнения – сопоставления геометрических фигур
- формировать основы сравнения – сопоставления, как мыслительной операции, обучать отбору (выбору) существенных критериев
- научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
- продолжать закреплять нумерацию многозначных чисел
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.
- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
1.Создание мотивационной ситуации.
Проверка готовности уч-ся к уроку. Эмоциональный настрой уч-ся.
2.Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжаем наше путешествие в удивительную страну Математику.
В стране “Математика” много городов. С одним из них мы давно уже знакомы. С каким из них мы уже давно знакомы. С каким? (Арифметика)
-Кто живет в этом городе? (Числа и знаки.)
-Верным помощником и экскурсоводом у нас будет весёлая точка. Из каких цифр она состоит?( 3, 6, 1, 9, 8)
-Составьте самое маленькое и самое большое четырехзначное число и запишите.
(13689 98631)
Его характеристика.
-Запишите последующее и предшествующее. (аукцион)
УСТНЫЙ СЧЁТ:
-Веселая точка приглашает нас в город, его название нужно узнать Вам:
- Найдите частное чисел 210 и 7? (30) Е
- Какое число меньше 720 на 100? (620) М
- Запишите число, которое больше 20 в 5 раз? (100) О
- На сколько надо разделить 560, чтобы получилось 80? (7) Г
- К какому числу надо прибавить 100, чтобы получилось 360? (260) И
- Увеличь 350 в 2 раза. (700) Т
- В одной пачке 10 книг. В библиотеку принесли 3000 книг. Сколько пачек с книгами принесли в библиотеку? (300) Я
- Найдите площадь комнаты если длина комнаты 15 метров, а ширина 7 метров? (105) Р
- 6 картофелин варилось 30 минут. Сколько минут варилась одна картофелина? (30) Е
7 | 30 | 100 | 620 | 30 | 700 | 105 | 260 | 300 |
г | е | о | м | е | т | р | и | я |
3. Постановка проблемы.
-Итак, сегодня мы отправляемся в город “Геометрию”. В переводе с греческого это слово означает “землемерие” ;гео – земля, “метрия” мерить
Появление геометрии было связано с различными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий.
-Кто живёт в этом городе? (Фигуры, отрезки, лучи, прямые)
-Из каких фигур состоят эти человечки? (Прямые, отрезки, окружность, квадраты, ломаные линии)
-Нарисуйте недостающую фигуру.
-Пришла пора узнать новых жителей этого города и познакомиться поближе со старыми знакомыми.
4. Открытие новых знаний.
-Мы попали в город. Но здесь большой переполох. Потерялся малыш и ищет свой дом. Постучался он в первый дом. Здесь жили ломаные линии, а они его не пускают.
Мы с тобой родственники, но ты живёшь в другом доме.
-Почему?
Постучался во второй дом
Здесь жили отрезки, и они его не пускают. Мы с тобой родственники, но ты живёшь в другом доме.
-Почему?
Постучался в другой дом.
Там живут прямые. Его опять не пускают. Мы с тобой родственники, но ты живешь в другом доме.
-Почему?
Постучался в третий дом.
Там жили прямые линии, но у них было только начало.
-Как вы думаете, что произошло?
-А как зовут нашего малыша?
-Почему во всех домиках жили родственники, но никто его не пустил?
-Давайте, сравним наших героев. По каким критериям или параметрам будем сравнивать?
СОСТАВЛЯЕМ И ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ
| кривые | отрезки | прямые | лучи |
Есть начало | - | + | - | + |
Есть конец | - | + | - | - |
Можно ли измерить | - | + | - | - |
Использование чертежных принадлежностей | - | + | + | + |
Цвет | + | + | + | + |
Толщина | + | + | + | + |
Горизонтально | + | + | + | + |
Вертикально | + | + | + | + |
Из значительного количества критериев мы отобрали только три существенных, т.е. важных.
ВЫВОД:
- Что мы представляем, когда говорим луч?
- Чем отличается луч от прямой?
- Чем отличается луч от отрезка?
-Посмотрите на рисунки. С какими геометрическими фигурами они у вас ассоциируются, надпишите эти геометрические фигуры. (Они указаны стрелками)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
-Наш малыш так обрадовался, что запел песенку:
ПЕСНЯ:
Чтоб прямую получить
Надо просто прочертить,
Ни начала, ни конца
Не найдешь ты никогда
Если точку ты возьмешь
К ней прямую проведешь
Луч получится тогда,
Есть начало, нет конца
У отрезка как он есть
Есть начало и конец
Его измерить можешь ты
Лишь линейку приложи.
