«Использование метода проектов на уроках математики в коррекционной школе"
статья по математике по теме
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь детей с ОВЗ для воспитательных и образовательных целей. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам математики, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Признание прав каждого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokakh_matematiki_v_korrektsionnoy_shkole.docx | 54.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Математика как учебный предмет играет особую роль в развитии познавательных процессов школьников с проблемами в развитии. Об образовательном и развивающем значении математики в жизни ребенка говорили П.Я.Гальперин, С.Я.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и другие учёные- дефектологи. С психологической стороны процесс обучения математике отражает основные положения теории учебной деятельности, среди структурных компонентов которой ведущую роль играет познавательный интерес. Особое значение приобретает учет познавательных интересов при обучении детей с нарушением интеллекта. У таких детей не развита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Для повышения интереса к процессу обучения необходимо, чтобы учебный материал был для детей посильным и личностно значимым.
Проблема обучения детей с нарушением интеллекта обусловлена не только недостаточной сформированностью психических процессов, но и в некоторых случаях, недостатками организации обучения таких детей. Обучая учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными.
В связи с этим весьма актуальным является переход от предметной, наглядной основы обучения к формированию доступных математических понятий методом проектной деятельности. Необходимо подводить учащихся к обобщениям, и на их основе выполнять практические работы, используя полученные знания в реальной жизни. Метод проектирования в обучении
способствует развитию способностей детей, интеллектуальному поиску, отходу от стандартного мышления, помогает использовать имеющиеся знания, умения, навыки в новых обстоятельствах, в тех или иных жизненных ситуациях, и, таким образом, в определённой мере готовить учащихся к социальной адаптации.
Реализация проекта в специальной коррекционной школе 8 вида отличается от аналогичной деятельности в массовых школах. Учитывая, что самостоятельная исследовательская деятельность школьников с недостаточной интеллектуальной деятельностью практически не возможна, то необходима руководящая роль учителя. Данный вид деятельности предусматривает владение новыми технологиями, умение логично и последовательно излагать свои мысли.
Обучение новым технологиям данной категории детей осложняется в силу их интеллектуальных особенностей и возможностей, требует более длительного подготовительного этапа. Важно обучить детей работе с интерактивной доской, правилами пользования презентациями, умением представить свои знания в необычной форме, отличной от ответов на уроке.
Мышление данной категории детей носит конкретный характер, поэтому логически излагать мысли им сложно, но в ходе реализации проекта учащиеся могут преодолевать и эти трудности. Кроме того, учитывая недлительное удержание изученного в памяти материала, проект не должен быть растянут по времени. Работа с презентацией на этапе подготовке проекта и его реализации помогает учащимся систематизировать ранее изученный материал, представить его в ином виде, упорядочить имеющиеся знания. Работа с проектом предусматривает и коллективную работу, которая по своей сути достаточно сложный вид деятельности для учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности, но в ходе реализации проекта данный вид деятельности показал умение детей данной категории работать вместе, поддерживать друг друга.
Проектная деятельность в специальной коррекционной школе 8 вида не просто возможна, но и необходима. Она позволяет более прочно изучить материал, систематизировать его, повысить мотивацию к изучению того или иного предмета, помогает обучать детей более логично и последовательно излагать мысли, позволяет реализовывать и воспитательные задачи (чувство товарищества, коллективизма и т.д.)
1.ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одно из направлений подготовки учащихся с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни — обучение детей математике. Работа по формированию элементарных математических представлений начинается с специальных коррекционных дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В течение четырех лет дети учатся оперировать предметными множествами, сравнивать объекты по величине, форме, ориентироваться в пространстве и времени, выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок, знакомятся с числами и арифметическими действиями (сложением и вычитанием) в пределах 5. В программе по математике учитываются различные возможности умственно отсталых учащихся в овладении учебным материалом.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Поэтому учитель, прежде чем приступить непосредственно к самой теме, должен выяснить, какие именно особенности усвоения математических знаний, умений и навыков имеются у детей с выраженными нарушениями интеллекта.
Детям с выраженными нарушениями интеллекта свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации. Суждения, выводы бедны, и большая их часть заимствована у окружающих. Логические процессы проходят на очень низком уровне. Возможно обучение таких детей порядковому счету, механическое заучивание таблицы умножения, отвлеченный счет недоступен. Словарный запас мал, ограничен названиями отдельных предметов. Речь маловыразительна, фразы короткие, аграмматичные.
Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительного восприятия и моторики учащихся. Они часто путают цифры и при чтении, и при письме под диктовку. Несовершенство моторики детей с выраженными нарушениями интеллекта создает значительные трудности в пересчете предметов: ученик называет один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, то есть называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел. У детей с нарушениями интеллекта с большим трудом вырабатываются новые условные связи, а, возникнув, они оказываются непрочными и, главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Причины уподобления знаний неоднородны. Одна из причин, по мнению исследователей, состоит в том, что приобретенные знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом.
