календарно-тематическое планирование "Математика" 3 класс
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tem_matematika.docx | 113.79 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Вид контроля | ФГОС | ||
Содержание курса | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащегося или характеристика деятельности | ||||
1 четверть (36 часов) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 000 Сложение и вычитание (10 ч) | ||||||
1 | Считаем до тысячи | Трёхзначныечисла Повторение: принцип построения числового ряда. Знакомство с названиями чисел в пределах 1000 и их последовательностью | Знать, что тысяча – это 10 сотен. Уметь пользоваться справочником в конце учебника; записывать равенства числами; решать текстовые задачи; называть соседей трехзначных чисел; выполнять сложение и вычитание вида 300+1, 300-1, 300+400, 900-400. | Осваивать десятичный принцип построения числового ряда, использовать его при устных вычислениях Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа. | ||
2 | Разрядные слагаемые | Разрядныеслагаемые Повторение: разрядный состав чисел. Формирование представлений о разрядном строении трёхзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трёхзначных чисел. Формирование умения выполнять сложение чисел с опорой на их разрядный состав | Знать, что место цифры в записи числа называют разрядом; правило сравнения трехзначных чисел по разрядам. Уметь записывать трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; определять количество сотен, десятков и единиц в каждом числе; сравнивать трехзначные числа по разрядам; решать ребусы, текстовые задачи. | Раскладывать трёхзначные числа на разрядные слагаемые. Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава. Решать задачи в 2-3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, суммы, остатка. Составлять краткую запись условия задачи. | ||
3 | Складываем и вычитаем по разрядам | Сложение и вычитание по разрядам Формирование представлений о разрядном строении трёхзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трёхзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни к трёхзначным числам на основе знаний об их разрядном составе | Уметь складывать и вычитать по разрядам 527-7. 400+304 выбирать большую сумму; решать текстовые задачи. | Ориентироваться в нумерации страниц книги. Использовать знание разрядного состава трёхзначных чисел при денежных расчетах. | ||
4 | Меняем одну цифру | Арифметический диктант | Сложение и вычитание по разрядам Формирование представлений о разрядном строении четырёхзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трёхзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни на основе знаний о разрядном составе чисел | Уметь работать со справочной литературой; решать текстовые задачи; ставить правильный знак неравенства между числами и выражениями; увеличивать четырехзначные числа. | Прогнозировать результаты вычислений. Распределять работу при выполнении заданий в паре. Пользоваться справочными материалами учебника. | |
5 | Переходим через десяток | Сложение и вычитание с переходом через разряд Повторение: сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100. Формирование первоначальных представлений о прибавлении (и вычитании) единиц к трёхзначному числу с переходом через разряд | Уметь находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; выполнять сложение и вычитание трехзначного и однозначного числа с переходом через десяток. | Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа. Прибавлять и вычитать единицы с переходом через разряд, складывать и вычитать десятки с переходом через сотню. | ||
6 | Складываем и вычитаем десятки | Практическая работа | Уметь складывать и вычитать десятки; составлять суммы и разности по схемам; решать текстовые задачи; выполнять вычисления разными способами. | |||
7 | Вычисляем по разрядам | Самостоятельная работа | Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков с переходом через сотню | Уметь записывать числа по схеме; выполнять сложение и вычитание вида 400+500, 900-5004 решать текстовые задачи, сравнивать трехзначные числа. | Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. | |
8 | Решаем задачи | Решение текстовых задач на сложение и вычитание. Повторение: решение текстовых задач на нахождение суммы, слагаемого, разности, вычитаемого, уменьшаемого; составление краткой записи, моделирование условия задачи | Знать составные части задачи. Уметь решать текстовые задачи; выполнять краткую запись условия; выделять условие и вопрос. | Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Составлятькраткую запись условия задачи, рисовать схему к задаче. | ||
9 | Закрепление изученного по теме: «Сложение и вычитание» | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. | Уметь записывать число с помощью цифр; выполнять сложение и вычитание; сравнивать трехзначные числа; решать текстовые задачи. | Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | ||
10 | Входная контрольная работа. | Контрольная работа | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. | Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами. | Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | |
Умножение и деление (11 ч) | ||||||
11 | Умножаем и делим на 2 Работа над ошибками | Таблица умножения на 2. Повторение: таблица умножения на 2; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз; порядок действий в выражениях. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Знать понятие «четные» и «нечетные» числа; таблицу умножения однозначных чисел на 2; способ умножения и деления многозначного числа на 2. Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 2; решать текстовые задачи с помощью умножения и деления; выполнять вычисления значения выражений со скобками. | Выполнять:
| ||
12 | Умножаем и делим на 4 | Таблица умножения на 4. Повторение: таблица умножения на 4; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Знать таблицу умножения однозначных чисел на 4; способ умножения и деления многозначного числа на 4. Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 4; решать текстовые задачи на умножение и деление; выполнять вычисления значения выражений со скобками; выполнять арифметические действия по цепочке. | Вычислять значение выраженияв 2–3 действия. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, на разностное сравнение; нахождение произведения, деления на части и по содержанию. Составлятькраткую запись условия задачи, ставить вопросы к задаче. | ||
13 | Умножаем и делим на 3 | Арифметический диктант | Таблица умножения на 3. Повторение: таблица умножения на 3; решение текстовых задач на смысл действий умножения и деления, на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Знать таблицу умножения однозначных чисел на 3; способ умножения и деления многозначного числа на 3. Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 3; решать текстовые задачи на умножение и деление; выполнять вычисления значения выражений со скобками; записывать числа цифрами. | Проводить вычисления по аналогии. Ориентироваться в рисунке-схеме, извлекать данные, записывать их в форме краткой записи условия. | |
14 | Умножаем на 6 | Таблица умножения на 6. Отработка табличных случаев умножения и деления на 6; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Знать таблицу умножения однозначных чисел на 6; способ умножения и деления многозначного числа на 6. Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 6; составлять пары множителей по данному значению произведения; решать текстовые задачи на умножение и деление; выполнять вычисления значения выражений со скобками; выполнять арифметические действия по цепочке. | Наблюдать за делимостью чисел на 2 и на 5, за разрядным составом чисел, делящихся на 9, делать выводы, использовать их при вычислениях. | ||
15 | Умножаем на 5 | Практическая работа. | Таблица умножения на 5. Повторение: таблица умножения на 5, признак делимости на 5; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Знать таблицу умножения однозначных чисел на 5; способ умножения и деления многозначного числа на 5. Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 5; решать текстовые задачи на умножение и деление; выполнять вычисления значения выражений со скобками; объяснять сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче (сможет ли…, хватит ли…, и т.д.). | |
16 | Умножаем на 7 | Таблица умножения на 7. Отработка табличных случаев умножения и деления на 7; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Знать таблицу умножения однозначных чисел на 7; способ умножения и деления многозначного числа на 7. Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 7; находить выражения, которые делятся на 3, на 4, на 5, на 6, на 7;решать текстовые задачи на умножение и деление; выполнять вычисления значения выражений со скобками. | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче (сможет ли…, хватит ли…, и т.д.). | ||
