«Сложение величин. Масса. Равновесие.»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Дутова Наталья Юрьевна
«Сложение величин, выраженных несколькими единицами. Масса. Равновесие.
Тип урока: Изучение нового материала с использованием проблемного обучения и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
1) Помочь учащимся осознать ценность изучения темы урока;
2) Обеспечить условия для формирования умений применять полученные знания при решении практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass_dutova_n_yu.docx619.29 КБ
Файл matematika_dutova.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8 г.Тынды.

Математика

«Сложение величин. Масса. Равновесие.»

(4 класс)

Учитель:

МОБУ

Лицей №8

Дутова Н.Ю

Конспект открытого урока по математике. 4 класс.

Тема: «Сложение величин, выраженных несколькими единицами. Масса. Равновесие.

Тип урока: Изучение нового материала с использованием проблемного обучения и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока:

1) Помочь учащимся осознать ценность изучения темы урока;

2) Обеспечить условия для формирования умений применять полученные знания при решении практических задач.

Задачи, ориентированные на развитие личности ребёнка:

- Помочь учащимся осознать ценность изучения математики, темы урока.

- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать задачи, преобразовывать единицы массы.

 - Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблемы, умение ставить цели и планировать деятельность.

- Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

- Содействовать развитию у учащихся  умения общаться

Задачи образовательные:

-обобщить знания учащихся о выполнении действий сложения и вычитания с величинами;

 - расширить знания о массе как величине, о единицах измерения массы;

    -продолжить знакомство с понятием с  «равновесие»;

    -развивать умение анализировать и выделять существенные признаки; пространственное мышление детей, воображение, логическое мышление.

Ход урока.

I .Орг. момент.

II.Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Давайте, ребята, учиться считать,

                 Делить, умножать, прибавлять, вычитать.  

                  Запомните все, что без точного счета

                  Не сдвинется с места любая работа.  

Итак, у нас урок математики. Сегодня на уроке мы продолжим выполнять действия с величинами.

III. Актуализация знаний.

На доске карточки со словами: величины, масса, температура, запах, объем, время, длина.

Учитель: Прочитайте слова. Какое из них, на ваш взгляд, лишнее?

Ученик: Запах.

Учитель: почему?

Ученик: Этоне величина, так как запах нельзя измерить.

(карточку со словом запах убираем с доски).

Учитель: А какое слово среди оставшихся главное?

Ученик: Величины.

Учитель: Назовите величины и инструменты, спомощью которых их можно измерить.

Дети по одному выходят к доске, называют величину, прикрепляют карточку с ее названием под словом «величины»и называют прибор для измерения данной величины:

время-часы

масса-весы

температура-термометр

объем – какой либо сосуд

 длина-линейка.

Учитель: Посмотрите на экран, прочитай слова: сантиметр

                                                                                            час

                                                                                            градус  

                                                                                          килограмм

                                                                                         литр

-Что означают эти слова?

Ученик: Это названия единиц измерения этих величин.

Учитель: Какой единицей какую величину измеряют?  

сантиметр –единица измерения длины

час - …времени

градус -…температуры

килограмм -…массы

литр   -… объема

Дети выходят к доске и прикрепляют карточки с названиями единиц измерения рядом с карточками с названиями величин.

Учитель: Молодцы, хорошо справились с этим заданием

 Математику, друзья,                                                       к
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Математика!

IV. Постановка проблемы.

а)

Подумай! Какие величины можно сложить?

813 дм2 + 545 дм3

310 дм + 27 кг

8 м 7 дм9 мм + 7м 6дм 8см 4мм

8739 мм + 7684 мм

520 м2 + 40 см

Учитель: Почему нельзя найти значение 1-го, 2-го и 5-го выражения?

Ученик:Нельзя сложить единицы разных величин.

V. Работа по теме урока.

Учитель: Как эти две суммы связаны между собой?

Ученик: В данных суммах первые слагаемые равны, и вторые слагаемые равны между собой.

Учитель: Значение, какой суммы найти легче? Найдите значение этой суммы, а результат запишите, используя несколько разных единиц длины.

Запись: 8739мм

           +7684мм

             16423мм= 16м 4 дм2 см3 мм

Учитель: Как можно вычислить значение первой суммы?

Ученик: Складывая отдельно одинаковые единицы длины.  

