Многоугольники. Что это за листья?
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Богданова Лариса Николаевна

Интегрированный урок математики и окружающего мира. 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogougolniki._chto_eto_za_listya.rar222.05 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки математики и окружающего мира.

Тема: Многоугольники.

           Что это за листья?

Цели:

познакомить с понятием «многоугольник»;

познакомить с различными видами многоугольников;

повторить нумерацию чисел первого десятка, простейшие пространственные представления;

повторить состав чисел 2-5;

формировать умение сравнивать числа и числовые выражения;

повторить понятия «комнатные растения и «растения клумбы»;

учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев;

развивать речь учащихся, навыки устного счёта, внимание, логическое мышление;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями для работы на уроке; карточки с дифференцированными заданиями для самостоятельной работы; презентация «Что это за листья?», геометрические плоскостные фигуры, предметные картинки с изображением клумб и цветов;

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Посмотрите, кто приехал к нам сегодня в гости? (Паровозик из Ромашково).

- Скажите, что вы знаете об этом сказочном герое?

- Из какого литературного произведения он прибыл?

- Кто написал эту сказку (Геннадий Цыферов)?

- Какими качествами обладал этот сказочный персонаж? (Добрый, любознательный, очень любил природу). Скажите похож ли он этим на вас?

- Сегодня паровозик предлагает нам совершить путешествие. Как вы думаете, куда мы отправимся? (Ну, конечно же в лес.)

- Что мы будем изучать в лесу? (Деревья и их листья.)

Но лес у нас не совсем обычный. Он сказочный – математический.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Повторение ряда чисел и простейших пространственных представлений.

Итак, чтобы отправиться в путь, нужно сесть в вагоны.

У вас на столах листочки. На них нарисованы вагончики (приложение №1). Найдите средний вагончик. Раскрасьте его синим цветом. Вагончик справа раскрасьте зелёным цветом, вагончик слева раскрасьте красным цветом. Остальные раскрасьте любыми понравившимися вам цветами.  Пронумеруйте вагончики. В каждом напишите, какой он по счёту.

У доски:

Помогите прицепить вагончики к Паровозику из Ромашково.  Расставьте их по порядку.

(Повторение ряда чисел.)

Проверка:

- Посмотрите, правильно ли вы раскрасили вагончики? Поставьте плюсик, если задание выполнили верно.

У каждого Паровозика есть свой маршрут. Как вы думаете, нашему Паровозику какая дорога понравится больше - короткая или длинная?

Что это за линия? (Ломаная.) Найдите самую длинную ломаную линию. Посмотрите на карту, скажите, какого цвета будет наша дорога? (Карта путешествия)

Скажите, сколько звеньев у нашей ломаной? Сколько вершин?

Замкнута она или нет?

2. Повторение состава чисел, повторение понятий «комнатные растения» и «растения клумбы». Знакомство с понятием «многоугольники».

- Наш Паровозик отправляется в путь. Чтобы выехать в лес, сначала нужно проехать по городу. (На доске прикреплены изображения клумб разной формы (многоугольники и овал), на них фотографии цветов).

- Мы проезжаем мимо клумб. Что вы можете сказать о цветах, которые на них растут? Какие цветы вам известны?

 - Какая клумба здесь лишняя? (Овальная с гладиолусами.) Почему? (У неё нет углов.)

Какой формы эти клумбы? Докажите.

Устно решить задачу:

Мама купила 5 цветов красного и жёлтого цвета. Красных цветов больше, чем жёлтых. Сколько цветов каждого цвета купила мама?

Выполнить следующее задание на листе (приложение 1): вставить пропущенные числа, выбрать нужное действие. Проверка (на обратной стороне доски выполняет ребёнок).

III. Новый материал.

1. Знакомство с понятием многоугольники. Знакомство с берёзовыми листьями. 

Мы попадаем в лес. А что это за лес, нам придётся угадать. Какие виды лесов вам известны?

(Рассказы о деревьях сопровождаются слайдами презентации).

Загадка про берёзу. Загадывает подготовленный ученик.

Берёза.

Стоит девица,

Ой, нарядная:

Вся-то стройная,

Вся-то ладная.