Другая причина слабой дифференциации математических знаний
состоит в том, что происходит отрыв математической терминологии от конкретных представлений, непонимание конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира: количественные, пространственные, временные представления, представления о форме и величине. Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления младших школьников, с другой, — создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для обучения.
Своеобразие мыслительной деятельности умственно отсталых детей, недостатки словесно-логической формы мышления обусловливают возникновение трудностей в процессе формирования у учащихся абстрактных математических понятий и закономерностей. Но при этом исследования доказали, что математика содержит необходимые предпосылки для коррекции интеллекта и личности умственно отсталых учащихся, для развития познавательных возможностей. Основываясь на экспериментальном изучении особенностей овладения детьми с нарушениями интеллекта математическими знаниями и на психофизических особенностях таких детей, были разработаны специальные методики обучения математике умственно отсталых школьников.
В обучении детей с нарушениями умственного развития нумерации многозначных чисел реализуется принцип от общего к частному, благодаря чему:
- Учащиеся овладевают логически обусловленным обобщением знаний о первых трех разрядах (единицы, десятки, сотни) в понятии «класс».
- Осознают очевидности общего и различного между одноименными разрядами класса единиц и класса тысяч.
- Выявляется аналогия в нумерации трехзначных и шестизначных чисел.
- Коррекционно-развивающий потенциал учебного материала данного раздела курса математики используется в установлении аналогий, анализе, сравнении и обобщении имеющихся знаний.
В системе нумерации многозначных чисел основой является нумерация чисел первого класса. Применение моделирования позволяет сформировать у школьников наглядный обобщенный образ, пространственную схему строения шестизначных чисел.
Основа успешного освоения программы по математике учащимися с отклонениями умственного развития — это знание учителем возможностей учеников, темпов их работы, особенностей личностного развития.
Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации, при которых ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе. Используя на уроках обычные каналы усвоения знаний, стараться, чтобы эти знания были выведены из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, явлений, выполнения практических работ. Это главное на любом этапе урока. Все это содержит творческий элемент.
Дети с нарушением интеллекта зачастую не умеют осмысленно подходить к усвоению прочитанного, рассказанного, объясняемого на уроке. Причина кроется в отсутствии процесса целенаправленного формирования и развития мышления учащегося, в стихийности и неосознанности возникновения мыслительных актов. Процесс же стихийного становления мышления – длительный, несовершенный, непродуктивный. Возникающие при этом умственные действия и умения часто имеют изъяны, набор мыслительных умений неполон, а круг задач, для решения которых он применяется, ограничен. Чтобы усовершенствовать процесс умственного развития ребенка, необходимо целенаправленно обучать его умению мыслить.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
2. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ
ГЕОМЕТРИИ В ШКОЛЕ 8 ВИДА
В процессе обучения математике учащиеся вспомогательной школы получают не только арифметические знания, но и сведения по геометрии.
Известно, что пространственные представления, воображение у умственно отсталых школьников развито чрезвычайно слабо. В процессе изучения геометрического материала школьники учатся абстрагироваться от свойств конкретных предметов, сравнивать и сопоставлять геометрические формы, отвлекаясь от несущественных признаков сравниваемых форм, дифференцировать и классифицировать способность к обобщениям.
Все это помогает формированию приемов умственной деятельности, коррекции недостатков пространственных представлений, активизирует познавательную деятельность школьников, развивает практическую ориентацию в окружающем пространстве, моторику, обогащает словарь, развивает речь и мышление. То есть играет значительную коррекционную роль в процессе обучения и восприятия умственно отсталых детей.
Наличие геометрических знаний способствует более успешному изучению таких учебных предметов, как ручной и профессиональный труд, рисование, черчение, физкультура, естествознание, география. Например, для усвоения географических понятий о форме Земли обучающиеся должны иметь определенный запас геометрических представлений о круге, окружности, шаре. Чтобы получить знания о плане и карте, они должны иметь представления о масштабе, геометрических фигурах, прочные навыки измерения и т.д.
Учащиеся должны не просто усвоить названия геометрических фигур и тел, научиться их различать и находить сходство на основе изучения их свойств, но и научиться распознавать их форму на окружающих предметах, т.е. они должны уметь применять геометрические знания на практике.
Изучение геометрического материала для учащихся школы VIII вида представляет большие трудности. Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности: недоразвитие внимания, сенсорно-моторных чувств, воображения, несовершенство анализа, синтеза, слабости обобщения и отвлечения.