Запись: 8 м 7 дм3 см 9мм + 7 м 6 дм8 см 4 мм= (8+7) м + (7+6) дм + (3+8) см + (9+4) мм = 15 м 13 дм11 см13 мм

Учитель: Сравните результаты сложения первой и второй сумм. Какие преобразования необходимо выполнить, чтобы результат первой суммы стал таким же, как результат второй суммы? Выполните данное преобразование.

Преобразования: В 13дм содержится 1 метр+15 м=16м;

                                 В 11 см содержится 1 дм+к 3дм оставшимся=4 дм;

                                 В 13мм содержится 1 см + к 1 см =2см и еще 3мм;

Получаем:  15м13дм 11 см13 мм =16м 4 дм2 см3 мм

Учитель:  Как сложить величины, выраженные несколькими единицами?

Вывод: Чтобы вычислить значение суммы, в которой числа записаны с помощью нескольких единиц измерения, надо складывать отдельно одинаковые единицы данной величины.

Закрепление. Работа с учебником.

№ 309 (8) 27065м +39 км58 м =  66123м= 66км 10дм 23 м

Учитель:Как выполнить сложение этих величин?

Ученик: Единицы измерения, присутствующие в записи 2-го слагаемого выразить в метрах.

Учитель: Как выразить величину, для измерения которой использовали несколько разных единиц ее измерения?

Вывод: Ч/б выразить величину, для измерения которой использовали несколько разных единиц ее измерения, нужно взять наименьшую из использованных.

Учитель: Запиши результат, используя несколько разных единиц длины

66123м= 66км 10дм 23 м

2 способ: 27 км 65м +39 км 58 м= 66км 123 м= 66 км 10 дм 2м

VI. Продолжение работы над темой. Выполнение практических заданий.

Математическая разминка “Догадайся!”

а))

Масса лекарства

2…    (грамма)

Масса слона

5…     (5 тонн)

Масса арбуза

7….    (кг)

Масса автомобиля

1…      (тонна)

Масса батона

500…   (граммов)

Учитель: О какой величине идет речь в математической разминке?

Ученик: В ней говорится о массе.

Учитель: Сегодня на уроке мы подробнее поговорим  о массе, и возможно вы для себя сделаете новые открытия в этой теме.

Слайд!   Сообщает заранее подготовленный ученик. За единицу массы принят килограмм ( 1кг). Международный образец (эталон, или прототип) килограмма хранится во Франции. В его сплаве находится драгоценный металл- платина. Эталон имеет форму цилиндра диаметром и высотой около 39 мм. С этого эталона изготовлены копии для других стран. В России, например, находится прототип килограмма № 12. На практике используются и другие единицы массы- тонна, грамм, миллиграмм и т. д

Учитель:Итак,  назовите основную  единицу массы.

Ученик:  Килограмм.

Учитель: Как вы представляете себе килограмм? Сколько это –много или мало?

Ученик: Трудно представить, ни с чем не сравнив.

Учитель: Килограмм – это столько, сколько весит один литр воды. ( учитель показывает пластиковую бутылку с водой объемом 1 литр)

- Я буду показывать различные предметы, а вы попытаетесь по внешнему виду определить массу – больше или меньше килограмма.  

- А что тяжелее – пачка печенья или пакет молока?

 ( Учитель показывает пакет молока массой 1 кг и пачку печенья массой 500 г, но объемом больше, чем пакет молока. Дети отвечают, их мнения не совпадают).

Учитель: Как проверить, что тяжелее?

Ученик: Подержать в руках, взвесить.  

( учитель предлагает одному ученику сравнить массу пакета молока и пачки печенья, взяв их одновременно в руки. Ученик делает вывод, что молоко весит больше, хотя объем пакета по сравнению с пачкой печенья небольшой).

Учитель: Почему многим из вас захотелось сказать, что печенье тяжелее?

Ученик: Потому что пачка с печеньем больше, чем пакет молока.

Учитель: Можно ли судить о массе предмета по его объему?

Ученик: Нет.

VII. Практическая работа. Знакомство с различными видами весов.  

Учитель: Давайте попробуем определить массу пакетов с помощью весов.  

Сообщение заранее подготовленного ученика:  

Взвешивание – это самый древний из известных способов. Изображения весов можно найти даже на египетских пирамидах, возраст которых составляет более четыре тысяч лет! Кстати, правильному взвешиванию и аккуратному обращению с весами всегда придавалось большое значение. Например, в одной из древнерусских грамот 12 века строго указывалось, что за неправильное пользование мерами и весами следует « казнить близко смерти, а имущество делить на три части: часть Софийской церкви, часть Ивановской и часть Новгороду».

