«Сложение величин. Масса. Равновесие.»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_4_klass_dutova_n_yu.docx | 619.29 КБ |
matematika_dutova.pptx | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8 г.Тынды.
Математика
«Сложение величин. Масса. Равновесие.»
(4 класс)
Учитель:
МОБУ
Лицей №8
Дутова Н.Ю
Конспект открытого урока по математике. 4 класс.
Тема: «Сложение величин, выраженных несколькими единицами. Масса. Равновесие.
Тип урока: Изучение нового материала с использованием проблемного обучения и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
1) Помочь учащимся осознать ценность изучения темы урока;
2) Обеспечить условия для формирования умений применять полученные знания при решении практических задач.
Задачи, ориентированные на развитие личности ребёнка:
- Помочь учащимся осознать ценность изучения математики, темы урока.
- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать задачи, преобразовывать единицы массы.
- Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблемы, умение ставить цели и планировать деятельность.
- Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
- Содействовать развитию у учащихся умения общаться
Задачи образовательные:
-обобщить знания учащихся о выполнении действий сложения и вычитания с величинами;
- расширить знания о массе как величине, о единицах измерения массы;
-продолжить знакомство с понятием с «равновесие»;
-развивать умение анализировать и выделять существенные признаки; пространственное мышление детей, воображение, логическое мышление.
Ход урока.
I .Орг. момент.
II.Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Итак, у нас урок математики. Сегодня на уроке мы продолжим выполнять действия с величинами.
III. Актуализация знаний.
На доске карточки со словами: величины, масса, температура, запах, объем, время, длина.
Учитель: Прочитайте слова. Какое из них, на ваш взгляд, лишнее?
Ученик: Запах.
Учитель: почему?
Ученик: Этоне величина, так как запах нельзя измерить.
(карточку со словом запах убираем с доски).
Учитель: А какое слово среди оставшихся главное?
Ученик: Величины.
Учитель: Назовите величины и инструменты, спомощью которых их можно измерить.
Дети по одному выходят к доске, называют величину, прикрепляют карточку с ее названием под словом «величины»и называют прибор для измерения данной величины:
время-часы
масса-весы
температура-термометр
объем – какой либо сосуд
длина-линейка.
Учитель: Посмотрите на экран, прочитай слова: сантиметр
час
градус
килограмм
литр
-Что означают эти слова?
Ученик: Это названия единиц измерения этих величин.
Учитель: Какой единицей какую величину измеряют?
сантиметр –единица измерения длины
час - …времени
градус -…температуры
килограмм -…массы
литр -… объема
Дети выходят к доске и прикрепляют карточки с названиями единиц измерения рядом с карточками с названиями величин.
Учитель: Молодцы, хорошо справились с этим заданием
Математику, друзья, к
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Математика!
IV. Постановка проблемы.
а) | Подумай! Какие величины можно сложить? |
813 дм2 + 545 дм3 | |
310 дм + 27 кг | |
8 м 7 дм9 мм + 7м 6дм 8см 4мм | |
8739 мм + 7684 мм | |
520 м2 + 40 см Учитель: Почему нельзя найти значение 1-го, 2-го и 5-го выражения? Ученик:Нельзя сложить единицы разных величин. | |
V. Работа по теме урока.
Учитель: Как эти две суммы связаны между собой?
Ученик: В данных суммах первые слагаемые равны, и вторые слагаемые равны между собой.
Учитель: Значение, какой суммы найти легче? Найдите значение этой суммы, а результат запишите, используя несколько разных единиц длины.
Запись: 8739мм
+7684мм
16423мм= 16м 4 дм2 см3 мм
Учитель: Как можно вычислить значение первой суммы?
Ученик: Складывая отдельно одинаковые единицы длины.
Запись: 8 м 7 дм3 см 9мм + 7 м 6 дм8 см 4 мм= (8+7) м + (7+6) дм + (3+8) см + (9+4) мм = 15 м 13 дм11 см13 мм
Учитель: Сравните результаты сложения первой и второй сумм. Какие преобразования необходимо выполнить, чтобы результат первой суммы стал таким же, как результат второй суммы? Выполните данное преобразование.