17 | Умножаем на 8 и на 9 | Таблица умножения на 8 и на 9. Отработка табличных случаев умножения и деления на 8 и на 9; решение текстовых задач. Знакомство с признаком делимости чисел на 9. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Знать таблицу умножения однозначных чисел на 8 и на 9; способ умножения и деления многозначного числа на 8 и на 9. Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 8 и на 9; решать текстовые задачи на умножение и деление; выполнять арифметические действия по цепочке. | Осваивать терминологию, связанную с компьютером (файл, папка). | ||
18 | Повторяем таблицу умножения | Закрепление изученного. Повторение: деление числа на 1 и само на себя. Формирование умений применять знание таблицы умножения при вычислениях и решении текстовых задач | Иметь представление о простых числах, которые делятся на 1 и само на себя. Уметь вычислять значения сложных выражений; решать текстовые задачи; выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел; выбирать числа, которые делятся на 6 и на 7. | Осваивать терминологию, связанную с компьютером (файл, папка). Распределять работу при выполнении заданий в паре | ||
19 | Решаем задачи, вычисляем, сравниваем | Закрепление изученного. Повторение: решение текстовых задач на умножение и деление. Формирование умений сравнивать значения выражений | Уметь решать текстовые задачи; сравнивать числа и выражения; решать комбинаторные задачи; вычислять значения сложных выражений. | Находить нужную информацию в именном указателе в конце учебника. | ||
20 21 | Закрепление изученного по теме: «Умножение и деление» Контрольная работа по теме «Умножение и деление». | Контрольная работа | Закрепление изученного. Повторение: решение текстовых задач на умножение и деление. Формирование умений сравнивать значения выражений | Уметь решать текстовые задачи; сравнивать числа и выражения; решать комбинаторные задачи; вычислять значения сложных выражений. | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче (сможет ли…, хватит ли…, и т.д.). | |
Числа и фигуры (11 ч) | ||||||
22 | Работа над ошибками. Периметр многоугольника | . | Периметр многоугольника. Повторение: вычисление периметра многоугольника. Знакомство с понятием «ось симметрии фигуры». Отработка вычислительных навыков | Знать, что периметр многоугольника – это сумма длин всех сторон многоугольника; ось симметрии – это прямая линия. Уметь вычислять периметр многоугольника; называть многоугольник; объединять многоугольники в группы по числу сторон; сравнивать группы многоугольников; проводить ось симметрии; находить симметричные фигуры. | Различать многоугольники. Вычислять периметр многоугольника. Измерять длину отрезков. | |
23 | Единицы длины | Единицы длины Повторение: единицы длины (метр, сантиметр, миллиметр), метрические соотношения между ними. Знакомство с понятием «дециметр». Формирование умений переводить метры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков | Знать единицы измерения длины (см, дм, м). Уметь выражать длину в см, дм, м; находить периметр многоугольника; называть единицы измерения длины в порядке увеличения (уменьшения); решать текстовые задачи. | Переводить единицы длины. Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. | ||
24 | Переводим единицы длины | Арифметический диктант | Единицы длины Развитие пространственных представлений. Формирование представлений о десятичном принципе построения системы единиц длины. Формирование умений переводить миллиметры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков | Знать, что, чтобы сравнивать результаты измерений, нужно выразить их в одинаковых единицах измерения. Уметь вычислять периметр квадрата, равностороннего треугольника; сравнивать периметры двух фигур; выражать величины в более мелких единицах длины; выполнять вычисления в выражениях со скобками | Переводить единицы длины. Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. | |
25 | Вычисляем площадь | Арифметический диктант | Площадь прямоугольника Развитие пространственных представлений. Повторение: единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный метр); вычисление площади прямоугольника | Знать единицы измерения площади; что площадь прямоугольника можно найти, умножив его длину на ширину. Уметь определять площади фигур в клетках; определять площадь прямоугольника; вычислять сторону прямоугольника по данной стороне и площади; решать текстовые задачи с величинами. | Вычислять площадь прямоугольника; неизвестную сторону. Определять площадь прямоугольного треугольника. | |
26 | Увеличиваем и уменьшаем фигуры | Кратное сравнение чисел и величин Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о кратном сравнении | Уметь выполнять разностное и кратное сравнение длин двух отрезков; измерять отрезки и стороны прямоугольников; вычислять площадь квадрата, у которого увеличили длину стороны. | Различать кратное и разностное сравнение. Вычислять значение выражения в 2–3 действия. | ||
27 | Строим фигуры из кубиков | Практическая работа. | Измерение объёма Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о вычислении объёма прямоугольного параллелепипеда (без термина). Знакомство с единицами объёма (кубический сантиметр, кубический метр, кубический дециметр). Формирование умения решать задачи на кратное сравнение | Иметь представление о том, что объем фигуры измеряют единичными кубами. Уметь составлять выражения для вычисления объема фигуры; решать текстовые задачи; выполнять вычисления значения сложного выражения; определять порядок действий. | Находить ось симметрии фигуры. Находить симметричные предметы в окружающей обстановке. Узнавать новое о симметрии. Разбивать фигуры на части и конструировать фигуры из частей. Заносить данные в таблицу. | |
28 | Проектируем сад | Ориентироваться в рисунке-схеме, в условных обозначениях.Соотносить реальные размеры объекта и его размеры на схеме. Чертить план по заданному алгоритму. Решать нестандартные задачи по выбору Практическая работа «План сада» Развитие пространственных представлений. Формирование умений выбирать маршрут. Измерение длин отрезков на плане, вычисление реальных размеров, рисование плана по заданному описанию | Уметь проектировать свой сад; чертить на альбомном листе прямоугольник размером 16х10 см; проводить диагонали; вычислять площадь парка на плане; сравнивать величины. | Разбивать фигуры на части и конструировать фигуры из частей. Заносить данные в таблицу. | ||
2930 | Повторение, обобщение изученного по теме: «Числа и фигуры» | Самостоятельная работа. | Чертить план по заданному алгоритму. Решать нестандартные задачи по выбору | Уметь выражать в см мм, дм, м; выражать в м см, дм; находить периметр и площадь прямоугольника; выполнять разностное и кратное сравнение площадей фигур. | Моделировать задачи на разностное и кратное сравнение. | |
31 32 | Контрольная работа по теме «Числа и фигуры». Работа над ошибками. | Контрольная работа. | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. | Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами. Уметь выполнять работу над ошибками; выполнять сложение и вычитание «круглых» многозначных чисел на основе знания нумерации чисел; выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное; определять порядок действий в сложных выражениях; решать текстовые задачи. | Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | |
Резервные уроки (4 часа) по темам:
| ||||||
2 четверть (28 часов) МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ВЫЧИСЛЕНИЙ Математические законы (18 ч) | ||||||
33 | Переставляем слагаемые | Практическая работа | Переместительный закон сложения Повторение: переместительный закон сложения. Формирование умений устно выполнять сложение чисел, применять переместительный закон сложения для определения значения выражений | Знать переместительный закон сложения Уметь выполнять сложение по разрядам; выполнять сложение с переходом через разряд; находить неизвестное слагаемое; решать текстовые задачи; составлять текстовые задачи; находить одинаковые суммы, не выполняя вычислений; использовать при вычислении переместительный закон сложения | Выполнять устно:
| |