Белый чёрным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей,

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

Дерево откроет нам свою тайну, если мы выполним задание.

Игра «Найди девятый».

Рассказывает про берёзу подготовленный ученик.

 

Берёза.

Полюбилась русскому народу белоснежная берёзка. Сколько песен, стихов сложено  о ней! В давние времена берёза считалась деревом, приносящим удачу. Из берёзы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А берёста? Это же готовая природная бумага. А отвар из листьев и почек применяют для лечения многих заболеваний.

- Как называется лес, в котором растут преимущественно берёзы?

Найдите среди геометрических фигур, похожие на форму клумб.

- Подумайте, на какие группы можно разделить все эти фигуры?

Введение понятия «многоугольники».

2. Задание на листе (приложение 2): разбить фигуры на группы.

Проверка (на обратной стороне доски выполняет ребёнок).

2. Знакомство с дубовыми листьями. Элементы многоугольников.

Загадку загадывает подготовленный ученик.

Дуб.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Дерево откроет нам свою тайну, если мы выполним его задание.

На доске начерчены многоугольники: Элементы многоугольников. 

- Как правильно показать угол?

- Как правильно показать сторону многоугольника?

- Как правильно показать вершину многоугольника?

Обозначение вершин буквами.

Черчение многоугольников у себя на листочках (Приложение 1).

Рассказывает про дуб подготовленный ученик.

Дуб.

Дуб – символ бессмертия и долговечности, так как живёт очень долго. Растёт дуб очень медленно, сначала (до 80 лет) - в высоту, а позднее – вширь. Существует  поверие, согласно которому дуб сильнее, чем какое-либо другое дерево, притягивает молнию.

У дуба сильные крупные корни. Они уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солёными огурцами – огурцы станут хрустящими, крепкими, вкусными.

3. Знакомство с кленовыми листочками. Уточнение представлений о прямоугольнике и квадрате.

Загадку загадывает подготовленный ученик.

Клён.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой.

Уточнение представлений о том, что квадрат является и прямоугольником, и ромбом, и четырёхугольником.

Рассказывает про клён подготовленный ученик.

Клён.

Клён – по преданию славян, дерево, в которое превращён человек. По этой причине кленовое дерево не используют на дрова, не подкладывают листья клёна под хлеб в печи (в листе клёна видят ладонь с пятью пальцами). В старину в праздники ветками клёна украшали дома, ворота.

Клён – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клёна крепкая древесина, её широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клёна.

В городах клён энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

4. Знакомство с липовыми листьями. Закрепление представлений о геометрических фигурах.

Загадку загадывает подготовленный ученик.

Липа.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Дерево откроет нам свою тайну, если мы выполним его задание:

Посчитайте, сколько треугольников на рисунке, сколько четырёхугольников на рисунке?

 

Из 5 палочек постройте 2 треугольника.

Из 7 палочек построить 2 квадрата. Сколько прямоугольников?

     

Рассказывает про липу подготовленный ученик.

Липа.

Во многих сказках и легендах герои останавливались на отдых в тени раскидистой липы, но не только этим знаменито это достойное дерево. Оно считалось, и не без оснований, хорошей защитой от молний. Если в липу попадёт молния, дерево обуглится, но на следующий год снова распустится, как ни в чём не бывало.

Липу высаживают в парках, аллеях как декоративное дерево.

Мягкая древесина идёт на резные изделия, изготовления домашней утвари.

Внутреннюю часть коры липы – лыко – раньше использовали для плетения лаптей.

С лекарственной целью используют цветки – «липовый цвет». Липовый отвар применяют при простуде, гриппе и других заболеваниях.

Липовый мёд – бесцветный, душистый, обладает лечебными свойствами.

5. Знакомство с осиновыми листочками. Сравнение выражений и чисел.

Загадку загадывает подготовленный ученик.

Осина.

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Дерево откроет нам свою тайну, если мы выполним его задание.

Сравнение выражений и чисел.

4 * 2+2           5-3* 4-2

5-2 * 2            2+2* 5-1

3+1* 5            ▲+2* ▲+1

4-3* 1+2         ▲-2* ▲-1

Рассказывает про осину подготовленный ученик.

