Урок математики "Римская нумерация" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Материал содержит конспект урока по теме "Римская нумерация"
Скачать:
Предварительный просмотр:
М А Т Е М А Т И К А
Класс: 4
Тема: Римская нумерация.
Тип урока: бобщающее - повторительный.
Цели:
- Обобщить знания по теме «Римская нумерация», вспомнить правила записи римских чисел, уметь решать примеры с использованием римских чисел.
- Развивать логическое мышление, формировать вычислительные навыки, умение работать в парах, развитие умения делать выводы, умение обобщать.
- Воспитывать наблюдательность, чувство патриотизма.
Х О Д У Р О К А:
1.Оргмомент, мотивация, целеполагание, актуализация знаний:
Открыли тетради, записали число, классная работа и отложили их пока в сторону.
Посмотрите на доску:
5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.
– Что написано на доске? (числа)
-Чем отличается число от цифры?
– Разделите данные числа на две группы. (Арабские и римские)
- Какие числа мы используем чаще в повседневной жизни? (Арабские)
– Назовите римские числа. (I, V, X – на слайде)
-Где можно встретить Римские цифры? ( Часы, годы, главы в книгах, века, при оформлении краткой записи в задачах и т.д.)
-Кто уже догадался, какая тема нашего урока и готов сформулировать её?
РИМСКИЕ ЦИФРЫ (РИМСКАЯ НУМЕРАЦИЯ)
-Какие цели мы поставим к сегодняшнему уроку математики?
-Вспомнить правила записи римских цифр,
-Уметь читать, записывать,
-Решать примеры, записанные римскими цифрами
-Вы умеете записывать и читать римские числа?
Прочитайте число:
MDCCLVI( 1756)
-Почему не получается?
-Значит мы кое что забыли про римские цифры? Значит, нам нужно вспомнить, как записываются римские цифры.
-Для чего нужно изучать нумерацию римскую?
-Какие знаки используются для записи римской нумерации? ( БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА)
-Сколько цифр используется для записи арабской нумерации?(10 - от 0 до 9)
А Римской? ( НЕ ЗНАЮТ) ВСЕГО СЕМЬ символов ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Давайте вспомним, как обозначаются римские цифры, начиная с самого маленького числа и по порядку ФРОНТАЛЬНО, ПО ОДНОМУ У ДОСКИ( ПО 5 ЧИСЕЛ С ОБЪЯСНЕНИЕМ, ПО ХОДУ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА)
I II III IV V VI VII VIII IX X
XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
СКОЛЬКО БУКВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ ЧИСЕЛ до 20?( ТРИ) какие? I V X
– Запомните особенность римской записи:
.- меньшая цифра:
-стоящая справа от большей, прибавляется к ней,
- стоящая слева – отнимается.
Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6,
а знак IV – 5 – 1, то есть 4.
3.Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз.
4. Нет цифры, обозначающей ноль
А какие ёщё существуют римские цифры, кто из вас знает?
(Если знают – молодцы, вместе составляем табличку, если нет - я им предлагаю в готовом виде)
1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
I | V | X | L | C | D | M |
Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх
Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно.
ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛА:
2. Первичное усвоение нового материала.
РАБОТА В ПАРАХ:
- Перед вами задания на зелёных и жёлтых листиках. На них необычное сообщение. Чтобы его понять, надо его расшифровать. Это задание большое, поэтому мы разделимся на две группы: те ребята, у кого на столе желтые листы, - это одна команда, а у кого зеленые – другая.
XX, XXXIII, VIII, VI, XIII, XVI III XXI, XX V, VI, XV, XXX, VI
20, 33, 8, 6, 13, 16 3 21, 25, 6, 15, 30, 6
Т я ж е л о в у ч е н ь е
XIII , VI, IV, XII, XVI III II, XVI, XXXII
13, 6, 4, 12, 16 3, 2, 16, 32
Л е г к о в б о ю
Что это?
Как расшифровать?
Расскажите, как будете действовать.
(Запись, выполненная римскими числами. Дети устанавливают, что это может быть словесное послание. Сначала они переводят числа из римской нумерации в арабскую, а затем цифры в буквы. В результате у команды «желтых» получится запись: «Тяжело в ученье», а у команды «зеленых» - «легко в бою».)
- Верно! Получилась пословица.
Как вы ее понимаете?
(Кто говорил так? Суворов, военачальник)
1730-1800 запишите годы жизни Суворова римскими цифрами.
( открыть пословицу на доске)
ИТОГ: Как записываются римские числа, какие правила есть?
3 Осознание и осмысление знаний:
Запишите в римской системе нумерации числа
Число | Римское обозначение |
0 | отсутствует |
4 | IV (иногда IIII) |
8 | VIII |
9 | IX |
31 | XXXI |
46 | XLVI |
99 | IC |
666 | DCLXVI |
1668 | MDCLXVIII |
1989 | MCMLXXXIX |
3999 | MMMCMXCIX |
2009 | MMIX |
ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?