34 | Переставляем множители | Переместительный закон умножения Повторение: переместительный закон умножения. Формирование умений устно выполнять умножение чисел в пределах 1000, применять переместительный закон умножения для определения значения выражений | Знать переместительный закон умножения. Уметь умножать однозначные числа; умножать «круглые» двузначные числа на однозначные; двузначные числа на однозначные с помощью сложения; составлять по рисунку произведение; приравнивать одинаковые произведения; находить неизвестный множитель; решать текстовые задачи; находить одинаковые произведения, не выполняя вычислений; использовать при вычислениях переместительный закон умножения |
Вычислять и сравнивать значения выражений. | ||
35 | Складываем и вычитаем | Сложение и вычитание — взаимно-обратные действия Формирование умений устно выполнять сложение и вычитание чисел; решать текстовые задачи, формулировка которых содержит инверсию | Уметь находить неизвестные слагаемые; ставить знаки арифметических действий так, чтобы получились верные равенства; решать текстовые задачи; выполнять вычитание; находить неизвестное уменьшаемое, делимое, слагаемое, множитель; находить неизвестные стороны треугольника и квадрата по известному периметру | Вычислять и сравнивать значения выражений. Группировать слагаемые, множители; выполнять вычисления рациональным способом. Находить неизвестное слагаемое, неизвестный множитель. | ||
36 | Умножаем и делим | Умножение и деление — взаимно-обратные действия Формирование умений устно выполнять умножение и деление чисел; решать текстовые задачи | Уметь находить неизвестные множители; вычислять площадь прямоугольника; решать текстовые задачи; определять порядок действий в сложном выражении; находить неизвестную сторону прямоугольника по известной площади и одной стороне; находить неизвестное слагаемое; составлять из фигурок квадрат | Решать задачи в 2–3 действия: с инверсией условия (косвенная формулировка); на разностное и кратное сравнение, на все арифметические действия. Составлятькраткую запись условия | ||
37 | Группируем слагаемые | Сочетательный закон сложения Повторение: сочетательный закон сложения. Формирование умений применять сочетательный закон сложения при вычислениях; выполнять сложение двузначных чисел с переходом через сотню | Знать сочетательный закон сложения. Уметь выполнять сложение трех слагаемых разными способами, используя сочетательный закон сложения; группировать слагаемые; выполнять сложение удобным способом; раскладывать каждое число на разрядные слагаемые; решать текстовые задачи; составлять записи сложения в виде схемы | Группировать слагаемые,множители; выполнять вычисления рациональным способом. Находить неизвестное слагаемое, неизвестный множитель | ||
38 | Умножаем и делим на 10, 100, 1000 | Арифметический диктант | Умножение и деление на 10, 100, 1000. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на 10, 100, 1000 | Уметь выполнять умножение однозначного или двузначного числа на 10, 100, 1000; формулировать правила деления «круглого» числа на 10, 100, 1000; решать текстовые задачи; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; решать задачи с величинами | Наблюдать за свойствами умножения на 10, 100, 1000; делать выводы, использовать их при вычислениях. Проводить вычисления по аналогии. Прогнозировать результаты умножения (число нулей в конце ответа) | |
39 | Группируем множители | Сочетательный закон умножения Повторение: сочетательный закон умножения. Формирование умений применять сочетательный закон умножения при вычислениях; выполнять умножение круглых чисел | Знать сочетательный закон умножения. Уметь, не выполняя вычислений, определять количество нулей в значении произведения; выполнять умножение, используя сочетательный закон умножения; решать текстовые задачи; сравнивать вычисления вида 30х5 и 30х50; определять порядок действий в сложных выражениях | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Конструировать фигуру из заданных. Сравнивать площади фигур. | ||
40 41 | Закрепление изученного по теме: «Математические законы» | Самостоятельная работа | Сочетательный закон умножения Повторение: сочетательный закон умножения. Формирование умений применять сочетательный закон умножения при вычислениях; выполнять умножение круглых чисел | Уметь находить сумму многозначных чисел; решать текстовые задачи; определять порядок действий в сложных выражениях; выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000 Уметь выполнять вычисления удобным способом, разными способами; решать текстовые задачи; объяснять, как умножить число на сумму, как умножить число на разность; находить периметр прямоугольника разными способами | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Конструировать фигуру из заданных. Сравнивать площади фигур. | |
42 | Умножаем сумму | Распределительный закон Знакомство с распределительным законом умножения и правилом умножения суммы на число. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений | Знать распределительный закон: чтобы умножить сумму на число, можно умножить каждое слагаемое на это число и потом сложить полученные произведения. Уметь выполнять вычисления удобным способом, разными способами; решать текстовые задачи; объяснять, как умножить число на сумму, как умножить число на разность; находить периметр прямоугольника разными способами | Выполнять вычисления устно. Умножать и делить двузначное число на однозначное (в пределах 100). Вычислять значение выражения разными способами (по порядку действий, используя распределительное свойство умножения/деления). | ||
43 | Умножаем и складываем | Умножение двузначного числа на однозначное Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное с помощью правила умножения суммы на число | Знать правило умножения суммы на число. Уметь изображать с помощью фишек многозначные числа; выполнять умножение и сложение с использованием математических законов; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; представлять трехзначное число в виде роймы разрядных слагаемых; умножать число на сумму; решать задачи с величинами | Вычислять периметр прямоугольника разными способами. Решать задачи разными способами. | ||
44 | Делим сумму | Деление суммы на число Знакомство с правилом деления суммы на число. Формирование умений выполнять деление двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений | Знать правило деления суммы на число. Уметь изображать с помощью фишек многозначные числа; выполнять деление суммы на число; распределять поровну; находить общее у данных выражений; решать текстовые задачи; определять порядок действий в сложных выражениях; вычислять площадь участков | Наблюдать за умножением и делением суммы/разности на число; делать выводы, использовать их при вычислениях. Проводить вычисления по аналогии. | ||
45 | Повторяем все правила | Закрепление изученного Формирование умений применять изученные правила при вычислениях, выбирать удобный способ вычислений | Знать изученные математические законы. Уметь выполнять вычисления разными способами, используя изученные математические законы сложения и умножения; решать текстовые задачи; выполнять вычисления удобным способом; использовать схемы | Контролировать выполнение вычислений, находить ошибки и исправлять их. Анализировать выражение и выбирать подходящий способ вычисления. | ||
46 | Используем правила вычислений | Арифметический диктант | Решение текстовых задач разными способами Формирование умений составлять выражения для решения задач, решать задачи двумя способами | Уметь выполнять вычисления удобным способом; решать текстовые задачи разными способами, используя изученные математические законы; находить произведение трех множителей удобным способом | Составлятьвыражение для решения задачи. | |
47 | Размышляем о нуле | Арифметические действия с числом 0 Повторение: правила выполнения арифметических действий с числом | Знать, что если к числу прибавить 0 (или отнять 0), то оно не изменится; произведение любого числа на ноль равно нулю. Уметь выполнять арифметические действия с нулем; решать текстовые задачи; расставлять арифметические знаки так, чтобы получились верные равенства | Исследовать свойство умножения на число 0. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. | ||
48 | Идем за покупками | Решение текстовых задач на определение стоимости покупки Формирование умений решать текстовые задачи. Формирование умений прогнозировать результат | Знать понятия «цена», «количество», «стоимость». Уметь решать текстовые задачи с величинами; подбирать числа так, чтобы цепочка вычислений была верной; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче («можно ли купить»… и т.д.). | ||
