Урок математики "Римская нумерация" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Безбородова Марина Петровна

Материал содержит конспект урока по теме "Римская нумерация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc64 КБ
Office presentation icon urok.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:

М А Т Е М А Т И К А

Класс: 4

Тема: Римская нумерация.

Тип урока: бобщающее - повторительный.

Цели:

  1. Обобщить знания по теме «Римская нумерация», вспомнить правила записи римских чисел, уметь решать  примеры с использованием римских чисел.
  2. Развивать логическое мышление, формировать вычислительные навыки, умение работать в парах, развитие умения делать выводы, умение обобщать.
  3. Воспитывать наблюдательность,  чувство патриотизма.

Х О Д   У Р О К А:

1.Оргмомент, мотивация, целеполагание, актуализация знаний:

Открыли тетради, записали число, классная работа и отложили их пока в сторону.

Посмотрите на доску:

5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.

– Что написано на доске? (числа)

-Чем отличается число от цифры?

– Разделите данные числа на две группы. (Арабские и римские)

- Какие числа мы используем чаще в повседневной жизни? (Арабские)

– Назовите римские числа. (I, V, X – на слайде)

-Где можно встретить Римские цифры? ( Часы, годы, главы в книгах, века, при оформлении краткой записи в задачах  и т.д.)

-Кто уже догадался, какая тема нашего урока  и готов сформулировать её?

РИМСКИЕ ЦИФРЫ (РИМСКАЯ НУМЕРАЦИЯ)

-Какие цели мы поставим к сегодняшнему уроку математики?

 -Вспомнить правила записи римских цифр,

-Уметь читать, записывать,

-Решать примеры, записанные  римскими цифрами

-Вы умеете записывать и читать римские числа?

Прочитайте число:

MDCCLVI( 1756)

-Почему не получается?

-Значит мы кое что забыли  про римские цифры? Значит, нам нужно вспомнить, как записываются римские цифры.

-Для чего нужно изучать нумерацию римскую?

-Какие знаки используются для записи римской нумерации? ( БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА)

-Сколько цифр используется для записи арабской нумерации?(10 - от 0 до 9)

А Римской? ( НЕ ЗНАЮТ) ВСЕГО СЕМЬ символов ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Давайте вспомним, как обозначаются римские цифры, начиная с самого маленького числа и по порядку  ФРОНТАЛЬНО, ПО ОДНОМУ У ДОСКИ( ПО 5 ЧИСЕЛ С ОБЪЯСНЕНИЕМ, ПО ХОДУ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА)

I         II     III    IV        V       VI       VII        VIII       IX        X  

 XI   XII   XIII    XIV    XV   XVI    XVII     XVIII     XIX      XX

СКОЛЬКО БУКВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ ЧИСЕЛ до 20?( ТРИ)  какие? I   V   X

– Запомните особенность римской записи:

.- меньшая цифра:

-стоящая справа от большей, прибавляется к ней,

- стоящая слева – отнимается.

Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6,

 а знак IV – 5 – 1, то есть 4.

 3.Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз.

4. Нет цифры, обозначающей ноль

А какие ёщё существуют римские цифры, кто из вас знает?

(Если знают – молодцы, вместе  составляем табличку, если нет - я им предлагаю в готовом виде)

1

5

10

50

100

500

1000

I

V

X

L

C

D

M

Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх

Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно.

ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛА:

2. Первичное усвоение нового материала.

РАБОТА В ПАРАХ:

- Перед вами   задания на зелёных и жёлтых листиках. На них необычное сообщение. Чтобы его понять, надо его расшифровать. Это задание большое, поэтому мы разделимся на две группы: те ребята, у кого на столе желтые листы, - это одна команда, а у кого зеленые – другая.

XX, XXXIII, VIII, VI, XIII, XVI        III          XXI, XX V, VI, XV, XXX, VI

20,    33,     8,     6,   13,  16        3            21,   25,    6,  15,   30,  6

Т        я        ж      е     л     о         в            у       ч       е     н      ь     е

XIII , VI, IV, XII, XVI         III          II,   XVI,  XXXII

 13,       6,  4,   12,    16           3,          2,      16,      32

Л         е    г     к     о              в              б      о         ю

Что это?

Как расшифровать?

Расскажите, как будете действовать.

(Запись, выполненная римскими числами. Дети устанавливают, что это может быть словесное послание. Сначала они переводят числа из римской нумерации в арабскую, а затем цифры в буквы. В результате у команды «желтых» получится запись: «Тяжело в ученье»,    а у команды «зеленых» - «легко в бою».)

- Верно! Получилась пословица.

Как вы ее понимаете?  

(Кто говорил так? Суворов, военачальник)

1730-1800 запишите годы жизни Суворова римскими цифрами.

( открыть пословицу на доске)

ИТОГ: Как записываются римские числа, какие правила есть?

3 Осознание и осмысление знаний:

Запишите в римской системе нумерации числа

Число

Римское обозначение

0

отсутствует

  4

IV (иногда IIII)

8

VIII

9

IX

31

XXXI

46

XLVI

99

IC

666

DCLXVI

1668

MDCLXVIII

1989

MCMLXXXIX

3999

MMMCMXCIX

2009

MMIX

ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?

ФИЗМИНУТКА:
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!

4. Закрепление.