ФИЗМИНУТКА:
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
4. Закрепление.
Задача№ 29 в учебнике на стр. 82
О чём говорится в задаче?
В каком году построен 1 дом (с объяснением)
MDCCCVII( 1807)
Второй дом?
MDCCLXXIX(1779)
Какой раньше?
(ВТОРОЙ РАНЬШЕ)
ВЫВОД: какие правила в написании римских цифр есть?
5. Применение знаний в нетрадиционной ситуации.
1) Найдите значение выражений, записывая ответ римскими цифрами:
V+II =VII IX+I = X
VI+II= VIII X – I = IX
V+I = VII X – II = VIII
LVIII-III=LV IX + I= X
2) Запишите в порядке возрастания: XLVI(46), IX(9), MMIX(2009), XXXII(32), XVI(16), LV(55), XIII (13)
IX, XIII, XVI, XXXII, XLVI, LV, MMIX
3) Георгий Константинович Жуков родился в MDCCCXCVI году, а умер в MCMLXXIV году.
Запишите арабскими цифрами годы жизни Г.К. Жукова. (1896-1974)
ВЗАИМОПРОВЕРКА
ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?
6. Контроль.
Какую дату отмечала вчера вся наша страна?
67 лет Великой Победе.
-Запишите римскими цифрами дату начала и дату окончания Великой отечественной войны полностью. Что значит полностью?( месяц то же)
22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года
XXII VI MСМXLI IX V MСМXLV
САМОПРОВЕРКА
7. РЕФЛЕКСИЯ
-Какие цели ставили в начале урока?
- Вспомнить правила записи римских цифр,
-Уметь читать, записывать,
-Решать примеры, записанные римскими цифрами
Кто добился поставленных целей к концу урока, вспомнил римские цифры, как они читаются, записываются, смог решать примеры, У КОГО ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ, КТО НЕ ИСПЫТЫВАЛ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ УРОКА??
Поднимите руки?
Кто испытывал затруднения?
В чём испытывали затруднения?
Почему?
Что, значит нужно сделать?
8.Итог урока:
Что вспоминали на уроке?
Обозначения каких чисел есть в римской нумерации? (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)
Какие есть правила написания римских чисел? 9.Д/З стр.82 учебника № 30, или под линией на смекалку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.
5, 4, 18, 21, 7, 6, 15, 8, 24. I, V, X.
РИМСКАЯ НУМЕРАЦИЯ I I V X I V V I X X I
Вспомнить, как записываются и читаются римские числа уметь переводить арабские числа в римские и наоборот решать примеры, записанные римскими цифрами РИМСКАЯ НУМЕРАЦИЯ
MDCCLVI
меньшая цифра: -стоящая справа от большей, прибавляется к ней, - стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6, а знак IV – 5 – 1, то есть 4. Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз. Нет цифры, обозначающей ноль
1 5 10 I V X
1 5 10 50 100 500 1000 I V X L C D M М ы D арим С очные L имоны, Х ватит V сем I х
XX, XXXIII, VIII, VI, XIII, XVI III XXI, XX V, VI, XV, XXX, VI XIII , VI, IV, XII, XVI III II, XVI, XXXII 1 команда 2 команда
XX, XXXIII, VIII, VI, XIII, XVI III 20, 32, 8, 6, 13, 16 3 XXI, XX V, VI, XV, XXX, VI 21, 25, 6, 15, 30, 6 XIII , VI, IV, XII, XVI III 13, 6, 4, 12, 16 3 II, XVI, XXXII 2, 16, 32 1 команда 2 команда
Тяжело в ученье, легко в бою.
Александр Васильевич СУВОРОВ ( 1730-1800)
MDCCXXX - MDCCC
Запишите в римской системе нумерации числа Число Римское обозначение 0 4 8 9 31 46 99 666 1668 1989 3999 2009
I
I I
I I I
I V
V
V I
Учебник,с. 82 № 29 MDCCCVII MDCCLXXIX
1807 1779
1)Найдите значение выражений, записывая ответ римскими цифрами: V+II IX+I VI+II X – I V+I X – II LVIII-III IX + I 2)Запишите в порядке возрастания : XLVI, IX, MMIX, XXXII , XVI , LV , XIII 3) Георгий Константинович Жуков родился в MDCCC XCVI году, а умер в M C ML XXIV году. Запишите арабскими цифрами годы жизни Г.К. Жукова.
I X , XIII , XVI , XXXII , XLVI , LV , MMIX № 1 № 2 V+II = VII IX+I = X VI+II = VIII X – I = IX V+I = VII X – II = VIII LVIII-III=LV IX + I = X № 3 1896 - 1974
XXII VI M СМ XLI IX V M СМ XLV
Домашнее задание стр.82 учебника № 30, или задание под линией на смекалку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема
данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1....
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...