Развивающие упражнения на уроках математики
методическая разработка (математика, 4 класс) по теме
В статье представлены упражнения для занятий с младшими школьниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_uprazhneniya_na_urokakh_matematiki.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие упражнения на уроках математики.
Для формирования вычислительных навыков у учащихся активизации их мыслительной деятельности использую упражнения, которые учат их находить правильное решение при сопоставлении известных и неизвестных компонентов, устанавливать связи между ними и делать выводы.
Н а п р и м е р.
Сначала дети методом подбора находят пропущенное число в равенстве:
3 + 3 = 5 + ٱ
После того как дети усвоил метод подбора, я показываю другой метод решения заданий такого типа – решение путём компоновки и сравнений:
1 + 1 + 2 + 1 = 4 + ٱ
4
Затем дети, основываясь на знании состава числа, находят неизвестные компоненты этого числа, например:
а) ∆ + ∆ + ∆ + ∆ = 4
- Какие четыре одинаковых числа в сумме дают число 4?
- Какое число спряталось за треугольником?
б) ٱ + ∆ = 4
- Какое число спряталось за квадратом?
в) O + O = 4
- Какое число спряталось за кругом?
После этого детям предлагаются задания – цепочки. Начинаются такие упражнения с решения простейших цепочек, например:
+ 1 + 1
1 → O → O
В таких цепочках дети выполняют задания по стрелке.
Затем учащимся предлагаются более сложные цепочки, в которых требуется найти действие, которое следует произвести, чтобы одно число превратилось в другое, например:
+ 2 ? - 2
3 → O → O ← 9
Выполняя действия по стрелке, дети находят неизвестные числа, сравнивают их и определяют с помощью, какой математической операции одно число превращается в другое.
Теперь можно перейти к решению ещё более сложных цепочек, в которых ребёнок, двигаясь по стрелкам, считает, находя неизвестное число, либо ищет нужную математическую операцию, например:
?
7 → O
? - 2
O O 3
+ 6 + 7 ? +2
+ 5 ?
O → O → O → O
? - 3 - 5
Состав числа 10.
а) 5 + 5 = 9 + ٱ 5 + ٱ = 2 + 8
6 + ٱ = 7 + 3 8 + 2 = 7 + ٱ
ٱ + 2 = 1 + 9 4 + ٱ = 3 + 6
б) 1. ∆ + ∆ = 10 2. O + O = 10
O + O + O + O + O = 10 O - ∆ = 2
O + ∆ + ٱ = 10 10 - ∆ = ∆
O + O + ∆ = 10 3. 3 – 1 = ∆
∆ + O + ٱ = 10 7 - ∆ = ٱ
∆ + ∆ = ٱ
в) O
+ ?
O O
+ ? + ?
+ ? + ?
O O O
+ ? + ?
O O
+ ?
O
Состав числа 20.
а) 2 + 9 + 9 = 7 + 5 + O 6 + 5 + 7 = 3 + 6 + O O + ∆ = 11
6 + 7 + O = 8 + 4 + 8 6 + 6 + 8 = O + 7 + 7 8 + ∆ = O
4 + 7 + 5 = 6 + 2 + O 4 + 9 + 3 = 8 + O + 5 ٱ + 7 = 16
O – ٱ = 5
O O
? ?
? - 5 O ? - 4
O O
O ?
+ 4
O O
O + 3
Вычитание чисел типа 64 – 20; 64 – 2.
а) 36 – 20 = 58 – ∆ 56 – 3 = 57 – ∆ 87 – 2 = 95 – ∆
58 – 30 = 29 – ∆ 67 – 4 = 69 – ∆ 54 – 30 = 26 – ∆
97 – 30 = 65 + ∆ 75 – 3 = 78 – ∆ 68 – 5 = 83 – ∆
88 – 40 = 42 + ∆ 98 – 6 = 99 – ∆ 73 – 1 = 92 – ∆
б) ∆∆ – 30 = OO ⌂⌂ – OO = ∆∆
OO + ∆∆ = 48 ∆∆ – 56 = 20
в) O
+ 20
O - 30
?
O O O
+ 4 + 40
- 2 - 7
O O
?
Для повышения учебной мотивации, интереса учеников к приобретению знаний использую такие упражнения.
1. Как называется сосновый лес?
14 + 3 = ∆ 18 – 5 = ∆ 12 + 4 = ∆
В – 12 А – 14 Р – 16 Ч – 18
О – 13 Щ – 15 Б – 17 К – 19
2. Как называется самая высокая в мире трава?