Преобразования: В 13дм содержится 1 метр+15 м=16м;
В 11 см содержится 1 дм+к 3дм оставшимся=4 дм;
В 13мм содержится 1 см + к 1 см =2см и еще 3мм;
Получаем: 15м13дм 11 см13 мм =16м 4 дм2 см3 мм
Учитель: Как сложить величины, выраженные несколькими единицами?
Вывод: Чтобы вычислить значение суммы, в которой числа записаны с помощью нескольких единиц измерения, надо складывать отдельно одинаковые единицы данной величины.
Закрепление. Работа с учебником.
№ 309 (8) 27065м +39 км58 м = 66123м= 66км 10дм 23 м
Учитель:Как выполнить сложение этих величин?
Ученик: Единицы измерения, присутствующие в записи 2-го слагаемого выразить в метрах.
Учитель: Как выразить величину, для измерения которой использовали несколько разных единиц ее измерения?
Вывод: Ч/б выразить величину, для измерения которой использовали несколько разных единиц ее измерения, нужно взять наименьшую из использованных.
Учитель: Запиши результат, используя несколько разных единиц длины
66123м= 66км 10дм 23 м
2 способ: 27 км 65м +39 км 58 м= 66км 123 м= 66 км 10 дм 2м
VI. Продолжение работы над темой. Выполнение практических заданий.
Математическая разминка “Догадайся!”
а)) | Масса лекарства | 2… (грамма) |
Масса слона | 5… (5 тонн) | |
Масса арбуза | 7…. (кг) | |
Масса автомобиля | 1… (тонна) | |
Масса батона | 500… (граммов) |
Учитель: О какой величине идет речь в математической разминке?
Ученик: В ней говорится о массе.
Учитель: Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о массе, и возможно вы для себя сделаете новые открытия в этой теме.
Слайд! Сообщает заранее подготовленный ученик. За единицу массы принят килограмм ( 1кг). Международный образец (эталон, или прототип) килограмма хранится во Франции. В его сплаве находится драгоценный металл- платина. Эталон имеет форму цилиндра диаметром и высотой около 39 мм. С этого эталона изготовлены копии для других стран. В России, например, находится прототип килограмма № 12. На практике используются и другие единицы массы- тонна, грамм, миллиграмм и т. д
Учитель:Итак, назовите основную единицу массы.
Ученик: Килограмм.
Учитель: Как вы представляете себе килограмм? Сколько это –много или мало?
Ученик: Трудно представить, ни с чем не сравнив.
Учитель: Килограмм – это столько, сколько весит один литр воды. ( учитель показывает пластиковую бутылку с водой объемом 1 литр)
- Я буду показывать различные предметы, а вы попытаетесь по внешнему виду определить массу – больше или меньше килограмма.
- А что тяжелее – пачка печенья или пакет молока?
( Учитель показывает пакет молока массой 1 кг и пачку печенья массой 500 г, но объемом больше, чем пакет молока. Дети отвечают, их мнения не совпадают).
Учитель: Как проверить, что тяжелее?
Ученик: Подержать в руках, взвесить.
( учитель предлагает одному ученику сравнить массу пакета молока и пачки печенья, взяв их одновременно в руки. Ученик делает вывод, что молоко весит больше, хотя объем пакета по сравнению с пачкой печенья небольшой).
Учитель: Почему многим из вас захотелось сказать, что печенье тяжелее?
Ученик: Потому что пачка с печеньем больше, чем пакет молока.
Учитель: Можно ли судить о массе предмета по его объему?
Ученик: Нет.
VII. Практическая работа. Знакомство с различными видами весов.
Учитель: Давайте попробуем определить массу пакетов с помощью весов.
Сообщение заранее подготовленного ученика:
Взвешивание – это самый древний из известных способов. Изображения весов можно найти даже на египетских пирамидах, возраст которых составляет более четыре тысяч лет! Кстати, правильному взвешиванию и аккуратному обращению с весами всегда придавалось большое значение. Например, в одной из древнерусских грамот 12 века строго указывалось, что за неправильное пользование мерами и весами следует « казнить близко смерти, а имущество делить на три части: часть Софийской церкви, часть Ивановской и часть Новгороду».