49 | Закрепление изученного по теме: «Математические законы» | Решение текстовых задач на определение стоимости покупки Формирование умений решать текстовые задачи. Формирование умений прогнозировать результат | Знать переместительный закон сложения и умножения, сочетательный закон сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания, правило деления суммы на число. Уметь решать текстовые задачи; выполнять вычисления, используя изученные математические законы | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче («можно ли купить»… и т.д.). | ||
50 | Контрольная работа по теме «Математические законы» | Контрольная работа | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. | Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами | Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | |
Числа и величины (10 ч) | ||||||
51 | Измеряем время Работа над ошибками. | . | Определение времени по часам Повторение: определение времени по часам. Развитие временных представлений учащихся | Знать понятие «время»; единицы времени; что 1 час равен 60 минутам, 1 минута равна 60 секундам. Уметь определять время по часам; переводить часы в минуты и минуты в секунды; выражать время в часах и минутах; решать задачи с величинами; определять порядок действий в сложных выражениях | Переводить единицы измерения времени. Сравнивать длительность событий, длину пути. Решать задачи, содержащие единицы времени. | |
52 | Минуты в часы — и обратно | . | Единицы измерения времени Формирование умения переводить часы в минуты. Развитие временных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков | Знать понятие «время»; единицы времени; что 1 час равен 60 минутам, 1 минута равна 60 секундам. Уметь определять время по часам; переводить часы в минуты и минуты в секунды; выражать время в часах и минутах; решать задачи с величинами; определять порядок действий в сложных выражениях | Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Соотносить понятие «скорость» со временем движения и длиной пройденного пути. Решать задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. | |
53 | Сутки, месяц, год | Практическая работа | Единицы измерения времени Развитие временных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения времени. Отработка вычислительных навыков | Знать единицы измерения времени (сутки, месяц, год). Уметь решать задачи с величинами; определять порядок действий в сложных выражениях; сравнивать единицы времени; определять продолжительность какого-либо действия | Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Соотносить понятие «скорость» со временем движения и длиной пройденного пути. Решать задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. | |
54 | Вычисляем длину пути | Длина пути Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения длины. Отработка вычислительных навыков | Знать единицы измерения длины. Уметь вычислять длину пути; располагать единицы измерения пути в порядке возрастания; выполнять разностное сравнение пройденных расстояний | Ориентироваться в рисунке-схеме, выбирать на схеме оптимальныйройшрут движения, использовать свойство сторон прямоугольника для определения длины маршрута. Моделировать взаимное положение объектов и направление движения на числовом луче. | ||
55 | Рисуем схемы движения | Арифметический диктант | Моделирование задач на движение Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений моделировать текстовые задачи на определение расстояния | Уметь выполнять схемы к задачам на движение (в одном направлении, в противоположных направлениях); показывать на схемах известное расстояние и неизвестное; решать задачи на вычисление пути | Соотносить заданную скорость движения с объектами движения (пешеход, машина, самолет, птица). Исследовать зависимость между длиной пути, временем и скоростью движения. Использовать умение находить неизвестный множитель для определения времени и скорости движения. | |
56 | Скорость | Скорость. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о скорости движения. Отработка вычислительных навыков | Знать, что скорость показывает, какой путь проходит движущий предмет за единицу времени. Уметь вычислять скорость движения; определять расстояние по данной скорости и времени движения; определять порядок действий в сложных выражениях вычислять; решать задачи на движение, выполняя схему к условию | Соотносить заданную скорость движения с объектами движения (пешеход, машина, самолет, птица). Исследовать зависимость между длиной пути, временем и скоростью движения. Использовать умение находить неизвестный множитель для определения времени и скорости движения. | ||
57 | Исследуем зависимость | Задачи на определение скорости, длины пути и времени движения Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о связи длины пройденного пути со временем и скоростью движения | Знать правило: чтобы найти длину пути, надо скорость умножить на время движения. Уметь определять скорость движения, расстояние, время движения; находить неизвестный множитель; исследовать зависимости и составлять схемы вычисления расстояния, времени движения, скорости | Решать нестандартные задачи по выбору. | ||
58 | Повторение, обобщение изученного по теме: «Числа и величины» | Задачи на определение скорости, длины пути и времени движения Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о связи длины пройденного пути со временем и скоростью движения | Уметь находить неизвестную величину (путь, время, скорость); выполнять вычисления, используя изученные математические законы; выражать величины; решать задачи на движение; выполнять арифметические действия с двузначными числами | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Измерение времени»: подбирать материал по теме; участвовать в подготовке викторины; проводить исследование точности часов разного вида. | ||
59 60 | Контрольная работа по теме «Числа и величины» Работа над ошибками | Контрольная работа | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. | Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами Уметь выполнять работу над ошибками; решать логические задачи | Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | |
3 четверть (40 часов) ПИСЬМЕННЫЕ АЛГОРИТМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ Значения выражений (7 ч) | ||||||
61 | Как составляют выражения | Выражение. Повторение: вычисление значения выражений, порядок действий в выражении | Знать названия компонентов арифметических действий; понятие «значение выражения». Уметь составлять выражения и находит их значения; составлять выражения, зная последовательность действий; решать текстовые задачи; расставлять порядок в выражениях; решать комбинаторные задачи | Вычислять значение выражения в 2—3 действия рациональным способом (используя переместительные и сочетательные законы сложения и умножения). | ||
62 | Вычисляем значение выражения | Арифметический диктант | Вычисление значения выражения .Формирование умений выполнять сложение и вычитание без перехода через разряд; записывать вычисления в столбик; составлять выражения для решения задач | Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать текстовые задачи; составлять выражения для решения задач; расставлять порядок действий в выражениях со скобками; решать комбинаторные задачи | Выполнять письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд. Правильно использовать в речи числовых выражений и компонентов арифметических действий. Составлять выражения по описанию. Соотносить условие задачи с арифметическим выражением. | |
63 | Неизвестное число в равенстве | Нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Формирование умений находить неизвестный компонент сложения и вычитания | Знать правила нахождения неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого. Уметь решать текстовые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого; расставлять порядок действий в выражениях; выписывать равенства по схемам | Находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое | ||
64 | Преобразуем выражения | Закрепление изученного. Формирование умений вычислять значение выражений; применять законы арифметических действий при вычислении значения выражений | Знать, что, группируя слагаемые или множители подходящим образом, можно преобразовать выражение к удобному для вычислений виду. Уметь пользоваться переместительным и сочетательным законами сложения и умножения; упрощать выражения; решать текстовые задачи; определять, какие равенства верные и неверные; составлять выражения; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; составлять выражения для нахождения площади сложных многоугольников | Наблюдать за порядком действий и значением выражения в зависимости от наличия в нем скобок. Кодировать и расшифровывать последовательность вычислений с помощью условных знаков (игры с автоматом). | ||