12 + 4 = ∆ 19 – 4 = ∆ 18 – 4 = ∆
17 – 5 = ∆ 18 – 2 = ∆ 17 – 4 = ∆
А – 12 У – 14 Б – 16 Л – 18
К – 13 М – 15 В – 17 С – 19
3. Какое животное вьёт гнездо?
43 – 8 = ∆ 34 – 47= ∆ 92 – 8 = ∆ 65 – 8 = ∆
72 – 8 = ∆ 93 – 3 = ∆ 72 – 6 = ∆ 36 – 9 = ∆
91 – 8 = ∆ 42 – 7 = ∆ 33 – 5 = ∆ 91 – 7 = ∆
К – 27 Т – 57 Ы – 64 С – 29 В – 36
М – 35 Ю – 28 Л – 66 А – 84 Ш – 83
Использую так же серии занимательных задач, связанных со знаниями об окружающем мире.
«У осьминога 8 ног, а у муравья на 2 ноги меньше. Сколько ног у муравья?»
«Парные хвоинки сосны живут 3 года, а у ели на 4 года больше. Сколько живут хвоинки?»
«Высота муравейника над землёй 1 метр, а термитника на 8 метров выше. Какова высота термитника? »
«Корона Михаила Фёдоровича весит 2 килограмма, а шапка Мономаха на 1 килограмм легче. Сколько весит шапка Мономаха?»
«Папа пингвин высиживает птенца 8 недель, а колибри высиживает своих птенцов на 5 недель меньше. Сколько недель высиживает своих птенцов колибри?»
«Колибри массой 2 грамма съедает в день 4 грамма пищи. На сколько больше съедает колибри, чем весит сама?»
«Длина игл у ехидны 8 сантиметров, а у ежа на 5 сантиметров короче. Какова длина игл у ежа?»
«Гигантский мохнатый паук имеет длину 10 сантиметров, а самый ядовитый паук – каракурт на 8 сантиметров короче. Какова длина каракурта?»
«Из 7 чудес света до наших дней сохранились лишь египетские пирамиды. Сколько чудес утеряно во времени?»
«У гиппопотама 2 клыка на верхней челюсти и на 2 клыка больше на нижней челюсти, чем на верхней. Сколько всего клыков у гиппопотама?»
«У взрослого человека 32 зуба, а у семилетнего ребёнка на 4 зуба меньше. Сколько зубов у семилетнего ребёнка?»
«На сколько звуков больше, чем букв в словах: ёж? ягода? ель? Юля?»
«На сколько согласных букв больше, чем гласных в словах: снеговик? телепрограмма? километр?»
«На сколько гласных букв больше, согласных в словах: ария? библиотека?»
«В природных условиях опоссум живёт 2 года, а в неволе живёт на 5 лет дольше. Сколько может прожить опоссум в неволе?»
«С изменением климата на Земле много лет назад вымерло тираннозавр, диплодок, анкилозавр, стегозавр. Сколько всего динозавров перечислено? »
«Сын вымыл в речке мотоцикл, в результате чего в реку попало 2 литра масла. Его отец вымыл машину и спустил в реку 5 литров масляных отходов. Сколько литров отходов попало в реку по их вине?»
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельности развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Многообразие проблем частных методик, в том числе и методики обучения математике в начальных классах, связано с ответом на три вопроса:
С какой целью обучать детей математике?
Каким должно быть содержание математического образования?
Какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?
Решение этих проблем зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральной из которых является соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика.
Формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности. Личностная позиция учителя должна исходить из интересов ребёнка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого включаю задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями. Например, тема: «Сложение двузначных и однозначных чисел». Детям предлагается: придумать выражения, в которых складываются однозначные и двузначные числа. Кто сможет вычислить? У кого другое мнение?
Использую такие способы общения, как понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции.
На уроках по теме «Порядок выполнения действий в выражениях» предлагаю следующие задания:
Сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются?
Чем похожи все вторые выражения в каждой паре? Чем похожи первые
выражения?
72 – 9 – 3 + 6 4 8 – 6 + 7 + 8 27 – 3 + 2 - 7
72 : 9 3 : 6 48 : 6 7 : 8 27 : 3 2 : 6
Догадайся! По какому признаку записаны выражения в каждом столбике:
29 + 8 + 24 72 : 9 3 84 – 9 8
32 + 9 – 7 + 14 48 : 6 7 : 8 84 + 6 3 + 72
Тема «Письменное деление многозначных чисел».
