Многоугольники
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Многоугольники.
Цели: создать условия для ознакомления с различными многоугольниками; повторение состава чисел 2-5; формирования умений сравнивать числа и числовые выражения; развития мышления; развития аккуратности.
Планируемые результаты (предметные): уметь различать виды многоугольников; чертить с помощью линейки геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок-сказка.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, мультимедийная презентация, компьютер.
Методы ведения урока:
- Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
- Методы стимулирования (новизна, занимательность);
- Практические (практическое задание).
Новые термины и понятия: многоугольник, квадрат, прямоугольник.
Сценарий урока.
1.Организационный этап.
Милые мои, ребята,
Видеть вас я очень рада
И надеюсь я на вас.
Замечательный мой класс,
Что меня не подведете,
Мыслью и умом блеснете,
Речью грамотной своей,
Чтоб порадовать гостей.
А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай, на вопросы - отвечай!
- Нас сегодня ждёт путешествие в сказку: «Гуси-лебеди». Но сказка наша будет не простая, а математическая. Вы помните главных героев этой сказки, что с ними произошло? (ответы детей) Мы сегодня будем помогать сестрице Аленушке искать своего братца Иванушку.
2. Актуализация знаний (устный счет).
-Но прежде чем отправиться в сказку давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге:
2.1 Заблудилось число.
На доске:1, 2, 3, 7, 4, 5, 6, 8. 9, 10.
-Найдите это число и поставьте его на место. Обоснуйте свой ответ.
2.2 Сравнение чисел
– А чтобы показать, какое число больше или меньше, какие знаки вы используете? (>, <, =) Найдите эти математические знаки на доске.
а) Индивидуальная работа
– Кто попробует сравнить числа с помощью этих знаков? (2 ученика у доски)
3 и 4 | 1 и 2 |
2 и 5 | 4 и 3 |
1 и 4 | 5 и 4 |
– На какие 2 группы можно разделить полученные выражения? (равенства, неравенства) Какие математические понятия мы с вами повторили?
- Рассмотрите фигуры на доске:
- Найдите «лишнюю» фигуру. (Круг.) - Почему?(Ответы детей)
(Слайд 2) Жили-были мужик да баба. Была у них дочка, да сынок маленький. Раз уехали мужик и баба в город. А девочке строго настрого наказали следить за братцем. Сестрица посадила брата под окошком, а сама стала играть да и забыла про него.
(Слайд 3) Налетели Гуси-Лебеди и унесли Иванушку. Бросилась девочка догонять их. Ребята, а мы с вами поможем девочке? Бежит девочка и видит печку (Слайд 4). Обращается она к печке.
Учитель: Ребята, а вы помните, что говорит девочка? Скажите слова девочки.
Дети: Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
А печка отвечает: «Скажу, если выполните мои задания»
3. Знакомство с многоугольниками (Создание проблемной ситуации).
- Ребята, печка напекла пирогов разной формы. Посмотрите на доску.
1) На магнитной доске расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры:
– Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям.
(работа у доски с геометрическим материалом)
В результате на доске появляются 2 большие группы:
треугольники четырёхугольники
- По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов.)
- Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)
- Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.)
(Слайд 5)
2) Давайте подробнее рассмотрим два четырёхугольника (учитель обращает внимание детей на квадрат и прямоугольник)
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны -
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. . (квадрат)
Если все углы прямые.
И всего угла четыре.
Ну, а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем…. . (прямоугольник)
– Как бы вы назвали оставшиеся фигуры? (Пятиугольник, так как фигура имеет 5 углов, шестиугольник – имеет 6 углов.)
3) Создание проблемной ситуации.
- Ребята, а как можно назвать все фигуры расположенные на доске одним словом?
4. Сообщение темы урока. (Слайд 6)
-Ребята, печка спрашивает, а как можно назвать все фигуры которые у нас на доске расположены? ( Все фигуры можно назвать многоугольники)
-Ребята, а как будет звучать тема нашего урока? (Многоугольники)
-Какая цель урока?
- Научиться различать многоугольники;
- Аккуратно писать;
- Внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Далее учитель сообщает, что и треугольники, и четырёхугольники, и пятиугольники, и шестиугольники – это многоугольники или геометрические фигуры.
Печка: Молодцы ребята, справились с моим заданием. Бегите по дорожке-ломаной линии состоящей из 3 звеньев (Слайд 7)
- Ребята, какая дорожка будет являться ломаной -1, 2 или 3? (2 –ломаная линия).
- Правильно, скорее, в путь!
Бежит девочка по дорожке и видит, стоит яблонька. Вдруг подул сильный ветер.
5.Физкультминутка. (Слайд 8)
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Яблонька всё выше, выше.
6. Формирование умения различать многоугольники
(проговаривание во внешней речи)
Девочка: Яблонька – Яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
А яблонька ей отвечает: «Скажу, если мои задания выполнишь»
1)Работа с учебником.
Яблонька: Рассмотрите многоугольники, изображённые на полях
Работа по учебнику (задания 1-8).
- Какие линии замкнутые? (Черная, оранжевая.)
- Какие незамкнутые? (Красная, зеленая.)
- Какие линии ломаные? (Красная, черная, оранжевая.)
-Рассмотрите чертеж треугольника в учебнике. Назовите элементы треугольника. (Вершины, стороны, углы.)
- Вершина - это точка. Сторона - это отрезок. А какие фигуры образуют угол? (Стороны.)
- На рисунке покажите вершины, стороны, углы четырехугольника.
- Сколько вершин? (4.)
- Сколько сторон? (4.)
- Сколько углов? (4.)
- Какие стороны четырехугольника образуют угол? (Соседние стороны.)
