Открытый урок (конспект урока)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Чомахидзе  Анастасия Николаевна

Буквенные выражения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvennye_vyrazheniya.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики,

 проводимого 9 декабря 2013 в гимназии № 166 во 2 «Б» классе

 в рамках: «Конкурса педагогических достижений».

Номинация: «Педагогические надежды»

Подноминация: «Молодой учитель».

Учитель начальных классов:

Лукичева Анастасия Николаевна

ГБОУ СОШ № 169

Санкт-Петербург

2013г.

Тема: «Буквенные выражения»

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель: познакомить детей с новым математическим  понятием «буквенные выражения».

Целевые установки:

предметные УУД:

  • знать понятие «буквенные выражения»;
  • понимать смысл вычисления значения, используя план решения буквенных выражений с одной переменной при заданных значениях букв;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • обобщать знания о числовых выражениях;

метапредметные УУД:

регулятивные УУД-

  • понимать, принимать и сохранять поставленную учебную задачу;
  • проводить самооценку полученных результатов;
  • отвечать на итоговые вопросы;

познавательные УУД-

  • строить речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию;
  • ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию;
  • классифицировать выражения по общему признаку (сравнивать числовые и буквенные выражения);

коммуникативные УУД-

  • вести диалог с учителем;

личностные УУД:

  • формирование мотивационной основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к математике.

Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь.

Оборудование для учителя: учебник, карточки с заданием, карточки с планом решения буквенных выражений, презентация, игрушки (филин, ёжик, белка, зайчик), плакат с краткой записью задачи, карточки с цифрами.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности. 1 мин.

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. Актуализация знаний. 5 мин.

Цель: актуализация опорных знаний.

  1. Создание проблемной ситуации. Открытие новых знаний. 10 мин.

Цель: поиск решения учебной задачи.

IV Здоровьесберегающая технология(физкультминутка) 2 мин.

Цель: снятие умственного утомления: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, улучшение обменных процессов, повышение внимания и активности детей на последующем этапе урока.

                  V.Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.7 мин.

Цель: первичное закрепление.

VI.Рефлексия деятельности. 5 мин.

Цель: рефлексия деятельности (итог урока).

I Мотивация к учебной деятельности.

У. Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Николаевна. Урок математики проведу у вас я. К нам на урок пришли гости. Давайте по приветствуем их. Повернемся к ним и поздороваемся, кивая головой.

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

Сегодня на уроке нас ожидают необычные приключения, потому что мы отправляемся в волшебный лес. Путешествуя по нему, вы познакомитесь с новым видом выражений, покажете свои вычислительные навыки и умение решать задачи изученных видов. В лесу нужно быть всегда предельно внимательными, а уж в математическом лесу тем более.

               (СЛАЙД 2)      Здравствуй, лес, волшебный лес,

Математических чудес

Что узнаем мы с тобою.

Надо думать головою.

Как узнать да как найти?

Ты скорей мне помоги!

II Актуализация знаний.

У. Вот мы с вами попали в волшебный лес. А кто  же знает какие звери живут в лесу?

Д. Лиса, волк, заяц, ежик…

У. Молодцы! Один из лесных жителей приготовил вам задание, а кто вы сейчас догадайтесь:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(СЛАЙД 3)        (Ёжик)

У. Молодцы! И так слушаем задание:

Ёжик по грибы пошёл.

 Десять рыжиков нашёл.

 Восемь положил в корзинку,

 Остальные же - на спинку.

 Сколько рыжиков везешь

 На своих иголках, еж?

        (СЛАЙД 3 (2))                      (2 рыжика)

У. Сколько грибов еж везёт на спине?

Д. Ёжик везёт 2 рыжика.

У. Как узнали?

Д. Мы из 10 вычли 8, получили 2.

У. А кто же следующий нам приготовил задание? Послушайте внимательно.

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть -

Надо грибы для зимы собирать.

   (СЛАЙД 4)                      (Белочка)

У. Молодцы! А теперь послушайте задание от белочки.

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит

А лисичек ровно шесть.

           (СЛАЙД 4(2))                   Ты попробуй все их счесть!»

        (14 грибочков)

У. Сколько грибочков собрала белочка?

Д. Белочка собрала 14 грибочков.

III Создание проблемной ситуации. Открытие новых знаний.

У. Сегодня к нам в гости пришел учитель школы зверей -Мудрый Филин со своими учениками: белочкой, ежиком и зайчиком. Мы с вами поделимся на три команды: команда зайчика, команда ёжика и команда белочки. У филина есть для вас первое задание. Сейчас каждая команда выберет число с которым вы будете выходить к доске.

ДОСКА: 2+        

Учитель раздает карточки с числами трем ученикам с каждого ряда.