Учитель: Очень хорошо, что мы живем с вами в 21 веке, потому, что мы сегодня на уроке тоже будем использовать весы, и если вдруг ошибемся при взвешивании, нас не будут казнить близко смерти.
Учитель показывает детям безмен.
- Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Безмен состоит из:
- Из корпуса, на который нанесены деления шкалы, показывающие количество килограммов;
- Из пружины, скрытой в корпусе;
- И крючка, на который вешается нужный предмет.
Учитель: Массу, каких предметов, находящихся в классе, мы могли бы измерить?
Ученик: …
Учитель: Я предлагаю взвесить чей-либо портфель. (Заранее наметив самый тяжелый и самый легкий, портфели взвешивают).
- Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку?
Ученик: Тот, у кого портфель легче.
Учитель: ученик первого класса может носить за спиной груз не более 2 кг , а четвертого….
Знакомство с напольными весами.
Учитель: А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена?
Ученик: Нет.
Учитель: Для измерения массы людей существуют напольные весы. ( Учитель показывает весы).
-Как вы думаете, кто у нас в классе самый легкий? А кто самый тяжелый?
( Дети высказывают предположения. Взвешиваются два ученика. Их массу записывают на доске: например, 22 кг и 35 кг)
-Можно ли посчитать, на сколько один ученик тяжелее или легче другого? (устно: 35-22=13кг)
- Можно ли на таких весах взвесить слона?
Ученик: Конечно, нет.
Учитель: А кто знает, сколько весит слон?
Ученик:…
Слон может весить 8000 кг.
- Как вы думаете, наша Земля имеет массу? А как ее можно посчитать?
Ученик: …
Учитель: Массу тел, недоступных взвешиванию ( Солнца, Земли), определяют иными способами, путем измерения скорости движения. Подробнее об этом вы будете говорить в старших классах, на уроках физики. Ученые подсчитали, сколько весит Земля. Чтобы записать ее массу, надо к числу, показывающему массу слона, приписать еще 24 нуля. Как вы считаете, это приближенные или точные числа?
Знакомство с рычажными весами.
Учитель: А можно ли на напольных весах взвесить монеты?
Ученик: Нет, для этого нужны маленькие весы.
Учитель: У меня в руках вы видите учебные весы, их называют рычажные. С их помощью можно взвешивать различные маленькие предметы от 10 мг до 200г.
Вы на урок принесли монеты. ( 2 пятирублевых и 2 двух рублевых).
Попробуйте определить, какая монета тяжелее, не взвешивая.
А теперь положите каждую монету на чашу весов. Как узнать, какой предмет легче?
Ученик:Та, чья чаша весов поднимется вверх.
Учитель: Уравновесьте чаши весов. Как это сделать?
Ученик: 2руб+5руб= 2руб+5руб . Часы весов находятся в равновесии.
Учитель: Как вы понимаете слово равновесие?
Ученик: Весы могут находиться в равновесии.
Учитель: А мы можем находиться в равновесии? Что произойдет с человеком, если он потеряет равновесие?
Рассказ подготовленного ученика.
VIII. Решение задачи. Игра « Арифметическая мозаика».
Учитель: В конце урока нас ждет игра « Арифметическая мозаика». Но чтобы ее сложить, нужно решить задачу.
Прочитайте задачу.
Масса индюка 12 кг 500 г, а масса овцы больше массы индюка на 23 кг 200г. Какова общая масса животных?
Давайте соберем краткую запись задачи.
Запись: 1) 12кг 500 г +23 кг 200 г= (12+23) кг + (500 +200) г =35 кг 700г – масса овцы.
2) 12 кг 500 г + 35 кг 700 г = ( 12 + 35)кг +( 500 +700) г = 47 кг 1200г
- какие преобразования надо выполнить с результатом последнего действия? Выполните данное преобразование самостоятельно.
47 кг 1200г = 48 кг 200г
Игра « Арифметическая мозаика».
Учитель: У каждого на парте карточка с записанными на ней числами. Найдите в этом квадрате те цифры, с помощью которых вы записали ответ задачи. Если вы число преобразовали правильно, то сразу увидите результат.
Учитель: Какая цифра сложилась в мозаики?
