Урок в системе деятельностной педагогики
методическая разработка по математике по теме
Урок математики в системе деятельностной педагогики по теме: "Число и цифра 5"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в системе деятельностной педагогики | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Число и цифра 5» Тип урока : урок открытия нового знания. Цель урока: Формирование представления о числе и цифре 5, умения записывать его с помощью графической модели и цифры. Задачи урока: Научить правильно писать цифру 5 и соотносить количество предметов с цифрой; Формировать умение складывать и вычитать в пределах 5; Развивать логическое мышление, математическую речь; Формировать умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность по ходу выполнения задания; Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Методы работы : Формы работы : словесный - индивидуальная Наглядный - работа в паре Практический - фронтальная частично –поисковый метод контроля Оборудование : компьютер проектор интерактивная доска карточки с заданиями лист самооценки учебник «Математика» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова
Результат Данный урок формирует умения (способности): сравнивать, складывать и вычитать числа от 1 до 5; правильно писать цифру 5; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; сотрудничать, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
Этапы урока I этап. Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин.) II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (4-5 мин.) III этап. Выявление места и причины затруднения. (3-4 мин.) IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. (4-6 мин.) V этап. Реализация построенного проекта. (5-8 мин.) VI этап. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин.) VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3-5 мин.) VIII этап. Включение в систему знаний и повторение. (5-8 мин.) IX этап. Рефлексия учебной деятельности. (2-3 мин.)
I этап. Мотивация к учебной деятельности Цель : включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу). Деятельность учителя Деятельность учащихся Включаю обучающихся в учебную деятельность через работу над высказыванием « Без терпенья нет ученья!» Читают высказывание и участвуют в его обсуждении.
Без терпенья нет ученья! Прочитайте слова, написанные на доске. Почему в учении требуется много терпенья? (Бывает трудно самому «открывать» новые знания.) Какие еще качества нужны в учении? (Усердие, трудолюбие, …) В гостях у нас веселый человечек – Смайлик. Какие два шага мы должны пройти, чтобы открыть новые знания? Вы готовы к работе? Тогда в путь. С чего начнем? (с повторения) Пожелайте друг другу удачи!
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии Цель : актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания . Деятельность учителя Деятельность учащихся 1) Актуализация опорных знаний ( даю задание на карточке ) Оцените свою работу в листе самооценки. ( Самопроверка) 2) Организую работу по составлению числовых выражений (индивидуально). 3) Организую самостоятельное выполнение учащимися задания для пробного действия. (При выполнении этого задания создается проблемная ситуация, которая требует новых знаний). 4) Организую фиксацию возникшего затруднения в выполнении пробного действия . Вспоминают последовательность событий и записывают изученные числа . ( работа в паре) Оценивают свою работу в листе самооценки. В ыполняют задание на карточ ках. Оценивают на листе самооценки. Самостоятельно выполняют пробное действие (записать значение выражения) . Учащиеся сталкиваются с проблемой при выполнении этого задания. (Не умеют записывать цифру 5).
- Лист самооценки Задание № 1 Задание № 2 Задание № 3 Задание № 4 Задание № 5 _ если все получилось - если есть сомнения если нужна помощь Твоя оценка: _____ Оценка учителя: _____
1. Запишите числовые выражения.
2 . Запишите значения выражений. 4+1=5 2+3=5 1+4=5 3+2=5
III этап. Выявление места и причины затруднения Цель : выявление и фиксация места и причины затруднения. Деятельность учителя Деятельность учащихся Совместно с учениками выявляем место и причину затруднения. Задаю вопросы, которые позволяют пошагово проанализировать свои действия с опорой на знаковую фиксацию. - Какое задание выполняли? - Чем это задание отличается от предыдущего? Где конкретно возникло у вас затруднение, почему? Организую обсуждение ответов. Повторяют задание пробного действия. Выявляют место и причины затруднения ( Мы не изучали число 5, у нас нет эталона.) Делают вывод о том ,что у них не получилось.
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения Цель : постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации . Деятельность учителя Деятельность учащихся Создаю условия для определения обучающимися конкретной цели своих будущих учебных действий. Какую цель вы можете поставить на урок? Сформулируйте тему урока . Подумайте, что нам поможет открыть новое знание. Какой эталон можно использовать? Составим план исследования «Знакомство с числом и цифрой 5» в процессе диалога выясняю какие сказки, пословицы знают учащиеся о цифре5. знакомлю с интересными фактами о числе 5. Формулируют цель урока по формированию новых умений. Определяют тему урока. Составляют план исследования. Вспоминают сказки и пословицы, где упоминается число 5. Знакомятся с интересными фактами о числе 5.
Как вы будете действовать? ( составим план) 1. Мы сначала определим место числа 5 на числовом отрезке. 2 Договоримся в записи числа с помощью точек . 3. Будем учиться писать цифру 5. 4. Откроем состав числа 9 . Сформулируйте цель урока. ( Научиться красиво писать цифру 5; познакомиться с составом числа 5)
Тема урока «Число и цифра 5» 5 У ладошки пять детишек, Пять веселых шалунишек. Все подряд они хватают, Только ночью отдыхают. Как зовут их, угадайте, Малышей пересчитайте. Пальчики легко узнать – На руке их ровно пять.
V этап. Реализация построенного проекта Цель : 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи и состав числа 5 на эталоне; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения. Деятельность учителя Деятельность учащихся Организую работу по построению и фиксации нового знания с опорой на план. для определения места числа 5 на числовом отрезке организую работу со слайдовой презентацией. организую работу по учебнику . для с огласования написания графической модели числа 5 организую работу с помощью интерактивной доски. Наблюдают, рассуждают, сравнивают. Работают по учебнику. Записывают выражения. Проверяют и дают оценку своей работе. Работают на индивидуальных планшетах, комментируют свои действия.