65 | Решаем задачи | Решение задач. Формирование умений решать текстовые задачи в 2 действия на нахождение слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого | Знать понятия «цена» «количество», «стоимость». Уметь решать текстовые задачи; подставлять в схему числа и составлять равенство; упрощать выражение; составлять задачу по схемам; решать задачи на движение | Решать задачи в 3–4 действия на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, остатка; определение длины пройденного пути, стоимости покупки. Составлятьвыражение для решения задачи. Вычислять площадь многоугольника, разбивая его на прямоугольники. | ||
66 67 | Закрепление изученного по теме: «Значение выражений» | Самостоятельная работа | Наблюдать за порядком действий и значением выражения в зависимости от наличия в нем скобок. Кодировать и расшифровывать последовательность вычислений с помощью условных знаков (игры с автоматом). Обосновывать с помощью иагрческих рассуждений правила нахождения неизвестного компонента сложения, вычитания | Уметь выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик; решать текстовые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого; расставлять порядок действий в выражениях Уметь преобразовывать выражения; вычислять по образцу; выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик; решать текстовые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого; расставлять порядок действий в выражениях | Использовать схемы для решения задач. Восстанавливать задачи по табличным данным. | |
Складываем с переходом через разряд (7 ч) | ||||||
68 | Что такое масса | Формирование представлений о массе предмета. Единицы измерения массы (грамм, килограмм), метрическое соотношение между ними | Знать единицы измерения массы (г, кг). Уметь записывать массу в граммах; записывать величины в порядке их увеличения; находить массу предмета; записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик | Переводить единицы иагсы (килограммы в граммы и обратно). Сравнивать массу предметов, упорядочивать предметы по массе. Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (масс). | ||
69 | Записываем сложение в столбик | Сложение с переходом через разряд. Формирование умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд в пределах 10 000; записывать сложение в столбик; решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения массы | Знать алгоритм письменного сложения многозначных чисел. Уметь выполнять сложение в столбик; решать текстовые задачи; находить неизвестное слагаемое. Вычитаемое, уменьшаемое; выполнять вычисления удобным способом | Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (масс). Выполнять письменное сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. | ||
70 | Встречаем сложение чисел на практике | Арифметический диктант | Сложение с переходом через разряд. Формирование умений применять сложение чисел в бытовых жизненных ситуациях. | Уметь решать практические задачи; выполнять сложение в столбик; решать текстовые задачи; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; решать задачи с величинами; выполнять вычисления удобным способом, используя математические законы | Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами (по порядку действий, используя правило вычитания числа из суммы). Выбирать подходящий способ вычислений. Решать задачи, содержащие единицы массы; задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. | |
71 | Перепись населения | Сложение с переходом через разряд. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд. Знакомство со способом представления информации в виде столбчатой диаграммы | Уметь выполнять вычисления по таблице «Перепись населения»; решать задачи на определение пройденного пути: расставлять порядок действий в выражениях; выбирать правильный ответ; работать с диаграммой | Узнавать новое о диаграммах летоисчисления. | ||
72 | По дорогам России | Решение задач на движение. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с приемами вычитания числа из суммы. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд | Уметь решать задачи на движение; составлять таблицу расстояний между городами России; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; выполнять преобразование величин; выполнять вычисления удобным способом, | Решать задачи, содержащие единицы массы; задачи на определение длины пути, времени и скорости движения | ||
73 74 | Закрепление изученного по теме: «Складываем с переходом через разряд» | Решение задач на движение. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с приемами вычитания числа из суммы. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд | Уметь решать текстовые задачи с величинами; выполнять сложение трехзначных чисел в столбик; выполнять сложение и вычитание величин; решать текстовые задачи; работать самостоятельно | Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Сотрудничать с товарищами,сравнивая способы и результаты вычислений. Узнавать новое о диаграммах летоисчисления. Пользоваться справочными материалами в конце учебника | ||
Математика на клетчатой бумаге (7 ч) | ||||||
75 | Играем в шахматы | Знакомство с координатами Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с методом координат на уровне наглядных представлений. Развитие логики | Иметь представление о правилах игры в шахматы. Уметь решать логические и комбинаторные задачи; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое | Узнавать новое о правилах игры в шахматы Выполнять письменное сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. Находить неизвестное число в равенстве. Решать шахматные задачи. Вести протокол сделанных ходов. | ||
76 | Путешествуем по городам Европы | Сложение именованных чисел Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с методом координат (на уровне наглядных представлений). Отработка вычислительных навыков | Уметь пользоваться справочной литературой; решать задачи с величинами; решать комбинаторные задачи; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел | Составлять выражения для выполнения подсчетов при выполнении заданий. Устанавливатьсоответствие заданного выражения условию задачи. Вычислять периметр и площадь прямоугольника. Выбирать маршрут передвижения, основываясь на предложенной информации. Строить дерево вариантов и подсчитывать число возможных вариантов маршрута. | ||
77 | Работаем с таблицами и схемами | Знакомство с диаграммами Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование представлений о способах отображения информации с помощью столбчатых диаграмм. Отработка вычислительных навыков | Уметь работать с таблицами, схемами, диаграммами; расставлять порядок действий в выражениях; решать задачи на движение; заполнять таблицы | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (длин). Решать задачи в 2–3 действия, содержащие единицы длины, массы,на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого остатка. Ориентироваться в чертежах, рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Отображать табличные данные на столбчатой диаграмме | ||
78 | Решаем задачи на клетчатой бумаге | Арифметический диктант | Решение нестандартных задач Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков | Уметь решать логические и комбинаторные задачи; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; заполнять таблицу, соблюдая определенные условия; заполнять магический квадрат | Анализировать, группировать различные объекты, явления, факты. Решать задачи в 2–3 действия, содержащие единицы длины, массы,на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого остатка. | |
79 | Площадь квадрата | Площадь квадрата. Знакомство с понятием «квадрат числа», обозначение единиц площади (см2 и др.), Отработка вычислительных навыков | Знать правило о нахождении площади квадрата. Уметь вычислять площадь квадрата; чертить геометрические фигуры; вычислять площадь земельного участка; выполнять вычисления, используя таблицу квадратов | Использование знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представление информации; сравнение и классификация по существенному основанию. Вычислять периметр и площадь прямоугольника | ||
80 81 | Повторение, обобщение изученного по теме: «Математика на клетчатой бумаге» | Самостоятельная работа | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. | Уметь выполнять сложение многозначных чисел; расставлять порядок действий в выражениях; решать логические и комбинаторные задачи; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое | Узнавать новые сведения из истории математики. Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | |
Вычитаем числа (9 ч) | ||||||