Слабость обобщающей функции мышления, трудности в вычленении существенных признаков изучаемого понятия приводят к тому, что некоторые обучающиеся, даже старших классов. Имеют нечеткие представления о геометрических фигурах. К геометрическим фигурам ученики относят, например, также величины - площадь, объем: чертежные инструменты: ученические принадлежности. Учитывая трудности в узнавании геометрической фигуры в необычном положении, например в орнаменте, в рисунке, в изделии (табурет, фартук, наволочка, коробка), учитель должен варьировать положение фигур на плоскости и в трехмерном пространстве, чтобы корригировать недостатки воображения обучающихся.
Школьнику с интеллектуальной недостаточностью легче начертить фигуру, чем назвать ее, легче показать (найти) фигуру, чем рассказать о ее свойствах, т.е. наблюдается тенденция замены суждения наглядным действием.
Имея, как правило, плохую моторику, слабость мелких мышц руки, скованность движений, обучающиеся с трудом овладевают навыками работы с линейкой, чертежным треугольником, циркулем, транспортиром. Измерения с помощью линейки они часто производят не от нулевого деления, а либо от конца линейки, либо от единицы.
Учителю школы VIII вида следует так организовать процесс обучения наглядной геометрии, чтобы преодолеть характерные ошибки (или совсем их избежать) и трудности в овладении обучающимися геометрическими знаниями, умениями, навыками. Опыт многих учителей школ VIII вида показывает, что эта задача выполнима.
Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционной школы VIII вида нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
Одним из эффективных средств пробуждения интереса к геометрии, наряду с другими методами и приемами, являются дидактические игры и занимательные упражнения. Обучение в игре и через игру позволяет ученику, даже самому робкому и не решительному, поверить в свои силы, а учителю дает возможность обучать детей на уроке, не перегружая их, а наоборот, развивая. В игре ребята легче и быстрее переключаются с одного задания на другое, выполняют их с интересом. Игровые формы, которые создают атмосферу заинтересованности и рискованности, помогают сформировать практические навыки, необходимые человеку в жизни, научить принимать самостоятельные решения и делать выбор.
Наряду с игровыми формами обучения в настоящее время наиболее актуальной является такая форма обучения как проектная деятельность.
Организация проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда. Положительные эмоции, которые возникают в процессе работы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, логического мышления, математической речи.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Благодаря использованию этого метода на уроках геометрии можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений, навыков. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
3. МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ 8 ВИДА
По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”.
Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.
Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам математики, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
В работе по методу проектов, можно выделить следующие этапы:
- целеполагание;
- разработка проекта;
- выполнение проекта;
- подведение итогов.
На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1 .Формулирует проблему (цель). 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу | 1 .Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта |
2 этап | 1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность | 1 .Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение ролей |
3 этап | 1 .Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта | Формирование специфических знаний, умений, навыков |
4 этап | 1 .Подготовка к презентации. 2.Презентация | 1 .Подготовка проекта деятельности к презентации. 2.Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности |
Общие подходы к этапам проекта.
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ - ученик
2-й и 3-й этапы
учитель - УЧЕНИК
4-й этап
УЧИТЕЛЬ – ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель мотивирует детей на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Детям с интеллектуальной недостаточностью необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру. Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
1. Информационно - практико – ориентированный проект: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
2. Исследовательский проект: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
3. Ролевой проект (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
4. Творческий проект (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
По предметно – содержательной области выделяют два типа проектов:
1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проекты могут классифицироваться:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
Классификация проектов по продолжительности.
- Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
- Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Правила успешной проектной деятельности
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Математика как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.
Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания и применить их в жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.
Организация проектной деятельности в школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.
ЛИТЕРАТУРА
- Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М., 1999.
- Грищенко Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. 1995.№ 11.
- Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. М., 2004.
- Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М.,1993.
- Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. М., 2005.
- Колягин Ю. М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа.1999. №3.
- Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. 1990. № 9.
- Коррекционная педагогика. Учебное пособие /Под редакцией Б.П. Пузанова. М., 2001.
- Майорова М.Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения // Начальная школа. 1999. №12.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М., ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...
Метод проектов на уроках математики в начальной школе
Тема урока: Площадь прямоугольника. Цель: 1. Вывести формулу нахождения прямоугольника, упражнение в определении площади прямоугольника. ...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе
Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе...
Презентация "Использование метода проектов на уроках в начальной школе"
1. http://lmb.sosh.ru/art.asp?id=61 2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.3. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/1448-2012-07-25-15-...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Методический материал для работы с ГУО по математике...
Использование метода проектов на уроках английского языка в начальной школе, как средство формирования исследовательской деятельности учащихся
Проектная деятельность школьников, предоставляет ученику широкое поле новой для него деятельности, тем самым помогает глубже осмыслить новые дисциплины, лучше связать знания отдельных предме...