Учитель: Очень хорошо, что мы живем с вами в 21 веке, потому, что мы сегодня на уроке тоже будем использовать весы, и если вдруг ошибемся при взвешивании, нас не будут казнить близко смерти.

Учитель показывает детям безмен.

- Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Безмен состоит из:  

  • Из корпуса, на который нанесены деления шкалы, показывающие количество килограммов;
  • Из пружины, скрытой в корпусе;
  •  И крючка, на который вешается нужный предмет.

Учитель: Массу, каких предметов, находящихся в классе, мы могли бы измерить?

Ученик: …

Учитель: Я предлагаю взвесить чей-либо портфель. (Заранее наметив самый тяжелый и самый легкий, портфели взвешивают).

- Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку?

Ученик: Тот, у кого портфель легче.

Учитель: ученик первого класса может носить за спиной груз не более 2 кг , а четвертого….

Знакомство с напольными весами.

Учитель: А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена?

Ученик: Нет.

Учитель: Для измерения массы людей существуют напольные весы. ( Учитель показывает весы).

-Как вы думаете, кто у нас в классе самый легкий? А кто самый тяжелый?

( Дети высказывают предположения. Взвешиваются два ученика. Их массу записывают на доске: например, 22 кг и 35 кг)  

-Можно ли посчитать, на сколько один ученик тяжелее или легче другого? (устно: 35-22=13кг)

- Можно ли на таких весах взвесить слона?

Ученик: Конечно, нет.

Учитель: А кто знает, сколько весит слон?

Ученик:…

Слон может весить 8000 кг.

- Как вы думаете, наша Земля имеет массу?  А как ее можно посчитать?

Ученик: …

Учитель:  Массу тел, недоступных взвешиванию ( Солнца, Земли), определяют иными способами, путем измерения скорости движения. Подробнее об этом вы будете говорить в старших классах, на уроках физики. Ученые подсчитали, сколько весит Земля. Чтобы записать ее массу, надо к числу, показывающему массу слона, приписать еще 24 нуля. Как вы считаете, это приближенные или точные числа?

Знакомство с рычажными весами.

Учитель: А можно ли на напольных весах взвесить монеты?

Ученик: Нет, для этого нужны маленькие весы.  

Учитель: У меня в руках вы видите учебные весы, их называют рычажные. С их помощью можно взвешивать различные маленькие предметы от 10 мг до 200г.

 Вы на урок принесли монеты. ( 2 пятирублевых и 2 двух рублевых).

Попробуйте определить, какая монета тяжелее, не взвешивая.

А теперь положите каждую монету на чашу весов. Как узнать, какой предмет легче?

Ученик:Та, чья чаша весов поднимется вверх.

Учитель: Уравновесьте чаши весов. Как это сделать?

Ученик: 2руб+5руб= 2руб+5руб . Часы весов находятся в равновесии.  

Учитель:  Как вы понимаете слово равновесие?

Ученик: Весы могут находиться в равновесии.

Учитель: А мы можем находиться в равновесии? Что произойдет с человеком, если он потеряет равновесие?

Рассказ подготовленного ученика.  

VIII. Решение задачи.  Игра « Арифметическая мозаика».

Учитель: В конце урока нас ждет игра « Арифметическая мозаика». Но чтобы ее сложить, нужно решить задачу.

Прочитайте задачу.

Масса индюка 12 кг 500 г, а масса  овцы больше массы индюка на 23 кг 200г. Какова общая масса животных?

Давайте соберем краткую запись задачи.

Запись: 1) 12кг 500 г +23 кг 200 г= (12+23) кг + (500 +200) г =35 кг 700г – масса овцы.

              2) 12 кг 500 г + 35 кг 700 г = ( 12 + 35)кг +( 500 +700) г = 47 кг 1200г

- какие преобразования надо выполнить с результатом последнего действия? Выполните данное преобразование самостоятельно.

47 кг 1200г = 48 кг 200г  

Игра « Арифметическая мозаика».

Учитель: У каждого на парте карточка с записанными на ней числами. Найдите в этом квадрате те цифры, с помощью которых вы записали ответ задачи. Если вы число преобразовали правильно, то сразу увидите результат.