Задача№ 29 в учебнике на стр. 82

О чём говорится в задаче?

В каком году построен 1 дом (с объяснением)

MDCCCVII( 1807)

Второй дом?

MDCCLXXIX(1779)

Какой раньше?

(ВТОРОЙ РАНЬШЕ)

ВЫВОД: какие правила в написании римских цифр есть?

5. Применение знаний в нетрадиционной ситуации.

1) Найдите значение выражений, записывая ответ римскими цифрами:

 V+II =VII             IX+I = X

VI+II= VIII          X – I = IX

V+I = VII              X – II = VIII

LVIII-III=LV       IX + I= X

2) Запишите в порядке возрастания: XLVI(46), IX(9), MMIX(2009), XXXII(32), XVI(16), LV(55), XIII (13)

IX, XIII, XVI, XXXII, XLVI, LV, MMIX 

3) Георгий Константинович Жуков родился  в MDCCCXCVI году,  а умер в MCMLXXIV   году.

Запишите арабскими цифрами  годы  жизни Г.К. Жукова.  (1896-1974)

ВЗАИМОПРОВЕРКА

ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?

6. Контроль.

Какую дату отмечала вчера вся наша страна?

67 лет Великой Победе.

-Запишите римскими цифрами дату начала и дату окончания Великой отечественной войны полностью. Что значит полностью?( месяц то же)

22 июня 1941 года        -     9 мая 1945 года

 

XXII   VI   MСМXLI             IX   V   MСМXLV  

САМОПРОВЕРКА

 7. РЕФЛЕКСИЯ

-Какие цели ставили в начале урока?

- Вспомнить правила записи римских цифр,

-Уметь читать, записывать,

-Решать примеры, записанные  римскими цифрами

Кто добился поставленных целей  к концу урока, вспомнил римские цифры, как они читаются, записываются, смог решать примеры, У КОГО ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ, КТО НЕ ИСПЫТЫВАЛ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ УРОКА??

Поднимите руки?

Кто испытывал затруднения?

В чём испытывали затруднения?

Почему?

Что, значит нужно сделать?

8.Итог урока:

Что вспоминали на уроке?

Обозначения каких чисел есть в римской нумерации? (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)

Какие есть правила написания римских чисел?                                                                               9.Д/З  стр.82 учебника № 30, или под линией на смекалку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М А Т Е М А Т И К А

Слайд 3

5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.

Слайд 4

5, 4, 18, 21, 7, 6, 15, 8, 24. I, V, X.

Слайд 5

РИМСКАЯ НУМЕРАЦИЯ I I V X I V V I X X I

Слайд 6

Вспомнить, как записываются и читаются римские числа уметь переводить арабские числа в римские и наоборот решать примеры, записанные римскими цифрами РИМСКАЯ НУМЕРАЦИЯ

Слайд 7

MDCCLVI

Слайд 8

меньшая цифра: -стоящая справа от большей, прибавляется к ней, - стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6, а знак IV – 5 – 1, то есть 4. Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз. Нет цифры, обозначающей ноль

Слайд 9

1 5 10 I V X

Слайд 10

1 5 10 50 100 500 1000 I V X L C D M М ы D арим С очные L имоны, Х ватит V сем I х

Слайд 11

XX, XXXIII, VIII, VI, XIII, XVI III XXI, XX V, VI, XV, XXX, VI XIII , VI, IV, XII, XVI III II, XVI, XXXII 1 команда 2 команда

Слайд 12

XX, XXXIII, VIII, VI, XIII, XVI III 20, 32, 8, 6, 13, 16 3 XXI, XX V, VI, XV, XXX, VI 21, 25, 6, 15, 30, 6 XIII , VI, IV, XII, XVI III 13, 6, 4, 12, 16 3 II, XVI, XXXII 2, 16, 32 1 команда 2 команда

Слайд 13

Тяжело в ученье, легко в бою.

Слайд 14

Александр Васильевич СУВОРОВ ( 1730-1800)

Слайд 15

MDCCXXX - MDCCC

Слайд 16

Запишите в римской системе нумерации числа Число Римское обозначение 0 4 8 9 31 46 99 666 1668 1989 3999 2009

Слайд 17

I

Слайд 18

I I

Слайд 19

I I I

Слайд 20

I V

Слайд 21

V

Слайд 22

V I

Слайд 23

Учебник,с. 82 № 29 MDCCCVII MDCCLXXIX

Слайд 24

1807 1779

Слайд 25

1)Найдите значение выражений, записывая ответ римскими цифрами: V+II IX+I VI+II X – I V+I X – II LVIII-III IX + I 2)Запишите в порядке возрастания : XLVI, IX, MMIX, XXXII , XVI , LV , XIII 3) Георгий Константинович Жуков родился в MDCCC XCVI году, а умер в M C ML XXIV году. Запишите арабскими цифрами годы жизни Г.К. Жукова.

Слайд 26

I X , XIII , XVI , XXXII , XLVI , LV , MMIX № 1 № 2 V+II = VII IX+I = X VI+II = VIII X – I = IX V+I = VII X – II = VIII LVIII-III=LV IX + I = X № 3 1896 - 1974

Слайд 27

XXII VI M СМ XLI IX V M СМ XLV

Слайд 28

Домашнее задание стр.82 учебника № 30, или задание под линией на смекалку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...