Осина.

Так уж случилось, что в устном народном творчестве осине не повезло. В песнях, поговорках, в пословицах и загадках редко найдёшь добрые слова, относящиеся к осине. «Одно проклятое дерево без ветра шумит». «Никто не пугает, а дрожит». И в самом деле, листья осины дрожат даже в тихую, ясную погоду.

Резчики по дереву любят осину за лёгкость ей обработки, за светлый тон. Осина не боится влаги, поэтому идёт на изготовление лёгких игрушек и посуды. Раньше из неё делали корыта, кадушки. Стены изб, построенных из осины много лет тому назад, и сейчас поражают прочностью, белизной и чистотой.

6. Знакомство с рябиновыми листочками. Пропедевтика темы «Задача».

Загадку загадывает подготовленный ученик.

Рябина.

В сенокос – горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

Дерево откроет нам свою тайну, если мы выполним его задание.

В букете 3 розы и 2 лилии. Сколько цветов в букете? (Что известно в задаче? Что нужно узнать?)

Составьте задачу по рисунку.

Рассказывает про рябину подготовленный ученик.

Рябина.

Рябина – символ семейного благополучия, «дерево здоровья». Защита от злого колдовства традиционно считается основной силой рябины. До сих пор во многих деревнях от Англии до Урала, маленькие девочки по осени нанизывают на нитку ягоды рябины и носят их как бусы. Такой талисман всегда считался лучшей защитой от чужого влияния.

О чудесной способности плодов рябины поправлять здоровье и продлевать молодость ходят легенды. Издавна русский народ использует эти вкуснейшие плоды для улучшения аппетита и лечения многих заболеваний.

IV. Закрепление материала по окружающему миру. Самостоятельная работа по математике.

Листочки перебрать и положить в нужную корзинку:

В первую – дубовые;

во вторую – кленовые;

в третью -  берёзовые;

в четвёртую –

На листочках разной формы (кленовые, дубовые, осиновые) разноуровневые задания:

1 уровень.

1+4=                                 4    5                       1+2     5

5-3=                                  3    2                       4-2      3                  

2+2=                                 5    3                       3+2     2      

4-2=                                  1    4                       5-1      3    

2 уровень.

5-3=                                   5   4                                2+3    3-2          

2+2=                                  4    2                               4-1     3+2

5-4=                                   4+1     3                          5-1     4-3  

3+2=                                  5-2     4                           2+2    5-2

3уровень.

4-2=                        5-4      3+1                                ☼+2      ☼+1                    

5-4=                        2+3     3+1                                ▲+1     ▲

2+3=                       5-3      4-3                                ☺-2      ☺-1

4-3=                        2+2      5-2                                ♦-1        ♦

Проверка.

V. Итог урока.

Чему же мы научились? Что нового узнали на уроке? Что вам понравилось? Какое у вас настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация № 7 - "Многоугольники"

Материал для программы....

Презентация по теме: "Многоугольники" 2 класс.( Программа "Начальная школа XXI века")

Данную презентацию можно использовать для проведения устного счёта и введения в тему....

Урок "Точка. Линии. Углы. Многоугольники"

Данный урок проводится во 2 классе по предмету по выбору "Занимательная математика"....

Урок - проект по математике "Конструирование. Периметр и площадь многоугольника" 3 класс

Конспект + презентация.Цель: : создать занимательный геометрический материал для учащихся 1-х классов на уроках математики; закреплять умение находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника, п...

4 класс.Понятие периметр и способ нахождения периметра многоугольника

Формирование умений измерять стороны многоугольника, находить сумму длин сторон многоугольника, развитие познавательных процессов, формирование умения ориентироваться на плоскости листа....

Определение площади многоугольника

Математика. Тема: Определение площади многоугольника.   Цели: Специальные : -выделение существенных признаков прямоугольника и квадрата; - учить находить границы площади фигур; - р...

урок математики во 2-ом классе. ПЕриметр многоугольника

на уроке дети закрепляют изученный материал в игроой форме, задания прелагаются выполнить не только учителм, но и сказочными персонажами, которые присылают свои звуковые послания. Все задания проверяю...