Команда белочки-5

Команда зайчика -7

Команда ежика – 9

Далее дети выходят и вставляют своё число в выражение, вычисляют.

У. Молодцы!  С первым заданием учителя зверей вы справились.  Скажите, что мы с вами вставляли  в пустое окошко?

Д. Мы подставляли числа.

У. Мне подсказывает филин, что иногда в выражение можно подставлять маленькие буквы латинского алфавита.

У. Ребята,  выражение, которое  состоит из чисел, оно называется ЧИСЛОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. А кто догадался, как будет называться выражение в котором есть БУКВА.

Д. Такое выражение будет называться -БУКВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

У. Кто догадался с   каким выражением мы познакомимся сегодня на уроке?

Д. Сегодня мы познакомимся с буквенным выражением.

(СЛАЙД 5)У. Правильно! Латинские буквы вы постепенно выучите в старших классах. Но с некоторыми буквами мы познакомимся сейчас. Посмотрите внимательно на доску, сначала  я буду произносить букву, а затем мы все вместе.

(СЛАЙД  5(2)) И так, начинаем: a (а), b (бэ), c (цэ), x (икс), y (игрек).

Сначала учитель называет букву, затем дети хором.

(СЛАЙД 6)У. Давайте прочитаем буквенное выражение, подставляя в пустое окошко буквы латинского алфавита.

Д. 2+a, 2+b, 2+c

У. Молодцы! Филин снова вам дает задание. Отгадайте загадку:

Он заданья нам дает,

Нас учить не устает,

Помогает нам волшебник,

Наш товарищ, наш...

(СЛАЙД 7)                                                             (учебник)

Д. Это учебник.

У. Молодцы! А теперь давайте обратимся к учебнику. Откройте учебник на странице 76. Посмотрите в нижнюю часть странице. Давайте филину прочитаем правило.

Д. Дети читают правило.

У. Молодцы! Мы продолжим знакомство с  буквами латинского алфавита. Ну сначала давайте покажем филину, как вы умеете решать числовые выражения.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число (9 декабря), классная работа. Положите ручки и послушайте внимательно задачу:

Белочка  на зиму собрала 50 сыроежек, и 10 лисичек По дороге домой она растеряла 30 грибочков. Сколько грибочков останется у белочки на зиму? Реши задачу выражением.

Доска:

Было-50 с. и 10л.

Потеряла- 30 гр.

Осталось - ?

У. О ком задача?

Д. Задача о белочки.

У. Что мы знаем о белочки?

Д. Что она делали запасы на зиму.

У. Какие запасы делала белочка на зиму?

Д. Белочка собирала грибочки.

У. Какие грибочки насобирала белочка?

Д. Белочка насобирала  сыроежки и лисички.

У. Сколько сыроежек насобирала белочка?

Д. Белочка насобирала 50 сыроежек.

У. Сколько лисичек насобирала белочка?

Д. Белочка насобирала 10 лисичек.

У. Что ещё мы знаем о белочки?

Д. Что белочка потеряла 30 грибочков.

У. Что нам нужно узнать?

Д. Сколько грибочков осталось у белочки.

У. Мы можем сразу ответить на главный вопрос задачи?

Д. Нет,  не сможем.

У. Почему?

Д. Потому что мы не знаем сколько грибочков всего было у белочки.

У. Как узнать, сколько всего  грибочков было у белочки?

Д. Нужно к 50 сыроежкам прибавить 10 лисичек.

У. Мы ответили на главный вопрос задачи?

Д. Нет.

У. Но теперь мы можем на него ответить?

Д. Можем.

У. Что нужно теперь сделать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?

Д. Нужно из 60 вычесть 30, получится 30 грибочков.

У. Верно. Теперь мы ответили на главный вопрос задачи. А теперь нам нужно записать решение выражением. А как же нам это сделать?

Д. (50+10)-30=30(гр.)

У. Давайте запишем решение вместе, вы в тетради, а я на доске.

У. Как нам записать ответ?

Д. Ответ записывается строго по вопросу:

Ответ: 30 грибочков останется у белочки на зиму

IV Здоровьесберегающая технология(физкультминутка)

У. Молодцы!  Я думаю, что филину понравилось, как вы умеете решать числовые выражения. А теперь мы отдохнем. Встаньте!

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.(прыгают на правой ножке)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке,(прыгают на левой ножке)

По тропинке побежим, до лужайки добежим.(бег на месте)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки. (прыжки на двух ножках на месте)

Стоп. Немного отдохнем, и домой пешком пойдём. (шаг на месте)

У. Тихонечко присаживайтесь на свои места.

V. Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

У. Напомните филину, как называются выражения в которых есть буква?

Д. Буквенные выражения.