82 | Вспоминаем, что мы умеем | Вычитание без перехода через разряд. Повторение: приемы устного вычитания; запись вычитания в столбик | Уметь вычислять удобным способом; решать текстовые задачи; работать с диаграммами; выполнять устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел | Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами (по порядку действий, используя правила вычитания числа из суммы и вычитания суммы из числа). Выбирать подходящий способ вычислений. | ||
83 | Записываем вычитание в столбик | Практическая работа | Вычитание с переходом через разряд Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик; моделировать условие задачи | Знать алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. Уметь выполнять вычитание чисел в столбик; составлять разности из данных чисел с заданным значением разности; решать текстовые задачи; составлять схему покупки; выполнять проверку вычитания; решать математические ребусы | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд | |
84 | Считаем сдачу | Вычитание из круглых чисел. Формирование умений выполнять вычитание из круглых чисел; записывать вычисления в столбик | Знать понятия «цена», «количество», «стоимость». Уметь вычитать число из нескольких сотен; выполнять сложение и вычитание величин; решать задачи с величинами; дополнять равенства числами; проверять вычитание сложением; находить ошибки в вычислениях | Ориентироваться в ситуации купли-продажи, считать сдачу, проверять чеки. Выполнять сложение и вычитание именованных чисел. Решать задачи разными способами. Определять начало, конец и длительность событий. | ||
85 | По железной дороге | Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик | Уметь выполнять вычитание многозначных чисел с переходом через разряд; решать текстовые задачи на движение; находить ошибки в вычислениях; выполнять решение задачи по предложенной схеме | Ориентироваться в датах собственной жизни и жизни членов семьи (даты рождения, возраст). Определять начало, конец и длительность событий. | ||
86 | Как вычесть сумму из числа | Арифметический диктант | Вычитание суммы из числа Знакомство с приемами вычитания суммы из числа. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик; моделировать условие задачи | Знать правило вычитания суммы из числа. Уметь выполнять вычисления удобным способом; решать текстовые задачи разными способами; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; находить неизвестное вычитаемое; выполнять проверку решения | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых иаграмммах при выполнении заданий. | |
87 | Знаменательные Даты | Решение задач Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Решение задач на определение продолжительности, начала, конца события. Отработка вычислительных навыков | Иметь представление о ленте времени. Уметь решать задачи с помощью ленты времени; выполнять вычитание многозначных чисел с переходом через разряд; выполнять проверку вычислений; решать задачи с величинами | Ориентироваться в датах собственной жизни и жизни членов семьи (даты рождения, возраст). Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых иаграмммах при выполнении заданий. | ||
88 | Подводим итоги | Самостоятельная работа | Закрепление изученного. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через разряд | Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать текстовые задачи на движение; находить удобный способ вычислений; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; работать с диаграммой | Слушать и понимать речь других. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. Высказывать свою точку зрения на события. Решать нестандартные задачи по выбору. | |
89 | Повторение, обобщение изученного по теме: «Вычитаем числа» | Закрепление изученного. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через разряд | Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать текстовые задачи | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Что такое масса»: подбирать материал по теме; участвовать в подготовке викторины; исследовать зависимость силы притяжения от массы предмета. Планировать свою деятельность с опорой на шаблон в рабочей тетради Решать нестандартные задачи по выбору. | ||
90 | Контрольная работа по теме «Складываем и вычитаем числа с переходом через разряд» | Контрольная работа | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. | Уметь выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами; решать текстовые задачи | Использование знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представление информации; сравнение и классификация по существенному основанию. Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | |
Умножаем на однозначное число (8 ч) | ||||||
91 | Записываем умножениев столбик Работа над ошибками. | Знакомство с алгоритмом письменного умножения Повторение: приемы устного умножения. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик | Знать таблицу умножения однозначных чисел; алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное. Уметь выполнять умножение суммы (разности) на число; решать текстовые задачи; выполнять умножение двузначного числа на однозначное в столбик; решать текстовые задачи на движение; находить площади прямоугольников; выбирать удобный способ вычислений; решать математические ребусы | Понимание на слух информации, содержащейся в тексте Выполнять письменное умножение на однозначное число. Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами. Выбирать подходящий способ вычислений | ||
92 | Откуда берутся нули? | Умножение двузначного числа на однозначное Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков | Иметь представление о том, что при умножении четных чисел на пятерки в конце ответа появляются нули. Уметь выполнять умножение на 10, 100; записывать умножение в столбик; решать текстовые задачи; записывать выражения по данным схемам; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик | Определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Решать задачи в 2–3 действия на нахождение произведения; определение длины пути, времени и скорости движения; определения стоимости покупки. | ||
93 | Считаем устно и письменно | Умножение трёхзначного числа на однозначное. Формирование умений выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков | Иметь представление о том, что если в таблице умножения нарисовать прямоугольник, то произведения чисел в противоположных вершинах прямоугольника будут равны. Уметь выполнять умножение трехзначного числа на однозначное число в столбик; решать текстовые задачи; находить неизвестный множитель и слагаемое; преобразовывать выражения, используя математические законы | Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Выполнять умножение именованных чисел. Решать задачи, содержащие единицы длины, массы, емкости. Вычислять площадь прямоугольника. | ||
94 | Пять пишем, три в уме | Арифметический диктант | Закрепление изученного. Формирование умений выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков | Уметь выполнять умножение трехзначного числа на однозначное число в столбик; решать текстовые задачи на движение; подставлять числа в схему из таблицы; выполнять вычисления по цепочке; находить последнюю цифру значения произведения, не выполняя вычислений; работать с диаграммой | Формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Понимание учебного текста. Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Прогнозировать результат умножения чисел. | |
95 | Вычисляем массу | Единицы массы Знакомство с единицами массы (тонна, миллиграмм). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы | Знать единицы измерения массы. Уметь выполнять сложение и вычитание величин; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи с величинами; расставлять порядок действий в выражениях; решать задачи разными способами | Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте Контролировать правильность вычислений, находить ошибки, исправлять их. Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. | ||
96 | Измеряем ёмкости | Практическая работа | Литр Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с единицами ёмкости (литр, миллилитр). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы емкости | Знать единицы измерения объема (литр). Уметь выполнять сложение и вычитание величин; находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое; решать текстовые задачи с величинами; измерять емкости сосудов | Сотрудничать с товарищами,сравнивая способы и результаты вычислений. Узнавать новое о системах счисления. Расшифровывать записи и выполнять вычисления | |
97-98 | Повторение, обобщение изученного по теме: «Умножаем на однозначное число» | Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с единицами ёмкости (литр, миллилитр). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы емкости | Иметь представление о системах счисления: десятичной и шести десятичной. Уметь выполнять умножение двузначного числа на однозначное в столбик; решать текстовые задачи с величинами | Сотрудничать с товарищами,сравнивая способы и результаты вычислений. Узнавать новое о системах счисления. Расшифровывать записи и выполнять вычисления | ||
Резервные уроки (2 часа) по темам:
| ||||||
4 четверть (36 часов) Делим на однозначное число (15 ч) | ||||||
99 | Вспоминаем, что мы знаем и умеем | Внетабличное деление чисел Повторение: приемы устного деления чисел. Формирование умения моделировать условие задачи. Решение текстовых задач на определение стоимости покупки | Знать таблицу деления на однозначное число; что деление – действие, обратное умножению. Уметь выполнять вычисления, используя правило деления суммы; проверять результат деления с помощью умножения; исправлять ошибки в ответах; составлять схему решения задачи | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Находить неизвестный множитель. Определять цену товара, количество купленного товара. Решать задачи в 1–2 действия на деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины; определение стоимости покупки, цены и количества товара. Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых иаграмммах при выполнении заданий. | ||
100 | Делится — не делится | Арифметический диктант | Признаки делимости на 2, 3, 9 Знакомство с признаками делимости чисел на 3 и на 9. Повторение: взаимосвязь действий умножения и деления. Отработка навыков письменного умножения | Знать понятия «четные» и «нечетные» числа. Иметь представление о признаках делимости числа на 3, на 9. Уметь называть четные и нечетные числа; проверять результат деления с помощью умножения; расставлять порядок действий в выражениях; определять , какие числа делятся на 2, на 3, на 9; решать задачи | Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Контролировать правильность вычислений Исследовать делимость чисел на 3. Прогнозировать делимость чисел на 2, 3, 4, 6, 9 | |
101 | Подбираем наибольшее произведение | Оценка значения произведения Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления: формирование первичных представлений о делении с остатком; формирование умения подбирать наибольшее произведение, меньшее заданного числа. Отработка навыков письменного умножения | Уметь решать текстовые задачи с величинами; подбирать числа и составлять равенства по данным схемам; сравнивать числа и значения произведений; решать старинные задачи | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу Подбиратьнаибольшее произведение, меньшее заданного числа | ||
102 | Что в остатке? | Деление с остатком. Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления: формирование представлений о делении с остатком. Отработка навыков письменного умножения | Знать, что остаток всегда должен быть меньше делителя. Уметь составлять и записывать равенства к каждой схеме; выполнять деление с остатком; решать текстовые задачи; находить ошибки в вычислениях | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Делить числа с остатком Давать качественную оценку ответа к задаче (определять максимально возможное количество в соответствии с условием задачи). | ||
103 | Записываем деление уголком | Алгоритм письменного деления. Формирование умений выполнять деление на однозначное число; записывать деление уголком | Знать письменный алгоритм деления многозначного числа на однозначное число. Уметь выполнять деление двузначного и трехзначного числа на однозначное; находить ошибки в вычислениях; проверять результат деления умножением; выполнять деление с остатком | Анализировать, группировать различные объекты, явления, факты. Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения. | ||
104 | Продолжаем осваивать деление | Деление на однозначное число Формирование умений выполнять деление на однозначное число; записывать деление уголком | Уметь выполнять деление с остатком; решать текстовые задачи; выбирать числа, которые делятся без остатка на 3, на 9; выполнять деление трехзначного числа на однозначное в столбик | Использование знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представление информации; сравнение и классификация по существенному основанию. Контролировать правильность вычислений | ||
105-106 | Закрепление изученного по теме: «Делим на однозначное число» | Деление на однозначное число Формирование умений выполнять деление на однозначное число; записывать деление уголком | Уметь выполнять деление трехзначного числа на однозначное в столбик; решать текстовые задачи с величинами Уметь выполнять деление с остатком; выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик; находить неизвестный множитель; выполнять сложение и вычитание величин; решать текстовые задачи с величинами | Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач Контролировать правильность вычислений | ||
107 | Находим неизвестное | Самостоятельная работа | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя Формирование умений находить неизвестные компоненты умножения и деления; выполнять деление на однозначное число | Уметь находить неизвестный множитель, неизвестный делитель, неизвестное делимое; выполнять деление с остатком; выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик; решать задачи | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения. Находить неизвестный множитель, делимое, делитель. Вычислять значение выражения в 2—3 действия. | |
108 | Делим на круглое число | Деление на круглое число Формирование умений выполнять деление круглых чисел; находить неизвестные компоненты умножения и деления | Уметь выполнять деление вида 180 : 60; решать текстовые задачи с величинами; находить неизвестный множитель, неизвестный делитель, неизвестное делимое; расставлять порядок действий в выражениях со скобками; находить объем комнаты | Слушать и понимать речь других. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. Высказывать свою точку зрения на события. Определять последнюю цифру ответа при сложении, вычитании, умножении, первую цифру ответа при делении; проверять последнюю цифру ответа при делении. | ||
109 | Собираемся в путешествие | Арифметический диктант | Решение задач Комплексное повторение изученного. Формирование умений решать текстовые задачи | Уметь решать текстовые задачи на определение пройденного пути ;выполнять сложение и вычитание величин; находить неизвестный множитель, неизвестный делитель, неизвестное делимое; определять продолжительность действия | Осмысленное чтение и восприятие текста. Выделение главной мысли текста. Деление текста на смысловые части. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Находить ошибки в вычислениях. Решать задачи на деление с остатком; деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара. | |
110 | Учимся находить ошибки | Приемы проверки вычислений Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий | Уметь выполнять проверку арифметических вычислений; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, неизвестный множитель, неизвестный делитель, неизвестное делимое ;находить ошибки в вычислениях | Определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Самостоятельно выводить правило нахождения неизвестного делимого, делителя. Использовать знание о взаимосвязи умножения и деления при решении задач практического содержания. | ||
111 | Проверяем результаты деления | Приемы проверки деления Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий | Уметь проверять результат деления; решать текстовые задачи; находить неизвестный множитель, неизвестный делитель, неизвестное делимое; расставлять порядок действий в выражениях | Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Моделировать деление на части, исследовать деление на круглое число, делать выводы, проводить вычисления по аналогии. | ||
112 | Закрепление изученного по теме: «Умножаем и делим на однозначное число» | Приемы проверки деления Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий | Уметь решать текстовые задачи; находить ошибки в вычислениях; выполнять деление многозначного числа на однозначное; проверять вычисления | Сотрудничать с товарищами при проверке выполнения заданий. Ориентироваться в расписании движения транспорта, планировать время движения, расход продуктов, рассчитывать маршрут движения. Контролировать правильность вычислений. Прогнозировать результат сложения, вычитания. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания | ||