Использую задания:
Попробуй сам объяснить, как выполнено деление:
а) 29:4 б) 296:4
Лера: Я заметила, что, используя запись деления «уголком» легко записать число в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на данный делитель:
296 : 4 = (280 + 16) : 4 = 70 + 4 = 74
3843 : 9 = (3600 + 180 + 63) : 9 = 400 + 20 + 7 = 427
Догадайся! Как рассуждала Лера? Сделай такие же записи для выражений:
275 : 5 2735 : 5 6568 : 8
738 : 9 5047 : 7 2223 : 3
Раздели на группы по какому-либо признаку. Не вычисляя значений выражений, разбей их на две группы:
18144 : 756 19920 : 83 93177 : 609 27744 : 68
10110 : 12 52140 : 395 24660 : 548 11999 : 13
Разгадай правило, по которому составлен первый столбик выражений. Составь по этому же правилу выражения для других столбиков и найди их значения:
а) 9003 : 3 4012 : 4
9006 : 3 ………
9012 : 3 ………
б) 9612 : 12 7515 : 15
9624 : 12 ………..
9636 : 12 ……….
9648 : 12 ………
Выполняя эти задания, учащиеся получают роль – «исследователей» и открывают для себя знания. Процесс носит частично поисковый и творческий характер обучения. Учащиеся не боятся проявлять инициативу в рассуждениях и доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.
В методической литературе много внимания уделяется формированию умения у младших школьников решать текстовые задачи.
Обучение составлению графического плана-опоры начинается с 1 класса.
Например, при решении задачи: «Петя поймал на 2 рыбы больше, чем Ваня. Сколько поймал Ваня, если Петя поймал их 20?» предлагается выбрать схему, соответствующую задаче:
В •----------------• П •----------------•
П •------------• В •------------•
Предлагаю обозначить на схеме, что известно в задаче, а что неизвестно. Мнения учащихся разделяются. Повторное чтение текста и одновременная демонстрация на схемах одним учащимся помогают убедиться в правильности выбора схемы, а другим – в том, что они первоначально были не правы.
Например, «Курица легче зайца на 4 кг, а заяц легче собаки на 8 кг. На сколько курица легче собаки?»
К. •----------------•
4
З. •-----------------------•
8
С. •-----------------------------•
Использую методический приём диалога.
Лера решила задачу так: 8 + 4 = 12 (кг)
А Коля – так: 8 – 4 = 4 (кг)
Кто прав: Лера или Коля?
Дети рассуждают так: «Отрезок, который надо найти, состоит из двух частей. Одна часть равна 4, а вторая – 8. Значит, надо к 8 + 4. Права Лера».
При решении задач учащиеся активно изображают различные модели и предлагают различные способы решения задач.
Например: «В одном куске было 120 метров ткани, а в другом – в 3 раза больше. Из всей ткани сшили пальто, расходуя по 4 метра на каждое. Сколько пальто было сшито?»
Учащиеся предложили 4 различных способа решения, активно используя схему:
120
•----------------• ?м ?п
•----------------•----------------•----------------•
Расход ткани на 1 вещь | Количество вещей | Расход ткани на все вещи | |
Ι | 4 м | ? | 120 м |
Ι Ι | 4 м | ? | ? в 3 раза больше |
1-й способ
1) 120 • 3 = 360 (м) – во втором куске
2) 120 + 360 = 480 (м) – в двух кусках
3) 480 : 4 = 120 (п.) – всего сшили пальто
2-й способ
1) 120 : 4 = 30 (п.) – из 1-го куска
2) 30 • 4 = 120 (п.) – всего сшили пальто
3-й способ
1) 120 : 4 = 30 (п.) – из 1-го куска
2) 30 • 3 = 90 (п.) – из 2-го куска
3) 30 + 90 = 120 (п.) – всего сшили пальто
4-й способ
1) 120 : 4 = 30 (п.) – из 1-го куска
2) 120 • 3 = 360 (м) – во 2-м куске
3) 360 : 4 = 90 (п.) – из 2-го куска
4) 30 + 90 = 120 (п.) – всего сшили пальто
Таким образом, использование схематического рисунка как одного из методических приёмов обеспечивает более качественный анализ задачи, помогает осознать и обосновать выбор действий, необходимых для её решения. У учащихся уже в начальной школе проявляются самостоятельность и инициативность в целесообразном обосновании правильности любого выбранного решения.
Такой подход не может оставить без внимания контролирующего и оценочную деятельность учащихся. У школьников формируются умения находить свои ошибки, исправлять их, оценивать действия свои и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...
«Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики»
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционн...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Методический материал для работы с ГУО по математике...
Статья "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников".
Выступление на семинаре. А данную презентацию учитель может использовать на устном счёте.Задания помогают развивать логическое мышление,математическую речь,умение сравнивать и обобщать....
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ
Статья - "Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ"...