Интегрированный урок по математике и развитию речи. Тема урока: Все действия в пределах 100. Насекомые: муравей, божья коровка, стрекоза.
план-конспект урока (математика, 3 класс) на тему

Зиганшина Елена Георгиевна

Цель: развитие умений счета в пределах 100; расширение знаний о насекомых.

Задачи:

-развивать умение решать задачи в 2 действия, устные приемы вычислений, сформировать у детей общее представление о насекомых.

-развивать речь, коррекция памяти.

-прививать интерес к учению, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr._urok.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и развитию речи. 

Тема урока:

Все действия в пределах 100. Насекомые: муравей, божья коровка, стрекоза.

Цель: развитие умений счета в пределах 100; расширение знаний о насекомых.

Задачи:

-развивать умение решать задачи в 2 действия, устные приемы вычислений, сформировать у детей общее представление о насекомых.

-развивать речь, коррекция памяти.

-прививать интерес к учению, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

I.Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинает наш урок.

Можно за партою тихо сидеть,

А можно отправиться в лес –

Чудеса посмотреть!

II. Сообщение темы.

-Что вы слышите? (Звуки леса) – Кто живет в лесу? А кто еще?

Словарь: насекомые – вид животных.

Хоть и маленькие мы, но достаточно умны.

- О ком эта загадка? (О насекомых). Каких насекомых вы знаете?

Слайд 2. -Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин.

У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Мы сегодня поговорим о насекомых, а о каких вы узнаете в течение урока.  Будем решать задачи, примеры в пределах 100.

III. Устный счет.

-Откройте тетради. Какие цифры будем писать? (56 и 57). –Что можете сказать об этих числах? (Двузначные; в числе 56 5 десятков, 6 единиц, в числе 57 5 десятков, 7 единиц). – Сравните числа. – Запишите число, день недели, слова «Классная работа»

1.Решение примеров в пределах 100.

Загадка – муравей. Слайд 3

Побежали по дорожке
Чьи - то маленькие ножки!
А на ножках , посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей ... . (Муравья)

Словарь: поклажа – груз, положенные для переноса вещ;  

Действительно, муравьи трудолюбивые насекомые и способны переносить груз намного тяжелее их самих. Все равно, что ребенок понесет на руках свою маму или машину.

Картинку на доску. Сколько ног у муравья?

Как и все насекомые, муравьи имеют шесть ног.

Сколько всего ног у 2 муравьев? У 3 муравьев?

Муравьи – хищники, то есть поедают других насекомых. Таким образом, они помогают людям избавиться от вредителей сада, огорода.

 Где живут муравьи? Один муравей потерялся. Помогите ему найти дорогу, а для этого решите примеры. Презентация «Дорожка примеров».

20+30                   100-30       12:3

70+2                       2х4            4х4

43+4                       5х4            3:1

-Очень хорошо, ребята, что вы помогли муравью.

-Кто знает, сколько живут муравьи? Решите задачи.

- Слайд 3.Один муравей прожил 42 дня, а другой на 3 дня больше. Сколько дней прожил второй муравей?

-Один муравей прожил 67 дней, а другой на 7 дней меньше. Сколько дней прожил второй муравей?

Средняя продолжительность жизни муравьев 45-60 дней.

IV.Работа по теме урока.

1.Физминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два  изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

-Кем вы себя представляли?

2.Сообщение о стрекозе.

Слайд 3. Сколько ножек у стрекозы? Назовите части тела стрекозы.

Стрекозы — самые быстролетающие насекомые. Скорость их движения достигает скорости машины.

Слайд 4. Глаза стрекоз невероятно хорошо развиты. Как сказал исследователь – человек, изучающий жизнь и повадки стрекоз, доктор Р.М.Олберг (R M Olberg): «Они видят вас, когда летят вам навстречу, и они также ясно видят вас, улетая от вас».

Стрекозы – хищники. Они питаются мухами и комарами, таким образом они приносят пользу человеку.

3.Задача от стрекозы. Презентация.

Одна стрекоза съела 30 мух, а другая на 10 мух меньше, чем первая стрекоза. Сколько всего мух съели первая и вторая стрекоза вместе?

-Чтобы ответить на главный вопрос задачи, что мы должны знать? (Сколько мух съела первая стрекоза и вторая стрекоза)

-Сколько мух съела первая стрекоза?

-Сколько мух съела вторая стрекоза?

-Мы можем узнать, сколько мух съела вторая стрекоза? Как узнаем?

-Сколько мух съела первая стрекоза?

-Сколько мух съела вторая стрекоза?

- Сколько всего мух съели первая и вторая стрекоза вместе?

-Кто желает решить задачу у доски?

-Какой первый вопрос задачи?

1) Сколько мух съела вторая стрекоза?  

30м.-10м.=20 м.

-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи?

2) Сколько мух съели первая и вторая стрекоза вместе?

30+20=50 м.

     Ответ: 50 мух.

4.Божья коровка. Слайд 5.

 Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет.

-Из каких частей состоит божья коровка? Сколько ножек?

- Почему ее так называют? Есть предположение, что божья коровка раньше назывались « божьи кровки», так как походят на капельки крови. До сих пор сохранились различные заклинания, заговоры и причитания, где божья коровка выступает как существо, способное летать к богу и передавать ему просьбы людей.
5.Физминутка.

Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки,
Маленький жучок, который медленно ползает по листьям и стволам деревьев, привлекая внимание своей яркой окраской. Это предостерегающий знак для птиц, чтоб им не вздумалось полакомиться жучком. Если на него надавить, он тут же выделяет из «ножек» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой.

Божья коровка – хищник. Она поедает вредителей сада, как и муравей, и этим приносит пользу человеку.

Слайд 6. Каких цветов бывает божья коровка?

Божьи коровки бывают разных цветов: розового, желтого, белого, оранжевого и даже черного.

6. Слайд 7. Работа по учебнику. Решение примеров на доске и в тетради.

Если вы правильно решите пример, то божья коровка улетит к своим деткам, а если нет, то не улетит.

V. Геометрический материал.

-Начертите два отрезка  по длине насекомого, если мы знаем, что муравьи достигают в длину 3 см.

Слайд 8. Это муравьи – бульдоги. Живут они очень далеко от нас в Африке.

А стрекоза может быть на 6 см длиннее.

-Какой длины будет первый отрезок?

-Какой длины начертите второй отрезок?

VI. Домашнее задание. Индивидуальные карточки: решите примеры . Карточки в виде божьей коровки.

VII. Итог урока. Оценивание.

-Какие действия выполняли по математике?

 -О каких насекомых говорили на уроке?

-Назовите основные части насекомых, о которых мы с вами говорили. Какую пользу приносят эти насекомые?

Все, все на свете друг другу нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все, все на свете друг другу нужны,
И это вы, дети, запомнить должны.
Б. Заходер

-Я думаю, что после нашего занятия, вы не будете обижать насекомых – малышей, потому что все на свете для чего – нибудь нужны!



Размеры муравьев очень различны. Существуют виды размером не более 2мм (Leptothorax), а есть гиганты, достигающие 3см в длину.

за день съедают около 100 тлей.

Божьи коровки многолетние насекомые и во время зимы они живут только на накопленных за лето запасах.

  • Интересный факт божьи коровки бывают разных цветов: розового, желтого, белого, оранжевого и даже черного.
  • Чем старше божья коровка, тем меньше у нее пятен на спинке.

Я поинтересовался у бабушки, знает ли они почему божью коровку так называют. Бабушка рассказала мне, что, оказывается, божьи коровки помогали предсказывать будущее. По древним поверьям, коровка напрямую связана с Богом, живет она на небе и лишь изредка спускается на землю.
Вместе с мамой мы в одной энциклопедии мы прочитали, что свое название божья коровка получила неспроста. При малейшей опасности на ее ногах выступают капельки оранжевой жидкости – «молочка». Правда, это «молочко» неприятно на вкус, но ведь оно предназначено не для того, чтобы его пить, а для того, чтобы отпугивать врагов.
Мне стало интересно, опасен ли яд божьих коровок для людей. Этот вопрос я задал медсестре в детском саду. Но она сказала, что он не только не опасен, но в былые времена люди лечились с помощью него. что божьи коровки только с виду мирные и безобидные насекомые. На самом же деле они хищники и питаются не травой, как мы думали сначала, а тлей и другими мелкими вредителями. Поэтому эти жуки – прекрасные защитники полей, садов и огородов, ведь тля, которую они так любят, очень вредит растениям.

Птице или ящерице, которая захотят поймать жучка, это “молочко” сразу перебьёт аппетит: оно едкое и отвратительно пахнет. А ведь жучок заранее предупреждает всех своей яркой окраской: не тронь меня, я не съедобен!

Вот божья коровка раздвинула жесткую спинку - надкрылья, расправила спрятанные под ним два тонких перепончатых крылышка и полетела. Жесткие надкрылья в полете не участвуют, а только помогают жучку планировать. Они есть у всех жуков, и поэтому их называют жесткокрылыми. 

Литература: И.Б Шустова. Азбука. Насекомые России

 

Стрекозы — самые быстролетающие насекомые. Скорость их движения достигает 57 км/ч. Глаза стрекоз невероятно хорошо развиты. Огромные выпуклые глаза стрекоз обёрнуты вокруг их голов как шлем космонавта Как сказал исследователь стрекоз, доктор Р.М.Олберг (R M Olberg): «Они видят вас, когда летят вам навстречу, и они также ясно видят вас, улетая от вас». Очевидно, что это неоценимое преимущество, помогающее стрекозам избегать хищников.

Стрекозы никогда не прекращают кушать.
Это хорошо, что стрекозы так хорошо приспособились к охоте, потому что они являются ненасытными едоками. Стейси Комбс (Stacey Combes), исследовательница из Гарварда, которая использует высокоскоростные видеокамеры для изучения механизма полёта стрекоз, утверждает, что одна стрекоза под её наблюдением скушала тридцать мух одну за другой, без остановки – и ела бы дальше, если бы мухи не закончились. 

Верные своей хищной натуре стрекозы также могут употреблять в пищу целый ряд насекомых. Обычно они питаются маленькими мухами или комарами – лёгкой добычей, но если им удаётся поймать и убить бабочку – то они с удовольствием съедят и её. Они также не брезгуют маленькими стрекозами, оставляя их на закуску. 

Мухи живут практически везде. Всего, по данным ученых, насчитывается более 80 тыс. видов мух. Наиболее распространенный из них - комнатная муха. Муха - великолепная акробатка. Расположенные на ножках присоски делают для нее доступной практически любую поверхность. Полет мухи можно сравнить с полетом летчика-аса, выполняющего фигуры высшего пилотажа. Она, как вертолет, может взлетать и садиться без разбега, крутиться в воздухе на одном месте, летать задом наперед. Подсчитано, что за одну секунду муха совершает 200 взмахов крыльями. При этом задняя пара крыльев, жужжальца, помогает мухе сохранять равновесие, выполняя любой головокружительный пируэт, и избежать падения.

Подобная акробатика требует больших затрат энергии. Поэтому жизнь мухи практически полностью, за исключением периода размножения, посвящена поиску пищи. Питается муха жидкой пищей, всасывая ее через рот-хоботок, находящийся в передней части головы. Есть у нее и зубы, правда совсем крошечные, расположены они на все том же хоботке. Их основная задача - отделять частички пищи. Так как твердая пища для мухи не пригодна, она предварительно смачивает ее жидкостью, отрыгиваемой через хоботок. В еде муха непривередлива, ест то же, что и человек, не брезгует и различными нечистотами, останками животных. Однако инстинкт выживания заставляет муху быть осторожной, поэтому, прежде чем приступить к трапезе, она пробует еду ногой, чтобы определить состав и качество пищи. Большинство мух являются переносчиками бактериальных, паразитарных и вирусных заболеваний. Любительница пищи человека, муха не брезгует и отбросами, поэтому на ее ножках и хоботке без труда можно найти более 1 млн. опасных бактерий. Ученые обнаружили в следах мухи 63 вида микроорганизмов, из них около 30 были возбудителями 4 различных заболеваний, среди которых дизентерия и брюшной тиф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку (Развитие речи)Тема «Учимся писать письма»

На уроке дети получают элементарные представления о письме как тексте, его разновидностях, структуре.Дети учатся при написании письма учитывать цель....

конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".

Урок развития речи, предназначенный для учащихся 4-го класса с глубокой умственной отсталостью...

Интегрированный урок по математике и истории по теме "Средние века.Действия с величинами"

В разработке представлен материал для  интегрированного урока в 4 классе. Подобраны задачи по теме "Сложение и вычитание величин" с использованием исторического материала о рыцарях сред...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Урок математики в 4 классе 8 вид "Все действия в пределах 100"

Цель: - закреплять навыки решения примеров и задач в пределах 100 на все     действия;- совершенствовать вычислительные навыки;- продолжить работу по формированию навыков устных вы...

Урок "Окружающий мир и развитие речи", тема "Зверье мое"

Урок "Зверье мое" в 8 классе развития для специальной коррекционной школы для детей с умеренной умственной отсталостью...

Открытый урок по письму и развитию речи. Тема:Упражнение в правописании имён собственных.

В данном конспекте урока предложены различные задания и упражнения по теме: "Правописании имён собственных", для детей с интеллектуальными нарушениями....