1 3 2 4 1) Обозначение места числа 5 на числовом отрезке. Какие равенства можно записать к рисункам? Вправо - плюс 5 +1 6 1 2 3 4 5 6 7 7 Влево - минус -1
Самопроверка 4 +1=5 6 -1=5 Сравните свой ответ с образцом. Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе это? – Ты составил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? Возьмите свои листы самооценки и оцените задание №3.
-За каким числом будет следовать число 5? -Сравните 4 и 5. -Чего мы еще не знаем о нём? ( из каких чисел состоит число 5) Сколько всего вагонов на рисунке? Какой по счёту последний вагон? Сколько точек должно быть нарисовано на последней карточке?
Деятельность учителя Деятельность учащихся - Какой третий шаг должны сделать? -определите последовательность написания цифры 5. -вывешиваю на доску изображение цифры 5 . -расскажите, как писать эту цифру. -п оказываю последовательность действий написания цифры 5 на презентации -Знакомлю с эталоном записи цифры 5. - организую работу по ознакомлению с составом числа 5 ( работа в парах) - фиксирую на доске с помощью карточек - раздает учащимся эталон . Согласовать как пишется цифра 5. Учащиеся комментируют последовательность шагов написания цифры 5. Учащиеся в парах с помощью иллюстраций в учебнике знакомятся с составом числа 5. Учащиеся называют пары чисел. Учащиеся сверяют ответы с эталоном.
Согласование записи цифры 5 . Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 5 (презентация) На что похожа цифра 5? Рассмотрим образец написания цифры 5. Из скольких элементов состоит эта цифра? Демонстрация написания цифры 5. Откуда надо начинать писать цифру 5? Объяснение написания цифры 5. 5
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организую усвоение детьми нового способа действий при выполнении заданий данного вида с проговариванием во внешней речи. Коллективная работа по фиксации преодоления затруднения , вернувшись к пробному действию . Работа в парах по карточкам с комментированием. Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру 5 в воздухе . Письмо цифры 5 в рабочей тетради Записывают значение выражений Работают в парах по карточкам с комментированием. Оценивают свою работу VI этап. Первичное закрепление во внешней речи Цель : зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 5 и состав числа 5.
+ = + = + = + = - = - = - = - = 5 5 . 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 7 + = + = - = - = 5
2 + 5 = 7 5 + 2 = 7 1 + 6 = 7 6 + 1 = 7 7 - 2 = 5 7 - 5 = 2 7 - 1 = 6 7 - 6 = 1 7 7 . 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 5 1 2 3 4 6 7 7 7 7 3 + 4 = 7 4 + 3 = 7 7 - 3 = 4 7 - 4 = 3 7 Кто из вас допустил ошибки? В чем ваша ошибка? Исправьте ошибки. У кого всё правильно? Молодцы. Зафиксируйте результат на листе самооценки. Самопроверка
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организую: - самостоятельную работу по карточкам - самопроверку по образцу Выполняют самостоятельную работу . Выполняют самопроверку по образцу Комментируют причины затруднений и ошибок. VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель : 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить сформированность представления о составе числа 5.
6 3 4 3 5 2 1 Найди значения выражений, и ты отгадаешь слово. 5 - 3 5- 1 5 - 4 о д л ц ы м 4+ 2 5 - 2 . 1+4
6 3 4 3 5 2 1 м о л о д ц ы Самопроверка 1+4 =5 5- 3 =2 5- 1=4 5 - 4 =1 о д л ц ы м 4+ 2 =6 5 - 2 =3 . Какое слово получили? (Молодцы) У кого верно выполнено задания? Дети поднимают руки. Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.) У кого не получилось слово? Сравните свою запись с образцом. Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой. Кто исправил свою ошибку? Молодцы! Вы очень внимательны! Зафиксируйте результат самостоятельной работы в листе самооценки.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организую работу по включению нового знания в систему знаний . - предлагаю задание на сравнение чисел . - Прокомментируйте выполнение сравнения пары чисел учащиеся находят правильные неравенства комментируют свои ответы VIII этап Включение в систему знаний и повторение Цель : включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
1 3 2 4 Прочитай неравенства, которые составил Вова. Помоги ему исправить ошибки. 5 1 < 5 5 < 4 5 > 3 5 > 4 2 < 5 . .
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организую самооценку деятельности детей в соответствии с поставленными целями и результатами учебной деятельности. Повторите тему урока. Какую цель ставили перед собой? Достигли ли мы этой цели? Докажите. У кого были затруднения? - Как справились с затруднением? - Что узнали о числе и цифре 5 ? - Что у вас получилось лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Как бы оценили своё настроение после урока? Р аздаю учащимся картинки с изображением гномика. Дорисуйте мимику гномику ( весёлый, серьёзный, грустный) Провожу рефлексию оценивания Соотносят цель урока и его результат. Оценивают свою деятельность на уроке. (Подводят итог в листе самооценки, определяют уровень усвоения нового материала ) дорисовывают мимику гномика . IX этап. Рефлексия учебной деятельности Цель : соотнесение цели урока и его результатов , самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.
Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология системно - деятельностно...
Урок в системе деятельностного подхода
В статье представлен опыт работы по конструированию урока в системе деятельностного подхода....
Урок английского языка с использованием ЭИ в дидактической системе деятельностного подхода "Глагол to be в настоящем времени"для 2 классов
Урок английского языка с использованием ЭИ в дидактической системе деятельностного подхода "Глагол to be в настоящем времени"для 2 классов рассчитан на детей изучающих английский язык со второго класс...
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода...