Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд
план-конспект урока (математика, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья
станицы Николаевской Краснодарского края
урок математики
во 2 классе
«Закрепление по теме:
«Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд»
Объедкова Наталья Петровна,
учитель начальных классов
ГКСОУ школы-интерната
станицы Николаевской
Общедидактическая цель урока: Закрепление знаний и способов действий.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Сложение и вычитания в пределах 20 с переходом через 10», «Нумерация от 1 до 20», «Сравнение чисел».
- Дать элементарное представление о круговороте воды в природе и значении воды в жизни человека и природы.
- Корригировать мыслительную деятельность через решение примеров и задач, мелкую моторику через письменные работы, внимание и логическое мышление через выполнение заданий на соотнесение чисел и букв; расширить словарный запас учащихся через знакомство с новыми понятиями; формировать информационную компетентность через работу со словарём и посредством ИКТ.
- Удовлетворять потребности в общении и деятельности, воспитывать бережное отношение, любовь к природе и родному краю.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, наборы чисел от 1 до 20, призы – «капельки», мультимедийная презентация,
минеральная вода, одноразовые стаканчики, поднос, толковый словарь Ожегова, индивидуальные инструкционные карты по решению задачи, карточки с домашним заданием.
Ход урока:
этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Орг. момент. - Сядет тот, кто ответит на вопрос: Какое сегодня число? Какой день недели? Какое было число вчера? Какое время года на дворе? Какой идёт месяц? Какой он по счёту весенний месяц? Какое будет число завтра? | Дети отвечают на вопросы и садятся на свои места. |
2. | Психологический настрой на урок. - Ребята, мы начинаем урок математики. Я желаю вам удачи и успехов. У всех ли хорошее настроение? Улыбнитесь! Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле! | Дети улыбаются друг другу. |
3. | Тема и цели урока. (слайд) - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие с Капелькой. ( картинка на слайде) При этом мы будем преодолевать препятствия, выполняя задания по теме: « Примеры и задачи на сложение и вычитание чисел с переходом через десяток» Целеполагание: - Чтобы быстро пройти весь путь, что мы должны знать? -Уметь? … Мотивация: - За каждое выполненное задание или ответ вы будете получать капельки. В конце урока мы посмотрим, кто наберёт большее число капелек. | Дети читают тему урока. Знать: таблицу сложения и вычитания, нумерацию от 1 до 20. Уметь: решать задачи и примеры. |
4. | Подготовка к активной деятельности на уроке. Устный счёт: (слайд)
Сосчитай: - Посмотрите на картинку и скажите, откуда взялась наша Капелька? | Дети считают. По мере выполнения задания, каждая карточка переворачивается, постепенно открывается картинка. - Снег растаял, и с крыши закапали сосульки. |
- Как вы понимаете значение слова капелька? - А где можно узнать точное определение? (Учитель показывает толковый словарь.) - Чтобы нам правильно найти в словаре нужное слово и его обозначение, выполним следующее задание. 2. Работа с числами. (нумерация) - Покажите число, следующее за числом 14. - покажите число, стоящее между числами 15 и 17. - покажите число, предыдущее числа 19. - Покажите соседей числа 11. - Молодцы! Сейчас мы сможем прочитать определения из словаря, что такое «капля». Один из учеников находит по закладке нужную страницу и самостоятельно находит слово «капля» в словарной строке. ( на слайде так же открывается определение данного слова) Капля – маленькая отдельная частица жидкости округлой формы. Капля – жидкое лекарство, принимаемое по счёту таких капель.
-Давайте, ребята, мы составим и решим задачу по краткой записи , используя слова «лекарство» и «доктор». (слайд) Катя- 12 капель Дима - ? на 4 капли меньше - Каким действием будем решать задачу? Почему? - Расскажите решение и ответ.
12 - Загадка: Чего в гору не вкатить. В решете не унести. И в руках не удержать? - Отгадаете загадку, если подставите к ответам примеров соответствующую букву. - Правильно, ребята, мы сегодня путешествуем с капелькой воды. ( за выполнение заданий устного счёта дети получают капельки - жетоны) | Ответы детей. В словаре. ( у каждого на парте конверт с набором чисел) Дети читают. Дети составляют текст задачи. - Будем решать вычитанием, потому что на 4 меньше. Решение: 12 капель – 4 капли = 8 капель. Ответ: 8 капель лекарства доктор прописал Диме. Дети составляют и решают примеры по таблице. Ответы заносятся в таблицу. - Получилось слово «вода». | |
4. | Работа в тетрадях.
- Наше путешествие продолжается. Так же как капельки капают друг за другом, и нам с вами тоже надо продолжить числовой ряд, соблюдая определенную последовательность. ( в тетрадях прописано: 1,3,5,…) - Какое будет следующее число? -Почему? - Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность записи чисел и каллиграфию.
Запишите число, в котором 1 десяток 7 единиц. Уменьшаемое 20, вычитаемое 4, найдите остаток. Уменьшите 16 на 8 . Найдите сумму чисел 8 и 7. Первое слагаемое 7, второе 4, найдите сумму . Запишите число, в котором 1 десяток и 0 единиц. Проверка по ключу на слайде. - Какое число лишнее? Почему? - Двузначные числа расположите в порядке возрастания. Если правильно выполните задание, узнаете куда «побежала» Капелька. (ручей)- слайд. 3. Задачка на внимание. - 20 храбрых малышей Переходят вброд ручей. Один отстал: «домой хочу!» Сколько их пришло к ручью? (19) - Объясните решение задачи по алгоритму. (карточки с алгоритмом решения задачи у каждого ученика) | Оформление работы в тетрадях. - число 7. - Потому что каждое последующее число увеличивается на 2. - Дети записывают числовой ряд. Взаимопроверка ( в парах). 17, 15, 16, 11, 10,8. -Лишнее число 8, т.к. оно однозначное, а другие двузначные. Дети объясняют по алгоритму. |
5. 6. 7. 8. 9. 10. | Физкультминутка. (слайд) Организация деятельности по применению полученных знаний. Решение примеров: - Продолжаем наше путешествие. Ручеёк привёл нас и нашу капельку к реке. А чтобы узнать какие главные реки протекают на территории нашего Верхнекамского района, выполним задание. На слайде: Дифференцированное задание.<, > ,= 12 – 5 … 9 16 – 8 … 5 13 – 5 …8 12 – 9 … 7 14 – 7 …2 16 - 9 … 7 Проверка по цепочке с комментированием. - Молодцы! Задание выполнено, получите капельки. ( На слайде открываются названия рек Верхнекамского района: Вятка, Кама, Созим, Волосница, Лупья.) Работа с задачей: - Но кроме рек у нас ещё есть озёра и пруды. Самый крупный пруд на территории нашего района – Кирсинский пруд. Это не только источник пресной воды, но и любимое место отдыха и рыбалки многих жителей нашего района. Сейчас мы решим задачу про наш пруд. Текст на слайде: Миша поймал в пруду 12 окуней, а ершей на 5 меньше. Сколько окуней поймал Миша? Самостоятельное решение задачи. ( по алгоритму) Проверка решения на доске. Самопроверка. Устное задание. - Из рек, озёр, прудов, подземных источников вода и наша капелька попадает в водопроводные трубы и приходит в квартиры к человеку. - Для чего нужна вода людям? - Чтобы узнать, а сколько литров воды человек потребляет с питьём и пищей каждый день. Решите цепочку: (устно) -3 +1 -5 +2 8 - Наше путешествие продолжается. Но оказывается, ребята, вода ещё и лечит. Проходя сквозь слои почвы, проделывая такой длинный путь, наша Капелька насыщается различными полезными веществами и становится лечебной. (Слайд) – Мин. источники Кировской области в Нижнеивкино, п. Красный Яр (Нолинский район) и др. Физкультминутка.( упражнение на осанку и утоление жажды) ( Детям предлагается попить минеральной воды из одноразовых стаканчиков. Кто выпьет, должен перевернуть стаканчик и поставить себе на голову. Со стаканом на голове нужно пройти вдоль класс, не уронив стаканчик, руки держать на поясе. Обобщение и систематизация знаний: - Ребята, наше путешествие подходит к концу. Наша Капелька хочет на прощанье о чём-то вас попросить. А что она хочет нам сказать, мы узнаем, если решим примеры и подставим вместо чисел соответствующие буквы. 1 ряд: 8+4= 2 рад: 18-9= 7+7= 5+6= 9+4= 8+7= 15-8= 13-5= 9+9= 8+9=
- Прочитайте ! - Почему надо беречь воду? Информация по домашнему заданию. - Составить и решить примеры по схеме, отгадать загадку. ( карточки) Загадка: Не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Терпеливым языком. ( ……… ) 8 + 9= 9 + 3= 8 + 6= 4 + 7= 9 + 9= 9 + 6= 8 + 8= ( карточки каждому ученику). Подведение итогов урока: - С кем мы сегодня путешествовали? - Чем занимались на уроке? - Сосчитайте, сколько капелек вы получили за выполнение заданий на уроке? Рефлексия: (слайд) - Каждый из вас сегодня получил много капелек. Если их все сложить, что получится? - Вот с такой капельки начинается ручеёк, а с маленького успеха начинается большой успех в освоении математики. Оценки за урок. - Спасибо всем за работу на уроке. | Дети выполняют комплекс упражнений по картинке и стихотворению на слайде. Дети объясняют: Из 12 вычесть 5 , получится 7. 7 меньше 9, ставлю знак «меньше». И т.д. (Слабые и среднеуспевающие учащиеся выполняют примеры под красным кружком. Сильные учащиеся выполняют примеры и под красным и под зелёным. Цвет кружка отмечен у детей на конвертах с цифрами.) 12 р. – 5 р. = 7 р. Ответ: 7 ершей. ( кто первый решит, выходит к доске и записывает решение и ответ) - Чтобы умываться, пить, стирать, готовить и т.д. Дети считают устно, говорят учителю шёпотом. Когда большинство решат правильно, один ученик озвучивает решение цепочки и ответ. (3 литра). Дети пьют минеральную воду из стаканчиков. Затем выполняют упражнения на осанку ( со стаканчиками) . Дети решают примеры по рядам. Один ученик с каждого ряда выходит к доске и записывает ответы по порядку примеров. По «ключу» подставляют буквы и читают надпись. - Без воды умрёт всё живое. - С Капелькой. -Мы решали, считали, составляли примеры и задачи. - Целый ручей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд."
Здесь вы найдете готовый конспект урока по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд." К конспекту прилагается презентация. Воспитательная задача на уроке направлена на экол...
Урок математики в 1 классе по УМК "Перспектива" "Сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд"
Открытый урок по математике по УМК "Перспектива" с применением мультимедийных технологий был проведён для коллег района на семинаре учителей начальных классов....
Урок математики в 1 классе "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"
Тема урока «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд».Цели урока: помочь детям самим «открыть» знание, организовать поиск решения проблемы, закрепить новый материал, повторить г...
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд
Закрепление вычислительных навыков....
Математика 2класс Курмашева.А.С Тема:"Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд"
Конспект урока для коррекционных классов.Познакомить со сложением и вычитанием трёхзначных чисел без перехода через разряд.формирование навыков письменных и устных вычислений...
Карточки по математике 2 класс по теме: "Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд". УМК Л.Г. Петерсон, Школа 2100
Карточки содержат зашифрованные названия зимних видов спорта, входящих в олимпийские игры....
Урок математики. 2 класс. Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Цели: -повторить состав чисел второго десятка; -научить использовать полученные знания при вычислениях;-совершенствовать умение выполнять сложение...