- А какие стороны не образуют угла? (Противоположные стороны.)
Практическая работа
-Ребята, на парте у вас лежат вырезанные из цветной бумаги квадраты, подумайте и с помощью ножниц сделайте из квадрата другой многоугольник. Ножницы держим правильно, следим за своей работой, не вертимся. (ТБ при работе с ножницами)
- Какие геометрические фигуры у вас получились? (пяти-, шести- семи- восьмиугольник)
Яблонька: Молодцы, справились с моим заданием. Гуси-Лебеди полетели в сторону реки, поспешите за ними.
(Слайд 9) Подбежала девочка к реке и говорит: Речка, речка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
Речка: Скажу, если моё задание выполнишь. Начерти мне многоугольник в тетради.
7. Знакомство с чертёжным инструментом-линейкой. Вычерчивание фигуры.
-Как мы можем изобразить на бумаге, на доске любой многоугольник? (Начертить)
-Какой инструмент нам для этого понадобится? (Линейка)
-Совершенно верно, при помощи чертёжного инструмента-линейки-можно изобразить любой многоугольник.
- Начертите данный четырехугольник в тетради. Какая линия у вас получилась? (Ломаная.)
Речка: Молодцы, ребята, все справились с заданием. Вон в том лесу живёт Баба-Яга.
- Давайте отдохнём перед дальней дорогой.
8.Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Будем прыгать и скакать,
Остановка - стоп, стоп,
А глазами – хлоп, хлоп.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Подтянулись, потянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
-Побежала девочка дальше, а дорожки до леса нет. (Слайд 10) Увидела девочка избушку Бабы-Яги. В избушке Яга сидит, кудель прядёт, а рядом братец серебряными яблочками играет.
Девочка: «Баба-Яга, отдай мне братца».
Баба-яга отвечает: «Отдам, тебе мальчонку, если покажешь мне, что научилась различать многоугольники»
10.Самостоятельная работа в рабочей тетради
- Начертите в рабочей тетради многоугольник с пятью сторонами, с шестью вершинами, с семью углами.
- Как называется каждый из этих многоугольников? (Пятиугольник, шестиугольник, семиугольник.)
- Как вы думаете, сколько вершин у девятиугольника? (9 вершин.) А сторон? (9 сторон.)
- Что можно сказать о числе вершин, сторон и углов многоугольника? (Их число равно.)
11. Формирование умения сравнивать числа и числовые выражения.
Девочка: Я выполнила твоё задание, теперь отдашь мне брата?
Баба-Яга: А я передумала! Выполни-ка ты ещё одну мою задачку - сравни числа.
Работа ведётся в тетради на печатной основе с. 30, задание >,<. Проверка с доски (выставляют по одному выражению на магнитной доске).
- Восстановите неравенства и равенства. (Остальные работают в тетради с.30)
Ответ: 3>2 3 = 3 3<4 2<4
7> 5 5 = 5 7=7 7<9
Баба-Яга: Забирай братца. Да, гляди не забудь, что сегодня на уроке изучала!
Девочка: Спасибо! И дети побежали домой.
12. Рефлексия.
Ребята, наше путешествие по сказке подходит к концу. Во время этого путешествия вы узнали о фигурах. О каких фигурах мы говорили? Как назвать все фигуры общим словом? (Многоугольники, геометрические фигуры)
Учитель показывает пятиугольник.
-Как ещё можно назвать эту фигуру? Как вы это узнали? (По количеству углов)
Затем учитель показывает поочерёдно на квадрат и прямоугольник.
- Как по-разному можно назвать эту фигуру? (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат)
13. Итог урока.
-Что нового открыли для себя на уроке?
-Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
-Научились различать многоугольники?
-За что вы можете себя похвалить?
14. Домашнее задание.
-Сделайте любую аппликацию, используя в ней лишь многоугольники.
- На доску у меня висит яблонька. Если вам понравился урок, то прикрепите на нее красное яблочко, если у вас не все получалось, то желтое, если вам было трудно, то зеленое. (Дети крепят заранее приготовленные яблоки). Вот какая красивая яблонька у нас получилась. Молодцы!
Я вас хвалю за работу на уроке и говорю вам: «Спасибо за урок!»
-Ребята, а ещё вам говорят спасибо, герои сказки. (Слайд 11)
-Прибежали дети домой, а тут и отец с матерью приехали с подарками. Рассказали им дети, что с ними приключилось, стали они их обнимать, целовать, дочку умницей называть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация № 7 - "Многоугольники"
Материал для программы....
Презентация по теме: "Многоугольники" 2 класс.( Программа "Начальная школа XXI века")
Данную презентацию можно использовать для проведения устного счёта и введения в тему....
Урок "Точка. Линии. Углы. Многоугольники"
Данный урок проводится во 2 классе по предмету по выбору "Занимательная математика"....
Урок - проект по математике "Конструирование. Периметр и площадь многоугольника" 3 класс
Конспект + презентация.Цель: : создать занимательный геометрический материал для учащихся 1-х классов на уроках математики; закреплять умение находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника, п...
4 класс.Понятие периметр и способ нахождения периметра многоугольника
Формирование умений измерять стороны многоугольника, находить сумму длин сторон многоугольника, развитие познавательных процессов, формирование умения ориентироваться на плоскости листа....
Определение площади многоугольника
Математика. Тема: Определение площади многоугольника. Цели: Специальные : -выделение существенных признаков прямоугольника и квадрата; - учить находить границы площади фигур; - р...
урок математики во 2-ом классе. ПЕриметр многоугольника
на уроке дети закрепляют изученный материал в игроой форме, задания прелагаются выполнить не только учителм, но и сказочными персонажами, которые присылают свои звуковые послания. Все задания проверяю...