Ученик: 5!!!
Учитель: С удовольствием переношу эту оценку в журнал.
IX/ Итог урока. Рефлексия.
Учитель: -О какой величине шла речь сегодня на уроке?
-Какие единицы измерения массы вы знаете?
- С помощью какого прибора, приспособления можно измерить массу?
-Какие открытия сделали для себя?
-Что хотелось бы еще раз выполнить?
- Что такое равновесие?
- Как вы понимаете выражение « сохранить душевное равновесие»?
Ответы детей.
- В заключении хочу пожелать вам душевного спокойствия и душевного равновесия. Д/З Тетрадь на печатной основе ?
Учитель: Как сложить величины, выраженные несколькими единицами?
Вывод: Чтобы вычислить значение суммы, в которой числа записаны с помощью нескольких единиц измерения, надо складывать отдельно одинаковые единицы данной величины.
Задание 1. « Лишнее» слово? Главное среди оставшихся?
Величины, масса, температура, запах, объем, время, длина.
Задание 2.Подумай! Какие величины можно сложить? | |
813 дм2 + 545 дм3 | |
310 дм + 27 кг | |
8 м 7 дм 3 см 9 мм + 7м 6дм 8см 4мм | |
8739 мм + 7684 мм | |
520 м 2 + 40 см |
Задание 3.Математическая разминка “Догадайся!”
Масса лекарства | 2… | |
Масса слона | 5… | |
Масса арбуза | 7…. | |
Масса автомобиля | 1… | |
Масса батона | 500… |
Задание 4. Прочитайте задачу.
Масса индюка 12 кг 500 г, а масса овцы больше массы индюка на 23 кг 200г. Какова общая масса животных?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Масса Температура Запах Объём Время Длина Величины Величины
Математику, друзья, Не любить никак нельзя, Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука- Математика!
Подумай! Какие величины можно сложить? 1) 813 дм 2 + 545 дм 3 2 ) 310 дм + 27 кг 3) 8 м 7 дм 3см 9 мм + 7м 6дм 8см 4мм 4) 8739 мм + 7684 мм 5) 520 м 2 + 40 см
Вывод Чтобы вычислить значение суммы, в которой числа записаны с помощью нескольких единиц измерения, надо складывать отдельно одинаковые единицы данной величины.
Догадайся а Масса лекарств 2 … б Масса слона 5… в Масса арбуза7 … г Масса автомобиля 1… д Масса батона 500…
Международный образец (эталон, или прототип) килограмма хранится во Франции.
Практическая работа
Алиев
Масса слона+24 нуля!?
8000 кг .
Арифметическая мозаика 1 4 0 1 9 9 8 3 5 6 7 2 2 1 3 7 6 0 7 9 3 4 8 5 5
Отличный результат!!! 1 4 0 1 9 9 8 3 5 6 7 2 2 1 3 7 6 0 7 9 3 4 8 5 5
Домашнее задание 1. Т. стр. 19 №40 2. Т. стр.20 №42 3. Т. стр.27 №57
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме :"Величины. Масса. Килограмм." 1 класс (Школа "2100")
Это урок изучения новой величины "массы". Цель данного урока:помочь учащимся усвоить представления о новой величине "массе" и единице измеиения массы - килограмме; освоение данных понятий с цель...
урок математики в 1 классе по теме" Величина- масса. Единица измерения-килограмм"
данный материал представляет собой конспект урока в 1 классе по УМК "Школа России" "ВЕличина-масса. Единица измерения-килограмм"....
Величины. Масса. Килограмм.
Конспект урока математики в 1 классе (УМК "Школа 2100")...
3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21)
3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....
Математика. 1 класс. Урок 78. Величины. Масса. Килограмм - Презентация
ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_78_velichiny_massa_kilogramm/2013-02-05-171 Урок 78. Величины. Масса. Килограмм В презентации отображены:...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм»
Технологическая карта урокаматематики в 1 классе по теме «Величины. Масса. Килограмм.»Дидактическая задача. Создать условия для ознакомления учащихся с новой величиной – массой и ее единиц...
Величины.Масса.Килограмм.1 класс .Математика .Школа 2100
1 класс.Математика. Школа 2100...