Учитель: Какая цифра сложилась в мозаики?

Ученик: 5!!!

Учитель: С удовольствием переношу эту оценку в журнал.

IX/ Итог урока. Рефлексия.

Учитель: -О какой величине шла речь сегодня на уроке?

                  -Какие единицы измерения массы вы знаете?

                  - С помощью какого прибора, приспособления можно измерить массу?  

                -Какие открытия сделали для себя?

                 -Что хотелось бы еще раз выполнить?    

                 - Что такое равновесие?

- Как вы понимаете выражение « сохранить душевное равновесие»?

Ответы детей.

- В заключении хочу пожелать вам душевного спокойствия и душевного равновесия. Д/З Тетрадь на печатной основе ?

Учитель:  Как сложить величины, выраженные несколькими единицами?

Вывод: Чтобы вычислить значение суммы, в которой числа записаны с помощью нескольких единиц измерения, надо складывать отдельно одинаковые единицы данной величины.

   Задание 1. « Лишнее» слово? Главное среди оставшихся?

 Величины, масса, температура, запах, объем, время, длина.

Задание 2.Подумай! Какие величины можно сложить?

813 дм2 + 545 дм3

310 дм + 27 кг

8 м 7 дм 3 см 9 мм + 7м 6дм 8см 4мм

8739 мм + 7684 мм

520 м 2 + 40 см

 Задание 3.Математическая разминка “Догадайся!”

Масса лекарства

2…    

Масса слона

5…    

Масса арбуза

7….    

Масса автомобиля

1…      

Масса батона

500…  

Задание 4. Прочитайте задачу.

Масса индюка 12 кг 500 г, а масса  овцы больше массы индюка на 23 кг 200г. Какова общая масса животных?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложение величин. Масса. Равновесие. Математика Математика Математика

Слайд 2

Масса Температура Запах Объём Время Длина Величины Величины

Слайд 4

Математику, друзья, Не любить никак нельзя, Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука- Математика!

Слайд 5

Подумай! Какие величины можно сложить? 1) 813 дм 2 + 545 дм 3 2 ) 310 дм + 27 кг 3) 8 м 7 дм 3см 9 мм + 7м 6дм 8см 4мм 4) 8739 мм + 7684 мм 5) 520 м 2 + 40 см

Слайд 6

Вывод Чтобы вычислить значение суммы, в которой числа записаны с помощью нескольких единиц измерения, надо складывать отдельно одинаковые единицы данной величины.

Слайд 8

Догадайся а Масса лекарств 2 … б Масса слона 5… в Масса арбуза7 … г Масса автомобиля 1… д Масса батона 500…

Слайд 9

Международный образец (эталон, или прототип) килограмма хранится во Франции.

Слайд 10

Практическая работа

Слайд 11

Алиев

Слайд 12

Масса слона+24 нуля!?

Слайд 13

8000 кг .

Слайд 14

Арифметическая мозаика 1 4 0 1 9 9 8 3 5 6 7 2 2 1 3 7 6 0 7 9 3 4 8 5 5

Слайд 15

Отличный результат!!! 1 4 0 1 9 9 8 3 5 6 7 2 2 1 3 7 6 0 7 9 3 4 8 5 5

Слайд 16

Домашнее задание 1. Т. стр. 19 №40 2. Т. стр.20 №42 3. Т. стр.27 №57

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме :"Величины. Масса. Килограмм." 1 класс (Школа "2100")

Это урок изучения новой величины "массы". Цель данного урока:помочь учащимся усвоить представления  о новой величине "массе" и единице измеиения массы - килограмме; освоение данных понятий с цель...

урок математики в 1 классе по теме" Величина- масса. Единица измерения-килограмм"

данный материал представляет собой конспект урока в 1 классе по УМК "Школа России" "ВЕличина-масса. Единица измерения-килограмм"....

Величины. Масса. Килограмм.

Конспект урока математики в 1 классе (УМК "Школа 2100")...

3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21)

3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.  (Стр.21) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....

Математика. 1 класс. Урок 78. Величины. Масса. Килограмм - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_78_velichiny_massa_kilogramm/2013-02-05-171  Урок 78. Величины. Масса. Килограмм В презентации отображены:...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм»

Технологическая карта урокаматематики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм.»Дидактическая задача. Создать условия для  ознакомления  учащихся с новой величиной – массой и ее единиц...