6. Первичное закрепление. Работа по учебнику.
1)-Откройте учебник на с. 57. Прочитайте текст.
Работа с текстом.
2)- Начертите произвольный отрезок АВ (слайды 3, 4)
- начертите прямую
- начертите луч с началом в т.О
-Чем отличается луч от отрезка? Чем отличается луч от прямой?
-На построенном луче с началом в точке О будем откладывать равные отрезки длиной 1 см. У начала луча поставим т.О и пронумеруем один за другим концы отрезков 1,2, 3, 4
У нас получился числовой луч (слайды 7, 8).
-На этом луче можно изобразить любое число, обозначив его точкой, т.к. луч бесконечен. Отрезки могут быть любой величины, но обязательно равные (слайд 6)
- С помощью луча можно сравнивать числа. Чем правее точка от начала луча, тем большее число она обозначает. Чем левее точка от начала луча, тем меньшее число она обозначает.
Начертите луч с началом в т.В. Отметьте на нем точки от 1 до 10 обозначив их, если единичный отрезок равен 5 мм.
7. Самостоятельная работа
1)№3, стр.58 (учебник,ч.2)
2)№5, стр.58 (учебник,ч.2)
3)Работа в парах.
-Соедините геометрические фигуры с их названием.
8.Обобщение. Итог урока. Рефлексия (слайды 15-16).
- Что мы представляем, когда говорим луч?
- Чем отличается луч от прямой?
- Чем отличается луч от отрезка?
- Назовите отличие числового луча от простого?
- Как сравнивать числа при помощи числового луча?
10. Дом. задание: задача №12; выражение №14 (а), стр.60 (учебник, часть 2)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадайте загадки Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт? Великан стоит в порту, Освещая темноту, И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!» Весь день стоит на улице, Прохожим улыбается. Их служба начинается, Когда уже смеркается.
Луч А
Геометрические фигуры
Постановка проблемы. Открытие нового знания 1 1
1 2 3 4 5 0 1 2 0 1 2 3 0 50 см 180см 100 см Единичный отрезок
Вывод: Числовой луч – это бесконечная шкала. С помощью числового луча можно сравнить числа. Из двух чисел меньше то, которое расположено левее. С помощью числового луча можно прибавлять и вычитать . 1 2 4 3 1 5 2 3
Чем отличается шкала числового луча от шкалы линейки? Найди ошибки в изображении числового луча. 0 0 0 1 1 1 1 2 2 2 2 7 3 6 5 4 8 3 3 3 4 4 5 5 5 6 6 6 7 7 7 8 8 9
Алгоритм: Поставить точку, провести вправо луч. У начальной точки луча поставить 0. Выбрать единичный отрезок и отложить его вправо от нулевой точки. Найти место для чисел в соответствии с единичным отрезком.
Каким числам на числовом луче будут соответствовать планеты Солнечной системы в порядке удаления их от Солнца? 0 О
Каким числам на числовом луче будут соответствовать планеты Солнечной системы в порядке удаления их от Солнца? 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 М В З М Ю С У Н П О
Реши уравнения х + 37 = 40 х + 26 = 32 45 + х = 50 О
Домашнее задание
Продолжи фразу: Я узнал (а) ….. Я повторил (а) …. Я научился (лась) …. Итог урока
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Числовой луч. Построение числового луча
урок математики...
1 кл. (2014 год) Интерактивный тест-игра "Числовые домики"
Интерактивный тест- игра «Числовые домики» предназначен для проведения устного счета на уроке при проверке знания состава чисел 5-10 (1 класс). Открывается в режиме показа слайдов. В...
2 класс. Математика. Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек). Присчитывание как новый способ нахождения суммы.
Конспект по обучению грамоте по РО система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова. Предмет: Математика Класс: 2 Тема: Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прям...
: Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек). Присчитывание как новый способ нахождения суммы.
: Сложение и вычитание чисел с помощью двух и более числовых лучей или числовых прямых (линеек). Присчитывание как новый способ нахождения суммы....
Числовые выражения. Составление числовых выражений. 2 класс
Цель данного урока: закрепить умение составлять числовые выражения, используя числа, арифметические знаки, скобки; умение читать выражения разными способами; составлять и решать задачи....
Технологическая карта урока математики, тема: «Принцип построения числового ряда. Предыдущее число. Уменьшение чисел в числовом ряду на 1», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Математика.1 класс....
Конспект урока по математике. Тема :Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений.2 класс.УМК "Школа России".
КОНСПЕКТ УРОКА по математикеТема: Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений.Цели деятельности учителя: развитие умений учащихся решать задачи в д...