У. Филин нам дает следующее задание. Нам нужно научиться вычислять значение буквенных выражений. Но сначала посмотрите внимательно на доску. Рассмотрим план решения буквенных выражений:

(СЛАЙД 8)

План решения буквенных выражений:

  1. прочитать: сумма k и 7 (k+7)
  2. записать: k=10
  3. подставить значение буквы в выражение: вместо k подставляю 10
  4.  вычислить: 10+7=17

У. Но чтобы вы запомнили и вам было легче при вычислении буквенных выражений, филин вам дарит карточки с планом решения буквенных выражений.

Учитель раздает карточки детям

План решения буквенных выражений:

  1. прочитать: сумма k и 7 (k+7)
  2. записать: k=10
  3. подставить значение буквы в выражение: вместо k подставляю 10.
  4. вычислить: 10+7=17

У. Давайте прочитаем план решения буквенных выражений.

Один  ученик читаем.

У. Спасибо. А теперь давайте запишем в тетрадь. Посмотрите внимательно на доску:  читаем: сумма  k +7 при k =10. Вместо k подставляю 10 и получается выражение : 10+7=17

Сначала дети наблюдают за ходом решения на доске, далее переписывают себе в тетрадь.

У. А теперь давайте попробуем решить другое выражение. Кто запомнил название некоторых латинских букв?

Д. a, b,c,d,x,y.

У. Молодцы! Давайте найдем значение  выражения: a – 7 при a=10. Как нам вычислить?

Д. Нужно вместо « a» подставить 10, получится 10-7=3

VI. Рефлексия деятельности.

У. Молодцы! Кто сегодня помогал нам  уроке и  давал вам задания ?

Д. Мудрый филин.

У. Давайте расскажем филину, что вам понравилось на уроке?

Д. (ответы детей)

У. Нарисуйте у себя в тетрадях солнышко рядом с тем заданием, которое вам понравилось больше всего.

Дети рисуют.

У. Перед вами на доске солнышко и тучка. Подумайте на что у вас похоже сейчас ваше настроение на солнышко или на тучку. Почему?

У. Звери благодарят вас за помощь на уроке, за активную работу и дарят вам маленькие сувенирчики на память – грибочки. Вы все молодцы, хорошо работали. Спасибо вам за урок! (СЛАЙД 9)

САМОАНАЛИЗ УРОКА-5 МИН.

Тема: «Буквенные выражения»

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель: познакомить детей с новым математическим  понятием «буквенные выражения».

Целевые установки:

предметные УУД:

  • знать понятие «буквенные выражения»;
  • понимать смысл вычисления значения, используя план решения буквенных выражений с одной переменной при заданных значениях букв;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • обобщать знания о числовых выражениях;

метапредметные УУД:

регулятивные УУД-

  • понимать, принимать и сохранять поставленную учебную задачу;
  • проводить самооценку полученных результатов;
  • отвечать на итоговые вопросы;

познавательные УУД-

  • строить речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию;
  • ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию;
  • классифицировать выражения по общему признаку (сравнивать числовые и буквенные выражения);

коммуникативные УУД-

  • вести диалог с учителем;

личностные УУД:

  • формирование мотивационной основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к математике.

Средства обучения  для учащихся: учебник, тетрадь.

Средства обучения  для учителя: учебник, карточки с заданием, карточки с планом решения буквенных выражений, интерактивная доска, презентация, игрушки (филин, ёжик, белка, зайчик), плакат с краткой записью задачи, карточки с цифрами.

На разных этапах урока были использованы следующие методы:  

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод;
  • индуктивный метод (умение обобщать, осуществлять индуктивное умозаключение);
  • метод самостоятельной работы.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная форма организации обучения.

Место урока по этой теме: по этой теме первый урок.

Данные методы и формы организации позволили мне реализовать следующие результаты:

  • знание, детьми, понятия «буквенные выражения»;
  • понимание смысла вычисления значения, используя план решения буквенных выражений с одной переменной при заданных значениях букв;
  • классифицировать выражения по общему признаку (сравнивать числовые и буквенные выражения);
  • умение адекватно оценивать свою работу на уроке,
  • умение правильно отвечать на вопросы учителя (используя  математическую терминологию)

Для меня этот урок важен, потому что он является пропедевтикой для изучения этой темы в старших класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока к уроку русского языка во 2 классе по теме "Конструирование текста"

Разработка содержит подробный конспект урока  к уроку русского языка во 2 классе по теме "Конструирование текста". ("Школа 2100")...

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

План - конспект урока Разработка урока математики (2 класс УМК ПНШ) "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними".

План - конспект урока математики (2 класс УМК ПНШ) по теме "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними". Этот материал поможет на...

День открытых дверей. Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема: «Звуки [ф], [ф ’],буквы Фф.

Конспек интегрированного урока обучения грамоте и технологии...

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...