113 | Контрольная работа по теме «Умножаем и делим на однозначное число» | Контрольная работа | Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с единицами ёмкости (литр, миллилитр). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы емкости | Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами. | Использование знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представление информации; сравнение и классификация по существенному основанию. Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач Узнавать новое о системах счисления. Расшифровывать записи и выполнять вычисления | |
Делим на части (7 ч) | ||||||
114 | Окружность и круг Работа над ошибками | Окружность и круг. Знакомство с понятиями «окружность», «круг», «радиус», «диаметр». Формирование умений чертить окружность с помощью циркуля; делить круг на равные части с помощью линейки и циркуля | Знать, что с помощью линейки можно проводить прямые линии, угольник необходим для построения прямых углов, циркуль – для построения окружностей; определение радиуса окружности. Уметь строить окружность и круг; измерять радиус и диаметр окружности; делить круг на равные части; выполнять симметричные узоры с помощью циркуля | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Различать окружность и круг, радиус и диаметр. Вычислять радиус, если известен диаметр; диаметр, если известен радиус. Чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля. | ||
115 | Делим на равные части | Знакомство с долями. Формирование первичных представлений о долях. Развитие речи учащихся (употребление слов «треть», «четверть» и др.) | Уметь определять, какая часть закрашена на каждом рисунке; решать текстовые задачи; делить геометрические фигуры на равные части; выполнять деление многозначного числа на однозначное число в столбик; находить неизвестный множитель, неизвестный делитель, неизвестное делимое; | Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Делить окружность на 2 и 4 части с помощью угольника; на 3 и 6 частей с помощью циркуля. Соотносить части геометрической фигуры и доли числа. Читать и записывать доли числа. Находить долю числа. Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле | ||
116 | Рисуем схемы и делим числа | Практическая работа | Круговые диаграммы Знакомство с круговыми диаграммами; записью долей в виде дробей. Формирование умений находить долю числа; решать текстовые задачи | Иметь представление о записи доли числа. Уметь читать и записывать доли числа; решать текстовые задачи; расставлять порядок действий в вычислениях | Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. Вычислять значение выражения в 2—3 действия. Находить неизвестное число в равенстве. Выполнять устные и письменные вычисления | |
117 | Вычисляем доли | Нахождение доли числа Формирование умений находить долю числа; моделировать текстовые задачи | Уметь решать задачи на нахождение доли числа; читать и записывать доли; находить неизвестное число; находить размеры участка | Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. Использовать чертежные инструменты. Моделировать условие задачи нанахождение доли числа и числа по доле. Осваивать слова, обозначающие доли числа. Оценивать результат деления (долю числа) | ||
118 | Рисуем схемы и решаем задачи | Арифметический диктант | Нахождение числа по доле. Формирование умений находить число по доле; моделировать текстовые задачи | Уметь решать задачи на нахождение доли числа; составлять схемы к условиям задачи; изображать на схемах доли; вычислять площадь прямоугольника | Планирования последовательности шагов при решении задач. Использовать чертежные инструменты. Моделировать условие задачи нанахождение доли числа и числа по доле. Осваивать слова, обозначающие доли числа. Оценивать результат деления (долю числа) | |
119 | Закрепление изученного по теме: «Делим на части» | Нахождение числа по доле. Формирование умений находить число по доле; моделировать текстовые задачи | Уметь решать задачи на нахождение доли числа; составлять схемы к условиям задачи; изображать на схемах доли; вычислять площадь прямоугольника | Различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели. Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле. Вычислять значение выражения в 2—3 действия. Находить неизвестное число в равенстве. Выполнять устные и письменные вычисления. | ||
120 | Итоговая контрольная работа по теме | Контрольная работа | Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с единицами ёмкости (литр, миллилитр). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы емкости | Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами | Использование знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представление информации; сравнение и классификация по существенному основанию. Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач Узнавать новое о системах счисления. Расшифровывать записи и выполнять вычисления | |
Повторение (8 ч) | ||||||
121 | Работа над ошибками. Полёт на Луну | Комплексное повторение изученного | Уметь выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел; определять диаметр, зная радиус; выполнять сложение и вычитание величин | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Вычислять значение выражения. Находить неизвестное число в равенстве. Решать задачи на нахождение произведения, суммы, остатка; | ||
122 | Ворота Мории | Комплексное повторение изученного | Уметь записывать числа в порядке возрастания; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел; выполнять сложение и вычитание величин | Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Определение длительности событий; длины пути, времени скорости движения. Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа. Раскладывать трёхзначные числа на разрядные слагаемые | ||
123 | Золотое руно | Комплексное повторение изученного | Уметь записывать числа в порядке возрастания; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел; выполнять сложение и вычитание величин | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. Переводить единицы длины, массы, времени. Решать задачи, содержащие единицы длины, массы, времени, емкости. Определять стоимость покупки, цену и количество товара. | ||
124 | Возвращение аргонавтов | Арифметический диктант | Комплексное повторение изученного | Уметь определять пройденный путь; выполнять деление с остатком; выполнять сложение и вычитание величин; записывать числа в порядке возрастания; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел | Узнавать новое об исторических лицах, героях мифов. Вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника. Выполнять устные и письменные вычисления. Проводить вычисления разными способами, выбирать подходящий способ вычислений Расшифровыватьслова, числа. Решать логические задачи Прогнозировать результат вычислений. Применять полученные знания при решении нестандартных задач | |
125 126 127 128 | Повторение, обобщение изученного по теме: «Складываем и вы читаем числа с переходом через разряд» | Комплексное повторение изученного | Знать разрядный состав многозначных чисел; единицы измерения скорости, длины, площади, массы, времени, вместимости, стоимости; рациональные способы вычислений, сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел. Уметь решать текстовые задачи с величинами; выбирать рациональные способы вычислений; решать логические и комбинаторные задачи | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, группировать различные объекты, явления, факты.Расшифровывать слова, числа. Решать логические задачи Прогнозировать результат вычислений. Применять полученные знания при решении нестандартных задач | ||
Резервные уроки (2 часа) по темам: читаем числа с пере-ходом через разряд» | ||||||
ИТОГО 136 Ч. |
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование , 2 класс
Планирование составлено по программе "Перспективная начальная школа"....
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование уроков с ИКТ поддержкой к учебному комплекту Б.П. Гейдмана....
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование интегрированных уроков "Окружающий мир, литературное чтение" для 1 класса (учебник: А. Плешаков)...
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование уроков по обучению грамоте (Горецкий) и литературному чтению (Климанова)+ИКТ...
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование уроков письма и русского языка для 1 класса + ИКТ...
календарно-тематическое планирование 3 класс Школа 2100
развёрнутое календарно- тематическое планирование Школа 2100 3 класс: русский язык, математика, окружающий мир, технология, информатика, литературное чтение...
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Календарно-тематическое планирование "Начальная школа 21 века" 3 класс...